Наверх
Наверх

О динамике роста братства ЕХБ с 1945 по 1965 год

K I E

Местный
подробнее
Занимаясь историей разделения в нашем братстве в 60-х годах прошлого столетия я обратил внимание на некоторое несоответствие статистических данных. Скромные цифры количества крещенных не соответствовали данным об общем количестве членов церквей братства ЕХБ. Обратимся к «Братскому Вестнику» тех лет: «За прошлый 1946 год, по сведениям, полученным от поместных церквей, почти во всех церквах, прошли многочисленные водные крещения, в результате чего много уверовавших душ присоединилось к стаду Божию. Мы приветствует всех этих новых членов наших объединенных церквей и желаем им благоуспешно процветать и развиваться в саду Божием - в церкви Господа нашего Иисуса Христа.» Я. И. ЖИДКОВ «Наш Отчёт» «БВ» 1,1947 стр. 13
Вальтер Завадский пишет в своей книги: «В 1954 году по статистическим данным ВСЕХБ отмечается значительный всплеск активности. По утверждению Якова Жидкова, только в этом году приняло крещение 12000 человек. Теперь ВСЕХБ насчитывал 5400 приходов, которые посещало 512000 человек. Это подтверждает и официальная статистика. Правда в отчётах с мест приводятся более скромные цифры, но даже они позволяют отметить активизацию церковной жизни.» Вальтер Заватски «Евангелическое движение в СССР» стр.73
Он ссылается на текст передачи московского радио. «БВ» 3-4, 1954 стр. 91, «Количество баптистов в Советском Союзе выросло за время советской власти до 500 тысяч крещеных членов. Баптисты в СССР имеют 5.400 церквей, в которых совершенно свободно проповедуется Евангелие и преподаётся баптистское вероучение. Баптисты издают свой печатный орган под названием "Братский вестник", устраивают конференции, посылают свои делегации заграницу, принимают своих зарубежных братьев по вере, свободно переписываются со всеми странами мира, выступают по радио, и пользуются в своей деятельности полной религиозной свободой.» ОТВЕТ РАДИОСЛУШАТЕЛЮ ИЗ БРАЗИЛИИ НА ЗАПРОС О ПОЛОЖЕНИИ РЕЛИГИИ В СССР, О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ ДЛЯ БАПТИСТОВ И О РАБОТЕ БАПТИСТОВ ЛАТВИИ «БВ» 2, 1954, стр. 61-62
Ещё одна цитата из «Братского Вестника»: «Я. И. Жидков приветствовал гостей от имени многонационального братства евангельских христиан-баптистов, состоящего из русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин, армян и других народов СССР. Союз евангельских христиан-баптистов состоит из трех в прошлом отдельных религиозных течений - евангельских христиан, баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников), а в 1944/45 годах они объединились в одно братство и составляют теперь единую семью верующих - евангельских христиан-баптистов. Наше братство в СССР простирается от Крайнего Севера до Юга (Мурманск, Архангельск, Ереван, Сталинабад) от Дальнего Востока (остров Сахалин) до Молдавии, Закарпатской Украины и Прибалтики на Западе, и мы имеем до 5400 общин, из которых .каждая не меньше 20 членов, и 512 тысяч верующих, крещенных по вере. А если взять членов семей верующих и других близких к нашему братству людей, то общее количество таковых можно определить цифрой в 3 миллиона человек, и все эти люди, конечно, являются преданными и верными гражданами своей страны СССР и вместе со всем советским народом строящими жизнь на справедливых социальных началах и стоящими на страже защиты мира между народами и странами. Мы постоянно молимся о мире и всеми силами стараемся содействовать делу мира.» «БВ» 3-4 , 1954 стр. 91
. «В настоящее время мы считаем, что в нашем объединенном братстве имеется 530 тысяч, принятых через водное крещение.» говорит А.В. Карев из сообщение посвященному 90 летию ЕХБ в России. «БВ» 1, 1958 год
Если смотреть на сегодняшнее положение дел, то эти цифры впечатляют ошеломляют. За каких-то 15 лет удалось восстановить братство раздавленное атеистическим репрессивным катком 30-х годов причём при том же самом режиме. Как это удалось? Какими методами действовали братья? Как случилось такое пробуждение в России? Долгое время я верил, что так оно и было, и считал, что именно эти данные подтолкнули власти всерьёз заняться атеистической работой, которая привела к разделению 60-х.
Откуда же взялось эти цифры? Этот вопрос не давал мне покоя и, работая в архиве Российского Союза ЕХБ я с особой тщательностью отбирал любые документы касающиеся статистики. Сравнивая отчёты с мест и цифрами в приведённых выше цитатах я, как и Вальтер Заватски, не мог понять как их соотнести. Пока в одной из папок содержащей переписку ВСЕХБ и Совет по Делам Религиозных культов я нашёл документы, которые расставили всё по местам. Первое письмо Президиума ВСЕХБ в СРК датированное 9 апреля 1958 года. Президиум ВСЕХБ сообщает СРК, что в Берлине во время конгресса Европейской Баптистской Федерации в июле 1958 года, будет организована выставка, и для этой выставке готовится большая карта Европы, на которой будут отмечены все баптистские общины Европы, в том числе и баптисты СССР, призываются прислать точные списки всех городов и деревень, где имеются баптистские общины. Президиум ВСЕХБ спрашивает СРК, о том, как реагировать на данное письмо. Здесь же предлагается два пути. Первый послать список городских и деревенских общин, указав только город, или деревню, причём находящихся только в европейской части СССР, поскольку на выставке будет висеть только карта Европы. Либо, второй: вообще ничего не посылать, но тогда надо будет чем-то объяснить причину отсутствия н карте общин самого большого баптистского союза Европы, чтобы 6000 делегатов Конгресса не объясняли по своему причину пустого пространства на карте, занимаемого Советским Союзом. ВСЕХБ предлагает ещё третий путь: вообще не посылать списка общин ВСЕХБ и оправдаться тем, что ВСЕХБ не получал никакого письма с просьбой о присылке такого списка, и потому не выслал его. Четвёртый путь: послать список не всех, только некоторых общин – более центральных. Но тогда, пишут Жидков и Карев, редкие точки на карте СССР могут дать повод всему Конгрессу думать – не ликвидировала ли Советская власть все менее крупные и особенно деревенские общины, иначе они были бы на карте. Далее Президиум ВСЕХБ просит у СРК указания о том, как поступить в этом сложном и щекотливом вопросе. Очень странное письмо. Особенно на фоне всех цитат, которые приводятся в начале. Почему Карев и Жидков ищут пути решения такого простого вопроса? Ведь до этого в своих выступлениях они с гордостью называли цифры которые говорили о том, что ВСЕХБ самое большое баптистское братство в Европе.
2 июля 1958 год ВСЕХБ посылает в СРК ещё одно письмо по этому вопросу. ФРГ торопило с присылкой списка общин ВСЕХБ. Решено было, что в ФРГ на Конгресс будут посланы только цифры, причём цифру общего количества общин, то есть 5400 предложено разделить на две группы: 3638 общин в европейской части СССР и 1762 общины в азиатской части СССР.
Эти цифры до сих пор ходят по разным справочникам. Что же происходило на самом деле. 1 июня 1959 года, то есть через год после приведённой нами переписки в СРК была направлена справка озаглавленная «Количественный состав общин и членов ЕХБ по СССР за 1959 год» В ней говорится, что на 1 января 1958 года в ВСЕХБ было 2111 общины с общим количеством членов 196550, в том числе ХВЕ 23292. На 1 января 1959 года в ВСЕХБ было 2093 общины с общим количеством членов 202006 в том числе 24950, закрыто было 21 община, из них 15 общин по Украине.
1 августа 1959 года в СРК были направлены статистические сведения по ВСЕХБ на 1 января 1959 год. Эта справка делится на два раздела. Первый раздел озаглавлен: «Реальные цифры» в нём сказано, что в СССР зарегистрированных общин 2093, а незарегистрированных 1000 (скорее всего это цифра весьма приблизительна). Членов незарегистрированных общин 202 006, а незарегистрированных 10000 (тоже весьма сомнительная цифра). Мужчин-20%. Женщин – 80%. В том числе молодёжи до 30 лет – 20%. Членов в городах – 45%, в сёлах – 55%. Социальный состав верующих: рабочих – 20%, крестьян – 30%, служащих – 15%, домохозяек – 30%, пенсионеров – 5%. Старших пресвитеров – 50. Помощников старших пресвитеров – 11. Второй раздел озаглавлен: «Цифры для заграницы». В нём сказано, что общин в СССР – 5450, членов - 540000 (крещёных). С членами баптистских семейств и посетителями собраний – до 3 миллионов. Мы видим происхождения данных с которых начинался доклад.
Теперь интересно посмотреть реальное распределение общин или как мы сейчас говорим поместных церквей по территории СССР. Нам поможет документ под названием «Список молитвенных домов общин ЕХБ по СССР на 1 декабря 1959 года» Он направлен в СРК 17 декабря 1959 года. Уникальность этого документа в том, что он отражает географию братства СССР непосредственно перед декабрьским пленумом ВСЕХБ принявшим Новое положение о ВСЕХБ и Инструктивное письмо старшим пресвитерам. Мы не будем приводить все многочисленные цифры этого документа, возьмём только количество общин по республикам. По РСФСР – 281 община, по УССР – 1280 общин, по БССР – 174 общины, по Прибалтике – 177 общин, по Закавказью – 17 общин, по Молдавской ССР – 75, по Средней Азии – 33. Всего по СССР 2037 общин. Из них 439 имеют Дом молитвы полученный от Горсовета как культовое здание, 55 домов оформлены нотариусом на имя общины, 47 домов оформлены на членов общины. Все остальные общины арендуют дома, причём 1480 у частных лиц.
Вот такая картина, особенно если смотреть цифры по России, то понятно почему президиум ВСЕХБ не хотел, чтобы редкие точки на карте были видны Европейскому конгрессу. Учитывая то, что кроме ВСЕХБ данные об общинах на местах пересылались в СРК уполномоченным президиуму ВСЕХБ не имела смысл завышать или занижать перед СРК количества общин, поэтому мы можем предположить, что здесь речь идёт о более или менее реальных цифрах.
Как можно интерпретировать эти данные. Удручают они нас или нет. Что происходило с братством в послевоенное десятилетие. Росло оно или уменьшалось? Занимаясь проектом по «Устной истории» я слышал многочисленные свидетельства о необыкновенном духовном пробуждении в 40-50-х годах. Но анализ цифр говорят о довольно скромных успехах. Конечно успехи роста церквей предмет довольно субъективный, надо учитывать исторический и культурный контекст, эпоху сталинизма, хрущёвскую оттепель, которая характеризовалась размахом атеистической пропаганды. Был ли послевоенный рост? Ответить на этот вопрос нам поможет ещё одни документ. 30 октября 1958 года А.В. Карев направляет в СРК сведения о количестве общин ЕХБ и Количестве членов в них на 1 января 1948 года и 1 января 1958 года. Мы помним, что 1947 году была прекращена регистрация общин. Карев отмечает уменьшение за 10 лет количества общин те, что происходило укрупнение общин, особенно на Украине, а так же снятием с регистрации ряда общин. Всего на 1 января 1948 года в ВСЕХБ состояло 2766 общин с общим количеством членов 183734, в том числе ХВЕ 20953. А на 1 января 1958 года в ВСЕХБ было 2111 общин с общим количеством членов 196550, в том числе ХВЕ 23292. То есть действительно уменьшение количество поместных церквей. Давайте посмотрим, что происходило по некоторым республикам.
РСФСР: на 1 января 1948 года – 461 община и 41 864 члена, в том числе ХВЕ 575; на 1 января 1958 года 296 общин и 44 857 членов, в т. ч ХВЕ 639.
Украинская ССР: на 1 января 1948 года – 1698 общин и 96058члена, в том числе ХВЕ 15309; на 1 января 1958 года 1345 общин и 102506 членов, в т. ч ХВЕ 17019.
Белорусская ССР: на 1 января 1948 года – 246 общин и 13 577 члена, в том числе ХВЕ 4426; на 1 января 1958 года 176 общин и 14481 членов, в т. ч ХВЕ 4918
Молдавская ССР: на 1 января 1948 года – 85 общин и 5 584 члена, в том числе ХВЕ 365; на 1 января 1958 года 176 общин и 5970 членов, в т. ч ХВЕ 406.
Узбекская ССР: на 1 января 1948 года – 9 общин и 2371 члена, в том числе ХВЕ 72; на 1 января 1958 года 7 общин и 261 членов, в т. ч ХВЕ 80.
Армянская ССР: на 1 января 1948 года – 4 общины и 256 члена; на 1 января 1958 года 1 община и 260 членов.
То есть тенденции понятны. Власти стремились максимально уменьшить количество поместных церквей. С 1944 по 1947 год, пока можно было регистрировать поместные церкви действительно был некоторый рост, общины выходили из подполья, происходили обращения, люди, усталые от тягот и горя войны шли слушать Слово Божие.
20 января 1947 года Я.И.Жидков и П.И. Малин ответили на вопросы корреспондента американского агентства «Релиджиос ньос серкис» Никитиной Людмилы Николаевны. Н вопрос об общем числе общин и членов ВСЕХБ они ответили, что в ВСЕХБ входят 300 тысяч членов, а влияние оказывается на 1,5- 2 миллион человек с семьями. На вопрос о процентном составе баптистов, евангельских христиан и адвентистов был дан ответ: баптисты и евангельские христиане равны по количеству, Адвентистов значительно меньше. Общее количество баптистских церквей около 3000. Преимущественные районы СССР, где больше баптистов – УССР, Кавказ, Средняя Азия, Поволжье, Прибалтика, БССР, Молдавия.
Есть некоторые неполные данные о количестве крещённых в 1946 году. Естественно крещения принимали и в не регистрированных общинах и тайно поэтому мы не можем получить достоверные данные, но о некоторой динамики мы судить можем. Согласно этим сведениям всего в 1946 году в общинах ВСЕХБ приняло крещение 1490 человек. Больше всего крещений было совершено в Курской области – 400 человек. На втором месте стоит Москва и Московская область – 200 человек, Затем идёт Сумская область – 180 человек. Затем сгруппированы вместе Пензенская область, город Куйбышев и Мордовская АССР – 151 человек. Тернопольская область -140 человек, Запорожская область 136 человек, Каменец –Подольская область УССР – 90 человек, Винницкая область – 71 человек. Больше всего общин было Курской области – 128, затем Сумская – 111, Тернопольская – 91, Запорожская – 77. По многим областям точное количество общин отсутствует. По общему количеству членов лидирует Каменец-Подольская область УССР – 5807 человек, затем Сумская область УССР – 5262, Харьковская область УССР – 5050 человек. Если брать Россию, то есть данные по Орловской области: 10 крещённых, 31 община с общим количеством членов 1235 человек. По Курской области нет данных общего количества членов церкви.
На сегодняшний день сложно дать объективно количественную оценку Союзу Евангельских Христиан и Союзу Баптистов СССР. Цифры очень противоречивы. В данный момент делается попытка описать и оценить историю евангелизации в СССР в 20-х годах. Может быть удастся найти ответ и на этот вопрос.
Какие выводы мы можем сделать из всех этих цифр. Некоторые, смотря на цифры по России, говорят, что лучше бы мы этих цифр не видели, приятно думать, то вот наши отцы сумели создать большое братство в России и нам нужно немного поработать, то-то подправить и мы восстановим потери. Мы должны честно смотреть на факты.
Если смотреть с позиции сегодняшнего дня, то мы можем уверенно сказать, что братство наше растёт. На Украине стремительно, в России очень постепенно. Мы так же можем констатировать, что братство ЕХБ в России не оправилось после разгрома 30-х годов. Почему не оправилось? На этот вопрос ещё предстоит найти ответ.
Теперь перейдём к вопросу о разделении 60-х годов. Каковы же были масштабы движения Иницитивной группы, которая в 1962 году преобразовалась в Оргкомитет, а в 1965 году в Совет Церквей ЕХБ.
В Архиве Российского Союза ЕХБ имеется документ под названием «Места наибольшего влияния Оргкомитета». (3 стр. В папке 28-67) Этот документ можно датировать серединой 1962 года. В нём приводится данные отделившихся по республикам и городам с фамилиями лидеров. Мы приведём только цифры по республикам. По РСФСР – 2750 человек, по БССР – 121 человек, по Кавказу – 320 человек, по Средней Азии – 240 (сведения не полные), по Молдавии – 280 человек, по Украине - 705 человек. Итого 4416 человек. Это самое начало действия Оргкомитета и цифры естественно самые приблизительные и наверное округлённые в меньшую строну.
В нашем распоряжении имеется ещё один документ датируемый Июнем 1962 года. «Сведения о проведенной деятельности в общинах ВСЕХБ так называемой «инициативной группой», возглавляемой Прокофьевым и Крючковым. 1962 год. (10 стр.) 32-54» В этом документе перечислены места действия групп поддерживающих Прокофьева, но мало говорится о численности этих групп, судя по всему эти два документа составлялись одновременно. В последнем более подробно рассказывается о деятельности каждом населённом пункте.
Общее количество отделившихся и отлучённых на Украине в связи с разделительной работой Оргкомитета на начало 1963 года составила 4710 человек. За 1964 год возвратилось в общины 1363 человека. На начало 1965 год количество отделившихся на Украине не превышает 3500 человек. За 1964 год на Украине зарегистрировано 20 новых общин с общей численностью 1853 человека и присоединилось из бывших ХВЕ около 1500 человек. (Состояние дела единства в общинах ЕХБ на Украине на 1. 03. 1965 г. (9 стр.) 28.5-23)
Существует Ведомость отделившихся членов общин ЕХБ несогласных с ВСЕХБ на 1 января 1965 года. В ней говорится, что всего по СССР отделилось 283 группы общей численностью 8684 человека. Непосредственно в 1965 году из под влияния ВСЕХБ вышло 24 общины общей численностью 1329 человек.
Следующий источник – документ под названием «Отделившихся по общинам более 100 человек. (СЦ) (2 стр.) 32-53» В нём указываются 33 общины с количеством отделившихся более 100 человек и цифры отделившихся по областям: Алтайский край – 525 человек, Воронеж – 150, Кемеровская область – 610, Ленинградская -140, Новосибирская – 233, Ростов-на Дону – 344, Рязанская – 132, Свердловская – 170, Тула – 300, Новомосковск – 134, Челябинская – 272, Моздок – 120, Татарская АССР – 265, Казахская СССР – 1379, Киргизская – 710, Молдавская ССР – 609, Узбекская ССР – 361, Белорусская ССР -468 человек. По Украине: Днепропетровская область – 350 человек, Киевская область – 737, Одесская – 514, Ровенская – 380 человек. Итого в самом начале действия Инициативной группы поддерживали это движения 8903 человека, из них на Украине 1981 человек. Средняя Азия 2450. Опять же оговоримся, что это очень приблизительные цифры, но тем не менее они отражают общую картину в 1965 году.
В Документе под названием: ««Оргкомитет» и его сторонники. 17 марта 1965 года. (8 стр.) 32-59 говорится, что по годовому отчёту ВСЕХБ на 1 января 1965 года по всему СССР «инициативников» значилось 8686 человек, а на первое января 1964 года их значилось 6181 человек. Однако Оргкомитет в своей статье «Авен-Езер» говорит о десятках тысяч своих сторонниках («Вестник Спасения» №3 (7) 1964 год).
Из истории мы знаем, что 1962 – 1965 года, это года наибольшей активности Оргкомитета.
Уважаемый нами историк Вальтер Заватски пишет, что незарегистрированные общины были менее многолюдными, чем зарегистрированные. Он пишет, что официальная статистика близка к цифрам приведённые нами в начале доклада – с учётом незарегистрированных общин он насчитывает 500000 верующих. Он ссылается на Галину Сергеевну Лялину, которая пишет, что к концу 1965 году 13 % верующих из незарегистрированных общин поддерживало Оргкомитет, в крупных городах эта цифра достигла 19,4%. Исходя из этой логики сторонниками «инициативников» было от 30000 до 80000 членов общин входящих в ВСЕХБ и половина из примерно 250000 членов незарегистрированных баптистских общин. Таким образом, на своём пике в 1966 году движение поддерживающие «Оргкомитет» насчитывало 155 000 сторонников.(В. Заватски «Евангелическое движение в СССР. Стр. 222) Когда я писал работу по этому периоду то приводил эти же цифры, но вставал вопрос – куда все эти люди делись?
Рассмотренные нами документы говорят о том, что цифры были куда скромнее.

Используемые источники
1. Сведения о проведенной деятельности в общинах ВСЕХБ так называемой «инициативной группой», возглавляемой Прокофьевым и Крючковым. 1962 год. (10 стр.) 32-54 (номер по каталогу Российского Архива ЕХБ)
2. Приблизительное количество отделившихся к Прокофьеву на 10.10.63 г. (1 стр.) 32-109
3. Сведения об отделившихся от общин ЕХБ в связи с деятельностью так называемого «Оргкомитета», по сведениям на 1 мая 1964 года. (3 стр.) 32-68
4. Ведомость отделившихся членов общин ЕХБ несогласных с ВСЕХБ на 1 января 1965 года. (1 стр.) 32-104
5. Состояние дела единства в общинах ЕХБ на Украине на 1. 03. 1965 г. (9 стр.) 28.5-23
6. «Оргкомитет» и его сторонники. 17 марта 1965 года. (8 стр.) 32-59
7. Сведение о вышедших из под влияния ВСЕХБ общин в 1965 году. (1 стр.) 32-102
8. Места наибольшего влияния Оргкомитета. (3 стр.) В папке 28-67
9. Отделившихся по общинам более 100 человек. (СЦ) (2 стр.) 32-53
10. Я. И. Жидков «Наш Отчёт» «Братский Вестник» 1,1947 стр. 13
11. Вальтер Заватски «Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны» Москва 1995 год
12. «Братский Вестник» 3-4, 1954 стр. 91
13. «Братский Вестник» 2, 1954, стр. 61-62
14. «Братский Вестник» 1, 1958 год
15. Письмо Президиума ВСЕХБ в СРК датированное 9 апреля 1958 года. (Архив Российского Союза ЕХБ)
16. Письмо Президиума ВСЕХБ в СРК датированное 2 июля 1958 год. (Архив Российского Союза ЕХБ)
17. «Количественный состав общин и членов ЕХБ по СССР за 1959 год» (Архив Российского Союза ЕХБ)
18. «Статистические сведения по ВСЕХБ на 1 января 1959 год.» направлены в СРК 1 августа 1959 года (Архив Российского Союза ЕХБ)
19. «Список молитвенных домов общин ЕХБ по СССР на 1 декабря 1959 года» направлен в СРК 17 декабря 1959 года (Архив Российского Союза ЕХБ)
20. Сведения о количестве общин ЕХБ и Количестве членов в них на 1 января 1948 года и 1 января 1958 года. (Архив Российского Союза ЕХБ)

K I E

Местный
подробнее
Это исследования брата А. Синичкина. Очень интересные данные.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
брат я не понял а что Синичкин хотел выяснить, тоесть для чего такое исселедование?

подробнее
Насколько я понимаю, это напоминает советскую передовицу: "Побьем Америку по молоку и мясу". Типа у нас больше чем у СЦ!

Интересно, когда она составлена? Ведь вроде бы ВСЕХБ говорит, что каялись за свое отношение к СЦ и за то, что детей не пускали на богослужения, и что с внешними сотрудничали. А теперь вот тебе раз: в образе врага снова отделенные. Опять на старую блевотину?

Странно это. Если я покаялся, значит я признал грех и оставил его. Это похоже на "появшегося", который, вспоминает: "А все-таки классно мы с девками отрывались... "

Оксана

Местный
подробнее

брат я не понял а что Синичкин хотел выяснить, тоесть для чего такое исселедование?


Предполагаю, что исследование было сделано с чисто исторической точки зрения. Вы ведь перевели помнится высказывания Лютера с целью узнать что говорил такой деятель на определенную тему. Вот и здесь желание исследовать факты.

Оксана

Местный
подробнее

Насколько я понимаю, это напоминает советскую передовицу: "Побьем Америку по молоку и мясу". Типа у нас больше чем у СЦ!

Интересно, когда она составлена? Ведь вроде бы ВСЕХБ говорит, что каялись за свое отношение к СЦ и за то, что детей не пускали на богослужения, и что с внешними сотрудничали. А теперь вот тебе раз: в образе врага снова отделенные. Опять на старую блевотину?


Означает ли это, что теперь ВСЕХБ стоит одеть розовые очки и только с ними рассматривать какие-либо вопросы касающиеся СЦ?

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Благодарю Баптистаса за очень интересный материал. Действительно, пока что не было исследования, приводившего бы более или менее точные цифры из разных источников о деятельности того или иного движения.

Насколько я понимаю, это напоминает советскую передовицу: "Побьем Америку по молоку и мясу". Типа у нас больше чем у СЦ!

Не думаю, Феофил, что цель исследования была именно такова. Всем и так известно, что даже во время пика движения СЦ в рядах отделенных не состояло столько верующих, сколько в регистрированных общинах. Это же проявляется и сегодня, даже если собрать воедино статистику МСЦ по всем странам СНГ, плюс Германия и Америка. Но численное превосходство вряд ли что-то доказывает, не так ли? Думаю, это известно как той, так и другой стороне.

Ведь вроде бы ВСЕХБ говорит, что каялись за свое отношение к СЦ и за то, что детей не пускали на богослужения, и что с внешними сотрудничали. А теперь вот тебе раз: в образе врага снова отделенные. Опять на старую блевотину?

Феофил, я не увидел в приведенном исследовании враждебного отношения к отделенным. Понятно, что это отношение было, и в цитируемых документах 60-х гг. это было заметно. Но само исследование, мне кажется, составлено вполне непредвзято.
Действительно, на съездах в середине 60-х гг. руководство ВСЕХБ принесло покаяние за антиевангельские пункты устава. Делегаты съезда признали и приняли это покаяние, сказав в ответ: "Все прощено и забыто". Что еще, с твоей точки зрения, требуется для того, чтобы посчитать этот инцидент исчерпанным? Или покаявшийся должен постоянно вспоминать о своем грехе, каждый раз встречаясь с теми, кого он затронул?

Странно это. Если я покаялся, значит я признал грех и оставил его.

Именно так. В новом уставе ВСЕХБ еще в 60-х гг. проблемные пункты были исправлены, и начали регулярно созываться съезды. Другое дело, что примирения между ВСЕХБ и СЦЕХБ так и не наступило, но почему - это уже другая тема. Машина разделения была запущена "на всю катушку", она хорошенько прошлась по верующим семьям, и теперь уже КГБ не надо было прикладывать особых усилий для угнетения верующих - они грызли друг друга за то, что находятся "не в том братстве"...

Карпицкий Виктор

Местный
подробнее
Наверное лучше будет если мы говорить: "Некоторуе братья из ВСЕХБ или некоторые братья из СЦ" или что-то в этом роде. Ведь и во ВСЕХБ кроме тех кто каялся и кому надо было каятся, большее число все таки было просто желающих прейти на служение Богу, и которые никакого отношения не имеют ко всякого рода политике, сотруднечества и манипуляций. Так же как и в СЦ далеко не все имеют отношение к крайне радикально-экстремисткой политике по отношения к верующим братства. И в этом тоже некоторым надо каятся, но пока об этом даже и намека нет. Думаю не стоит в таких вопросах голословно ставить всех в один ряд.

подробнее

Общее количество отделившихся и отлучённых на Украине в связи с разделительной работой Оргкомитета на начало 1963 года составила 4710 человек. За 1964 год возвратилось в общины 1363 человека. На начало 1965 год количество отделившихся на Украине не превышает 3500 человек.


Может быть трудно отличить слова автора от цитат, но такие отрывки несколько звучать однобоко. То есть пришел тут Оргкомиетет (такие вот раскольники-негодники) и этих негодных людей пришлось справедливо отлучить. Хорошо, что некоторые одумались (спасибо бдительным уполномоченным) и вернулись к нам... Ни слова ни о тяжелой обстановке в церквях, вызванным "Новым положением", ни о давлении внешних на церковное руководство....

Поэтому я и говорю, что это мне напоминает гонки с Америкой по мясу молоку. Вы уж знаете, как американский фермер это мясо и молоко добывал, и как советский колхозник, которому приходилось для своей коровы воровать комбикорм в "своем" же колхозе (где он якобы шагает как хозяин родины своей), вот это колхозник еще тут план выполнял по мясу и молоку...

Так что в цифрах правды нет. Особенно когда говорят о живых дущах. Ведь многое зависит не от численности церкви. А от духовного состояния членов. От духовного состояния служителей. Приход и уход вон в православии есть.... И побольше всех ЕХБ вместе взятых будет.

подробнее
Кстати, тут интересное свидетельство одного брата, который был старшим пресвитером, учился на специальных курсах об обстановке в те времена:



Кстати, о том, что якобы СЦ завышал численность своих общин. Автор забыл подсчитать те, общины, которые никогда не были частью регистрированного союза. Нерегистрированные общины ЕХБ и бр. менонитов, которые вошли в состав СЦ. Затем, не следует забывать, что есть и естественный прирост церквей за счет уверовавших из мира. Например, еще в годы гонений, в той местности откуда моя жена родом (она тоже уверовала из неверующей семьи) где-то больше трети общины были люди уверовавшие из мира. Свет Христов просвящает всех!

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее

Автор забыл подсчитать те, общины, которые никогда не были частью регистрированного союза.

Феофил, здесь не автор забыл, а просто источников таких нет. В смысле, мы-то все понимаем, что были общины, которые так и остались нерегистрированными, но в СЦ также не вошли. Многие из них затем, особенно в 70-х гг., зарегистрировались автономно. Но где же взять эти цифры, если документов по ним никаких нет или не обнаружено?
Так что нечего на автора пенять. Он просто сделал исследование. И в этом исследовании главное - численность общин, а не отношения между СЦ и ВСЕХБ или "кто прав - кто виноват". Это - темы других исследований.

Может быть трудно отличить слова автора от цитат, но такие отрывки несколько звучать однобоко.

А ты хотел, чтобы было написано: "несправедливо отлученных столько-то, а за блуд отлученных столько-то"? Или может быть, автору после приведения каждой цифры надо было бы дописывать: "ввиду того, что треть церквей ВСЕХБ составляли предатели, истинная численность верующих должна быть такой-то..."? :D
Речь в исследовании идет лишь о цифрах, и здесь тоже можно (но не нужно) быть тенденциозным.

подробнее
Ну хорошо, убедил, чистая статистика, так статистика.

K I E

Местный
подробнее
По-моему тут брат Синичкин говорит чисто о статистике, что численность братьев ЕХБ сильно преувеличивали и ВСЕХБ и СЦЕХБ. А по документам выходит, что было совсем всё не так. Это наисвежайшее иследование, не доверять данным нет оснований, так как цифры перепроверены по внешнему и внутреннему источникам.
А вот уж выводы делать нам самим... :D

K I E

Местный
подробнее

Автор забыл подсчитать те, общины, которые никогда не были частью регистрированного союза.


Нет, не забыл. Я его спрашивал. :D Дело в том, что во ВСЕХБ до 60-х годов стекались сведения и о нерегестрированных общинах тоже. Они были нерегистрированы просто по одной причине - их власти не хотели регистрировать. А тогда все хотели регистрироваться и о том, что регистрация грех никогда даже вопроса не возникало. Даже когда появился СЦ ЕХБ, они хотели зарегистрироватсья как Союз вместо ВСЕХБ. А уж когда власти не стали регистрировать, начали бороться вообще со всякой регистрацией...
А так - реально - до 60-х годов и регистрирвоанные и нерегистрированные церкви считались состоящими в братсве ВСЕХБ, им преподавалась вечеря, слались Братские вестники, их пресвитеров принимали в церквях ВСЕХБ, того же Крючкова ведь даже звали на служение, хотя он был в нерегистрированной Узловской церкви. Так что сведения все точные. Ну если даже добавить в два раза число - все равно полмилиона не выходит... Это же очевидно.

K I E

Местный
подробнее
[quote][quote]Феофил, здесь не автор забыл, а просто источников таких нет. В смысле, мы-то все понимаем, что были общины, которые так и остались нерегистрированными, но в СЦ также не вошли. Многие из них затем, особенно в 70-х гг., зарегистрировались автономно. Но где же взять эти цифры, если документов по ним никаких нет или не обнаружено?
.[/quote]

Вадим, не могло быть при СССР церквей, которые бы власти не обнаружили и где-то о них не прописали. А в статистике учитывались и те, кто не регистрировался, но фактически был. Сведения же взяты не только из сведений ВСЕХБ (хотя у них такие сведения были - о всех церквях и группах вообще у них были, и с них власти требовали отчет о существовании таких групп), а и из документов Комитета по культам и других лрганов. Всё зафиксировано, вплоть до человека....