Наверх
Наверх

Заявление Московской богословской семинарии о харизматиках

K I E

Местный
подробнее
Московская богословская семинария ЕХБ выражает обеспокоенность влиянием харизматического движения на вероучение, богослужебную и молитвенную практику отдельных церквей евангельских христиан-баптистов.
Харизматическое движение, активно развившееся в мире в последние десятилетия, безусловно внесло вклад в распространение Евангелия в современном мире. Кроме того, успехи харизматического движения позволили современному христианству обратить более пристальное внимание на эмоциональную сферу человеческой личности. Вместе с тем, евангельские христиане-баптисты, будучи христианской деноминацией, исторически ориентированной на здравое восприятие, применение и проповедь Слова Божьего, не должны упускать из вида ошибочные и духовно нездоровые аспекты вероучения и практики харизматических церквей.
Харизматическое движение, развившееся в мире во второй половине ХХ века под влиянием пятидесятничества, отличается от него тем, что как правило не призывает своих последователей организовывать собственные церкви и деноминации. Напротив, харизматы часто остаются в своих церквах и конфессиях, вовлекая все большее количество христиан в свое движение.
Сейчас увлечение харизматическими веяниями стало заметным и в ряде общин нашего братства. В связи с этим МБС ЕХБ, являясь головным высшим учебным заведением российского евангельско-баптистского братства и сознавая свою ответственность за духовное здоровье церквей, считает необходимым выразить свою позицию.
Прежде всего следует обратить внимание на вероучительные особенности харизматов. С их точки зрения крещение Святым Духом является духовным переживанием, отделенным от рождения свыше. Такой взгляд противоречит нашему пониманию библейского учения. Иисус Христос, предвосхищая событие Пятидесятницы, сказал ученикам, что Святой Дух будет пребывать в них (Иоан 14:17). Это и исполнилось в день сошествия Святого Духа на апостолов, когда «исполнились все Духа Святого» (Деян 2:4).
С того времени пребывание Святого Духа внутри верующего становится обязательным. «Если же кто Духа Святого не имеет, тот и не Его (не Христов)» (Рим 8:9). Каждый христианин обязательно имеет руководство от Святого Духа: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14) и способен испытывать действие силы Святого Духа (Рим 15:13).
Таким образом, имея Святого Духа внутри себя, обладая водительством от Духа и доступом к силе Его, каждый христианин безусловно имеет всю полноту присутствия и действия Святого Духа в своей жизни подобно ученикам Христа в день Пятидесятницы, то есть крещен Духом Святым. Несколько особых случаев схождения Святого Духа на уверовавших, зафиксированные в книге Деяний Святых апостолов, были вызваны уникальными причинами апостольского времени и не могут считаться правилом в послеапостольский период.
Поскольку в целом Новый Завет учит о едином действии Христа и Святого Духа в жизни верующего, и отсутствие Святого Духа приравнивается к отсутствию спасения, а также исходя из всего вышесказанного, мы считаем вполне оправданным общепринятое у евангельских христиан-баптистов воззрение, согласно которому Крещение Святым Духом происходит одновременно с рождением свыше в момент покаяния.
Мы «...уверовавши в Него (Христа), запечатлены Святым Духом» (Еф 1:13). Справедливость этого убеждения подтверждается еще и тем, что Библия нигде не призывает верующих искать Крещения Духом Святым, хотя в ней ясно говорится о необходимости покаяния, водного крещения и освящения.

Столь же ошибочным, противоречащим Писанию и взглядам евангельских христиан-баптистов представляется нам и присущее большинству харизматов мнение о необходимости и большой значимости даров незнакомых языков и пророчества для чуть ли не каждого современного верующего. Между тем следует отметить, что дары языков и пророчеств, имели важное значение для ранней церкви, когда Книги Нового Завета еще не были написаны, или не были еще доступны всем верующим.
Для нас же, живущих в эпоху полноты Писания, необходимо помнить о том, что Библии достаточно, дабы был «совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:17). Поэтому заявления о том, что все или большинство верующих в наше время должны стремиться к обладанию особыми назидательными дарами, присущими церкви первого века, не основательны.
Более того, практика показывает, что стремление к особым дарам и дополнительным откровениям часто ведет к заблуждениям, умалению Писания и уводит в сторону от важнейшей задачи в жизни каждого христианина - освящения. Мы твердо убеждены, что качество христианской жизни измеряется не изобилием проявлений даров и не наличием того или иного дара, а плодом Духа: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).
Неверным считаем распространенное в харизматической среде (хотя и не присущее всем харизматам) мнение о необходимости исцеления любой болезни. Между тем, Новый Завет свидетельствует нам о телесной немощи таких великих мужей Божиих как Павел и Тимофей. Причем у этих тружеников Господних болезни носили хронический характер и определенно не были сопряжены с греховным состоянием или маловерием. Библия учит, что болезни не обязательно являются следствием греха, а исцеление полное или частичное зависит не только от веры и молитвы, но прежде всего от воли Божьей. Телесные немощи могут вполне сочетаться с духовной силой и благословением, согласно слову Господа: «Сила моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9).
Кроме того, мы хотим отметить, что и в ранней церкви чудеса и исцеления преимущественно совершались руками апостолов (Деян 5:12-16). Не отрицая, что Бог отвечает на молитвы любого верующего, и принимая во внимание, что молитвы некоторых верующих людей могут быть по воле и милости Божьей весьма эффективными, мы в то же время имеем ясное указание Библии, что нуждающемуся в исцелении нужно обратиться к пресвитерам церкви (Иак 5:14). Уклонение от духовной помощи служителей церкви, оправдываемое поисками человека с особым даром, равно как и практика возложения рук всеми и на всех не имеет библейского оправдания и противоречит традиции евангельских христиан-баптистов. Довольно часто у харизматов встречается мнение, что благословение должно обязательно проявляться в материальном изобилии. Бесспорно, что многие Божьи мужи в Библии были благословлены от Бога большим богатством. И мы должны благодарить Бога за материально обеспеченных членов наших общин. Однако, богатство само по себе не только не является обязательным признаком благословения, но и вообще может отсутствовать у вполне духовных христиан. Более того, бедность (если она конечно не вызвана праздностью) совершенно не позорна для христианина. Апостол Иаков пишет: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия» (Иак 2:5).
В целом, излишнее увлечение харизматов чудесами вряд ли может считаться оправданным и ведет к скудости духовной жизни. Вера, основанная на чудесах и видимых доказательствах, не является наилучшим духовным выбором. Мы не должны забывать слова Спасителя, сказанные апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан 20:29).

Вышеперечисленные взгляды, присущие представителям харизматического движения, не исчерпывают всего списка их заблуждений. Нам, евангельским христианам-баптистам, следует обратить внимание на то, что в проповедях харизматических проповедников можно встретить весьма неаккуратное толкование текстов Священного Писания. Вольное обращение с Библией - плохой пример для членов наших церквей.
Мы весьма обеспокоены тем, что в некоторых церквах нашего братства, не встречая сопротивления со стороны служителей, свободно распространяются и обсуждаются харизматические материалы (книги, брошюры, аудио- и видеокассеты). Конечно, каждый человек волен читать любую литературу и пользоваться любыми материалами, однако духовно опытные братья и сестры должны вести разъяснительную работу с теми, кто оказался подверженным нездоровым веяниям. Долгом же служителей церкви является предотвратить вредную с духовной точки зрения пропаганду харизматических идей на любых собраниях, общениях и мероприятиях, проходящих в общинах.
Особенно печально, что некоторые служители церквей сами оказались подверженными ошибочным воззрениям, почерпнутым у харизматов. Такие случаи требуют своевременного увещевания с терпением и любовью со стороны других служителей той же общины или же со стороны мудрых служителей соседних общин и представителей региональных объединений церквей.
Отдельный и непростой вопрос - влияние харизматов на богослужение в наших церквах. МБС выступает за взвешенный и осторожный подход при обсуждении деталей этой деликатной темы. Не секрет, что богослужебные собрания во многих общинах евангельских христиан-баптистов не соответствуют ни запросам верующих, ни современной ситуации. Многочисленные и неглубокие по смыслу проповеди, затяжное и унылое пение, отсутствие духовного энтузиазма подчас отталкивает, а не привлекает молодежь в церкви ЕХБ.
Поэтому поиски новых эффективных, динамичных, способствующих созданию атмосферы духовного оптимизма форм богослужения сами по себе не являются харизматическими уклонениями. Не следует вешать ярлык «харизматизма» на любую новую инициативу по улучшению качества богослужения. На богослужебном собрании должно быть место для здоровых положительных эмоций. Вряд ли умеренное движение в такт музыке или употребляемое иногда хлопание в ладоши может рассматриваться как признак «харизматизма». Безусловно, что каждое новое поколение привносит изменения (подчас весьма значительные) в церковное пение. Важно лишь, чтобы все было «благопристойно и чинно» (1 Кор 14:40).
Существуют формы богослужения, которые явно не стоит заимствовать из харизматической практики. Недопустимо создание в церкви атмосферы дискотеки. На богослужебном собрании все должно быть «к назиданию» (1 Кор 14:26). Мы как и ранняя церковь призваны пребывать в учении (Деян 2:42). А это исключает ситуацию, когда эмоции превалируют над разумом. На харизматических же богослужениях подчас присутствует такая атмосфера безудержного веселья, которая исключает здравое и вдумчивое восприятие проповеди. Радостные, оптимистичные, хвалебные песни безусловно способствуют хорошей духовной атмосфере в собрании, но нельзя превращать прославление в чрезмерное нагнетание эмоций. Музыка лишь настраивает душу, но источником нашей радости является Святой Дух (Рим 14:17).
Оглушающая, «бьющая по ушам» музыка способна подчас заглушить, а не помочь услышать голос Святого Духа.


Телесная скованность, боязнь пошевелиться излишне сосредотачивает наше внимание на себе, поскольку мы должны постоянно напрягаться и контролировать каждый свой мускул. Однако и излишняя телесная активность (например, используемыеуемые на харизматических богослужениях танцы) также негативно влияет на духовное состояние присутствующих на богослужебных собраниях. Водительство Духа Святого в таких случаях легко подменяется водительством нашего собственного организма, стремящегося сбросить накопившийся стресс. Мы можем быть движимы и нашей греховной природой, стремящейся к неуместному поверхностному веселью в то время, когда Бог призывает нас к глубинной духовной радости.
Следует учесть и то обстоятельство, что в современной молодежной культуре танцы часто носят чувственный характер. Стиль же танцев, практикуемых харизматами на богослужениях, заимствован из среды дискотеки. Таким образом, вряд ли можно поставить знак равенства между харизматическими танцами и танцами, упоминающимися в Ветхом Завете. К тому же нам доступна радость в Святом Духе в степени неведомой ветхозаветному Израилю, что делает телесную стимуляцию радости менее актуальной.
Излишняя, мешающая размышлению, эмоциональность в проповеди также не присуща добрым традициям евангельских христиан-баптистов. Неестественные голоса, переход на крик, частое прерывание речи возгласами «аллилуйя» и «аминь», использование стилистически сниженной (грубой) лексики вряд ли способствует хорошему усвоению содержания проповеди. Речь проповедника не должна быть сухой и невнятной, но и излишняя экзальтированность также не полезна.
В заключении нам хотелось бы подчеркнуть, что МБС ЕХБ ни в коем случае не призывает к отвержению без разбора всего, что имеет отношение к харизматическому движению. Например, некоторые гимны, зародившиеся в харизматической среде, уже нашли себе достойное место во многих наших цервах. Мы лишь призываем к осмотрительности и благоразумию.
МБС ЕХБ надеется, что все евангельские христиане-баптисты будут следовать доброму совету апостола Павла: «не будьте дети умом... по уму будьте совершеннолетние» (1 Кор 14:20) и обращается ко всем братьям и сестрам словами книги Притчей: «храни здравомыслие и рассудительность» (Прит 3:21)!

Ученый совет Московской богословской семинарии ЕХБ Москва, январь 2003

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
конечно Игорь, это хорошо что так они написали, но все таки либерально написано. Ну какой вклад в распространения евангелия внесли харизматы или пятидесятники? Да, на распространения ИНОГО ЕВАНГЕЛИЯ внесли! И еще какой вклад! Но не спасительно евангелия а человеческого. Братья рекомендую прочесть книгу известного брата пресвитера в евангельско баптиском братстве Слободяника" Очерки по истории пятидесятничества" и сразу становится ясно, какое евангелие распространяется харизматами. Это лучшая книга которую я вообще когда ли бо читал. Рекомендую Игорь тебе ее разместить у себя в читальне или выдержки из нее.
вот ссылка в архиве в формет Word
http://glaznayamaz.o...tal_history.exe

K I E

Местный
подробнее
Владимир, спасибо за книгу, изучу.

Насчет заявления - ну мы рады, что хоть такое но сделали.
Вот приведу отрывок из беседы И. Подберезского с Ю.К. Сипко (председателем РСЕХБ):

И.П. У меня был вопрос о харизматии, но недавно Московская богословская семинария поместила обширный материал на эту тему. Вы с ним знакомы?
Ю.С. Да.
И.П. Не могли бы вы как-то прокомментировать этот материал, чтобы не рассматривать эту проблему целиком? Надо ли все-таки дергаться во время богослужения? Бывает ведь и так, что и у современного человека эмоции просят выхода. Не случайно же с проблемой харизматии сталкиваются все церкви во всем мире - и православие, и католичество, и в нашем братстве приходится говорить об этом. Она ведь очень сильно дает о себе знать. Может, «засушили» как-то поклонение Богу? Может, людям хочется какого-то проявления эмоций - даже попрыгать?
Ю.С. Безусловно, есть такой фактор, как эмоциональная разгрузка. Может, и «засушили». С другой стороны, снятие ограничений, которые накладывает религия, несет облегчение. Говоря о заявлении Московской богословской семинарии, могу сказать, что оно очень тактично. Они сделали его таким взвешенным и осторожным, что фактически не коснулись проблемы - а в чем же опасность харизматии? Что же тогда всем христианским миром оценивается как отступление от Евангелия? Заявление Московской семинарии эмоции оправдывает, даже призывает церкви братства не направлять энергию против эмоций. Однако, думаю, недостаточно высвечена та опасность, которая в харизматии не афишируется, но присутствует. Разгруженные, бесконтрольные эмоции и их проявления часто не совместимы со здравым смыслом.
И.П. Они иногда сознательно стимулируют такие проявления, особая техника для этого есть.
Ю.С. Конечно. Есть такая вещь, как «торонтское благословение», - со «святой блевотиной», кукареканьем. Такие вещи ведут людей прямо в психиатрическую клинику, а подаются они как действия Духа Святого. Наверное, никто не подвергает сомнению опасность неконтролируемых эмоций. Эти эмоции - не от Бога, не от Духа Святого. Он призывает нас к постоянному контролю, Он говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте» (1 Петр 5, 8), будьте бдительны, в молитвах пребывайте. Это труд, напряженный, серьезнейший труд духовный. И когда человек получает возможность разгрузиться - это действительно затрагивает самые глубинные его чувства. Увлекаясь, он лишается свободы слышать голос Божий и воли контролировать свои чувства. Тут надо сохранять баланс.
И.П. Наверное, нельзя дать четких предписаний: вот это еще разрешается, а вот тут вы уже за гранью дозволенного. И церковь, видимо, не должна давать список того, что можно и чего нельзя. Просто надо сохранять благоразумие и исходить из здравого смысла.
Ю.С. Мы сейчас говорим о внешнем факторе, о видимом, о том, что выражается в песнях, плясках, о влиянии музыки, громкой музыки и так далее. А когда мы говорим о харизматии, может быть, стоит больше говорить о вероучительных аспектах, которые связаны с нею и которые подвергаются сомнению в христианских кругах. Тут речь идет о дарах Духа Святого, говорении на иных языках, пророчествах, исцелениях. С этим связано и «богословие успеха» которое насаждается под влиянием таких вот разгруженных эмоций: якобы человек, разгрузившийся от эмоций, станет богатым. Это проповедь скатерти-самобранки, это не евангельская проповедь.
Здесь кроется опасность. Ведь по итогам 25-30 прошедших лет мы можем сделать вывод не только о том, что харизматия захватывает мир, ей действительно подвержены и католики, и православные, и другие конфессии - многие увлечены вот этой эйфорией. А кто может подсчитать: сколько людей, придя на этой волне к Богу, разочаровались во всем и вся? Их число не меряно.
У меня недавно была встреча с одним из христиан - он врач «Скорой помощи». Уверовал недавно, но, встречаясь с врачами, он беседует с ними, рассказывает о Боге. Есть смеющиеся, есть сомневающиеся, но есть и ищущие, интересующиеся. И, говорит он, один его друг как-то спросил: «Это не ваши там каждый день в нашу клинику попадают?» Его друг - врач-психиатр, так он интересовался: «А ты в какой церкви?» «В баптистской». «А, ну тогда это не ваши. Они из «Нового поколения».

И.П. Это пятидесятники.
Ю.С. Сейчас их называют неопятидесятниками, на что обижаются пятидесятники. Но как бы то ни было, нельзя на это закрывать глаза. Факты говорят за себя. Там говорят: «Я проповедую полное здоровье, Дух Святой исцеляет». А в результате такого действия «духа святого» человек в психиатрической клинике. Тут надо быть очень осторожным.
И.П. И теперь, Юрий Кириллович, есть ли с вашей точки зрения еще какие-нибудь важные вероучительные вопросы, которых я не коснулся?
Ю.С. Для нас важны вопросы крещения (ведь мы называемся баптистами) и евхаристии. Еще важно учение о Духе Святом, мы его коснулись, когда говорили о харизматии. В нашем вероучении есть об этом, но тема Духа Святого редко поднимается в проповедях, слабо представлена в процессе обучения. Отсюда много болезней, соблазнов, которые разрушают людей, ищущих ответы на вопросы: как действует Дух Святой? в чем Он проявляется сегодня? какие дары я имею?
Отсюда притягательность харизматов, у них эти вопросы ставятся. Я испытываю некоторую досаду: с одной стороны, мы вроде все знаем, а с другой - упускаем самые важные аспекты. Потому что сегодня Бог на земле работает в Духе Святом. Это Он учит, призывает к покаянию, обличает грехи, дает силу. Радость, поклонение, спасение, молитва - это все действие Духа Святого. Сама вера - дар Духа Святого. Мы об этом молчим, и так создается некая тайная комната, куда нельзя заходить. Но потому она и привлекательна.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Спасибо Игорь!
очень хорошая беседа. Я смотрю что Сипко более понимает проблемы чем московская семинария

K I E

Местный
подробнее
Ну конечно. Стремление к политкоректности и как бы кого не обидеть - это сейчас сдерживает многих. Особенно официальные структуры. К сожалению...

K I E

Местный
подробнее
Очерки по истории пятидесятничества можно читать:
http://www.rusbaptis....org/dop/50.htm

подробнее

Очерки по истории пятидесятничества можно читать:
http://www.rusbaptist.stunda.org/dop/50.htm


Ты видел, какое негодование эта книга вызвала у пятидесятников на форуме <u>www.evangelie.ru ?</u>

K I E

Местный
подробнее
Феофил, конечно. Правда о том, что они последователи разрушителей дела Божьего - многим не нравится. Приятно вариться в заблуждении и не принимать обличения...

Телипко Алексей Григорьевич

Местный
подробнее
Приветствую.
Как вы относитетсь к такой ситуации:
Заявления по поводу харизматии и пятидесятничесива делаются многими. Но когда вопрос касается гумманитарной помощи и помощи в строительстве Молитвенных Домов - тогда происходят интересные метаморфозы с этими заявителями. И эти метаморфозы бывают не только в поведении заявителей но и сами заявления меняются.
Что будем делать? Говорить и брать или не говорит ,что бы брать ? Может быть есть третей вариант?

Алексей

K I E

Местный
подробнее
Алексей, я лично не видел случаев, чтобы наши братья брали гуманитарку от харизматиков. Те, конечно, много всего предлагают, они ж богатые, но наши не берут. Впрочем, одна церковь брала, но ее выгнали из Союза ЕХБ - это Тушинская церквоь.

Maksimov Sergey Sergeevich

Местный
подробнее

Очерки по истории пятидесятничества можно читать:
http://www.rusbaptist.stunda.org/dop/50.htm


Ты видел, какое негодование эта книга вызвала у пятидесятников на форуме <u>www.evangelie.ru ?</u>


Когда Ирпенская Библейская семинария издала эту книгу, то Коменданту -председателю Украинского братства, пришло письмо от руководства пятидесятников, в котором они грозились на Брынзу Алексея Гавриловича ( Брынза.А.Г.- ректор семинарии, ему уже около 70, но ещё бодр, и несёт служение), подадаут в суд, за клевету, и разжигание розни на релегиозной основе. А потом Глуховский (несёт служение епископа церквей ХВЕ) сказал, что те факты описанные Слободяннико, имели место в истории.