Наверх
Наверх

ТЕЛЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
ТЕЛЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Эти действия сводятся к двум: к падению ниц и к целованию. То и другое имеют в культе особую свящ. форму, но они всегда связаны с непосредственным движением перед лицом Божиим твари, испытывающей либо панический страх, либо благоговейный восторг.

1. Падение ниц, прежде чем быть непосредственным жестом, представляло особое положение, насильно навязанное более мощным противником, напр., когда Сисара пал, сраженный насмерть Иаилью (Суд 5.27), или когда пленные Израильтяне должны были падать ниц перед Вавилонянами (Ис 51.23). Чтобы не быть принужденным к этому силой, слабый нередко предпочитает сам пойти преклониться перед более сильным и молить его о милости (4 Цар 1.13). На ассирийских барельефах царские вассалы часто изображались коленопреклоненными, с опущенной до земли головой. 'Господу Ягве, К-рый «превыше всего» (1 Пар 29.11), подобает П. всех народов (Пс 98.1-5) и всей земли (95.9).

2. Целованием выражается не только почитание, но и потребность в непосредственном контакте и сближении, свойственном любви (Исх 18.7; 1 Цар 10.1...). Целование идолов (3 Цар 19.18) заключалось у язычников в поднесении руки ко рту (лат. ad os (oris) = к устам; отсюда: adorate; cp Иов 31.26 слл); это знаменовало одновременно и желание прикоснуться к Богу и расстояние, отделяющее от Него. Традиционный жест катакомбной «оранты», сохранившийся в богослужении - простертые руки, кисти к-рых, смотря по своему положению, выражают приношение, мольбу или хваление, уже не заключает в себе целования, но связан с его внутренним смыслом.

3. Все культовые действия, не только обрядовое падение ниц перед Ягве (Втор 26.10; Пс 21.28 слл) и перед ковчегом Завета (Пс 98.5), но и все, что совершается перед жертвенником (4 Цар 18.22) или в « доме Ягве» (2 Цар 12.20), в том числе и жертвоприношения (Быт 22.5; 4 Цар 17.36), иными словами, все действия, выражающие служение Богу, могут быть охвачены одной общей формулой: «поклоняться Ягве» (1 Цар 1.3; 2 Цар 15.32). «Поклонение» стало наиболее адекватным, но также и наиболее разнообразным по содержанию, выражением почитания Бога, перед К-рым ангелы падают ниц (Неем 9.6) и ложные боги обращаются в ничто (Соф 2.11).

Эти действия сводятся к двум: к падению ниц и к целованию. То и другое имеют в культе особую свящ. форму, но они всегда связаны с непосредственным движением перед лицом Божиим твари, испытывающей либо панический страх, либо благоговейный восторг.

1. Падение ниц, прежде чем быть непосредственным жестом, представляло особое положение, насильно навязанное более мощным противником, напр., когда Сисара пал, сраженный насмерть Иаилью (Суд 5.27), или когда пленные Израильтяне должны были падать ниц перед Вавилонянами (Ис 51.23). Чтобы не быть принужденным к этому силой, слабый нередко предпочитает сам пойти преклониться перед более сильным и молить его о милости (4 Цар 1.13). На ассирийских барельефах царские вассалы часто изображались коленопреклоненными, с опущенной до земли головой. 'Господу Ягве, К-рый «превыше всего» (1 Пар 29.11), подобает П. всех народов (Пс 98.1-5) и всей земли (95.9).

2. Целованием выражается не только почитание, но и потребность в непосредственном контакте и сближении, свойственном любви (Исх 18.7; 1 Цар 10.1...). Целование идолов (3 Цар 19.18) заключалось у язычников в поднесении руки ко рту (лат. ad os (oris) = к устам; отсюда: adorate; cp Иов 31.26 слл); это знаменовало одновременно и желание прикоснуться к Богу и расстояние, отделяющее от Него. Традиционный жест катакомбной «оранты», сохранившийся в богослужении - простертые руки, кисти к-рых, смотря по своему положению, выражают приношение, мольбу или хваление, уже не заключает в себе целования, но связан с его внутренним смыслом.

3. Все культовые действия, не только обрядовое падение ниц перед Ягве (Втор 26.10; Пс 21.28 слл) и перед ковчегом Завета (Пс 98.5), но и все, что совершается перед жертвенником (4 Цар 18.22) или в « доме Ягве» (2 Цар 12.20), в том числе и жертвоприношения (Быт 22.5; 4 Цар 17.36), иными словами, все действия, выражающие служение Богу, могут быть охвачены одной общей формулой: «поклоняться Ягве» (1 Цар 1.3; 2 Цар 15.32). «Поклонение» стало наиболее адекватным, но также и наиболее разнообразным по содержанию, выражением почитания Бога, перед К-рым ангелы падают ниц (Неем 9.6) и ложные боги обращаются в ничто (Соф 2.11).

http://www.krotov.in...my/p/poklon.htm