Наверх
Наверх

Учение Кальвина всесильно, но не для России!

  • Страница 1 из 7

Городецкий Сеpгей Иванович

Местный
подробнее
<u>http://portal-credo....d=25115&cf=</u>

Лента новостей 30 июля 2004

Исполнилось 495 лет со дня рождения Жана Кальвина (1509–1564). Есть повод вспомнить об учении, значимость которого выходит далеко за рамки богословия. Кальвинизм, в дальнейшем развиваемый английскими пуританами, определил развитие и облик англосаксонского мира, став руководством к действию. Именно кальвинизм заложил основы мироустройства и жизненной философии цивилизации, которая добилась зримых успехов и до сих пор оказывает влияние практически на весь мир.

Жан Кальвин был самым молодым и самым радикальным деятелем эпохи Реформации. Он продвинулся гораздо дальше своего немецкого предшественника Мартина Лютера. Оба они исходили из убеждения в глубокой порочности и греховности человеческой натуры. Однако Кальвин в отличие от Лютера, допускавшего некоторую свободу воли христианина, на первый план выдвинул учение о предопределении, низвергающее человека в пучину ничтожности и полной беспомощности.

Бог еще до рождения человека предопределяет, может ли тот иметь истинную веру, будет ли ему даровано прощение или он обречен на вечное проклятие. Но обо всем этом человек никогда не узнает. Причем ни спасение, ни проклятие совершенно не зависят от земных деяний человека. Вечной загадкой пребудет, почему Бог избирает одних и низвергает других, при этом человек не должен даже и пытаться эту загадку разгадать. Бог таким образом демонстрирует свою безграничную власть.

<b>Бог у Кальвина – абсолютный тиран</b>, не ведающий ни любви, ни милосердия. Теория предопределения превращала человека в ничтожную песчинку, лишенную какой бы то ни было воли к изменению своей судьбы. Налицо "бесконечный тупик". Однако там, где заканчивается логика, вступают в силу убеждения. Кальвин и его последователи были убеждены: они принадлежат как раз к тем самым избранным, которым будет даровано спасение. Неизбежные сомнения (ведь человек никогда не сможет узнать о своей избранности Богом) подавляются аскетическим существованием и фанатичной верой в то, что именно твоя общность обречена на спасение.

Эта часть учения о предопределении получила свое развитие в идеологии <b>нацизма</b>. Кальвин настаивал на прирожденном неравенстве людей: одни отмечены Богом и будут спасены, прочие – прокляты навек. Отсюда вытекает невозможность взаимопонимания и солидарности между людьми. Избранные вправе относиться к остальным с презрением: это проклятый человеческий материал, который можно либо уничтожить, либо использовать в своих целях. Как раз этот принцип лежит в основе теории расового превосходства.

Однако приведенный логический ход является лишь одним из последствий кальвинистского учения. Нельзя не восхититься гибкостью и многовариантностью человеческого мышления: из учения о предопределении вырос и <b>либерализм</b>. Сколько бы усилий и стараний ни прилагал человек, он никоим образом не может изменить свою судьбу. Но именно эти усилия и старания были объявлены признаком принадлежности к избранным. В дальнейшем своем развитии кальвинизм придавал усердию все большее значение, объявив зримые достижения в светской жизни главным признаком спасения. Избавление от постоянного и гнетущего чувства собственной ничтожности стало возможным лишь в какой-нибудь регулярной деятельности. Таким образом, экономический успех практически стал синонимом милости Божьей. Было еще одно следствие, о котором хорошо сказал Эрих Фромм: "Стремление к постоянной деятельности явилось одной из важнейших производительных сил, не менее важной для всего исторического процесса и для всей промышленной системы в целом, нежели электричество и пар".

Человек позднего Средневековья работал только для того, чтобы поддерживать приемлемый уровень существования. Проще говоря, он работал, потому что был вынужден это делать под давлением внешних обстоятельств. Кальвинизм породил новую трудовую этику, создав внутренний стимул к работе. На смену средневековому принципу производства ради потребления пришел капиталистический принцип производства ради прибыли. Так началась буржуазная революция, приведшая к созданию экономической системы капитализма и системы парламентского правления. Поскольку отношения с Богом имели форму контракта, основой любых взаимоотношений в таком обществе стал именно контракт: между гражданином и государством, между деловыми партнерами, между мужчиной и женщиной и т.д. В свою очередь, это приучило человека очень трезво и серьезно (для нас так даже излишне трезво и серьезно) относиться ко всему происходящему на земле: жизни, смерти, здоровью, работе, имуществу. Томаса Джефферсона как-то спросили, чем живой человек отличается от мертвого, он ответил: живой тот, кто обладает собственностью, у мертвого ее нет.

Сегодняшний американец, работающий с религиозной истовостью, которая нередко приводит его к неврозу (что очень неплохо подкармливает бессчетное племя психоаналитиков), мог даже не слышать имени Кальвина. Но жизнь его обусловлена и обустроена по-кальвинистски. Ему, например, совершенно невозможно объяснить смысл шутки эпохи развитого социализма: "Ну как, устроился? – Да нет, все еще работаю".

Существенным фактором кальвинистской этики стало то, что Кальвин в отличие от Лютера, опиравшегося на Новый Завет, черпал свое вдохновение в Ветхом Завете. Отсюда и <b>образ Бога как тирана</b>. Для Кальвина разговоры, "будто милосердие важнее, нежели вера и надежда, – это лишь мечты расстроенного воображения". Вера в собственную избранность пронизала кальвинистское учение духом жестоковыйного аристократизма, что наложило весьма существенную печать на американскую историю. Английские пуритане, прибывшие в Америку, довели свою идеологию до мессианского уровня. Новый континент они воспринимали как землю обетованную. Город Бостон первопроходцы называли Сионом, Атлантический океан – Красным морем, Джорджа Вашингтона – Моисеем. Этот самый мессианизм позволил пуританам радикально решить и "индейский вопрос", поскольку "новые иудеи" от Бога получили право на эту землю. Политическое сознание американцев до сих пор в значительной мере пронизано религиозностью. Убеждение в избранности и ветхозаветное "око за око, зуб за зуб" определяют не только содержание голливудских боевиков, но и большой политики. Воистину, учение Кальвина "всесильно, потому что оно верно".

Сергей Шаповал
"Независимая газета", 30 июля 2004

Что думаете братья по поводу статьи?

K I E

Местный
подробнее
Ну что сказать? Разделяя в целом негативное отношение к этому заблуждению, никак нельзя согалситься с некоторыми словами автора этой статьи...
Вряд ли нацизм был подпитан кальвинизмом. У нацизма скорее теософские и языческие истоки. В Германии были лютеранство и католицизм, кальвинистов там было мало... разве что баптисты. :D
Не верно и утверждение, что кальвинизм основан на Ветхом Завете. Это смешное заявление... Кальвинизм, скорее, основан на греческой философской мысли, является продуктом логических упражнений определенной части богословов (например, Августина).
Однако можно согласиться, что многое в кальвинизме взято от ветхозаветных установлений (казни, око за око, войны, стремление к госцеркви).
Но в целом, не понятно, зачем автор написал эту статью. Что хотел сказать?

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
В целом согласен с Игорем, но хотел бы сказать, что в Германии есть три государственные церкви - лютеранская, реформатская и католическая. Человек, платящий церковный налог, может в документах указать, в пользу какой из этих конфессий направить деньги - разве что он принадлежит к одной из свободных церквей (напр., к баптистам).
Во время реформации некоторые области Германии протестантского исповедания последовали не столько лютеранскому учению, сколько реформатскому (кальвинистскому). Поэтому реформатская церковь в Гермаии - вовсе не диковинка, и представлена далеко не одними баптистами. Правда, сейчас она сильно либерализовалась.

Миняйло Игорь

Пользователь
подробнее

Вряд ли нацизм был подпитан кальвинизмом. У нацизма скорее теософские и языческие истоки.


Полностью согласен, если конкретизировать, то сильное влияние имел оккультизм, эзотерические учения, философия Ницше.

В Германии были лютеранство и католицизм, кальвинистов там было мало... разве что баптисты. :D


Все таки кальвинистов (реформатов) было много, но их объединили еще во времена Бисмарка в одну церковь с лютеранами. Баптистов было мало, возможно даже меньше чем методистов.

Не верно и утверждение, что кальвинизм основан на Ветхом Завете. Это смешное заявление... Кальвинизм, скорее, основан на греческой философской мысли, является продуктом логических упражнений определенной части богословов (например, Августина).


Мне кажется, что кальвинизм фактически полностью основан на богословии Августина, различие в том, что церковь во время Августина отвергла некоторые положения его учения, в частности о предопределениии.

Однако можно согласиться, что многое в кальвинизме взято от ветхозаветных установлений (казни, око за око, войны, стремление к госцеркви).


Вообще то кальвинисты были более веротерпимыми, по сравнению с лютеранами, которые преследовали их с большой жестокостью. Кальвинисты выступали против государственной церкви, в отличии от лютеран и англикан и первые выступили за отделения церкви от государства. Баптисты заимствовали многое именно от кальвинистов, например отношение к государству, дисциплине в церкви, устройство богослужения и т.д.
И за это следовало бы поблагодарить Кальвина, а не лить на него грязь.

подробнее

Вообще то кальвинисты были более веротерпимыми, по сравнению с лютеранами, которые преследовали их с большой жестокостью. Кальвинисты выступали против государственной церкви, в отличии от лютеран и англикан и первые выступили за отделения церкви от государства. Баптисты заимствовали многое именно от кальвинистов, например отношение к государству, дисциплине в церкви, устройство богослужения и т.д.
И за это следовало бы поблагодарить Кальвина, а не лить на него грязь.


К сожалению история свидетельствует об обратном. Как раз анабаптисты (которые были арминианами по богословию) выступали за отделение церкви от государства. Именно за это их жестоко преследовали, как католики, так и протестанты.

Кальвинисты же создали еще одну государственную церковь - реформатскую.

Баптисты позаимстовали многое у своих предчетей - швейцарских анабаптистов и голандских менонитов.

В качестве дополнительного чтения:
<u>
К. Дж. Дик (ред.)
Радикальная реформация
История возникновения и развития анабаптизма</u>

Если вы имеете в виду пуритан. То и они, будучи кальвинистами, не были последовательными сторонниками отделения церкви от государства:

Пуритане восприняли в кальвинизме идею о том, что гражданские власти должны помогать церкви в воспитании народа. Развивая эту тему, они решили, что гражданская власть должна иметь право наказания, вплоть до смертной казни. Один из идеологов английских пуритан, профессор Кембриджского университета Томас Картрайт писал по этому поводу: "Гражданская власть должна насильно заставлять атеистов и папистов присутствовать при богослужении, наказывать их, если они не вразумятся проповедью:, усиливать кару, если они обнаружит признаки упрямства, и, наконец, если они откажутся совершенно нераскаянными, то отсекать их (т.е. казнить их смертью), чтобы они не могли портить и заражать других" [Там же. С.395].
http://polit.mezhdunarodnik.ru/art.php3?rub=359&id=13344


Насколько я помню, во времена первопроходцев америки, только квакер Уильям Пенн (колония Пенсильвания) и баптист Роджер Вильямс (колония Провиденс) были достаточно веротерпимыми. Пуритане не очень отличались веротерпимостью в своей колонии Масачусетс. И сами воздвигали гонения на инакомыслящих, например на того же Вильямса.

Среди современных баптистов Америки в большинстве своем процветает кальвинисткое богословие (хотя, для того, чтобы быть последовательным кальвинистом надо быть детокрещенцем), а также до мозга костей патриоты Америки. Именно по этой причине, они пытаются провести свою "родословию" напрямую к Кальвину, минуя анабаптистов, как неудобное звено из-за их последовательного непротивления, отделения от государства и арминианского богословия. Если же они упоминают кого-то из анабаптистов в качестве своих предтеч, то как раз маргинальных личностей, оправдывавших насилие в определнных случаях, но не имевших достаточных последователей.

K I E

Местный
подробнее

Вообще то кальвинисты были более веротерпимыми, по сравнению с лютеранами, которые преследовали их с большой жестокостью. Кальвинисты выступали против государственной церкви, в отличии от лютеран и англикан и первые выступили за отделения церкви от государства. Баптисты заимствовали многое именно от кальвинистов, например отношение к государству, дисциплине в церкви, устройство богослужения и т.д.
И за это следовало бы поблагодарить Кальвина, а не лить на него грязь.


Всё как раз с точностью до наоборот.
Именно кальвинисты веронетерпимы. Кальвин основал в Женеве одну из самых тоталитарных систем устройства города, какие только можно себе вообразить. Он предписал гражданам все до мелочей, вплоть до покроя платьев, казни были введены за несогласие с его богословием, и даже казнил объявленного папой римским еретиком Сервета. Кальвинисты не выступали против государственности церкви, наоборот, они всегда стремились ею стать в стране, где только они появлялись, а как становились такими, начинали жестоко гнать инаковерующих, в том числе и оружием. Отношение к государству у кальвинистов прямо противоположное баптистскому, мы за полное отделение и невмешательство государства в наши дела, кальвинисты - за сотрудничество церкви и государства, вплоть до совместных карательных операций против еретиков.
Устройство богослужения у кальвинистов - слегка подправленная католическая литургия, антибиблейская иерерхия сохранена, крещение детей сохранено, вечеря понимается не так как у баптистов, предопределение, и т.д.
Извините, Игорь, у кальвинистов НЕТ практически ничего хорошего, чтобы можно бы было взять настоящим христианам... Вы что-то явно напутали. Поизучайте историю.

подробнее
Да, времена были тогда "горячии". И часто последним аргументов у участников диспутов был топор палача:

Дальнейшее пребывание Менно и крещенцев в Висмаре стало невозможным после прибытия корабля с протестантами из Англии. Из-за евангельской веры они были высланы из Англии королевой Марией Тюдор. Вначале корабль взял курс на Данию. Изгнанники расчитывали, что лютеранское правительство Дании встретит их с распростертыми объятиями. К их большому разочарованию им не разрешили сойти на берег. Они снова вышли в открытое море и в конце 1553 г. прибыли в Росток и оттуда, в холодные декабрьские дни, приплыли в Висмар.

Вот что об этом говорит Менно: "В первой половине зимы 1553 г. братьям рассказали, что из Дании пришло судно с людьми. Из-за своей веры они выдворены из Англии и теперь их корабль вмерз в лед недалеко от берега". Несмотря на их ужасное положение лютеранское правительство не приняло никаких мер для оказания помощи беженцам, поскольку те были другой веры. Узнав об этом, крещенцы протянули руку помощи погибающим от холода людям. Менно пишет: "Они вышли к ним навстречу с хлебом и вином, чтобы подкрепить больных и слабых. Когда беженцы сошли на беper, братья собрали для них из своих скудных сбережений 24 талера. Эту сумму они предложили их руководителям для помощи нуждающимся". Но те отказались принять деньги. "Деньги у нас есть, - сказали они, - мы просим только помочь некоторым из нас найти работу". Трогательно читать, как Менно продолжает: "Наши сделали все возможное, чтобы помочь им".

Один из крещенцев даже предложил взять к себе в дом детей Иоганнеса а Ласко, переселившегося до того из Эмдена в Лондон. Гермес Бэкерел, проповедник беженцев, ответил на это, что <b>не подобает детей такого известного и образованного человека поселить в доме простого крещенца! </b>Услыхав это, я понял, что мы имеем дело не с невинными, праведными и искренними странниками Иисуса Христа", - разочарованно и с горечью замечает Менно.

Спустя несколько дней Бэкерел, узнав, что в городе находится Менно, пригласил крещенцев на диспут. <b>Он обещал сохранить это в тайне, однако не сдержал своего слова и вскоре все, даже в Эмдене, знали, где живет Менно!</b> Бэкерел был не удовлетворен результатами разговора и пригласил на диспут с Менно своего друга Мартина Микрона. Микрон, родившийся в 1522 г. в Генте, был почти на тридцать лет моложе Менно. Он получил образование в Базеле и в 1550 г. был проповедником в общине беженцев из Лондона, которой в то время руководил Иоганнес а Ласко. Вместе с другими беженцами Микрон прибыл на корабле в Висмар и оттуда направился в Эмден. Затем, приняв приглашение, он снова вернулся в Висмар. Через Германа ван Тильт, проповедника местной общины крещенцев, Менно был приглашен на диспут с Микроном. Он согласился на это с условием, что место встречи будет сохранено в тайне. ....

В 1556 г. Микрон опубликовал сообщение об этих двух диспутах. Он сравнивает Менно с Нимродом и Авессаломом и даже называет его обманщиком! Менно отреагировал тотчас: а Ласко, Кальвин и Беза являются для Микрона влиятельными учителями, говорит Менно, он же считает их "людьми крови". Пожалуй нигде Менно еще не выражал свое возмущение с такой силой. Микрон обратился за помощью к Кальвину. Кальвин то ли не нашел времени ответить Микрону, то ли его письмо затерялось. 28 февраля 1558 г. Микрон снова обращается к реформатору в Женеве: "В прошлом году я послал вам основные пункты вероучения Менно..., чтобы получить совет и помощь, как ему ответить". На этот раз Кальвин постарался пункт за пунктом опровергнуть аргументы Менно Симонса: <b>"Вы не можете представить себе ничего самонадеяннее этого осла, и ничего невоспитаннее этой собаки!" - пишет он о Менно Симонсе.</b> Микрон, всегда оставлявший за собой последнее слово, в том же году выпустил статью, в которой он попытался отвести от себя обвинения Менно. Из использованных им в этой статье выражений, становится ясно, что он с благодарностью воспользовался советами Кальвина!

В конечном итоге столкновение крещенцев со сторонниками реформации повлекло за собой печальные последствия. Городские власти Висмара приняли решение выслать крещенцев из города. Те должны были покинуть Висмар до 11 ноября 1554 года. Менно пишет, что два лютеранских проповедника Смеденштедт и Винцентус оказались особенно ярыми противниками крещенцев. Смеденштедт открыто заявлял,<b> "что он предпочитает шляпу полную нашей крови шляпе полной золота". </b>

<u>Менно Симонс из Витмарсума</u>



K I E

Местный
подробнее
Получил неприятное сообщение...

...печаль моя в том, что мне стало известно о создании кальвинистской
оппозиции в братстве РФ ЕХБ в Иркутской области. В центральной церкви
Иркутска пресвитером Иван Толмачев. Он арминианин, учился ...в ДХУ. Однако известно, что 12 церквей этого региона хотят стать
реформатскими баптистами. Один из их лидеров, кажется, областной
пресвитер - Сергей Мочалов. 11 и 16 января намечено провести две
встречи с ними.
На мой взгляд оппозиционеров нужно выводить из состава РФ ЕХБ.
Иначе получится то же, что и с объединением ВС ЕХБ с пятидесятниками:
они будут проводить свою работу в союзе безнаказанно, вступая таким
образом в противоречие с существующим Вероучением РФ ЕХБ от 1985 года.
Это то, что меня печалит, но мы должны сделать все, что от нас
зависит, чтобы предотвратить откол путем разъяснительной работы.
Многие из реформатских баптистов сами не знают, во что верят, и не
могут сказать, кто они супралапсариане или инфралапсариане в
кальвинизме.



K I E

Местный
подробнее
Очень интересный труд!
http://www.blagovest...books/00362.htm

Валеев Валерий Рафикович

Пользователь
подробнее
<<<Проповедь Е.Каширского из тверской общины реформатов.>>>

Валерий не нужно одно и то же сообщение писать в двух темах. Это сообщение убираю, оставляю здесь:
http://www.bratstvo....12129#post12129

Сергей




Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее

<<<Проповедь Е.Каширского из тверской общины реформатов.>>>

Валерий не нужно одно и то же сообщение писать в двух темах. Это сообщение убираю, оставляю здесь:
http://www.bratstvo.org/forum/threadlist/showthread/?postid=12129#post12129

Сергей



Бог у Кальвина, весьма хитрый, он часто людям дает только думать о том, что они спасены , а в действительности онри предназначены к вечному наказанию.
Вот это любовь, так любовь.



K I E

Местный
подробнее
По теме можно почитать http://rusbaptist.st...p/calvinizm.htm (какой Бог у кальвинистов),
http://rusbaptist.st.../dop/kashir.htm (опровержение одной статьи Каширского),
http://rusbaptist.st.../dop/brison.htm
http://rusbaptist.st...dop/marcink.htm
http://rusbaptist.st...rg/dop/dis1.htm
http://rusbaptist.st...rg/dop/vjaz.htm и т.д.



K I E

Местный
подробнее
Сергей, конечно собираю. Но не потихоньку, а вполне громко и открыто. :-))
Будут еще материалы. Готовлю ответы Корнера на типичные возражения и аргументы кальвинистов и сторонников OSAS.

Валеев Валерий Рафикович

Пользователь
подробнее
недавно изданы книги на русском языке
автор Гомер Хуксема "Вера наших отцов"
посвящены как раз предопределению -часть№2, и о том Христос умер не за всех: часть №3 , книги можно взять в нашей библиотеке, в них обсуждаются положения Дортского синода. для того чтобы вы могли попробовать опровергнуть эти положения , вам необходимо наверно ознакомится с нашей позицей более подробно , изложенной в этом издании. и если сможете - как раз будет готовый компромат, успехов !!!


K I E

Местный
подробнее
Валерий, не волнуйтесь, мы ознакомлены с позицией кальвинизма вполне подробно. Только спорить не все хотят...

Городецкий Сеpгей Иванович

Местный
подробнее

Будут еще материалы. Готовлю ответы Корнера на типичные возражения и аргументы кальвинистов и сторонников OSAS.

Сообщи как будут готовы, почитаю. А для начала, биографию в двух словах расскажи. Кто такой этот Корнер?

Валеев Валерий Рафикович

Пользователь
подробнее

Валерий, не волнуйтесь, мы ознакомлены с позицией кальвинизма вполне подробно. Только спорить не все хотят...

спорить действительно не нужно,но лучше понять мнение реформатов можно только из тех материалов,
с которыми вы лично ознакомились, а не ссылаться на чье-то мнение(Корнера) я сомневаюсь что у вы "вполне подробно ознакомлены". Предлагаем опровергнуть нашу позицю по вышеупомянутым изданиям: автор Гомер Хуксема "Вера наших отцов" Москва 2002г, 2005г . Действенная беседа может иметь продолжение, если вы сможете обосновать свою точку зрения - противную той, что изложена в этих изданиях. Те, кто действительно хочет ознакомится с защитой наших позиций , просто обязан прочесть оригинал.

Городецкий Сеpгей Иванович

Местный
подробнее

Предлагаем опровергнуть нашу позицю по вышеупомянутым изданиям: автор Гомер Хуксема "Вера наших отцов" Москва 2002г, 2005г . Те, кто действительно хочет ознакомится с защитой наших позиций , просто обязан прочесть оригинал.

Есть ли сей труд в интернете? Если есть то где?


Валеев Валерий Рафикович

Пользователь
подробнее

: автор Гомер Хуксема "Вера наших отцов" Москва 2002г, 2005г . Есть ли сей труд в интернете? Если есть то где?

сии труды имеются на русском языке, в Москве:в библиотеке Евангелическо Рефоматской Церкви,а также в библотеке Христианской литературы ул Студенческая 33 корпус 8,тел 249-93-00, в инете наверно есть на английском, позже уточню

K I E

Местный
подробнее

А для начала, биографию в двух словах расскажи. Кто такой этот Корнер?


Не знаю. В из-ве Титул вышла его книга Спасение на условии веры. Очень хорошая арминианская книга. Убедительная и подробная. Отрывки оттула я и буду давать постепенно.
Его сайт на английском - http://www.evangelicaloutreach.org/



  • Страница 1 из 7