Наверх
Наверх

О покаянии

Wergiliy

Новичок
подробнее
Приветствую всех братьев. Не уверен, что размещаю эту тему в нужном разделе, но надеюсь в случае ошибки админам будет не в труд её исправить. Дело вот в чём. У меня есть друг, который думает, что он христианин. Думает он так уже очень давно, и вряд ли кто то может убедить его в обратном. Но вот вчера он спросил меня, что такое покаяние. Он этого не знает. Я конечно постараюсь объяснить (да поможет мне Господь Своим Духом в этом), но был бы очень признателен вам, если бы вы, как более опытные в вере, подробно рассказали, что такое покаяние, и почему оно так важно для христианина. Благодарю.

Кравченко Сергей

Местный
подробнее
Покаяние, если сказать коротко, это:
1. Осознание своей греховности.
2. Страх Божий, ответственность перед Богом за свои грехи.
3. Желание исправить свою жизнь.
4. Признание Иисуса Христа своим искупителем, вера в то, что Исус может простить любые грехи.
5. Молитвенное обращение кающегося грешника к Богу.

И как следствие покаяния, жить новой жизнью. "Иди и впредь не греши".

Alexis.V.

Новичок
подробнее
Покаяние - это смирение! Перед Божьим приговором(грешнику), перед Его милостью(во Христе), и пред Его Господством(во всём)

подробнее
Покаяние

Важность учения о покаянии

Греческое слово "метанойа" означает покаяние, перемену образа мыслей, переоценку всех ценностей. Покаяние - это внутреннее сознание виновности пред Богом и решение человека порвать с прошлой греховной/ жизнью, начать новую жизнь во Христе Иисусе.

Покаяние - это внутренний поворот всего существа человека к Богу, сознательный переход с широкого пути греховной жизни на узкий святой путь спасения (Матф.7,13-14 ). Покаяние - единственный путь для получения спасения.

Иоанн Креститель и Иисус Христос начали своё служение с призыва к покаянию (Матф.3,1-2; 4,17 ). Посылая позднее Своих учеников на проповедь Евангелия, Иисус Христос также повелел им проповедовать о покаянии (Лук.24,47; Марк.6,12 ).

Призыв к покаянию занимал главное место и в проповеди апостолов Петра (Деян.2,38 ), Павла (Деян.20,21 ) и других.

Бог хочет и жаждет, чтобы все люди покаялись (2Петр.З,9; Деян.17,30 ). Нежелание человека откликнуться на призыв Бога ведёт к вечной погибели (Лук. 13,3 ). Как тогда, так и в наше время, учение о покаянии сохраняет первое место в учении о спасении человека.

Сущность покаяния

Истинное покаяние человека имеет три свойства:

Оно воздействует на ум, интеллект (мыслительные способности) человека:

"Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись, пошёл" (Матф.21,29 ). Слово "раскаявшись" здесь означает "изменение мыслей", т.е. изменение отношения к предмету, к личности и поступку. В духовном смысле покаяние есть изменение нашего отношения ко греху и святости. Хорошей иллюстрацией сущности покаяния является притча о блудном сыне, а также хорошо известная притча о мытаре и фарисее (Лук. 15 и 18 гл. ).

Когда ап. Пётр призывал иудеев в день Пятидесятницы к покаянию (Деян.2,14-40 ), он фактически призывал их к изменению своего отношения ко Христу. Иудеи считали Его просто человеком. Но события, предшествующие дню Пятидесятницы, были насыщены таким великим содержанием, что у иудеев не оставалось больше сомнения в том, что Иисус из Назарета есть истинный Сын Божий, их Спаситель и Спаситель всего мира.

Другими словами, покаяние иудеев в день Пятидесятницы было результатом признания факта, что распятый и воскресший Иисус Христос есть истинный, обетованный Мессия.

Оно воздействует на чувства (эмоции) человека:

2Кор.7,9 читаем: "Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда". Здесь говорится о большом значении чувств при истинном покаянии. Прочитайте из этой главы стихи с 7 по 11, а также Лук.10,13; Быт.6,6. То, что мытарь "ударил себя в грудь", свидетельствовало о глубокой печали сердца, о сильном его раскаянии. Никто не может определённо сказать о силе и глубине чувств при истинном покаянии, здесь сказываются индивидуальные особенности характера каждого человека. Один может проливать потоки слёз, а другой - ни слезинки, но тем не менее покаяние последнего может быть столь же глубоким и искренним, как у псалмопевца, восклицающего: "Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём" (Пс.37,19 ).

Оно воздействует на волю и характер человека:

Слово "покаяние" на еврейском языке означает также "поворот". Блудный сын сказал: "Встану, пойду к отцу моему... Встал и пошёл..." (Лук. 15,18-20 ). За намерением последовало действие. Истинное покаяние сопровождается решительным действием. Сердце не только очищается и закрывается для греха, но и отвращается от греха:

а) Человек исповедует грех, свой перед Богом, "Боже! будь милостив ко мне грешнику!", - восклицает мытарь (Лук. 18,13 ). Блудный сын говорит: "Я согрешил против неба и пред тобою" (Лук. 15,18 ). Истинное покаяние связано с исповеданием (1Иоан.1,9; Пс.31,4-5 ). Грешник должен принести своё исповедание единому посреднику между Богом и человеком - Иисусу Христу (1Тим.2,5; Иоан.14,6 ). Исповедовать свой поступок надо и перед человеком, если мы перед ним виновны (Матф.5,23-24; Иак.5,16 ).

б) Человек оставляет грех. "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу" (Ис.55,7; Пр.28,13; Матф.3,8,10 ).

в) Человек обращается к Богу. Недостаточно только отвратиться от греха, но необходимо всецело обратиться к Богу (1Фес.1,9; Деян. 26,18 ).

Как происходит покаяние?

Покаяние есть дар небесный. В Деян.11,18; 5,30-31 читаем: "Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь". "Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе: Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов".

Покаяние - дар Божий. Отвергая этот небесный дар, человек сам навлекает на себя осуждение.

Покаяние приходит через слышание Слова Божия. "Итак, охотно принявшие слово его крестились (Деян.2,37-38,41 ).

Благая весть Евангелия производит истинное покаяние. Наглядный пример тому - поведение жителей Ниневии (Иоан.3,5-10 ). Только проповедь Слова Божия в силе Духа Святого является действенным средством пробуждения души (1Фес.1,5,10 ). "Или пренебрегаешь богатство благодати, кротости и долготерпения' Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?" (Рим.2,4 ), "Не медлит Господь исполнением обетования..., но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Петр.З, 9 ). Богатство земное часто уводит человека от Бога, а богатство благодати возвращает его назад к Богу.

Иногда Бог применяет Своё наказание, чтобы привести непослушное чадо к покаянию (Откр.3,19; Евр.2,6,10-11 ). Но главное средство Бога - это свидетельство живых членов тела Его, Его Церкви: "Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих" (2Кор.2,14-15 ).

Последствия и результаты покаяния

1. Прощение грехов. Истинное покаяние дарует человеку очищение и прощение грехов, но если при покаянии человек не получает верою прощение, то такое покаяние нельзя считать истинным (1Иоан.1,9 ).

Прощение грехов - это первое благо, которое человек получает от Господа через покаяние (Пс. 102,2-3 ). Христос и апостолы, проповедуя покаяние, приводили людей к сознанию необходимости получить прощение грехов (Деян.2,38 ).

2. Радость на небесах (Лук.15,7,10 ). Когда человек обращается к Богу с покаянием, ликуют и радуются ангелы Божий на небесах.

3. Радость человека о полученном спасении и прощении грехов (Ис.55,7; Деян.3,19 ). Пророки и апостолы указывали на истинный путь спасения только через покаяние. Ни жертвоприношения, ни религиозные обряды не могут спасти человека. Покаявшийся спасённый грешник получает великую радость, душа его ликует и радостно славит своего Спасителя за избавление (Деян.2,46-47; 8,39; Пс. 114,1; Лук.15гл.; Иоан. 15,11; 16,22 ).

4. Излияние Святого Духа на кающегося. Покаявшийся грешник получает не только прощение, но и Духа Святого в день искупления (Ефес.4,30; Деян.8,39 ). "Покайтесь... и получите дар Святого Духа" (Деян.2,38 ). Нераскаявшийся не может получить дар Духа Святого

Wergiliy

Новичок
подробнее
Благодарю, брат Алексей!

K I E

Местный
подробнее
Покаяться (или исповедаться) - это не просто назвать грехи и попросить: «Господи, прости». Это еще и отворачивание от них, ненависть к ним. Но своими силами очень тяжело себя изменить или отказаться от чего-то любимого, в том числе и греха. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю», «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» - писал Апостол Павел. Правда состоит в том, что никто себя не избавит, даже сам человек не может. Сил-то у него совсем нет: такая уж наследственность - от самих Адама и Евы. Мы грешим и грешим уже много-много поколений. Как тут исправиться?
Поэтому-то и пришел Христос, чтобы не только спасти нас Своей смертью, но и дать нам сверхъестественную силу отворачиваться от греха. Сами мы не можем противостоять греху, мы стараемся, а нас опять к нему тянет. Природа у нас такая. Как это прервать? Фактически дело обстоит так, что невозможно поменять свойства греха, невозможно поменять отношение Бога к греху, поэтому выход может быть только один - поменять себя. Умереть и родиться. Уничтожить себя старого и получить нового. Этот духовный процесс и называется рождением свыше.
Написано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Прощение Богом наших грехов надо принимать с верой. Веришь ли ты, что Бог тебя простил? Он пришел спасти грешников. А ты грешник (грешница)? Конечно. И я тоже, все грешники, все до одного. А Христос спас грешников? Спас. Умер на кресте, воскрес и вознесся. А это значит, что Он совершил дело нашего спасения полностью. Поэтому, если ты покаешься искренне перед Богом и попросишь прощение и сил для святой жизни - Он простит все грехи и даст сил.
Когда человек возрождается, ему уже не хочется делать грехи. Не то чтобы он специально старался их не делать (хотя и специально он тоже старается), а они ему уже противны и не радуют уже как прежде. Почему? Потому что если тебе прощены грехи, ты узнаешь как это хорошо и здорово быть свободным от них, когда на тебе никакой вины не висит, всё прощено. Тогда делать новые грехи уже совсем не хочется. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога», - написано у Иоанна. Тут в слове «не грешит» стоит глагол греческого языка, указывающий на продолжительное действие. То есть тут не говорится, что рожденный свыше не может грешить совсем и не согрешает, ведь написано также, что «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас», но просто состояние греховности не есть уже постоянное состояние христианина. Мы согрешаем, но случайно. И, как написано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Если человек покаялся и не получил освобождения от грехов (и его всё так же тянет к ним), то он скорее всего вообще не каялся. Он не был искренним в молитве, не сокрушался еще о грехе, не понял еще, какую он этими грехами причинил Богу боль, не понял, что Христос умирал за него на кресте, и в результате... не получил прощения.
Спроси себя: «Верю ли я, что Христос может прощать все грехи?» Если Он не может, то Он, получается, не всемогущий. А это не верно. Бог всемогущ. И Он обещал, что «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь». Если уж Он прощает, то уж прощает - навсегда и все грехи сразу. Так следует из Писания.
Самому себя улучшить - гиблое дело. Этим все язычники, иудеи, мусульмане, буддисты, все атеисты занимаются - и ничего у них путного не выходит. А Христос один реально дает такую силу для изменения самого нутра человека - Дух Святой. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». «Невозможное человекам возможно Богу». Не надо самому себя переделывать в мелочах, надо довериться Богу, получить прощение всех грехов, тогда все само переделается, не тобою, а самим Христом. Конечно, самим стараться тоже потом надо будет, где-то и потрудиться и помучиться, но за силой все равно мы прибегаем ко Христу, и Он уже дает нам силу, если мы просим, каемся и принимаем прощение верой (мы потому и называемся верующими).
Не беда, если у нас что-то не получается сразу в духовной жизни, что мы падаем, еще неумелые, что дрова ломаем. Хуже, если мы вообще ничего не делаем, плывем по течению. Бог же ценит сердце, а не какие-то внешние успехи. Если ты искренне хочешь идти за Христом, но просто не получается как-то всё сразу, это не страшно. Главное - у тебя в душе есть стремление, ты движешься от греха к Богу. Это чем-то похоже на обычай на флоте. Когда находят возвращавшегося из увольнения пьяного моряка упавшим и уснувшим на пристани головой к кораблю, его заносят на корабль, но если находят упавшим ногами к кораблю - оставляют и увольняют. Также и с жизнью. Важно - куда ты в целом стремился в жизни: к Богу или от Бога.
И ясно, что нарочно грешить совсем нельзя, если тебе были прощены до этого все грехи. Вообще надо поменьше смотреть на себя и других, а побольше на Христа, побольше читать Библию, молиться Богу, тогда и будет процесс освящения. Наше освящение происходит всю жизнь, и оно нужно для того, чтобы мы могли научиться побеждать грехи. Чем? Верой во Христа, доверием и послушанием Ему. Всё просто на самом деле. Да спасение и не могло быть в принципе сложным процессом, ведь тогда бы никто не спасся. Просто нам трудно с этой простотой смириться, - гордые мы все до ужасти, мы себя любим, хотим всё что-то кому-то доказать, что мы сильные...
Покаяние - это не какой-то обряд, что я вот пришел в церковь, зашел за ширму, или накрыли меня материей и я исповедался, перечислил по списку свои грехи. Может, при соответствующей пышности этого обряда у некоторых и возникает какая-то эйфория или мистическое переживание, принимаемые потом за покаяние? Священник слушает эти исповедания и, утверждая, что имеет такую власть, прощает грехи. Но реально грехи отпускать может только Бог! И мы все это интуитивно знаем, даже не зная еще христианскую догматику. Может именно поэтому многие люди не переживают состояние прощения грехов, потому что не чувствовали никогда этого реально, а потому не уверены в своем спасении вообще? Верят священнику, но после опять возвращаются к своим прежним грехам... Разве это покаяние?
Христианину нужно жить в покаянии постоянно! Сегодня каяться и исповедоваться перед Богом за день сегодняшний, завтра - за завтрашний, и так каждый день. У христианина идет постоянная проверка себя, своей веры, исповедание грехов и покаяние перед Богом. Постоянно. И в церкви, и в малых группах, и с пресвитером наедине, и с братьями, и когда один. Постоянно в покаянии. После покаяния человек каждый раз ощущает себя новым и прощеным. Он снова радуется, снова силен, снова всех любит и счастлив. Может, я описал покаяние не очень красочно, но как описать неописуемое - прощение? Это надо испытать.
Христианин должен каяться в грехах, но не зацикливаться на них, не рассматривать их, приговаривая: «Как я согрешил, меня за это убить мало, нет мне прощения, всё, пропал». Пророк Михей писал: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18-19).
Когда Бог прощает, Он забывает все наши грехи и не вспоминает их больше. Так Он Сам сказал. «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10:16-17). Если их Господь забыл и простил, то зачем мы должны в них ковыряться? Нужно выкинуть их в пучину, и забыть. Надо жить дальше, радуясь и хваля Господа.
За грехи надо каяться, если делаешь их по немощи, невольно. Путь освящения, узкий путь предполагает именно постоянное покаяние перед Богом. Но покаяние существует не для того, чтобы ходить всё время унылым, а чтобы получить прощение, очищение и дальше уже радостно служить Господу.
Как можно вообще верить в Бога, который не дает тебе уверенности, что Он тебя любит, прощает, что Сына Своего за тебя отдал? Зачем принимать Христа, если всё равно свое спасение нужно зарабатывать своими же силами? Почему ты не берешь дар вечной жизни, что предлагает Христос? Он сильнее нас, Он совершеннее, зачем же нам самим себя искупать от грехов, если Христос это уже 2000 лет назад сделал?
Приди ко Христу лично, покайся, поверь в прощение грехов. Христос никогда не врал. Он обещал простить всех - и прощает. Он Бог, а не человек. И этим всё сказано.