Наверх
Наверх

Вопрос по истории евангельских христиан

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2

Sergej

Пользователь
подробнее
Дамы, господа,

Не напомнит ли кто фамилию того пастора, который выступал против воинской обязанности и которого посадило НКВД по навету Проханова? Где то на форуме она кажется проскальзывала, но вот где... ?

Дмитрий

Местный
подробнее
В ранние годы своего правления большевистская власть издала декрет освобождающий евангельских верующих в Советском Союзе от военной службы на основании их религиозных убеждений. Однако к 1921 году, стало ясно, что большевики начали готовить изменение этого закона. Предвкушая это, и желая как-то повлиять на ситуацию, в сентябре 1922 года Проханов написал знаменитое письмо  «Голос Востока . В данном послании он призывал христиан всего мира отказаться от участия во всяких военных действиях объясняя, что в соответствии с Библейским учением христиане не должны воевать. Это письмо было распространено по всему миру. В разных местах верующие по-разному реагировали на него, одни поддерживали данный призыв, другие отнеслись отрицательно считая это вопросом совести каждого верующего. Возникшая ситуация была использована секретными службами Советской России как возможность расколоть евангельские церкви в стране.[21] Весной 1923 года НКВД арестовало Проханова и в тюрьме принудило его подписать другое письмо, представляющее прямо противоположные идеи по отношению к военному вопросу.[22] В этом письме Проханов объяснил изменение своей позиции следующим образом:

В виду возникшего на этой почве недоразумения среди некоторых наших членов, о том применимо ли это в России [Проханов здесь ссылается на свое первое анти-военное письмо (А. К.)], где правительство как единственное в мире действительно борется за интересы трудящихся масс  Высший Совет Евангельских Христиан считает своим долгом разъяснить, что этот призыв относился исключительно к тем верующим которые живут за пределами Советской России и по своей не сознательности до сих пор ещё защищают интересы капитала. Что касается Советской власти & она, создавшая особый строй, находится в исключительном положении среди государств всего мира и имеет свои особые трудности и поэтому в отношении к ней мы должны проявить особое усердие при исполнении наших обязанностей & и напрячь все свои силы и знания на укрепление и поддержку Советской власти, которая мирскими способами стремиться к осуществлению тех идеалов которые заповеданы Христом и Его церковью & Мы верим, что Советскому правительству, твёрдо провозгласившему принцип отрицания войн и призывающему все народы к разоружению и миру суждена великая роль: опираясь на массы рабочего пролетариата осуществить то, к чему стремится исстрадавшееся человечество, а именно установление такого порядка при котором войны, в конце концов, сделаются не нужными и не возможными& Всероссийский Союз Евангельских Христиан видит в Советской власти наиболее яркое выражение народной воли, а сама система управления по своей идее близка к сердцу русского народа.[23]

Как видно из приведённой цитаты это письмо больше похоже на образец коммунистической пропаганды, чем на слово наставления пастора. Это письмо вызвало бурную реакцию среди представителей церквей союза Евангельских Христиан. На IX Всероссийском Съезде Евангельских Христиан, который был срочно созван через месяц после выхода письма, многие делегаты в резкой форме выразили свое несогласие с Прохановым по этому вопросу. Ситуация обострилась до такой степени, что большая группа церквей была готова выйти из союза. Проханов понимал, что, пойдя на поводу властей и допустив компромисс в своих доктринальных позициях он создал для себя серьезные проблемы. Тем не менее, это было только начало. Офицер НКВД Тучков, бывший в 1923 году ответственным за религиозный отдел этой службы, в своем рапорте начальству описал ситуацию следующим образом:[24]

Под напором такого отрицательного мнения к посланию съехавшихся делегатов Проханов и другие евангелисты, подписавшие таковое, намерены были от него отказаться и сказать съезду, что была сделана ошибка и т. д. Но благодаря присутствию на съезде нашего осведомителя, Проханова удалось убедить в том, что он этим поступком подорвет свой всякий авторитет. После долгого колебания Проханов решил эту точку зрения провести окончательно и съезд подавляющим большинством выносит резолюцию в этом духе. Недовольная и озлобленная...часть делегатов... повели кампанию против Проханова& Прохановцы же в свою очередь, начали наседать на них и в результате дело дошло до того, что последние в лице ближайшего помощника Проханова  Андреева стали просить ликвидировать эту группу мотивируя тем, что она Сов. Власти вредна не только в военном вопросе, но и в политическом отношении как состоявшая из буржуазного элемента. По этому же их заявлению и просьбе был арестован и выслан один из лидеров этой группы  Савельев [Савельев
http://www.slovo.org...asp?articleid=1

Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Уважаемые товарищи, я изучаю историю отказов от военной службы в России по религиозным мотивам и была бы благодарна, если бы кто-то подсказал мне имена баптистов-отказников первой половины 20 в. Дело в том, что у меня есть списки отказников (уже за тысячу фамилий, данные из архивов В.Г. Черткова и К.С. Шохор-Троцкого, они специально собирали материалы об отказниках), но кто там к какой вере принадлежит - не всегда ясно. Думаю, баптистов там немного. Но это не важно, меня просто судьбы конкретных людей интересуют.

K I E

Местный
подробнее
Гордеева Ирина, а можете поделиться тем, что у вас уже имеется на эту тему?

Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Трудно поделиться. Я работаю так: читаю архивные источники и все имена, которые встречаю, выписываю в большущий список, в котором есть не только отказавшиеся от военной службы, но и масса других людей, в том числе и жандармов там всяких. Выбирать отказников из этого списка очень долго, да и работа эта не имеет смысла до тех пор, пока вся эта информация еще далеко не полная. Там у меня всего навалено - кухня, в общем, исследовательская.
Хотя я вот чем поделиться могу. Могу прислать список дел из фонда Шохор-Троцкого, сгруппированных по персоналиям отказников или тех, кто о них предоставил информацию. Может, Вы там найдете "своих". Только как мне сюда вставить этот список, он большой?
Совершенно замечательные материалы по отказам как дореволюционного, так и советского времени - в архиве Черткова, он он почти не выдается, уже сто лет в описании. На самом деле могли бы дать, но в НИОР РГБ очень уж вредные тетки работают.

Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Да, еще. В моем списке баптистами числятся следующие:

1. Бобошка (Бабошка) Федор Савич
2. Глафиров Василий Фролович
3. Гончаренко Евтихий Егорович
4. Грузин Федот (Федор) Максимович
5. Довгополюк Евтихий Аввакумович
6. Руденко Никита Максимович
7. Сердюк Наум Иосифович (Осипович)
8. Соколов Иван
9. Филенко Дмитрий Иосифович

Но здесь могут быть ошибки. Кто-нибудь что-нибудь про них знает?

подробнее
Знаю, что среди расстрелянных во время 2ой мировой за отказ был брат Ребеш.

Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Спасибо. У меня по Второй мировой войне вообще данных пока нет. А у Вас есть ссылка на источник?

подробнее
На станции Мстере есть семья Глушец. Я точно не помню фамилию их деда по матери, он с еще 5 братьями из общины Евангельских Христиан были расстрелян за отказ от военной службы. Его внук Павел Иванович - служитель в тамошней общине СЦ ЕХБ.

А в Московской общине есть брат Вениамин Хорев по образованию журналист, он занимался исследованием кто из братьев были расстреляны в 30-40 года за веру в Бога, так что у него можно много полезной информации узнать.

В канаде есть тоже источники. Например у меня есть книга брата Тиссена на английском языке (если я не ошибаюсь), где он описывает как во время гражданской отказывался от военной службы. Он потом эмигрировал в Канаду.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
А кто нибудь изучал материалы которые представленны тут:

http://www.memo.ru/h...recen/index.htm

Кстати, Ирина, а вы бы выставили все таки списки которые относятся к верующим тут на форуме в виде за зипованного документа WORD.

И еще можем вам дать контакты с братом Вениамином которые занимался архивами КГБ по гонениям 30 годов, и там много отказников среди растрелляных.
если надо вам контакт (он в Москве) то напишите мне по имейлу [email protected]

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Кстати не плохо было бы из списка выбрать верующих

Аверкова Нина Ивановна (р.1939) - баптистка (Северо-Осетинская АССР). В 1964 осуждена на 2 года лагерей за "посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов".

Агличев Валентин Иосифович (р. 1949) - баптист (Крымская область, Украина). В 1983 осужден за участие в "групповых действиях, нарушающих общественный порядок" на 2 года 6 месяцев лагерей.

И сделать такой список памяти братской.

подробнее
В этом списке можно встретить знакомые фамилии:

<i>Вальтер Виктор Самуилович (р. 1950) - пятидесятник (Приморский край). Брат П.С.Вальтера. Пастор. В 1985 осужден за "нарушение закона об отделении церкви от государства и школы от церкви", за "посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов" и "участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок" на 5 лет лагерей.

Вальтер Петр Самуилович (р. 1960) - пятидесятник (Приморский край). Брат В.С.Вальтера. В 1985 осужден за "участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок" на 4 года лагерей.</i>

Сейчас оба из них живут в Канаде в Британской колумбиив Христианской колонии Макавеев.

Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Я не могу пока обнародовать мои списки, они очень сырые, информация неполная и бесструктурная. Вот, например: Майоров Иван Фролович – евангелист, уроженец Тульской губ., Одоевского уезда, Рылевской волости, с. Рылево; работал стекольщиком; ратник 2 разряда в 07, призван в марте 16 (30 лет), Москва, Центральная тюрьма; 1 суд – в Москве, 10 ноября 16, приговорен к 8 годам каторги, адрес семьи: Тульской губ., Одоевского уезда, Рылевскрой волости, с. Рылево; Ефросинье Королевой; сидел с Александровым в одной камере; См.: СПИСОК ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ЦАРСКОМ РЕЖИМЕ, получивших удостоверение от Московского Штаба за время от июля до ноября м. 1918 года; № 13946/а; НИОР РГБ. Ф. 435. К. 80. Ед. хр. 1; Ф. 435. К. 80. Ед. хр. 2; Ф. 345. К. 50. Ед. хр. 14; Ф. 345. К. 43. Ед. хр. 36; Ф. 435. К. 80. Ед. хр. 1. (тетрадь) Это еще ничего, более или менее связная информация, основная часть - гораздо хуже.
По этому же человеку могу прислать выписку из источников (письмо Майорова о том, как к нему относились при отказе), но там 3 страницы - можно их здесь вставить или лучше как-нибудь отдельно прислать?

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Ирина, Выставите пожалуста, то что у вас есть!

Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
ниор ргб. ф. 345. к. 50. ед. хр. 14. материалы об отказе от военной служба майорова [ивана фроловича]. 8 л. копия, машинопись.

1
письмо майорова

дорогой братец иван абрамович! хочу я тебе описать кое-что из моей жизни после того, как меня оторвали от вас, т.е. призвали на военную службу.
после того, как я был принят петроградским воинским начальником, я [в] петрограде пробыл только три дня и был отправлен из петрограда в иваново-вознесенск. ехали через москву и здесь я отстал от эшелона для того, чтобы увидаться с некоторыми родственниками, в москве пробыл два дня и затем вернулся по назначению в ту часть, т.е. в 199 зап. полк, который и был расквартирован в иваново-вознесенске. когда я прибыл в полк, то меня записали и на утро посадили нас на словесные занятия. спрашивают одного солдата, что такое солдат, потом другого, третьего и, наконец, дело дошло до меня! и вот когда у них спрашивали, что такое солдат и в чем его обязанности – они отвечали, что солдат есть защитник царя и отечества от врагов внутренних и внешних! а я в это время, сидя в кругу солдат, думал, что вот я сейчас как здесь окажусь врагом внутренним, а думал я это потому, что еще находясь в петрограде, я уже решил твердо в сердце своем ни делать этого злого братоубийственного дела. и вот, когда очередь дошла до меня и мне сказали: «встань, маеров, расскажите, что такое солдат?» я поднялся и говорю: «солдат есть убийца». мне говорят: «ну, садись, я с тобой поговорю после и доложу начальству по команде». и вот на другой день пошли на плац заниматься строевой службой. и когда нас расставили по порядку, по 8-ми человек в шаренгу, то и вижу я, что это учение – нехорошее учение. ведь учат тому, как лучше убивать людей и чтобы убивать их как можно больше. и вот я стою и смотрю на все это, а сердце мое болит от
2
жалости и мне делается очень тяжело. и вот тот человек, который учит других этому злому делу, называясь взводным, подходит ко мне и берет меня за броду и говорит: «о чем задумался, маеров, женат ты или холост?» я сказал – холост! тогда он говорит мен «о чем же ты так опечалился», но я промолчал и ничего ему на это не ответил. не ответил же я ему потому, что он еще не знал какого я убеждения. после этого нам скомандовали – шагом марш. я пошел вместе с другими и ждал более удобного случая, чтобы заявить, что я этого делать не буду. случай же этот вскоре представился и когда мы начали ходить, мне вдруг говорят: «маеров, левой вперед!» но как ходил, так и остался: ноги не менял. мне опять говорят: майеров, долго ли ты не сменишь ногу? и подошел ко мне, берет мою ногу своим сапогом, говорит: «вот этой вперед, левой». мне показалось больно и я вышел из этой шаренги и сказал ему: скоро начинаешь бить меня! пяти минут еще не прошло! я думаю, что за пять минут не научишь ты здесь ни одного ратника. он закричал на меня – молчать! тогда я к нему обращась [так в тексте] и говорю: разрешите мне вам слово сказать. он же выкрикнул – часто говори! и вот здесь-то я ему и объясняю, что я евангельский христианин, убивать я не пойду и ученье мне это ваше совершенно не нужно. он же спросил меня тогда сердито: «серьезно ты это говоришь?» я сказал «как сказано, так и будет!». а он сказал: ну-ну. так я сейчас доложу по команде высшему начальству. докладывает первому взводному. взводный подходит ко мне и спрашивает: в чем дело, майоров? я ему ответил то же, что и первому. а он сказал: ты <b>-=!cлово не прилично, удалено автоматически!=-</b> не ломай, а становься [так в тексте] да занимайся, потому что это и всякий бы также сказал. а ему говорю, что я не могу сделать то, что каждый здесь делает. тогда он говорит, что я доложу офицеру, и
3
и он с тобой справится, потому что он знает, что я тобой сделать. отделенному же сказал: пусть его ходит, как знает. отделенный же сказал, что здесь только мешает. после этого проходит день, два, три, но ко мне так никто и не подходит. но заниматься я занимаюсь; только уж хожу не так, как им нужно, а как я хочу. и в от после этого на четвертый день, когда мы вышли заниматься, то вдруг меня вызывают с строя и говорят: где тут этот сектант? и когда я подошел к офицерам, а их было два, то они стали меня спрашивать – почему ты не занимаешься и почему ты не хочешь взять в руки ружье? я говорю им, что учение христа не учит тому, чтобы убить, а тому учит, чтобы любить! – вот ты не ходишь заниматься и отказываешься от всего и учения нашего не принимаешь. а я говорю, что если бы ваше учение было учение христа, то я исполнял бы его с радостью, а так как ваше учение есть не учение, а народное мучение, то я его не могу исполнять. офицер же закричал – молчи! и очень рассерчал. обращается ко мне следующий и говорит: скажи вот, как это ты поймешь – кесарево-кесарю, а богово-богу. я отвечаю: я не вижу кесаря, покажите мне его здесь и я отдам ему то, что его, а богу отдам, что богово. тогда он говорит: ну, вот покажи мне, что ты будешь отдавать кесарю. я вынул из кармана деньги – 9 копеек – и показал ему. говорю, вот это кесарево, а также указал, что вот фуражка, шинель – это тоже кесарево и потому все это он возьмет себе, а мне это не нужно. богово же то, что живет во мне: душа, разум, совесть – вот это все богово и я этим могу служить только богу и ему отдаю. офицер говорит: ну, иди стань на место в ряды, что я и сделал. после этого раскладывают на земле винтовки и говорят: вот, возьмите все сразу. все взяли, я же не взял. потом приезжает батальонный и прямо ко
4
мне: майоров, ни в это время тебе стоять за учение христа. я сказал: господин батальонный, это самое время стоять за христа и я буду стоять за него, и если даже придется умереть, то я готов умереть за истину. а он мне опять говорит: возьми хоть деревянную вещь, с деревянной никого не убьешь, но я говорю, что не возьму никакой и заниматься не буду. он говорит: рискуешь ты, майоров, отдам тебя на каторгу. а я сказал, что не боюсь этого, лишь бы за правду. вот раз он отошел от меня и строго приказывает офицерам взять его в руки и насильно дать ему в руки винтовку. и вот подзывают меня на расправу. я подбегаю бегом, а сам батальонный уехал, а мне зарядили ружье с дробью и говорят: бей в мишень и целься в истукана, а я сказал, я не пойду воевать и целиться мне не нужно и не зачем. продолжает ротный, говорит: так ты не возьмешь? – не возьму. опять говорит: не возьмешь? – не возьму. и так до трех раз. когда я отказался три раза, то они говорят: вот мы тебе сейчас покажем учение христа и схватили меня за руки. все здесь присутствующие – пять офицеров за левую руку держат, а в правую хотят зажать ружье. но так как я сопротивлялся и руки не разжимал, то они очень долго меня мучили, стараясь все-таки же вставить мне в руки ружье и в это время мне сильно исцарапали руку, так что лилась кровь из руки, и сломали мне один палец. это было так больно, что я не выдержал и закричал: караул. – они от меня все отскочили, а недалеко от этого, где меня мучили, стояло выстроено 6 рот солдат и они все слышали, как я кричал. и они стали говорить своим начальникам, что не следует мучить так этого человека, ему надо дать что-нибудь другое.
через два дня после этого меня под конвоем посылают в гор. иваново-вознесенск к священнику для того, чтобы он доказал,
5
что я заблудился. когда мы пришли к священнику и доложили ему, что привели ратника, то он велел нам подождать его в саду. ждать пришлось около часу, и мы здесь хорошо отдохнули после дороги. город же от того места, где стоял наш полк, был верст 20. и когда пришел священник, то расположился в саду за столиком и начал расспрашивать меня. вынул из-за пазухи молитвенник и еще какую-то книжечку, он спросил меня: у тебя родители есть? я говорю – есть.
- какого они убеждения? – православного. – а еще кто есть такого убеждения, как ты? – я говорю: нет. тогда он говорит: мне тебя очень жаль, что ты отпал от веры и не идешь защищать родину. а я ему отвечал, что нет у меня родины на земле. моя родина в небесах. он говорит: как же представляешь на земле? а я отвечал, что я представляю себя полевым цветком, который сегодня есть, а завтра увянет. он говорит так: глубоко вас не понимаю! и опять обращается [ко мне] и говорит: а ты вот видал в роте икона и изображенного на ней георгия? смотри, как он воевал и каким был победоносцем. я отвечал, что георгий показал себя на земле физическим воином, а я – духовным. – а вот в евангелии ты не читаешь, написано: теперь кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. я отвечал – в то время у меня были деньги и одежды мне не пришлось продавать, но я за деньги купил себе и вынул евангелие, показал ему и сказал: вот этот меч. – так, а хорошо ли ты знаешь, что это меч? я отвечал: да, я твердо убежден в том, что это именно тот самый меч, и другого меча не должно быть! меч бога живого. после этого он обратился к конвойному и сказал: веди его назад, и завтра в это время приведешь обратно. на следующий день приходим снова к нему и приехал сюда батальонный, и снова в сад в то же место. батальонный
6
близко к нам не подходил и конвойные стояли вдалеке. обращаясь ко мне, он говорит: ну, вот мы с тобой еще побеседуем. теперь я знаю твое убеждение. вы даже и храмы наши отвергаете. а [я] ему отвечал, что не тот храм, который сделан руками человеческими. он говорит – а какой же храм бога? я отвечал – господь сказал так: разве не знаете, что тела ваши суть храмы живущего в вас духа святого? а он указывает рукой на церковь и говорит: вон наш храм. я говорю – где вон церковь вознесения? я сказал ему, что человек человеку указал ложно и назвал его храмом. вы бы батюшка пожалели самого себя, а также и других, т.е. свой приход, потому что сами заблуждаетесь и других заблуждаете и ведет к погибели. на эти слова мои он очень обиделся и даже заскрипел зубами, а ему говорю – батюшка, нельзя же так, бог гордым противится. и вижу я по лицу его, что он сразу переменился и снова стал говорить со мной по-хорошему, и сказал: - как тебя звать? я отвечал – иван. – ну вот, иван, у тебя есть мать, отец, сестры, братья, и если бы случилось, что на них напали разбойники и стали бы избивать, при виде этой картины, чтобы ты стал делать, стал бы ты их защищать или нет? я ему сказал – я должен вступиться, но только как? прежде всего я бы обратился к богу и стал бы просить, чтобы бог вразумил преступника и не допустил погибнуть моим родственникам. но вступаться физически с тем, чтобы нанести ему какой-либо вред преступнику, я бы не согласился. священник говорит, иначе ты бы никак не вступился за них, только так? я говорю: да! только так. подумав немного, он сказал – жаль, жаль мне тебя, ведь тебя отдадут под суд и тебе придется страдать. я отвечал батюшке: не жалейте меня, а пожалейте себя. после этого он сказал: ведите его, а обращаясь ко мне сказал: тут ты мне больше не нужен, теперь я узнал все. я сказал
7
«до свиданья, батюшка, оставайтесь с богом!». он мне на это так ничего и не ответил, и мы пошли домой. после этого дня через три меня потребовали на допрос в канцелярию, и когда я прихожу в контору, то здесь меня встретил офицер, который сказал мне: «смотри, говори мне, ничего не ври, потому что я все знаю, что у тебя внутри есть». я ответил, что «если вы знаете то, что в моем нутре есть, то я знаю тоже, что в вашем нутре есть». и сказал ему это, попросил у него позволение сказать ему еще слово. он мне разрешил, и я сказал: вы видите мою внутренность, а своей внутренности вы не знаете. моя внутренность не принимает того, что принимает ваша внутренность, и из моей внутренности не выходит того, что из вашей внутренности». и еще я ему сказал: «так в писании сказано: если мудрец и горы умеет переставлять и дома с места сдвигать, а любви не имеет, то он ничто, и тот человек еще не родился и не жил еще, а если и жил, то только для себя, но не для ближнего своего». «разве я, - говорит он, - не люблю ближнего своего?» а я говорю: «конечно, не любите, если вы меня ругаете из матушки в мать, а я не знаю, за что? где же ваша любовь к ближнему своему?» - «по-моему, - говорит он, - любовь такая должна быть, как я понимаю». а я ему сказал, что я любовь понимаю не так, как человек понимает, а как бог понимает. «и христос сказал: любите врагов ваших». а он мне говорит: «вот что, майров, глубоко тебе не надо задаваться, а бери-ка винтовочку, освободи себя и нас». а я сказал: «нет, пусть оно уж так будет, как есть». тогда он говорит, что в таком случае, давай, будем писать допрос. первые вопросы были неважные, и я их вам пояснять не буду, но потом он мне стал задавать такие вопросы: «если за учение христа тебе придется идти на
8
каторгу или же тебя расстреляют или на костре сожгут, доволен ты этим будешь?» а я сказал: «доволен. так и пишите», и сказал я ему еще: «вот что христос сказал: я умер за тебя, а воздашь ты мне, и я уже не для себя живу, а за умершего меня, а умерший за меня – имя ему христос!». а он мне сказал: «верю тебе, только бы не было худо тебе, жалко мне тебя, что молодой и погибаешь ты зря». а я сказал: «спасибо за такую жалость и за вашу милость». снял он с меня допрос и мы разошлись. так этим дело и кончилось. во время допроса здесь же присутствовал батальонный командир и тут же приказывает взводному моему: «вот, перепоручаю тебе майорова, следи за ним, чтобы он своим учением не заражал следующих ратников. он один у нас в полку и то с ним ничего, не сговоришься, а если их будет много, то тогда хоть совсем беги». после этого обращается ко мне офицер, говорит: «смотри, майоров, ни одному ратнику не говори, а то тебе попадет и тому, кто тебя будет слушать». а я ему сказал тогда: «заключите меня за стены, и я буду молчать». но он меня не отправил никуда, только приказал взводному: «повсюду следи за ним». и я был под надзором взводного, а взводный очень хороший, ко мне относился очень хорошо, и я так жил два месяца, ничего не делал, ходил, где хотел, а потом меня арестовали и посадили на гауптвахту».



Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Почему-то исчезли заглавные буквы...
Не все документы такие связные и интересные, часто это просло случайные записки: человек, например, пишет Толстому и благодарит за посланные деньги, горюют по семье и т.п.

Карпицкий Виктор

Местный
подробнее
Не знаю знакомы ли вы с материалами общества "Мемориал"
Там есть раздел "РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ":

http://www.memo.ru/h...igion/index.htm

Там больше всего речь идет о православных и католика, но встречаются и баптисты. Вообще информация о баптистах есть, но очень разбросана. Вот один из примеров из раздела о дисидентах: "Бойко Николай Ерофеевич (р. 1922) - баптист. Пресвитер Одесской общины. Узник сталинских лагерей: осужден за религиозную деятельность. В 1968 осужден в Николаевской области на 3 года лагерей за "нарушение закона об отделении церкви от государства и школы от церкви". В 1980 осужден на 5 лет лагерей и 5 лет ссылки по тому же обвинению и за "посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов". В 1985 осужден в лагере на 2 года и 6 месяцев заключения по обвинению в "подготовке к побегу".

Там также есть информация и о периоде 20-30х годов.


Гордеева Ирина Александровна

Новичок
подробнее
Да, спасибо, я это видела, внесла всех этих людей в этот список. Еще вот это http://www.petergen....vkalo/mart.html Но у меня пока ничего не совпало с моим списком, т.к. у меня в основном начало XX века пока.
Что меня всегда удивляет:
1) нет почти никакой разницы между отношением российского государства к таким людям до 1917, после 1917, после 1991;
2) при призыве отказников все время повторяются одни и те же сюжеты: с увещеваниями священниками РПЦ, с насильным одеванием в военную форму, с привязыванием оружия (!) к человеку, одни и те же наказания, сочувственное отношение простых людей;
3) у всех христиан одни и те же аргументы всегда, конфессиональной разницы я, по крайней мере, в обоснованиях отказов не вижу.
Даже один мусульманин у меня есть (ваисовец, ясно дело), но тот ничего не аргументировал, т.к. по-русски очень плохо говорил.
Еще есть случаи, когда человек не то, чтобы начитанный христианин, а может быть даже очень малограмотный и косноязычный крестьянин, но у него такое мощное природное, по натуре, отвращение к насилию, что они как бы инстинктивно ведут себя по-христиански.


Карпицкий Виктор

Местный
подробнее
На страничке общества "Мемориал" также есть раздел "Сталинские расстрельные списки" http://www.memo.ru/history/vkvs/. Там я нашел имена в том числе и некоторых своих родственников. Кроме того есть так называемые "Книги Памяти"

Так же интересную информацию о баптистах и евангельских христианах можно прочитать здесь:

http://www.zaimka.ru/religion/savin2.shtml

...Религия — да, но не защита церкви от коммунистов. Именно таким образом, как считает немецкий историк С. Плаггенборг, можно «несколько заостренно» обозначить отношение религиозных масс к судьбе Русской православной церкви в период 1917 — 1922 гг. Относительная пассивность народа, с одной стороны, и осуществленный большевиками разгром ортодоксальной церкви, с другой стороны, свидетельствовали руководству коммунистической партии, что поставленные на этом участке «религиозного фронта» проблемы были успешно решены.

Но если РПЦ оказалась в роли гонимой и пострадавшей стороны, то другая часть религиозного спектра в определенной степени профитировала от изменений, вызванных отделением церкви от государства. Прежде всего это относилось к т.н. сектам протестантского толка — баптистам, евангельским христианам, меннонитам, адвентистам седьмого дня и др., — опиравшимся на сильные в России традиции народной религиозности. Возможность проповедовать, заниматься миссионерской деятельностью, способность предложить верующим новое, реформированное исповедание, привлекательное именно его реальным претворением в дружественную и нацеленную на хозяйственный успех и взаимопомощь жизнь общины, освобождение от воинской службы и, наконец, стремление изолироваться от советского государства — все это делало привлекательным, особенно в среде крестьянства, принадлежность к одной из вышеназванных конфессий.

Компетентные органы власти достаточно быстро отследили эту новую тенденцию. Общим местом соответствующих документов и публицистики на религиозную тему становится констатация роста сектантских общин и усиления их влияния. В результате, к середине 1923 г. можно зафиксировать резкий поворот по отношению к сектантству как в деятельности VI отделения СО ГПУ, так и Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б), перед которыми были поставлены задачи борьбы со свободными церквями.

Если VI отделение СО ГПУ, по свидетельству Е. А. Тучкова, «работой по сектантству вплотную» занялось «только лишь с половины 1923 года», то сибирские чекисты вкупе с сибирскими властями намного раньше стали осуществлять активную антисектантскую политику. Свою сыграло роль то обстоятельство, что Сибирь исторически была одним из основных мест деятельности свободных церквей в России. По предварительным подсчетам, уже в 1923 г. общая численность их только официально зарегистрированных членов превысила 21 тыс. человек. Здесь действовали сибирские отделы союзов баптистов и евангельских христиан, два наиболее крупных отделения Всероссийского меннонитского сельскохозяйственного общества.

Враждебное отношение к сектантам для руководства Сибири было традиционным: «секты» расценивались как опасные образования, не разделявшие коммунистического мировоззрения и не желавшие приспосабливаться к новой системе. Уже в марте 1921 г. секретарь Сиббюро ЦК РКП (б) С. Чуцкаев потребовал в обращении ко всем партийным организациям Сибири «обратить самое серьезное внимание… и повсюду вступить… в идейную борьбу на разного рода диспутах, дискуссиях, религиозных собраниях» с сектантами, «под личиной которых часто кроются самые отъявленные контрреволюционеры»....


http://www.zaimka.ru/religion/savin1.shtml

...Чем моложе революция, тем интенсивнее идет процесс «лепки» образа врагов. Эта закономерность действует также в моменты «омолаживания» революции, когда происходит новый выброс насилия, подогревающий общество, уже успевшее опуститься ниже «точки кипения». Классическим примером служит коллективизация, где главным врагом становится кулак. Его образ, пахнущий дымом сожженных колхозных хлебов и залитый кровью колхозных активистов, с обрезом и дубьем в руках, с лицом, пьяным и коварным, воистину вырастает до небес и надолго занимает главенствующее место в когорте врагов. В Западной Сибири властью был создан еще один образ врага - достойного помощника кулака. Речь идет об образе сектанта.

Представители свободных церквей[*] баптистов, евангельских христиан, меннонитов, адвентистов и др. были одной из составляющих потока колонизации Сибири в начале XX века. Совокупная численность зарегистрированных членов «сектантских» общин на начало 1925 г. составляла только в Омской губернии, являвшейся «колыбелью сектантства», 15.549 человек[1]. В Омском округе, по данным окружного совета Союза воинствующих безбожников (СВБ), в 1929 г. насчитывалось около 10,5 тыс. членов различных сект[2]. По данным А. Долотова, написавшего в 1930 г. с помощью чекистов книгу о сектах в Сибири, численность только зарегистрированных «сектантов» составила 29,5 тысяч[3].

Руководство Сибири традиционно рассматривало «сектантство» как одного из главных противников в деревне[4]. Пик «антисектантской» борьбы пришелся здесь на 1928 - 1930 гг., когда в процессе сталинской «революции сверху» по религиозным конфессиям был нанесен мощный удар. В качестве идеологического обеспечения репрессий в прессе была организована широкая кампания, направленная на создание образа врага - сектанта...



Карпицкий Виктор

Местный
подробнее
Здесь информация только по так называемому "Северо-Западу Росси":

http://visz.nlr.ru:8...

Байер Северин-Зигфрид Готлибович, 1884 г. р., место рождения: с. Роговка, Киевская обл., немец, беспартийный, трудпоселенец в трудпоселке ББК, баптист. Арестован 13.09.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 08.10.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 18.10.1937 г.</b> под ст. Сосновец. Реабилитирован прокурором Карелии 06.06.1989 г.
Гасс Рейнгольд Фридрихович, 1893 г. р. сведений о месте рождения нет, немец, беспартийный, трудпоселенец в трудпоселке Накханое, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 08.10.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 19.10.1937 г.</b> под ст. Сосновец. Сведений о реабилитации нет.
Гринкевич Антон Ильич, 1893 г. р., место рождения: д. Бузунк, Молодеченское в., Польша, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, маляр, баптист. Арестован 01.09.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 09.09.1937 г. осужден по ст. 58-6. <b>Расстрелян 15.09.1937 г.</b> близ ст. Сегежа. Реабилитирован прокурором Карелии 06.06.1989 г.
Дворников Максим Иванович, 1913 г. р., место рождения: д. Кудиново, Московская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, маляр, баптист. Арестован 26.03.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 11.06.1989 г.
Дегтяренко Мина Юльевич (Мин Юрьевич), 1905 г. р., место рождения: БССР, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 12.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 05.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 17.05.1989 г.
Дейнеко Прокофий Иосифович, 1895 г. р., место рождения: с. Чуницы, Овручский р-н, Киевская обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 01.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 08.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован ПВ Суда КАССР 07.02.1959 г.
Домославский Евтух Павлович, 1887 г. р., место рождения: с. Хойка, Овручский р-н, Киевская обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 08.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован ВС КАССР 07.02.1959 г.
Дуба Сергей Иосифович, 1894 г. р., место рождения: с. Плоть, Кодымский р-н, Молдавская АССР, украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, пожарный, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 7.10.1937 г.</b> Место расстрела Карельская АССР. Реабилитирован прокурором Карелии 22.04.1989 г. (Справка уточнена.)
Емельяненко Иван Иванович, 1880 г. р., место рождения: д. Элизаветовка, Воронежская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, пастух, баптист. Арестован 03.09.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 07.07.1989 г.
Ивановский Василий Александрович, 1890 г. р., место рождения: с. Высокая Гора, Одесская обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, плотник, баптист. Арестован 12.02.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 11.09.1937 г.</b> близ ст. Сегежа. Реабилитирован ВС КАССР 07.02.1973 г.
Клочков Лазарь Афанасьевич, 1896 г. р. Сведений о месте рождения нет, украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 11.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 27.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 12.07.1989 г.
Кобылинский Лука Иванович, 1898 г. р., место рождения: с. Генвики, Овручевского р-на, Киевская обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 08.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован Верхсудом КАССР 07.05.1959 г.
Король Филипп Васильевич, 1895 г. р., место рождения: с. Ярмарка, Смотрицкий р-н, Винницкая обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 07.07.1989 г.
Кузнецов Федор Устинович, 1901 г. р., место рождения: с. Ягодное, Саратовская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 11.10.1931 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 01.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован прокурором Карелии 30.11.1989 г.
Левчук Григорий Михайлович, 1892 г. р., место рождения: д. Гирск, Гродненская губ., Польша, белорус, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, шорник, баптист. Арестован 05.09.1935 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 11.09.1937 г.</b> близ ст. Сегежа. Реабилитирован ВС КАССР 07.02.1972 г.
Леднев Алексей Маркович, 1908 г. р., место рождения: с. Кручина Балка, Солский р-н, АЧК, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 29.08.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 05.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 17.05.1989 г.
Лисицкий Матвей Петрович, 1888 г. р., место рождения: с. Талы, Кантемировский р-н, ЦЧО, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, печник, баптист. Арестован 14.10.1930 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 07.07.1989 г.
Лисицын Иван Васильевич, 1892 г. р., место рождения: с. Городище, Курская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, из кулаков, баптист. Арестован 11.05.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 09.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 22.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован прокурором Карелии 12.04.1989 г.
Лихарев Сергей Иванович, 1890 г. р., место рождения: Елецкий р-н, Орловская обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 16.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-2-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 07.07.1989 г.
Малинкин Михаил Васильевич, 1874 г. р., место рождения: с. Гумна, Мордовская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 09.10.1935 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 11.09.1937 г.</b> близ ст. Сегежа. Реабилитирован прокурором Карелии 07.05.1989 г.
Нелюбов Матвей Матвеевич, 1902 г. р., место рождения: х. Плота, Крамской уезд, Украина, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован ВС КАССР 13.06.1978 г.
Новоселецкий Адольф Павлович, 1898 г. р., место рождения: Городищенский р-н, Киевская обл., поляк, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 18.02.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован ПВ Суда КАССР 07.02.1959 г.
Нохаев Илларион Федорович, 1882 г. р., место рождения: с. Ситоки, Челужский р-н, БССР, белорус, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 11.05.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 05.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 17.05.1989 г.
Панасюк Михаил Васильевич, 1900 г. р., место рождения: с. Стецовка, Берумченский окр., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-4-10. <b>Расстрелян, дата неизвестна,</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован ВС КАССР 30.05.1989 г.
Перцев Петр Васильевич, 1895 г. р., место рождения: с. Дорогощ, Курская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 12.03.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 11.09.1937 г.</b> близ ст. Сегежа. Реабилитирован прокурором Карелии 07.05.1989 г.
Рейберг Август Августович, 1878 г. р. сведений о месте рождения нет, немец, беспартийный, трудпоселенец в трудпоселке Накханое, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 08.10.1937 г. осужден в рамках приказа 00447. <b>Расстрелян 18.10.1937 г.</b> под ст. Сосновец. Сведений о реабилитации нет.
Рознер Отто Вильгельмович, 1895 г. р., место рождения: х. Юльяновка, Киевская обл., немец, беспартийный, трудпоселенец в трудпоселке Накханое, печник, баптист. Арестован 14.09.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 08.10.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 18.10.1937 г.</b> под ст. Сосновец. Реабилитирован Президиумом Верховного Суда КАССР
Ротов Павел Семенович, 1895 г. р., место рождения: х. Двойновский, Двинская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 01.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10. <b>Расстрелян 01.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован прокурором Карелии 12.04.1989 г.
Руденко Митрофан Антонович, 1896 г. р., место рождения: с. Каменка, Дзержинский р-н, Украина, украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 16.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-6. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 07.07.1989 г.
Рябинов Никифор Степанович, 1885 г. р., место рождения: п. Розномойка, Оренбургская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, плотник, баптист. Арестован 01.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 11.09.1937 г.</b> близ ст. Сегежа. Реабилитирован ВС КАССР 07.02.1973 г.
Серков Давид Тихонович, 1892 г. р., место рождения: с. Колычево, Оренбургская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 01.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 11.07.1989 г.
Табот Эвальд Эдуардович, 1902 г. р., место рождения: колон. Грапе-дуб, Новоград-Волынск, немец, беспартийный, трудпоселенец в трудпоселке Летняя Речка-1, баптист. Арестован 19.01.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 08.10.1937 г. осужден по ст. 58-11-10. <b>Расстрелян 18.10.1937 г.</b> под ст. Сосновец. Реабилитирован Верхсудом РСФСР 20.09.1961 г.
Тимохин Василий Дмитриевич, 1895 г. р., место рождения: с. Белозерка, Оренбургская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 11.07.1989 г.
Тихонов Василий Миронович, 1880 г. р., место рождения: с. Белозерки, Оренбургская обл., русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 04.04.1936 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 11.06.1989 г.
Федичкин Ефим Евсеевич, 1882 г. р., место рождения: ст. Убеж, Армавирский р-н, СКК, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, вет. фельдшер, баптист. Арестован 16.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-2-10-11-13. <b>Расстрелян 10.09.1937 г.</b> на Водоразделе (VII-VIII шлюз ББК). Реабилитирован прокурором Карелии 07.07.1989 г.
Фоменко Федор Семенович, 1906 г. р., место рождения: Днепропетровская обл., Украина, русский, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Тройкой НКВД Карельской АССР от 02.09.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян, дата неизвестна, близ ст. Сегежа.</b> Сведений о реабилитации нет.
Центовский Отто Иоганович-Иванович, 1906 г. р., место рождения: г. Серпец, Плотцкая обл., Польша, немец, беспартийный, трудпоселенец в трудпоселке Накханое, печник, баптист. Арестован 14.09.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 08.10.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 18.10.1937 г</b>. под ст. Сосновец. Реабилитирован Верховным Судом КАССР 04.10.1958 г.
Цыба Иван Тимофеевич, 1903 г. р., место рождения: ст. Глибово, Остерский р-н, Черниговская обл., украинец, заключенный Беломорско-Балтийского комбината НКВД, баптист. Арестован 11.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.08.1937 г. осужден по ст. 58-10-11. <b>Расстрелян 01.09.1937 г.</b> на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Реабилитирован прокурором Карелии 12.04.1989 г.


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2