Наверх
Наверх

Богослужение для спецслужбы

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Богослужение для спецслужбы

Через 13 лет после кончины коммунизма православная церковь видит себя снова там, где она чувствовала себя лучше всего, начиная со времен Ивана III: на стороне власти. Сакрализация власти с тех пор, как Московское княжество провозгласило себя "третьим Римом", пристанищем православных по образцу Рима и Константинополя, имеет богатые традиции. В этих взаимоотношениях, в отличие от Запада, ничего не изменил ни спор о владениях, ни, как показывает близость высокопоставленного духовенства к спецслужбе, семьдесят лет коммунизма.

Если Горбачев православие терпел, а Ельцин способствовал его укреплению, то Владимир Путин почти реализовал мечту о государственной церкви. Бывший глава спецслужбы ведет себя как убежденный христианин, поражающий тонким знанием обрядов. Для православных священников открыты школы и армия. Патриархат отвечает на это тем, что осеняет крестным знамением танки, солдат и ядерное оружие, а чеченскую войну благословляет как военный поход против "бандитов". "Церковь, согласно закону, конечно, отделена от государства, - заявил недавно президент, - но в наших душах и в нашей истории они едины. Так было и так будет всегда". То, что у Путина есть, будто бы, своего рода, духовный наставник, архимандрит Тихон из московского Сретенского монастыря, и что тот якобы считает введение цензуры хорошим делом, - слух, но если и слух, то он никак не желает умолкать. Нельзя не видеть новостройку на Лубянке, где находится резиденция спецслужбы ФСБ: новехонькая нежно-желтая часовня, построенная специально для сотрудников ФСБ. Находящиеся там иконы старославянского богатыря Ивана (так в тексте. - Прим. пер.) Муромца, о котором недавно вспомнили националисты, и заступницы Москвы, признающей, что Сталин тоже был православным, способствуют созданию касты, которая как раз берет под свой контроль последние уголки государства. Затаенная враждебность старых кадров к Западу сочетается с тем, что социолог Сергей Филатов называет специфической русско-православной традицией "ксенофобии", антидемократических, антизападных и антисионистских настроений" - и они окрыляют друг друга.

За прошедшие шесть лет, подсчитала "Moscow Times", из страны было выслано 54 протестанта, 15 мусульман и семь католиков. По сравнению с периодом правления Ельцина, это значительный рост. Еще три года назад в "Концепции национальной безопасности" высказывалось опасение относительно угрозы, которую несут зарубежные миссионеры, а в преддверии визита из Ватикана Патриархат снова выступает с нападками на миссионерство. Сегодня на просторах страны правят почти везде губернаторы, следующие примеру набожности президента, устраивающие трудную жизнь иноверцам и инициирующие благотворительные взносы в пользу церкви со стороны предпринимателей. Нет секрета в том, что мэр Москвы Лужков профинансировал таким путем строительство Храма Христа Спасителя. И меньше известно то, что олигарх Владимир Потанин в пятый раз награжден за свою щедрость церковным орденом. "Раньше церковь была вынуждена считаться с общественным мнением, - говорит Филатов, - сегодня она на 100 процентов зависит от государства - и больше ни от кого другого".

И все же церковь остается утешением для бедных и слабых. Священники в деревнях осеняют крестным знамением коров, свиней и тракторы, чтобы заработать несколько рублей. Возрождение в качестве политической силы происходит в стране, в которой восемьдесят процентов населения клянется в своей приверженности православию, но где в то же время - по результатам различных опросов - только не более шести-двенадцати процентов жителей бывают в церкви раз в месяц. В сравнении с Европой это ошеломляюще низкий показатель, он, прежде всего, является свидетельством того, что люди ищут не помощи церкви, а понимания культурной принадлежности. Так, газета "Известия", говоря о будущем культуры, заметила в просыпающейся националистической России наряду с увеличением бюджетных расходов на патриотическую пропаганду также попытки партии "Родина" ввести православную религию в качестве обязательного предмета обучения. Церковь отказалась от своих сугубо религиозных задач в пользу "светско-православной культуры", ставит диагноз Алексей Малашенко из московского Центра Карнеги (Carnegie), и она подогревает неонационалистский климат в той мере, в какой от этого выгадывает сама.

И все же есть признаки того, что церковь как политическая сила

взято из статьи

http://www.religare.ru/article8143.htm