Наверх
Наверх

Зарытый талант писателя

Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2

K I E

Местный
подробнее
Понравилась статья Виталия Каплана о христианском творчестве.

Как ни печально это признавать, но скажем правду: в церковной среде существует довольно устойчивая настороженность по отношению к литературе и искусству. Подчеркну — не в Церкви, а именно что в «церковной среде». Считается, что есть единое на потребу — молитва, покаяние, выполнение заповедей, всё же прочее — не душеполезно. Мне, особенно в 90-е годы, не раз приходилось слышать от вполне воцерковленных людей: а зачем вообще читать художественную литературу? Есть Евангелие, есть жития святых, есть святоотеческие труды, а остальное — от лукавого. И если это касается чтения, то уж тем паче писательства. В большом ходу притча о писателе и разбойнике, после смерти попавших в адские котлы. И если со временем пламя под разбойничьим костром угасало (не осталось уже обиженных им), то под писательским все разгоралось и разгоралось (пропорционально числу прочитавших его душевредные сочинения). Притчу эту нередко приводят как аргумент против занятий литературным творчеством. Мол, гляди, как бы и тебе не угодить в котел. Причем если в крупных городах такого меньше, то в провинции иногда это может оказаться «мейнстримом».


Сталкиваясь с такими настроениями, далеко не всякий христианин, имеющий литературный дар, найдет в себе смелость его реализовывать. Не то что бы ему кто-то явно запрещает, кто-то давит — но срабатывает внутренняя цензура. Особенно мощная у неофитов. «Да зачем мне писать? — думает человек. — Чтобы гордыню и тщеславие потешить? Какой там дар? Если я сочту, что у меня есть дар, то где же тогда мое смирение? А даже если что-то у меня и получается, то не от бесов ли сие? Смогу ли я преодолеть огромнейшие духовные опасности, стоящие перед писателем? Не лучше ли зарыть этот сомнительный и соблазнительный дар»?

Тут еще срабатывает бездумное чтение аскетической литературы. Известно, что святые отцы вкладывали в слова «фантазия», «воображение», «мечта» крайне негативный смысл. Потому что писали они для монахов и фантазии имели в виду связанные с молитвой. Когда, например, монах, молясь, начинает зримо представлять себе Христа, Божию Матерь, ангелов. Когда он воображает о себе, что достиг высших степеней святости, что им восторгается Господь Бог, что одной левой он может на небо взойти... Иначе говоря, речь о том, что в православной традиции называется «прелестью», то есть духовным заболеванием.
Но наш современник, читая, к примеру, «Добротолюбие» (не на него рассчитанное!), видит слова «фантазия», «воображение», «мечта» — и, понимая их в современном, общеупотребительном смысле, переносит на них весь вычитанный негатив. Потом свое понимание он транслирует всем и каждому, и многие верят. Особенно если у транслирующего — большой православный стаж, подвешенный язык, а иногда (и так бывает!) священный сан.
Вот и получается, что христианин, имеющий литературный талант, либо зарывает его в землю, либо «ставит его на службу Церкви» — то есть начинает выпекать гладенькие и сладенькие рассказики и стишки с крестами, куполами и чудесами, где назидательность просто зашкаливает. Правда, со временем тенденция меняется — вместо гладенького и сладенького появляется «православная чернуха», то есть триллеры о том, как темные силы известного происхождения злобно гнетут Православие и вообще всё хорошее на этом свете. Но и в том, и в другом случае писатель мыслит себя не художником, а проповедником, то есть мотивация у него отнюдь не творческая. А с такой мотивацией ничего действительно яркого, талантливого не создать, каков бы ни был у автора изначальный потенциал.
К счастью, подобная картина (негласный запрет на творчество) сейчас уже куда менее актуальна, чем 10-15 лет назад. Сейчас такое скорее ассоциируется с «младостарчеством», сейчас у новоначального христианина куда больше информации, куда больше возможностей для общения с грамотными церковными людьми (не в последнюю очередь благодаря интернету). Но ведь известными писателями не становятся мгновенно — то есть чтобы сейчас о каком-то авторе заговорили, нужно, чтобы он уже много лет писал и публиковался. И когда мы говорим о том, что у нас мало талантливых православных писателей — это значит, что в литературу не пришли те, кого сломали, кому обрубили крылья в 90-е годы.
Есть, впрочем, и другая причина, внешняя. Это — особенности православного книжного бизнеса. Издатели вынуждены печатать халтуру, потому что именно халтура приносит основной доход, а талантливая, высокохудожественная проза, увы, куда менее востребована покупателем, нежели страшилки про конец света, кулинарные рецепты или сборники молитв от зубной боли. При этом в массе своей православные издатели — люди образованные, им и хотелось бы выпускать только хорошие книги, но нужда заставляет. А значит, та щелочка, что остается для качественной литературы, слишком узка, и даже появись у нас сейчас десятки и сотни безусловных талантов — им пришлось бы слишком долго ждать.
Хотя, конечно, можно не зацикливаться на церковных издательствах и публиковаться в светских... однако и там не все так просто, и к христианской тематике там порой отношение предвзятое. Тем не менее, для отвергнутого православными издательствами писателя-христианина это наиболее реальный выход.
Были бы только эти сотни талантов... Я уверен, что они были, есть и будут. Лишь бы не подстрелить их на старте, не напугать до смерти «душевредностью творчества». Да, в творчестве есть духовные опасности, но они есть абсолютно во всем. А нам всем — и пишущим, и непишущим — стоило бы чаще думать над притчей о талантах (Мф. 25:14–30). Если Господь дает дар — то налагает и ответственность, а страх ответственности — это не страх Божий, это банальная трусость.

текст с сайта журнала "Фома"


Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Понравилась статья Виталия Каплана о христианском творчестве.

......


в баптизме мирские таланты не приветствуются и это большой плюс.

Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее
Эта тема вполне может касаться евангелизацонного характера. Есть книги не канонические по церковному предназначению а раскрывающие тему христианства для неверующих. Например "Вариант Иезекииля", "Заг", "Тайна виноградной лозы", "Любовь приходит тихо" и тд. Для меня эти книги не имеют важности, но для неверующего пробуждают интерес к христианству. Есть удачные а есть и очень духовоно слабые в этом направлении книги. Журналистика в церкви - это пожалуй востребованный писательский стиль сегодня. Очень часто сталкиваюсь с тем, что мало кто этим занимается. Мне позвонили из Крыма верующие и попросили написать статью о их пасторе церкви к его 70 летию, 40 лет пасторского служения, опыт и другое. Для !Евангельской Нивы!. Тут есть что написать. Так же всякие события освещать нужно происходящие в мире. Поэзия постоянно нужна. Нужны стихи все новые и новые в свете сегодняшних событий. Верующие очень ценят такие книги.Конечно это все всего лишь тот метод через который мы можем выразить свою христианскую веру. У неверующих так-же есть много слухов о христианах. В книгах можно развивать несуществующие идеи.Но полностью уйти в "дальнее плавание" с пером в руках и фантазией в голове вещь опасная. Любой писатель должен стоять на доктринах в своем творчестве иначе будет проблемы. Но также на любого влияет его принадлежность к той конфессии в которую ходит. Известны негативные книги харизмата Френка Перетти. Его творчетсво - это бесовский стиль. Мистика, ужасы, триллер и детектив: "Посещение", "Монстр" и др. Понятно какле учение он отображает. Другой пример Николай Водневский. Его писательский талант вполне развился как прославляющий Господа и Его Слово.

Изменено: ukrbook, 04 декабря 2011 - 07:49


K I E

Местный
подробнее

в баптизме мирские таланты не приветствуются и это большой плюс.


Обоснуй, желательно цитатами из вероучительных источников.

K I E

Местный
подробнее
Перепощу свой отзыв об этой статье:

Действительно, частенько на пишущих христиан собратья смотрят с искоса, с подозрением.
Многие просто говорят, что не нужно никакое искусство вообще, кроме проповедей для церкви.
Многие христиане хотели бы заниматься творчеством (разным), но сомнения возникает, это вообще кому-то нужно?
Руки опускаются. Хорошо, когда есть у тебя сайт и журнал, можешь реально привлекать авторов, поддерживать таланты.
А когда начинаешь делать что-то в мир, чтобы продать свои творения, то вообще заругают как отступника.
В общем, какая-то беда творится.

Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее
Сейчас все кто книжным служением занимается работают как СПД. На едином налоге. Сложно и выживают сильнейшие, кому это нравится?
Необходимо чтобы в каждой церкви был книжный столик, где могла бы приобретаться литература. Если этого нет то и служение затормозится. Книги сгниют на складах.
По этим точкам можно рассылать журналы и книги. Это целенаправленно и в рамках наших церквей. У нас такие ловочки стали открывать некоторые пастора. Их находишь налаживаешь связи и высылаешь книги. Даешь статьи в христианские газеты с предложением сотрудничества в распространении своих книг. Составляешь списки таких мест где нужно вовремя высылать книги. И работаешь по тел, интернету, почтой, транспортными комп. База данных хранится на компе. Это работа офис- менеджера, но без нее не может работать никакая организация.


Вот недавно по поводу вышедшей книги брата Санникова. "Популярная история христианства" http://www.20vekov.info/
Книга так и есть расчитанная на широкого читателя. У нас в Киеве в магазинах уже есть. Люди берут себе, друзьям на подарок. В книге ничего особо неизвестного нет, просто хорошо подается материалл + много фотографий, глянец. Получается что такого раньше не было, интерес к церкви в обществе возрос. Тем более что Санников отобразил даже проблемные еретические течения, которые повлияли отрицательно на общество, как белое братство. Хотя в магазина книга по издательской цене 225 грн. Мирское издательство отпечатало и продает. Дорого но она не лежит в мирских магазинах. Народ разгребает.



Кроме литературы что приоисходит с христианскими фильмами и мультфильмами. Не все церкви это поддерживают конечно. Но я ради интереса прошелся по киоскам торгующим ДВД и спрашивал: люди христианские фильмы спрашивают? Мне в ответ: да уже надоело, спрашивают про каких-то Давидов, пророков не понятных...Я не знаю . У меня таких фильмов нет вообще... Сделайте лицензионные мы у вас брать будем.
Пошел я узнавать сколько же лицензия на фильмы стоит на Украине, получается она идет общая на все виды видео, монопольная. Можно было бы получить хотя на 10 или 50 дисков но нет. Государство перекрывает выход оплат реальным поставщикам и само является большим "пиратом". Если ты разве что сам лично фильм снял.
И я это дело оставил.

Изменено: ukrbook, 05 декабря 2011 - 12:48


Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Обоснуй, желательно цитатами из вероучительных источников.


это из личного опыта. И это хорошая практика.

Из вероучительных источников - Песнь возрождения.

Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Сейчас все кто книжным служением занимается работают как СПД. На едином налоге. Сложно и выживают сильнейшие, кому это нравится? ....


Хлеб в рекламе не нуждается. Делай выводы.

Fursov Slavik A

Местный
подробнее

это из личного опыта. И это хорошая практика.
Из вероучительных источников - Песнь возрождения.

Некогерентность ваших слов очевидна в вашем утверждении, если подумать о том, что "Песнь возрождения" является продуктом применения некоторых талантов. Впрочем, для этого надо подумать.

Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Некогерентность ваших слов очевидна в вашем утверждении, если подумать о том, что "Песнь возрождения" является продуктом применения некоторых талантов. Впрочем, для этого надо подумать.


а давай по-русски, или уже забыл?

Гизбрехт Алексей Андреевич

Местный
подробнее

а давай по-русски, или уже забыл?



"Некогерентность" - бессвязность

Безгодов Александр Михайлович

Местный
подробнее

Необходимо чтобы в каждой церкви был книжный столик, где могла бы приобретаться литература. Если этого нет то и служение затормозится. Книги сгниют на складах.

Ничего нет нового под небом. Еще во времена Иисуса Христа в храме сидели меновщики и торгаши голубями и т.д. Удобно? Весьма. А как отреагировал Христос, мы все знаем...

Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее

Ничего нет нового под небом. Еще во времена Иисуса Христа в храме сидели меновщики и торгаши голубями и т.д. Удобно? Весьма. А как отреагировал Христос, мы все знаем...

Еще олин воин против книжного служения. Грех на тебе что сравнил книжное служение с обменом валют. Не срами то чего не понимаешь. Магазины на нейтрально й территории еще худщие сборшики податей кесаря. Потому что так продают всякую ересь без контроля. В церкви есть пастроский контроль.

Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее

Хлеб в рекламе не нуждается. Делай выводы.

А кто здесь что защищает?
Как я могу тебя считать братом если у тебя в книжном служении присутствует колдовство а те кто распространяет литературу чародеи и маги. Есть хорошая тема о хуле на Духа Святого, когда фарисеи считали что служение Христа было сатанинским. И у тебя все книгоноши кто продавал христианские книги когда либо - сатанисты. Кто дал бесплатно - значит праведники?
Очернил имена великих тружеников, таких как Пашков и Рябошапка. ...ни извенений ни раскаяний одно гоблинство,
(такое писать может любой невозрожденный человек).
Где покаяние?

Изменено: ukrbook, 05 декабря 2011 - 12:35


Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Как я могу тебя считать братом если у тебя в книжном служении присутствует колдовство а те кто распространяет литературу чародеи и маги. Есть хорошая тема о хуле на Духа Святого, когда фарисеи считали что служение Христа было сатанинским. И у тебя все книгоноши кто продавал христианские книги когда либо - сатанисты. Кто дал бесплатно - значит праведники?
Очернил имена великих тружеников, таких как Пашков и Рябошапка. ...ни извенений ни раскаяний одно гоблинство,
(такое писать может любой невозрожденный человек).
Где покаяние?


Это Ваше собственное понимание. И во первых речь не о служении, а о спекуляции.

Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Еще олин воин против книжного служения. Грех на тебе что сравнил книжное служение с обменом валют. Не срами то чего не понимаешь. Магазины на нейтрально й территории еще худщие сборшики податей кесаря. Потому что так продают всякую ересь без контроля. В церкви есть пастроский контроль.


нейтральной территории нет, кто не собирает со Мной, тот расточает.

не производите подмену понятий, речь не о служении, а о религиозных спекуляциях.

Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее

нейтральной территории нет, кто не собирает со Мной, тот расточает.

не производите подмену понятий, речь не о служении, а о религиозных спекуляциях.

Славик ты назвал верующих колдунами и сатанистами. Это даже не имеет значение что они книги продают.
Рябошапка значит по твоему попал в ад за то, что он Библии и Новые Заветы продавал?
Пашков тоже у тебя в аду.
Свет который в тебе не есть ли тьма?

Изменено: ukrbook, 05 декабря 2011 - 03:02


Христов Слава Божий

Старожил
подробнее

Славик ты назвал верующих колдунами и сатанистами. Это даже не имеет значение что они книги продают.
Рябошапка значит по твоему попал в ад? Свет который в тебе не есть ли тьма?


верующих не назвал, а только тех кто занимается спекуляцией и поклонением мамоне.

Не производите подмену, Вы меня неправильно поняли, а теперь упорно приписываете мне то, что я не говорил и в мыслях не было. Не выполняйте работу клеветника, дабы Ваши убеждения не оказались для Вас правдою.

Изменено: gedeon, 05 декабря 2011 - 03:09


Безгодов Александр Михайлович

Местный
подробнее

Еще олин воин против книжного служения. Грех на тебе что сравнил книжное служение с обменом валют. Не срами то чего не понимаешь. Магазины на нейтрально й территории еще худщие сборшики податей кесаря. Потому что так продают всякую ересь без контроля. В церкви есть пастроский контроль.

Продажа в храме голубей было для служения, а именно для принесения этих голубей в жертву по закону, да и обмен валюты служил для этих целей. Но Господь назвал это вертепом разбойников, они срамили дом Божий этим промыслом.
Отсюда вывод: книжное служение за деньги надо совершать за пределами домов молитвы, и лучшим контролером в формировании ассортимента будет совесть хозяина книжной лавки. А кесарю надо подать платить, а не использовать крышу дома молитвы как уход от податей, уж такова специфика торговли: продаешь - заплати налог и спи спокойно. Ну, и, конечно, авторские права надо не забывать при перепечатке книг сторонних издательств.

Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее

верующих не назвал, а только тех кто занимается спекуляцией и поклонением мамоне.

Не производите подмену, Вы меня неправильно поняли, а теперь упорно приписываете мне то, что я не говорил и в мыслях не было. Не выполняйте работу клеветника, дабы Ваши убеждения не оказались для Вас правдою.


Лично я не считаю что у что у тебя есть нормальная христианская совест судя по твоим лукавым писанинам.


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2