Наверх
Наверх

Аудиенция Рябошабки с царем

  • Страница 1 из 3

подробнее
Вот прочел у Храпова в "Счастье потерянной жизни" вот такие страницы из жития святых. Интересно, сохранились ли архивные сведения о такой аудиенции?

Один из московских гостей, брат Довгалюк, призвал к тишине и передал случай из жизни братства:
- Пятьдесят лет назад, - начал он, - Господь посетил пробуждением нашу страну. В числе первых обращенных и посвятивших себя и свой дом на служение был многим известный брат Иван Григорьевич Рябошапка. Господь благословил его особенной мудростью и даром проповеди. Везде, где ступала нога проповедника, он возвещал людям Евангелие Иисуса Христа. Несмотря на сопротивление духовенства, слепое преследование жителей и запреты, многие люди, порой злые ненавистники, падали на колени в искреннем раскаянии. Весть о спасении быстро стала распространяться и проникать из деревень и хуторов в города. Рябошапку вызывали для бесед разные большие люди: священники, архиереи, приставы и губернаторы, простые и знатные - и всем брат, исполненный мудрости Божьей, давал исчерпывающие ответы, на которые невозможно было возражать.
Пораженные противники умилялись, принимая Божье Слово; некоторые же приходили в ярость и преследовали брата Рябошапку. Весть о великом проповеднике переходила из одной губернии в другую, наконец она дошла и до батюшки-царя. Монарху рассказали о новой вере, какую проповедовал Рябошапка; о том, как многих он уже смутил, что нет на него никакой управы, так как никому не удается переговорить его и остановить, что он многих перекрещивает из православной веры, святые образа называет идолами и не признает никаких святых угодников. Страшнее же всего - он ни во что ставит Божью мать. Поэтому царю-батюшке пора призвать этого смутьяна к порядку, пока он не наделал какой беды. Тем паче, вера эта совсем не русская, а какая-то английская, либо германская.
Из Петрограда со специальной грамотой от самого царя был послан за Рябошапкой казенный человек, чтобы под конвоем привезти его к правителю. Как всегда, это делалось с большой поспешностью. Брата Рябошапку посыльный в сопровождении пристава застал в кругу друзей и объявил ему царскую волю, но к нему лично отнесся вежливо и обходительно. Помолившись, верующие простились с братом, предав его благодати Божьей, а затем еще остаток дня и ночь провели в усердной молитве.
Ехали к царю на перекладных без остановок, и в Петроград брата доставили очень быстро. После предварительного знакомства с царскими чинами Рябошапку привели в царский дворец, а затем в тронный зал на прием к самому монарху. Зал был обставлен роскошной мебелью, а у передней стены на возвышении стояли тронные кресла для царя и царицы, вдоль стен зала в креслах сидели служители духовенства.
Брату пришлось ждать монарха продолжительно, чему он был рад, используя это время для молитвы. Наконец все пришло в движение, двери широко распахнулись, и по дорогим коврам спокойной походкой вошел царь в сопровождении своей свиты.
Брат Рябошапка с должным почтением предстал пред лицо монарха. После кратких расспросов о его происхождении и роде занятий царь предъявил ему обвинения и дал полную возможность для ответа. На мгновение водворилась тишина, брат попросил Евангелие. Ему подали Евангелие в роскошном переплете, украшенное золотом и сверкающим бриллиантами крестом. Рябошапка спокойно взял его и, открыв Деяния Апостолов, внятно прочитал двадцать пятую и двадцать шестую главы, повествующие о беседе апостола Павла с царем Агриппой и Вереникой. Во время чтения лицо монарха стало заметно смягчаться. Брат после прочитанного привел аналогию своих обстоятельств и кратко, но убедительно изъяснил царю сущность Евангелия и причину разногласий у православной церкви с тем исповеданием, которому он посвятил себя.
- Слышу, сударь, что доказательства твои умны, и многие из обвинений, донесенных на тебя, ложны, но я хотел бы послушать оправдание твоего учения перед лицом владыки, так как ему вверено Богом и отцами церкви быть блюстителем православной веры. Смотри, от тебя зависит, оправдаешься перед ним - оправдан будешь и пред лицом моим; не сможешь - предстанешь пред судом церкви, - проговорил властным голосом монарх, кивая в сторону насторожившегося духовенства и распорядился: - Позовите владыку!
Сейчас же вновь широко распахнулась дверь, и в сопровождении священнослужителей вошел в зал владыка. Облачение его сверкало золотом и драгоценными камнями от патриаршей митры на голове до башмаков. Правой рукой он опирался на так же сверкающий драгоценностями священный посох. Остановившись перед царем, он оказал должное почтение монарху и по знаку его чинно уселся в специально принесенное за ним кресло.
- Ваше первосвященство! Вот перед нами тот самый мирянин Рябошапка, о котором донесено нам, что он присвоил себе священный сан, поносит церковное священство, разоряет православную веру и прочее. Я испытал его вслух и не нашел подтверждения в том, в чем его обвиняют, но для разбора в тонкостях богопочитания почел благоразумным представить его испытать вам. Если вы докажете вину его и у него не найдется чем оправдаться, но подтвердится все предъявленное ему, то вы будете властны судить его по всей строгости, данной Богом вам и церкви. Но ежели сей мирянин окажется так силен в слове, что у вас не найдется, что ответить ему, то придется оправданным отпустить его, а вам понести смущение, - объявил монарх, обращаясь к владыке. Затем, взглянув на Рябошапку, дополнил: - Ну-с, сударь, вам предоставляется слово перед владыкой.
Брат Рябошапка, взглянув в глаза владыки, сделал вид, будто хочет поклониться ему, и громко спросил:
- Могу ли я вас назвать Владыкою неба и земли?
- Что вы, что вы, помилуйте, сударь, разве подобает так, - возразил владыка, предупредительно выставляя руки перед Рябошапкой. - Ангел Божий не позволил апостолу оказать такую почесть ему, я же - перстное творение, как и все человеки.
Брат выпрямился и, смело глядя на растерянного владыку, громко проговорил:
- Да будет мне позволено в таком случае спросить вас, многоуважаемый владыка, если на небе по Писанию Владыкою является предвечный триединый Бог, а на земле мы с вами знаем, что владыкою является князь мира сего дьявол, тогда кто же вас назвал и над чем поставил владыкою?
Как громовой раскат пронесся заданный вопрос по всему залу, и после этого водворилась напряженная тишина. Владыка несколько раз пытался что-то произнести, но уста его были скованы, все ниже и ниже опускалась книзу патриаршая митра. Наконец после долгого молчания послышался голос монарха:
- Что ж, блаженный отец, подобает отвечать мирянину Рябошапке?
- Ваше превосходительство, позвольте мне на час уединиться в молитве пред Царем небесным, чтобы получить ответ на заданный вопрос.
Царь объявил на час перерыв, и все, весьма возбужденные, освободили тронный зал. Рябошапке по его личной просьбе было позволено остаться на месте. Как только он остался один, то упал на колени и в молитве со слезами благодарил Бога. Брат видел и чувствовал, что заданный вопрос как обоюдоострый меч поразил ложного владыку пред лицом монарха, духовенства и царских советников и поразил непоправимо.
Через час в своем прежнем составе вошли все присутствовавшие и вскоре сам царь со свитой. Владыки не было. Монарх с едва заметной ноткой недовольства, приказал немедленно пригласить его. Посланный архиерей торопливо направился в надлежащие покои. С каждой секундой нетерпение до крайности напрягало нервы у всех, в том числе и у царя, но прошло и пять, и десять минут, а владыка не появился. Наконец в дверях царского зала показался посланный архиерей, бледный и растерянный. Срывающимся от волнения голосом он объявил царю:
- Владыка не может сегодня выйти и предстать пред ваше лицо - он в постели.
Царь вздрогнул от столь неожиданного обстоятельства и, не садясь в кресло, произнес кратко, глядя на Рябошапку:
- Сударь, ты свободен!
По неофициальным слухам вскоре стало известно, что владыку нашли у себя в покоях мертвым.
Все ахнули, и когда брат закончил рассказ, долго обсуждали его детали между собою.

Храпов, Счастье потерянной жизни. 1 том.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
мне Сергей брат из Курска говорил что это сказки баптитские. Я тоже так думаю, потому что если бы это было бы так, то другие исторические свидетельства были бы.

подробнее
Жаль, что сказки, уж больно красивые.

Maksimov Sergey Sergeevich

Местный
подробнее
Там, Храпов, хоть и приводит этот эпизод в своей книге, но он ссылаеться, что один брат это рассказывал...
А вообще у нас много невероятных историй ходит, и думаю, чем дальше, тем больше их будет..

а ещё, я кобы гимн"Летит безжалостное время" был написан Прохановым для Ленина, во время общей отсидки в одной камере...

подробнее
Легенда гласит, что Ленин, сидючи на нарах и писав молоком очереное воззвание своим соратникам, макая соломинку в чернильницу из хлебного мякиша, говаривал: "Вот, Проханыч, ты все гимны строчишь, все о Боге, да о Боге... А слабо написать гимн, чтобы в нем не было слова Бог?" Ну Проханов в ответ на сие и написал тот гимн. Там есть слова: "К тому ль твой жадный ум стремился, Чтоб стать добычею червей?". Наверно Ленина в мавзолей специально положили, чтобы черви до него не добрались, и пророчествоо Проханова не исполнилось до времени. Но сейчас если Ленина все-таки вынесут из мавзолея, то скорей всего черви до него доберутся.


K I E

Местный
подробнее
Ну а что же тут сказочного? Ну помер поп. Но естественно, что православные не связали никак эту кончину с разговором попа с Рябошапкой. Так что все вполне могло быть и так.

Новиков Вадим Сергеевич

Местный
подробнее
Вот, что «Летит безжалостное время» написал Проханов, это точно миф ( Иван Степанович писал такие перлы, как про водолазов и рудокопов), не его стиль.
А насчёт Рябошапки, я согласен с Игорем Евгеньевичем, « нет дыма без огня». О таких людях преданья хранят долго.


подробнее
Надо будет проверить насчет авторства. А так где-то 20% Песни Возрождения написано\переведено Прохановым. А про вололазов он не писал и рудокопов. Он написал про Христовых рыболовов, и если смешно, то тогда вам должно быть смешно что Христос назвал учеников "ловцами человеков" (в английском "рыбачущие людей"). А что "стада" плывут в глубине, это правильный океанографический термин "стада рыб". Я кажется об этом писал. Так что с песнями, и переводами у Проханова в целом нормально было, особенно сравнивая с современным песнотворчеством. У него были чудинки в других областях.

подробнее
Кто знает может быть лет чрез 100 будет ходить сказание "О том как братья Володимир да Владиславий из Земли Канадской братьев на электронной доске объявлений собирали" .

Карпицкий Виктор

Местный
подробнее

Кто знает может быть лет чрез 100 будет ходить сказание "О том как братья Володимир да Владиславий из Земли Канадской братьев на электронной доске объявлений собирали" .


И многие усомнятся в истинности сего сказания...


K I E

Местный
подробнее

Кто знает может быть лет чрез 100 будет ходить сказание "О том как братья Володимир да Владиславий из Земли Канадской братьев на электронной доске объявлений собирали" .


И как зело резали их постинги по своему усмотрению... :-)

подробнее
Дабы не повадно было в собрании сем серьезном сорвиголовам виртухальным праздно лясы точить да валданиться яко на торжище.

K I E

Местный
подробнее
А сам? ;-)

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее

Кто знает может быть лет чрез 100 будет ходить сказание "О том как братья Володимир да Владиславий из Земли Канадской братьев на электронной доске объявлений собирали" .

И как зело резали их постинги по своему усмотрению... :-)


Дабы братия горяча кровинушка, не закипалися и чего хуже поругалися, що дух огорчитися. Яко и святый отцы Менно Симонсий яж в 15 веку, казав , дабы нам братьям жить мирно и любите дружа.


Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее

Ну а что же тут сказочного? Ну помер поп. Но естественно, что православные не связали никак эту кончину с разговором попа с Рябошапкой. Так что все вполне могло быть и так.


сказачного в том, что рассказывается как сказка, а это бы никак не могло бы затерятся о нем бы и Питерцы сказали и баптисты после, кто жил в то время. А так никаких исторических данных. Слишком похоже на народные сказания.
Причем в самой сказке и царь показан как бы любимый крестьянами но какой то глупенький, и патриарх какой то забитый, что ничего сказать не мог.

K I E

Местный
подробнее
Ну, Владимир, тогда большинство, если не все, Жития святых тоже сказки. :-)
Мы не можем на самом деле точно сказать, правда это или нет. Все, что говоришь ты, что говорю я, или еще кто-то - версии. А у Н.П. Храпова так написано.
Можем гадать еще сто лет.

Зуев Олег Евгеньевич

Местный
подробнее

Ну, Владимир, тогда большинство, если не все, Жития святых тоже сказки. :-)
Мы не можем на самом деле точно сказать, правда это или нет. Все, что говоришь ты, что говорю я, или еще кто-то - версии. А у Н.П. Храпова так написано.
Можем гадать еще сто лет.

Все таки, больше похоже на фантазию. Храпов ее где то услышал и передал, т.к. очень яркая история. Да и вопрос, которым в тупик поставили владыку на самом деле для священнослужителя элементарный...


K I E

Местный
подробнее
Зуев Олег, а вот это уже ваша фантазия. :-)

Азаренко Алексей Николаевич

Местный
подробнее
А я братья думаю, что такое быть могло. А если желает кто проверить, так это надо копатся в архивах православия, и посмотреть когда умер тот поп, о котором идет речь в повествовании. А так же там может где-то есть и сам этот диалог.

K I E

Местный
подробнее
Попы старались не записывать сведения, отрицательно влдияющие на их имидж. Потому у нас такая церковная история кособокая...


  • Страница 1 из 3