Наверх
Наверх

фильм "Остров", ваши впечатления?

  • Страница 2 из 2
  • 1
  • 2

K I E

Местный
подробнее
Трофимук Сергей, категорически не согласен, что "баптизму, а особенно современному, не хватает тесного, трепетного общения с Богом, не достает глубинного покаяния, оплакивания мя грешного, не хватает тишины, остановок".
:-(
Вижу в баптизме все как раз наоборот. Именно все это есть в Баптизме, именно этим он и характерен, и упрекаем даже другими (и православными и харизматиками).

Шаронов Константин

Пользователь
подробнее

Хороший фильм. Вообще баптизму, а особенно современному, не хватает тесного, трепетного общения с Богом, не достает глубинного покаяния, оплакивания мя грешного, не хватает тишины, остановок. Хочется сразу в толпу, там где жизнь и плоть бъет фонтаном.


Глубокое покаяние и трепетное общение с Богом обязательно выражается так как в Писании:
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим..(Рим.7:24,25)

Если только бедный я человек и без Христа (как в фильме), то это "печаль мирская", "не печаль ради Бога".
Но печаль мирская - она была и у Иуды даже ...

"Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская производит смерть" 2Кор.7:10

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее

Хороший фильм.


Хороший фильм??? Полная безнадёжность человек жизнь прожил а увереность в спасение не имел.

Вообще баптизму, а особенно современному, не хватает тесного, трепетного общения с Богом,...


тесное и трепетное общение с Богом, зависит не от того что я баптист а от того что я рождён с выше.


K I E

Местный
подробнее

тесное и трепетное общение с Богом, зависит не от того что я баптист а от того что я рождён с выше.


:-) В общем верно! Кстати, баптистам как раз присуще именно рожденность свыше и радость спасения.

Трофимук Сергей Анатольевич

Местный
подробнее
Пусть будет так - лишь бы кочели не раскачивались снова у любителей поспорить.

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее
<b> Moderator
Замечание участнику. Если что то копируйте то постарайтесь что бы они было удобно читаемо. Как павило большие отрывки трудно читаемы, по возможности нужно избегать таких текстов. Я немного отредактировал, на далее делайте это сами.
Благодарю за понимание. </b>

Пусть будет так - лишь бы кочели не раскачивались снова у любителей поспорить.


У меня есть два отзыва об этом фильме мене их дал один парень на работе в общем полностью не верующей это письмо к нему одной женщины и его ответ имена изменены

Привет, Андрей!
Ну вот и добралась я до письма о фильме.. Даже не знаю.. если честно, с чего именно начать нужно.. Не могу поручиться, что смогу написать всё именно так, как чувствую.. как душа восприняла.. спрятав где-то глубоко всё самое главное.. что слов хватит именно тех, которые хотелось бы применить.. и что удастся охватить
всё нужное.. и избежать ненужных эмоций Ладно, начну, пожалуй.. Для начала, меня впечатлила сцена самой первой минуты.. где старец просто приезжает на остров и неистово молиться.. и ещё неизвестно пока.. что так мучит его.. отчего так рвётся сердце..
А дальше сцена с совсем ещё мальчишкой.. помещённым в нечеловеческие обстоятельства войны.. совсем ещё ребёнок.. неспособный принять смерть и оттого реагирующий абсолютно по-детски.. какая гордость? ..какая, к <b> word deleted </b> , советская власть..? Родина?
..он просто очень хочет жить.. и немой ужас, граничащий с сумасшествием от собственного непреднамеренного предательства.. от какого-то совершенно невыразимого горя, когда страх собственной смерти стал важнее всего на свете.. почти невозможный выбор: ты сам или кто-то ещё.. пусть даже и лучший друг.. А дальше ещё один шанс для него, когда мог выжить только тот, кому ещё предстоит сделать что-то очень - очень важное в этой жизни.. и именно в том месте, в том мужском монастыре, где подобрали его монахи.. ведь не случайно же его именно там выбросило? ..и он остался.. сначала прячась от павосудия.. а затем и от себя самого....я так поняла, что одна треть всего текстового материала в фильме - цитаты из Писания. При этом не возникает ни ощущения
какого-то перегруза, всё естественно и без апломба.. пожалуй, впервые
вижу, что актёры по-настоящему молятся... да и не нужно, в принципе, больше ничего, чем слов молитвы, что творит старец, унылых северных пейзажей и плеска весел лодки о воду..
В суровой природе Севера есть что-то по-своему притягательное.. и монастырь, расположенный на пустынном острове в море, вписывается в неё как-то совершенно естественно.. маленькая православная обитель, где всё размеренно и просто.. по - божески.. И почти сразу - закопченная каморка, где пожилой человек трудится истопником.. чумазый и не совсем здоровый, даже чай для себя согревающий
в печи.. Люди, которые ждут СТАРЦА.. ожидая каждый увидеть кого-то своего, но никак не такого, как отец Анатолий.. Для меня удивительным стал сам факт того, насколько сейчас можно 'по-другому' взглянуть на обычных людей того времени.. Советское время.. но есть факт того, что до них дошла молва о том, что где-то на далеком острове живет
некий удивительный старец.. и все они проделывают какой-то немыслимый трудный путь к нему одному.. И девушка, пришедшая за 'благословением на аборт', и остальные посетители, они не просто любопытствующие, не часть толпы паломников.. все они не случайны.. страждущие каждый по-своему.. И помогая всем им, каждому оставляет выбор: тот самый, что так мучительно заставляет душу трудиться.. И первый мой вопрос был: для чего? ..он сказал как есть, как увидел, как почувствовал - а дальше уже твоя работа.. думать и делать свой нравственный выбор.. сделать аборт и на всю жизнь остаться в одиночестве (и твоё право, поверить ли ему?).. или изыскать в рождённом ребёнке
благодать Господню и благость для себя самой в отсутствии греха в
убиении души.. поехать ли во Францию к умирающему мужу и принять покаяние умирающего.. своей рукой закрыв его глаза.. или списать всё на чудаковатость старого человека и дальше продолжать быть 'вдовой'.. до конца отмолить своего сыночка болящего или вернуться на работу.. И знает старец, что это самый тяжёлый груз - груз свободы
выбора.. когда Бог не указует, а вверяет твою собственную жизнь и
судьбу в твои же руки.. И тем, кто искренне и с блаженной верой принимает 'божеское', дальше уже не нужно будет объяснять, что выбор этот угоден Богу.. Отец Анатолий в этом смысле 'старец, который должен быть', - вплоть до того, что по своим грехам старается, чтобы многие его считали лишь за старцева служку.. и люди, в надежде на чудо, готовы поверить даже ему, молящемуся.. А он всего лишь сотворяет чудо.. молитвой и верой чистой.. И он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного когда-то..И невероятное послушание, принятое добровольно и
безоговорочно.. ╟╟╟ просто мерно и покорно разбивает уголь, наваливает тележку и везёт.. каждый Божий день.. А молится чаще в углу свей
истопной..╟╟╟нежели в церкви со всеми.. так искренне и с такой болью.. постоянно нарушая устав церковный своей 'непохожестью и юродством'.. немытый тщедушный худой старик со странностями, одетый в ватник и украшенный одной лишь молитвой.. топит углем котел, словно сжигая чужие грехи, но со своим никак справиться не может.. Отец Иов ставит в вину ему немытое тело и руки.. а для него
это не имеет никакого значения.. он и спит там же, на углях.. смирением и покаянием искупая свой тяжкий грех.. и у меня возникало какое-то невероятное по своей силе кристальное ощущение сопричастности.. Для меня одной из самых интересных стала линия отца Анатолия и Иова.. С того момента, когда старец специально обмазывает
ручку двери истопной сажей.. до самого последнего кадра.. Иов, по моему мнению, представлен здесь, одним из тех самых 'бюрократов' от церкви, которые устав чтят более Бога.. и в храме Божьем позволяют разговоры о мирском.. пресечённые Филаретом: 'Храм молитву любит'.. Удивительным образом раскрывается смысл многократного упоминания о преступлении Каина.. знает что-то отец Анатолий об Иове.. о грехах его.. и пытается вразумить одними только ему одному ведомыми способами.. указуя на то, что Господь не принимает его жертвы, а в ответ зависть, обида, ненависть, месть.. Иов, который подмечает все 'огрехи', по его мнению, отца Анатолия.. все 'промашки', не угодные, с его точки зрения, Богу..: и на службу-то он всегда опаздывает.. и народ к нему с материка всё время приезжает.. и в храм может явиться - на одной ноге валенок, на другой носок и запеть гнусным голосом.. а в высокоторжественные дни, хотя и участвовать в богослужениях, но не участвовать в молебнах, а разоблачать.. уходить из
церкви, за что неоднократно был лишаем трапезы.. чай с мирянами пить.. с сахаром.. Единственное, что я поняла не до конца.. почему Анатолию так важно было, любит ли его Иов? ..ведь и так видно, что да.. прося отца помолится за него и искренне радуясь, что тот шутить наконец-то начал.. ..и будет ли плакать, когда тот умрёт..? ..ладан посылает именно ему.. и о похоронах 'в среду' тоже ему сообщает+ и
ящик под гроб приспособить - опять же к Иову.. ..Почти всё становится на свои места, когда человек, гонявший в середине фильма монахов перетащить где-то там ящики, в самом конце фильма тащит на себе тяжеленный крест.. не отпуская его не на минуту даже в лодке.. как будто, если он его отпустит.. мир рухнет.. а ведь для него это на самом
деле так!!! ..его мира станет нестерпимо меньше без старца.. ..Молитва за больного ребёнка - один из самых главных.. по-моему моментов в фильме.. молитва всею душою старца.. переполненной любовью к ближнему.. да просто к самому человеку.. и сумевшего возлюбить даже врагов своих так сильно.. что отличить их от ближнего просто нельзя.. Филарет.. тоже бесподобные сцены.. Он знает, я думаю, что старец этот угоден Богу.. и безвреден.. любит его как дитя малое.. прощая проказы и шалости, которые недозволительны другим.. Наверное, они ниспосланы друг другу: Анатолий для Филарета.. в
назидание.. Филарет для старца ..защита и понимание.. и утешение друг для друга.. История с головешкой.. кому ещё дозволено будет в 'начальника' ею швырнуть с колокольни и быть названным 'проказником'? при этом слыша в ответ на свои вопросы фразы из Писания.. ..и правда, если видел пожар, отчего же не сказал прямо? ..ведь Филарет называет себя обычным человеком, неспособным читать знаки.. и мало кто на это способен.. А затем приходит в котельную к отцу Анатолию.. с одеялом с Афона.. и в сапогах 'от Владыки'.. и остаётся поражён, что отец спит всего лишь на угле.. похоже, об этом вообще мало кто знает.. работает с отцом в котельной, возит уголь в тачке, как будто и не настоятель он вовсе, ..которому теперь такое послушание 'по чину не положено'.. а обычный монах.. А потом оказывается, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то и умещается.. а одеялом лучше всего 'беси' ловятся.. большие и маленькие.. И Филарет благодарит отца за то, что избавил он его от всего лишнего и наносного.. того, к чему привязанность была и что на самом деле никакого значения иметь просто не могло.. и за то, что показал ему, что ВЕРЫ в нём мало.. и слёзы его тому подтверждение.. Ведь сам отец Анатолий, даже не замечая того, живёт в полной аскезе.. А отец Анатолий не понимает.. за что ему всё это? ..почему именно он? ..почему именно через него Господь наставляет? ..ведь для чего-то и правда дан ему этот дар Божий? ..не для того ли, чтобы молитвой за нас, грешных, и помощью, искупая грехи наши, стать истинным праведником, исполнив предназначение своё? ..но мира нет в душе.. в мольбах прося Тихона снять перед Богом с души его этот камень.. пытаясь искупить грех свой покаянием.. Ведь Господь даёт возможность даже самому страшному грешнику обратиться к нему.. главное - понять необходимость Бога в твоей собственной жизни.. Отец Анатолий вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет? ..не слышит он прощения себя, выжигая душу свою раскаянием.. И все мольбы только о прощении.. Об этом просят друг друга, об этом все молитвы.. от начала и до конца..
Когда Анатолий обращается к Тихону, умоляя снять с него грех прощением, говорит о своих муках и невозможности дальше терпеть.. смотрит в пространство.. прямо тебе в глаза,как будто знает тебя лично.. И в этот момент - каждый из смотрящих на него - тот самый Тихон, каждого кто-то, так или иначе, обидел.. и боль обиды равна грузу
мучений.. А старец чувствует скорое приближение своей кончины..Появление одержимой бесом девушки и её исстрадавшегося отца - в самом начале непонятный финал.. но только в начале.. И когда стало ясно, что это Тихон.. я задумалась.. как всё-таки изменило этого человека время.. ведь в самом начале фильма - он бесстрастен, закуривая под прицелом, абсолютно не боится смерти.. и вдруг по прошествии времени, человек - просто человек, у которого болеет дочь, причем чем-то странным и он этого стесняется .. и боится одновременно.. страшась неизведанного доселе.. ведь так недолжно было быть.. или не с его ребёнком.. ребёнком адмирала.. и не знает что делать.. Но человек - любой человек - может проявить образ Божий пока он жив принеся покаяние.. и не зря именно он оказывается именно на этом острове.. именно со своим горем.. И история с бесноватой не выглядит просто финалом - 'самым главным чудом старца', а больше ощущается чудоПромысла Божия.. Бесы и в свиней не могут войти без повеления Христова.. и Бес этой несчастной
девочки - дочери Тихона знаком старцу недаром.. Может, эта встреча не есть только освобождение девушки, но прежде всего это освобождение старца от тех уз, что он сам наложил на себя.. Но в его душе уже запели ангелы!! И знаешь.. что странно.. это то, как просто Тихон сообщает о своем прощении.. без надрыва и показушности.. Как будто речь шла о чем-то незначительном.. о мелочи, которую можно не заметить, если она провалилась в дырку в кармане.. А почему заболела дочь Тихона? Не от того ли, что он всё же таил злобу на Анатолия.. ну.. или не злобу, а непонимание той слабости мальчишки неразумного.. нет ли здесь малодушия со стороны Тихона? И смерть этого человека безупречна и так благостна: он ложится в свой неказистый облюбованный ящик в белой рубашке и уходит в назначенный день, когда все долги закрыты.. просит своё сердце остановиться.. и оно послушно выполняет его волю.. Не это ли верх истинной святости? ..Примирение приходит к нему лишь перед смертью, и лишь тогда, когда он десятерицей изгнаниеем беса из дочери, воздал добро тому, перед кем прежде провинился.. Господь долгие годы вел старца Анатолия к Себе, и перед самой его смертью дал ему знак, что этот путь был не напрасен.. Для меня, этот фильм - прежде всего, притча.. обнажающая душу до предела.. о том, как нужно совершать свой христианский подвиг, что нужно ставить во главу угла.. о смысле и о всепрощении.. о том, что нужно всматриваться в то, что является сутью нашей веры.. о том, как истинно православному человеку нужно жить и как ему нужно умирать.. блаженная кончина.. Меня очень порадовало, что в фильме нет ╟╟╟ разговоров 'о Боге'.. Он просто есть.. 'присутствует' абсолютно во всём: ..в сером хмуром небе, сливающемся с ледяной водой.. в дряхлых досчатых переходах.. во мхе и тающем снеге на берегу.. в каждой фразе и в каждом действии происходящем.. в глазах старца.. просто творит чудеса.. И Остров, помещенный в заглавие фильма, это не есть весь монастырь.. а именно тот Остров, где отец Анатолий каялся и так неистово просил друга, брата своего, Тихона, о прощении и успокоении, его грешного.. Кажется, единственное место где старец общался с Господом так, что и Остров и сам старец исполнили свое истинное предназначение.. ..И когда с мосточка глазами старец провожает пароход, увозящий Тихона с дочерью.. даже осанка у него другая.. легче и прямее.. он уже свободен.. простивши, в первую очередь, сам себя..
Ну вот и всё.. кажется.. Не знаю, вышло ли у меня описать все возникшие в связи с фильмом чувства и эмоции.. очень многому не смогла подобрать слов.. не достаточно внимательна была.. или просто сил не хватило.. Так что буду очень ждать твоегоответа..
хочу знать твои оценки.. Ведь полноценный диалог о чём бы то ни было - это всё равно двое.. ..ты хотел знать, что об этом думаю я.. вот и оно.. Цунами 'Кира' :). Очень жду твоего ответа.. пока, Солнышко!

P.S. про премию 'Золотой орёл'.. Прочитала тут.. намедни.. Оказывается, кое-что и правда вырезали для эфира.. только всё равно малость не то, о чём вещал господин Радзиховский.. Цитирую из газеты: '..Ну поднялся Пётр Мамонов на сцену в нестиранной
кофтейке и заляпанной обуви! И что? Он всё время так ходит, нравится ему такая одежда.. И пускай смотрели на него присутствующие в зале как на Юродивого.. Ему-то высунув язык, рыщут в поисках сенсаций, гоняются за скандалами.. а тут само в руки пришло.. можно сказать приплыло.. а они взяли и вырезали.. Да что ж такого Мамонов сказал? ..про жизнь вокруг нас, глядя на которую и надо плакать. И про китайцев, которые спать ложатся двумя миллиардами, а просыпаются тремя. И про аборты, которыми наши женщины убивают тысячи Пушкиных и Суворовых. И про наших мужиков, которым тёлки на порносайтах стали дороже живых и тёплых женщин.. Ну, про телосложение президента (маленький мол, и худенький), может, и махнул чуток.. Так ведь тоже.. не соврал..'+++ ..А ещё в одном интервью, посвященных 'Острову', Петр
Мамонов сказал: 'Когда Господь въезжал в Иерусалим на ослице, бросали цветы, ветви пальмовые и кричали приветствия. Ослица была в полной уверенности, что ей кричат. Так и мы - ослицы, на которых едет Господь'++..
P.P.S. .. А на счёт критики и похвалы фильма.. есть приблизительно такие слова Апостола Павла из Библии (мне их когда-то бабушка говорила.. к сожалению, точно не помню..): 'Как бы ни проповедали Господа нашего, притворно ли или искренне, я и тому радуюсь и буду радоваться'++
Привет Анна !
Очень хорошо написала...невольно вспомнилось, как в самом начале общения нашего говорили тоже о вере...и как ты вроде веру и попов связывала...
Хорошая прочувствованная реакция...и у меня такая была примерно...поэтому √ лучше к вопросам √ ╚зачем, почему, как, и что из этого следует.╩
ОК ?
//Для начала, меня впечатлила сцена самой первой минуты.. где старец просто приезжает на остров и неистово молиться..//И меня тоже, но и √ самая первая √ очень символичная √ старец вычерпывает ведром воду из лодки...так он всю жизнь очищал свою душу...перестанешь √ потонешь... и нам намёк...
// А дальше сцена с совсем ещё мальчишкой.. //Ну там ему точно за 20 было...да не в этом дело...так ведут себя люди,осознающие только эту жизнь... ╚без души╩, поэтому так борются за жизнь тела. И сохранив его, чувствуешь, что потерял что-то...
//..и он остался.. сначала прячась от правосудия.. а затем и от себя самого..// А по моему √ он как раз искал себя самого, того, кого не знал ранее, открылось ему, что есть вещи поважнее бренного тела, к которому он потом так небрежно относился...
// ..я так поняла, что одна треть всего текстового материала в фильме - цитаты из Писания. При этом не возникает ни ощущения какого-то перегруза, всё естественно и без апломба.. // Ну , так точно трудно сказать √ о проценте Писания...интересно √ как применялись эти тексты √ Ф идёт ругать А, а тот сидит на звонице, не хочет спускаться, а на все доводы Ф отвечает так, что тому и возразить нечего...и потом, сразу после пожара √ всё повторилось, теперь в церкви √ А отвечал строго библейским текстом, а настоятель, схватившись за голову, закричал √ ╚Прекрати!╩ Вот это в самом деле необычно !
// В суровой природе Севера есть что-то по-своему притягательное.. и монастырь, расположенный на пустынном острове в море, вписывается в неё как-то совершенно естественно.. // Там были общины волхвов ещё до христианства.
// чумазый и не совсем здоровый, даже чай для себя согревающий в печи..
// Вообще показано почти полное угнетение Эго...
// И девушка, пришедшая за 'благословением на аборт', и остальные посетители, они не просто любопытствующие, не часть толпы паломников.. все они не случайны.. страждущие каждый по-своему.. // А ведь в тот день её одну А только и принял ! Пройдя мимо их,как бы ╚послушал╩ - и стал работать со своей тележкой! И толька молодая женщина прокралась, постаралась попасть ╚на приём╩...воистину √╚Стучите, и отворится╩...а остальные, посидев и посудачив, наверняка разошлись...значит √ так надо было им...// или изыскать в рождённом ребёнке благодать Господню и благость для себя самой в отсутствии греха в убиении души..// Нее, девочка...благодати в рождении нет...в мучении рождается человек за грехопадение Евы...а вот избежать страшной духовной, да и просто житейской ошибки отец А помог...и как она, явно сама небогатая, совала ему √ как везде √ трёшки свои замусоленные... и как он ласково ей сказал на это : ╚Убери, дура !╩...в этот момент он снова был на палубе угольной баржи, и от него снова зависело √ жить человеку или нет...ты не вполне решаешь, но и через тебя идёт что-то...и Господь смотрит на тебя...а тут √ деньги...конечно √ дура ! Каким и он был тогда...а теперь он знает √ каково потом...и видит он два варианта развития событий √ ╚жалеть будешь потом!╩ и ╚ а мальчик-то будет замечательный !╩ Вот тебе и законы кармы в действии ! Завтрашнее √ сегодня в руках твоих. Каким ты хочешь его видеть ? В выборе волен только ты. И оценка будет √ по выбору.// поехать ли во Францию к умирающему мужу и принять покаяние умирающего..// Кира !Эмоции...вполне понятные, но...солдату бывшему не в чем каяться...если был в плену, то и так бы сгинул в ГУЛАГе...всё равно не быть было им вместе...здесь другое интересно √ человек как арена борьбы возвышенного с низменным...Любовь √ и хозяйство, хряк... и тут мы узнаём интересную деталь √ А не ест мяса ! Это дополнительный обет, которого Церковь не требует. Известно, что вегетарианство обостряет интуицию, т.е. духовное зрение...// до конца отмолить своего сыночка болящего или вернуться на работу.. // Она и наказана болезнью сына за излишнюю привязанность к работе...и не замечает даже, как А поддеваеть её - ╚ Работу свою любишь ?╩, и она, дурёха, отвечает ╚Люблю!╩...а любить-то надо √ Бога да сына ! Кира, ты любишь свою работу ? ; )
// И знает старец, что это самый тяжёлый груз - груз свободы выбора..
// Кира, ну разве трудно выбрать между гнилым и целым яблоком ? Нет, если яблоки (шкала ценностей) перед глазами ! А если последствия выбора неочевидны, и на помощь приходит житейская логика √ суть Эго ? Вот где беда √ при выборе опереться не на что...чтобы выбор не был проблемой √ надо знать, что главное, а что √ нет...
// А он всего лишь сотворяет чудо.. молитвой и верой чистой.. // А почему ему сейчас легко делать выбор, когда разбирает проблемы незнакомых людей ? Потому что точно знает √ что следует выбирать !!!
// И невероятное послушание, принятое добровольно и безоговорочно.. // Но А отказывается от схимы, когда Ф предлагает ему это ! Хотя фактически её выполняет ! +++СХИМА (от ср.-греч. schema монашеское облачение, букв. наружный вид, форма), торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Принявший схиму называется схимонахом или схимником.+++
// А молится чаще в углу свей истопной..// Чаще √ на природе, среди мхов или на берегу...
//.. постоянно нарушая устав церковный своей 'непохожестью и юродством'.. // Вот тебе и конфликт Формы и Содержания ! Как надо служить ? Обе стороны точно знают √ как : все монахи √ по Уставу, отец А √ как душа просит...и странным образом Господу угодно √ второе, и это все видят...и над этим постоянно думают все √ почему ?!?!//.. топит углем котел, словно сжигая чужие грехи, но со своим никак
справиться не может..// Справился давно уже, ведь и небыло греха на нём...только не знал он об этом...а ведь мог бы и догадаться √ раз дар обрёл, значит, и прощён наверняка...
// старик со странностями, одетый в ватник// В тулуп...// Иов, по моему мнению, представлен здесь, одним из тех самых 'бюрократов' от церкви, которые устав чтят более Бога..// Они не видят тут разницы, поэтому этого ╚более╩ тут нет...
// и в храме Божьем позволяют разговоры о мирском..// Ну как же √ такое событие √ пожар, вот и повод угодить настоятелю...обычные мирские мерки, не уместные здесь..
//Удивительным образом раскрывается смысл многократного упоминания о преступлении Каина.. знает что-то отец Анатолий об Иове.. о грехах его..// Не думаю...просто И в первой же сцене два раза как минимум ╚лопухнулся╩...передавая приглашение Ф жить в его покоях √ сказал ╚С Преподобным и сам Преподобным будешь!╩, и А, желая незаметно исследовать И, простодушно ответил ╚Чего это ты только что сказал ? Я не понял╩, и И ещё пару раз объясняет, что поближе к начальству быть каждому лестно. Вот и всё. Тут А и спросил, знает ли И Писание ? Да, самодовольно отвечает тот, не чувствуя подвоха √ ╚ иначе бы не поставили в начальники !╩ Вот тут-то и спрашивает А о причине убийства Каином Авеля...и опять ничего не понял И! ╚Ты всё шутишь? Грязь тут развёл !╩ Но в другой сцене , когда А
пускал кораблик, невероятным образом подтвердилась догадка (или прозрение ) А : И сам говорит : ╚И я хотел, как ты, людям помогать, да не принимает Господь жертвы моей╩. Вот ответ на загадку, и причина греха! Каина √ ведь его жертва тоже не была принята...и ручка дверная в саже...теперь и рука, которой крестятся √ опять символизм √ нельзя касаться духовного, имея нечистые помыслы !Забавно, но когда И передают Ф итог беседы с А, мудрый настоятель, зная обоих, мгновенно понял игру А, и повторяет вопрос А : ╚Так за что же...╩, на что И обижается так и не поняв...Эго его велико...хотя зерно, зароненное А, даёт всход √ там же, у кораблика, до И наконец то доходит... и он сам говорит всё...однако новая загадка √ А неканонически молится √ посылает прошение Царю Небесному об отсрочке смерти до лета √ на парусе кораблика, ╚чтобы братии не копать могилу в мерзлозёме╩...Иов только смеётся ! Однако молитва мгновенно услышана √ перевернулся кораблик √ недалеко уже избавление...// чай с мирянами пить.. с сахаром..// Вот это добавление после паузы - с сахаром, показывает, что есть ещё у И тяга к наслаждениям...// Единственное, что я поняла не до конца.. почему Анатолию так важно было, любит ли его Иов? ..ведь и так видно, что да..// Я думаю иначе...А узнаёт Истину не по ответам людей, он сам прямо и говорит - ╚А ведь не любишь ты меня, отец Иов╩, на что тот отвечает √ ╚А за что тебя любить ?╩ Просто А знает, что в последующем И займёт его место, поймёт, почувствует √ как надо, и к нему люди пойдут за исцелением...вообще преображение И происходит довольно быстро √ просит никчёмного, по его мнению, человека помолиться за него...А отказывает ему, при этом кланяясь в пояс !!! А в финале он единственный провожает А в последний путь...уже не гнушается взять уголь в руки и сдирает лак с ящика...сдирает наносное с души своей...и когда А просит И уйти и сообщить Ф о кончине, тот уходит
уже ╚немного Анатолием╩, и впервые ведёт себя не как╚положено╩, а как душа просит √ не к настоятелю с докладом, а на звоницу √ и в колокола ! Это √ не по правилам, но это √ правильно ! Граница перейдена...
//..и будет ли плакать, когда тот умрёт..? ..ладан посылает именно ему.. и о похоронах 'в среду' тоже ему сообщает+ и ящик под гроб приспособить - опять же к Иову.. ..Почти всё становится на свои места, когда человек, гонявший в середине фильма монахов перетащить где-то там ящики, в самом конце фильма тащит на себе тяжеленный крест.. не отпуская его не на минуту даже в лодке.. как будто, если он его отпустит.. мир рухнет.. а ведь для него это на самом деле так!!! ..его мира станет нестерпимо меньше без старца..// Умничка !
//..Молитва за больного ребёнка - один из самых главных.. по-моему моментов в фильме.. молитва всею душою старца.. // Как штангист перед взятием штанги...// Филарет.. тоже бесподобные сцены.. Он знает, я думаю, что старец этот угоден Богу.. // Ф очень мудр, но равновесия в душе полного нет...это видно по тому, как он вздрагивает, когда И тихо подходит к нему...и для Ф загадка √ он явно видит святость А и даже предлагает схиму ! При этом А √ первый нарушитель Устава...Ф мучается √ как ╚это работает?╩//.. кому ещё дозволено будет в 'начальника' ею швырнуть с колокольни и
быть названным 'проказником'?// У духовныц лиц очень строго с бранными словами √ очень выбор мал... 'проказник' √ это серьёзное замечание ! Но самое сильное допустимое ругательство Ф произнёс в кочегарке √ ╚окаянный╩.
//..и правда, если видел пожар, отчего же не сказал прямо?..ведь Филарет называет себя обычным человеком, неспособным читать знаки.. // А кто бы ему поверил ? Не сам ли Ф говорил А - ╚соблазняешь братию и мирян, сеешь суеверия ╩ ?
// А затем приходит в котельную к отцу Анатолию... работает с отцом в котельной, возит уголь в тачке, как будто и не настоятель он вовсе// Мы что, разные версии смотрели ? Ф только и провёл одну ночь у А после пожара.
// А потом оказывается, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то и умещается.. а одеялом лучше всего 'беси' ловятся.. большие и маленькие..// Не-еа, одеяло было выброшено в море как самый главный бес ! А вообще это самая классная сцена ! На 100 % эзотерическая √ постижение через чувство ! Не зря отец А начал ╚лечение Ф╩ с замыкания дверей ! И уничтожение сапог √ просто преллюдия, и обязательно на глазах у Ф ! Тот увидел, обалдел, и сапог стало жалко. Если бы дело тем и кончилось, то это была бы самая несуразная выходка А...но он закрыл заслонку, и в кочегарку стал поступать угарный газ и дым ! Охота за бесами √
представление, не больше. В помещении нужно было создать реальную ситуацию угрозы жизни. И она была создана ! Когда Филарет не на шутку перепугался √ за свою жизнь, то что такое утрата сапог ? Где теперь расстройство от потери ? Полностью вытеснено новым ощущением...просто иерархия события выше. Если бы А не трогал сапог, а сразу бы устроил ╚баню╩, э! то тоже было бы не то... Одеяло же было уничтожено только ╚до кучи╩, Филарет уже всё понял и вовсе не протестовал ! А успокоившись √ и благодарил. Вот так √ восстановление истинной шкалы ценностей за считаные минуты, без морализаторства и увещеваний. Чистый дзен !
// А отец Анатолий не понимает.. за что ему всё это? ..почему именно он? ..почему именно через него Господь наставляет? ..ведь для чего-то и правда дан ему этот дар Божий? //Тут в самом деле удивительно √ ведь и не было на нём греха, как позже оказалось...так видя судьбы других людей, почему же не видел А , что Тихон жив ? А данный ему дар понятен √ он праведник !
// Но как узнать, что прощен, если ответа нет?// Искупал он не Божье наказание, ведь не было греха, в котором он себя обвинял, а собственное ! А ответ √ был, ведь дар следует за прощением ! Почему А не понял ? Не знаю...
// И знаешь.. что странно.. это то, как просто Тихон сообщает о своем прощении.. без надрыва и показушности.. Как будто речь шла о чем-то незначительном.. // Он же объяснил √ почему ! ╚Я простил тебя давно. Думал, что ты погиб тогда при взрыве баржи...╩// А почему заболела дочь Тихона?// Он тоже объясняет - ╚ Четыре с
половиной года назад погиб в море её муж √ подводник╩.//.. нет ли здесь малодушия со стороны Тихона? // Было, но с А это не связано. Тихон : ╚Отбоялся своё╩.
// Господь долгие годы вел старца Анатолия к Себе, и перед самой его смертью дал ему знак, что этот путь был не напрасен..// Это по любому ! А знак был дан √ этой встречей √ что зря так переживал √ нет на нём греха убийства...а если бы знал ранее √ был бы именно таким его путь ? Наверное, нет...И тут ещё есть...я против смертной казни...а по законам военного времени Анатолий был бы приговорён к расстрелу...и не дали бы случиться чуду...и аборты... ╚А мальчишка будет √ золотой !╩...и сколько по России их летит кусками в тазы...не только Пушкины и Суворовы, а и праведники, основа духа общества...




Fursov Slavik A

Местный
подробнее
Рецензия на художественный фильм "Остров"
Проект "Антивирус"
Автор Васильев В.
02.02.2007 г.
Фильм был показан к рождеству на государственном канале, причем при трансляции фильма была даже снята реклама. Факт показательный и означающий, что идеологами и средствами массовой информации фильм оценен не как рядовой, но как знаковый. Иначе говоря, масса должна посмотреть фильм и масса его посмотрела. Что же она могла унести в сознании и в подсознании после просмотра фильма? В сознании, казалось бы, должна остаться идея христианского покаяния. Осталась ли таковая и могла ли она остаться, вот вопрос, над которым можно задуматься.

В этой непрофессиональной рецензии мы оставим без внимания художественно-эстетические достоинства фильма, которые несомненно имеют место, а также тонкости игры актеров. Вместо этого обратимся к нескольким ключевым эпизодам фильма и характеру героя, который подан через эти эпизоды.

Чтобы не затягивать обсуждение темы, не будем говорить спорить о сюрреализме сцены захваты самоходки с углем и расстрела команды. Собственно, команда из двух человек, поведение одного из них списано с картины советского художника «Расстрел коммуниста», что у меня лично вызывает симпатию. Хоть одна личность, пусть и приманка для зрителя в этом кино, имеющая достоинство, убеждение и мужество на фоне убогого потока уголовных персонажей в нынешнем кино и телевидении. Оттуда же взят патологический персонаж немецкого военно-морского офицера, поведение которого более пригодно для застенков СС. Этот офицер сует пистолет испуганному главному герою, чтобы последний сам застрелил командира советского судна. Наш герой так и поступает. Торжествующий офицер удаляется, чтобы затем взорвать баржу с живыми и мертвыми (вообще-то для этой цели нужно было вывести баржу в море и утопить). Но сюрреализм есть сюрреализм. Как оказывается, и расстрелянный и палач в конечном счете останутся живыми, демонстрируя то ли несгибаемый дух русского человека, то ли нелепость сюжета. И все-таки, примем условность эпизода. В конце концов, он нужен режиссеру для реализации другой более важной задачи, именно, показать страдание и покаяние человека, поддавшегося трусости и ставшего в силу этого одновременно как убийцей, так и предателем Родины. По законам военного времени поведение главного героя должно быть оценено именно так. Заметим однако, что эта мысль и тема отношения к воюющей Родине в фильме совершенно отсутствует. Событие сводится как бы к личному (экзистенциальному) взаимоотношению расстрелянного и расстреливающего. Невольный вопрос: зачем было брать эпизод из Великой отечественной войны, можно было бы взять эпизод бытового или уличного убийства? Отвечу сразу, в таком случае фильм на актуальную популярность не потянул бы, да и вообще потребовал бы более глубокой проработки душевной драмы главного героя. Исчезал необходимый привкус «антисоветской клубнички», который незримым фоном разлит по фильму и придает ему актуальный ажиотаж. Здесь работает художественное чутье создателей фильма, желавших сотворить нечто неординарное, так сказать, «оскаровское».

Однако присмотримся к нашему герою, который чудом спасен и принят в небольшой монастырь на некоем острове. Он и не пытался возвратиться на материк к своим соотечественникам, сослуживцам, вообще в тот мир, в котором он жил. Именно там он мог доложить о случившемся всю или не всю правду, принять «свой крест» за содеянное и либо умереть с чистой совестью, либо смыть кровью свой грех и свое преступление. Сюжеты могли быть разные. В лучшем случае можно было доложить о своей трусости и оказаться в штрафбате (смываем преступление кровью), в худшем случае - расстрел по закону военного времени. Наконец, возможен и третий случай, когда часть правды утаена (участие в расстреле), и тогда герою открылась бы бездна страдания. Он мог ведь оказаться и успешным солдатом и успешным в советском обществе, но его продолжала бы мучить совесть, если он действительно совестлив. Эта совесть могла привести нашего героя в монастырь. Но режиссер подсовывает нам некую обманку: он делает почти святым труса, оставшегося жить трусом, скрываясь в монастыре от юридической, моральной и социальной ответственности перед обществом. Весь дальнейший ход фильма построен на том, что наш герой по трусости убил не своего офицера в военное время, но просто убил некоего Тихона. Грех убийства как бы выведен из социального контекста. Тогда зачем было начинать с очень острого социального контекста? Только одна мысль идет на ум, мысль о том самом незримом контексте, который позволяет «продать» фильм подороже.

Однако проглотим названную наживку и обратимся вместе с массовым зрителем к восприятию чисто экзистенциального содержания фильма. Теперь герой для нас просто человек, совершивший убийство, и принимающий страдание за это убийство. Как же он принимает и несет это страдание. Осмелюсь высказать кощунственную мысль. По ходу развертывания сюжета наш герой делает два дела: юродствует и торгует своим грехом, точнее, своим так называемым страданием за этот грех и обретаемой или обретенной святостью. В конце концов, он ведь не принадлежит к сознательным схимникам, он скорее скрывается в монастыре от правосудия. К началу основных событий фильма он уже имеет авторитет некоего святого человека по непонятным для нас причинам (за убийство товарища или за работу истопником, ведь никаких других событий пока еще не было в фильме). «Старец Анатолий», так повелевает нам режиссер воспринимать нашего героя с первого эпизода, когда к нему приходит молодая баба за благословением на аборт.

Вообще-то в фильме смешаны времена. Трудно поверить, что в далекой глуши деревенской бабе могла придти мысль просить у старца благословение на аборт. Аборт ведь по определению не христианское дело. А наши бабы в столь отдаленных местах феминизмом не испорчены. Может это также и для западного зрителя и рецензента? Но все-таки, такое возможно, и это, пожалуй, единственный в фильме эпизод, когда я вместе со «старцем». Личные решения у девицы, попавшей в «интересное положение», могут быть разные, догматизм здесь может оказаться неуместным. Однако принцип должен оставаться таким: как бы ни возникла беременность, с момента ее возникновения в женщине зародилась жизнь, и она ответственна за эту жизнь. Нельзя перекладывать свой грех на зарождающуюся жизнь, это не по христиански. Поэтому в данном эпизоде я на стороне режиссера фильма, а не на стороне М.А. Булгакова, чья Маргарита прощает Фриду и просит у Воланда не подавать Фриде по утрам платок, которым она удушила младенца. Хотя и поступок Маргариты можно понять. В конце концов, страдание дается ради искупления и не должно быть вечным. Впрочем, оставим комплекс этических проблем, связанный с поступком Маргариты и обратимся к нашему «старцу Анатолию».

Другой эпизод из его благодеяний - совет женщине, которую в ее сновидениях начал преследовать образ пропавшего без вести мужа. Наш герой почему-то не хочет открыть себя этой женщине и разыгрывает небольшой спектакль (юродствует, проще сказать), чтобы от имени невидимого старца дать радикальный совет: бросить все и ехать во Францию, где о ней также вспоминает муж, приближающийся к неизбежному для смертных роковому часу. Основание для совета: коли любишь, продай все и езжай. Совет романтически привлекательный, но настолько далекий от реальности, что невольно подумаешь, а в своем ли уме наш старец. Перед ним не романтическая особа. Как найти мужа во Франции совершенно неясно. Еще более темен вопрос о том, как вообще попасть во Францию в начале 70-х. Единственный аргумент, если любишь... Главное же здесь в том, что никакого милосердия в совете нашего старца нет. Он не только не дает милосердного утешения женщине, более того, он поступает с ней жестоко. Либо поезжай, что невозможно, либо страдай до самой смерти. Право же, он поступает прямо противоположно Маргарите, поскольку, образно говоря, приказывает ежедневно «выкладывать платок на стол». Ведь теперь вдова должна постоянно думать, что она сама виновата в безутешной разлуке. И ничем не затронута другая сторона. Начавший думать о ней муж, так о нем говорит наш старец, мог бы без труда найти свою вдову хотя бы письмом, тем более, что место жительство ее ему хорошо известно. Чудодейственный старец мог бы индуцировать нужную мысль мужу вдовы, проблема очень упрощалась и являлась помощь, о которой вдова бы по гроб жизни не забыла. Увы...

Положим, сам старец страдает за свой грех, но за какой грех он обязывает страдать еще и несчастную вдову? За то, что она погрязла в мирском и вспоминает о хряке? В этом ее вины по сути нет, и правильнее было бы помочь и укрепить ее дух святой верой и благословением. Вместо этого - дополнительное наказание от сомнительного старца, скрывающегося в монастыре.

Еще один эпизод с излечением мальчика. Оставим на совести режиссера, что он дал нашему дезертиру способность совершать чудеса и уравнял его с самим Иисусом Христом. По канонам православной веры живые люди могли «творить чудеса». Но, по меньшей мере, при двух условиях: а) исключительная святость такого человека и 2)само чудо является как чудо сотворенное богом по святой молитве святого человека, а не как прямо творимое им чудо. В нашем случае «святой старец» похож на хирурга, который потрогал сустав, вправил его и сказал, а ну, пройдись теперь. Конечно, я здесь немного утрирую, но все-таки в этом эпизоде старец Анатолий предстает скорее в роли мага-лекаря, чем святого. Это обстоятельство слишком очевидно, но, поскольку у режиссера несомненно есть художественное чутье, то он и требует через старца Анатолия, чтобы мальчика причастили, чтоб Бог, так сказать, поставил печать и удостоверил чудо. Но и здесь не обходится без нудной нотации людишкам, погрязшим в земном. Матери нужно на службу и она не хочет оставаться в монастыре, боится опоздать. В фильме выстроена совершенно ложная ситуация, в которую может поверить либо западный зрителя, либо постперестроечный учитель, подготовленный по учебникам Сороса. Я уже упоминал о смешении времен в фильме. Основные события фильма относятся не к войне, а к началу 70-х, этакому расцвету застоя. Это уже эпоха «Служебного романа» и «Бриллиантовой руки» с весьма знаковой фразой в последнем кино: «Чтоб тебе жить на одну зарплату». Ясно, что в это время никто работницу не уволит за двух-трех дневное опоздание. Более того, на любой службе поняли бы ситуацию, и в худшем случае вычли бы за прогул, а не припаяли срок, как это могло случиться в военные годы. Я уж не говорю о чувствах матери, которая, здесь нет сомнения, довела бы процедуру чудесного излечения своего ребенка, с которым она обратилась к старцу, известному похоже на весь Союз. Ведь не побоялась же поехать к нему в монастырь! На работе все равно узнают, шила в мешке не утаишь. Но почему-то фанатично боится опоздать на работу. Так что, если в фильме и нет мрачных ГБ-стов, то тень их присутствует в этой ложной сцене двояким образом. Один раз - страхом опоздать, другой - рабским чувством во что бы то ни стало быть утром на службе (уже и билеты куплены, оказывается мать ехала с дитем на полчаса словно в процедурный кабинет). Как может и должен воспринять эти обстоятельства зритель? Он может ничего не подумать, но в воображении, пусть и неосознанном, рисуется картина страшной советской действительности, в которой за опоздание на работу если и не посадят, то уволят непременно и придется идти по людям за милостыней. А ведь могло показаться, что фильм далек от пропаганды антикоммунизма. Нет же, эта политическая ангажированность включена в колорит фильма через образы советских людей, идущих к старцу. Все они какие-то, грубо говоря, задолбаные, зачуханные, невежественные и придавленные страхом.

Впрочем, в фильме есть и другой персонаж. Тот самый Тихон, ставшей теперь едва ли ни адмиралом в отставке, в которого в прошлом стрелял наш герой. Здесь тоже сюжетный ход, о котором стоит поговорить. Есть что-то скоморошье и неприличное в том, что на прием к трусу и своему расстрельщику, ставшему старцем и магом, едет морской офицер, с честью и достоинством послуживший своему Отчеству. Но, опять-таки, дети есть дети, на детях спекулирует сценарий фильма, поскольку они появляются в трех эпизодах обращения к старцу из четырех. Действительно, страдания своего чада и безысходность могут заставить обратиться даже к нашему герою. И наделенный чудодейственной силой старец, как и положено, блестяще справляется со своей ролью. Беса он угадал еще издалека и поприветствовал его петушиным криком со звонницы. Беса изгнал по описанному в святом писании канону, это для нашего героя в общем-то не проблема.

О разговоре с Тихоном чуть позже после некоторых рассуждений о характере нашего героя. Припомнив фильм, спросим себя, кого любит наш герой, для кого он оказался милосердным, чью душу он утешил пастырским словом? Нет таких людей, нет такого эпизода. Старец Анатолий для людей одновременно прокурор, судья и исполнитель приговоров. Магические деяния и спасение душ весьма различные вещи, а наш старец не спасает, он одновременно судит и творит чудеса. Например, живет в монастыре, который его подобрал, приютил, спас. Но теплого чувства к монастырским людям у героя нет. Он и здесь судит и карает. Инока Иова постоянно поучает, я бы сказал, не по-христиански, указывает ему на каиновский грех зависти к принятому богом. Получается, что его-то, т.е. Анатолия, бог определенно принял, а вот остальным еще работать и работать на ниве покаяния. За что бог принял Анатолия и дал ему возможность творить чудеса, непонятно. За обет всю жизнь возить уголь в кочегарку? Это, вообще-то аргумент. Но маловато для святого человека. К тому же он делает это для себя, свой грех отрабатывает. А где служение богу и дела милосердного спасения?

Однако претензия старца быть на особом положении святого, который может обрядом пренебречь, но должен вразумлять монастырскую братию, слишком очевидна. Самая гротескная сцена фильма это приход игумена Филарета в кочегарку, чтобы спать с «подвижником» на груде угля, но на мягком одеяле и в расписанных греческих сапогах, совсем как у купца Садко. Это уже ниже всякого художественного вымысла, это в общем-то для очень некритичного зрителя. На этой сцене можно было бы ставить точку в просмотре фильма и выключать телевизор. Если монастырь и его игумен настолько «простодушны», то что же думать о святой православной церкви? Ведь других-то представителей нашей церковной братии в фильме нет, нет даже намека на существование действительных служителей веры кроме тамошних, извините, недоумков. Сцена крайне неубедительная по всем критериям, но создателей фильма уже «несет» (к премии Оскара? Не получится, нет идейной чистоты), и они не могут остановиться?

Немного о юродстве героя. Народная православная традиция относила юродивых если и не к святым, то к людям, отмеченным богом. Они не связаны мирским, они могут говорить «от бога». Вспомним, как отрезал юродивый в известном спектакле и одноименной опере: «Нельзя молиться за царя убийцу!». Думаю, не надо доказывать, что наш герой на этот уровень не тянет. Просто создатели фильма спекулируют на теме юродства, их юродивый в лучшем случае кликуша, но никак не божий человек.


Художественный процесс направляет обычно некая доминирующая идея, для которой художник ищет художественное воплощение. В данном случае идея обращения к богу, которую воплощает П.Мамонов, задействовавший в фильме, как иногда утверждают, и свой собственный опыт поиска этого пути. Не имея намерения чем-либо опорочить искренние чувства артиста, обращу внимание на то, что в фильме представлен ложный путь. Герой идет к Богу в одиночку, мысль о соборном спасении не отягчает его сознание. В ортодоксальном православии человек обретает бога через любовь к людям, причем любовь сострадательную и жертвенную. Чем же пожертвовал для людей наш «старец Анатолий»? Собственно, ничем. Он не выбирал пути деятельного служения и попал в монастырь в силу обстоятельств, от которых собственно и скрывается. Озабочен только собой, и занят он исключительно тем, чтобы найти себе личное оправдание и личное спасение. По сути дела перед нами типичный персонаж западного индивидуализма, и в свете западного мировоззрения он и должен в одиночку решать вопросы своих взаимоотношений с богом. Это чем-то напоминает протестантизм, именно напоминает, поскольку у протестантов нет индивидуально или соборно обретаемого спасения. В теологии протестантизма спасение или не спасение человека предрешено, на земле человек лишь мучается мыслью, принадлежит ли он к избранным или его судьба есть судьба отверженного. Нечто подобное имеет место в ситуации с отцом Анатолием. По логике событий, которую нужно отличать от субъективного замысла создателей фильма (у произведения своя судьба, оно живет той жизнь, которую в него фактически вложили), он хочет сам «договориться» с богом о своем спасении. Отсюда этот неизбежный путь в магию, эти кукареканья, это противостояние монастырской общине. Он отказывается придти в келью к игумену как это ему предлагается в начале фильма. С одной стороны, его удерживает его внутренний обет (жить на угле, на котором согрешил). Но в логике поступка есть и другой мотив. Он - почти спасенный и почти приближенный к богу - не может опуститься до совместной жизни с погрязшим в земном Филарете. Христианское же призвание требует в таком случае взять на себя труд обращения польстившихся на мелочное земное и забывающих о служении богу. Но в фильме совсем не так. Наш старец предпочитает скоморошничать (а эпизод с головешкой иначе трудно истолковать), и по сути презирать этих никчемных послушников и их игумена. Могут мне сказать, что я уж слишком загнул. Право же, ну чего стоит одно только упорное желание быть похороненным в ящике из под патронов (или взрывчатки) а не во христианском гробе»?! Это не самоотвержение, это упорство в грехе, это насмешка богохульной гордыни, желающей и после смерти высказывать свое пренебрежение, так сказать, официальной вере. Вся его спасительная деятельность сведена к чудотворству, проще сказать к магии. Есть бесы и святой Анатолий, бога же по сути нет в этом фильме.
Наконец, ключевая в некотором смысле сцена разговора с «покойным» Тихоном, чудом оставшимся в живых. Есть один примечательный нюанс в этой сцене, именно, советский офицер все-таки остается советским офицером. В его взгляде на старца, вспоминающем сцену расстрела, светится та же искра неприятия и презрения, с которой он смотрел на готовившего его убийство немецкого офицера. Для логики же развертывания действия фильма здесь важно то, что наш старец как бы получает отпущение греха и может отойти с миром. Каково же это «отпущение»? Оно носит как бы «юридический характер», т.е. фиксировано отсутствие состава преступления. Конечно, в этом суждении большое упрощение. Строго говоря, состав преступления присутствует, но оно как бы переквалифицировано и, главное, состоялось примирение сторон. Инцидент исчерпан. Избавление пришло не от Бога (стоило ли стараться?), а от оставшегося в живых товарища по оружию, что в общем-то у меня вызывает удовлетворение: человек простил человеку. Одновременно и старец успокаивается. Похоже, он избранный (у избранных по учению протестантизма нет преступлений) или Авраам, у которого рукою бога выбит нож в минуту жертвоприношения сына. Можно спокойно умирать в ящике из-под взрывчатки.
Доброжелательному зрителю может показаться, что рецензент очень уж неправ и несправедлив. Такой взгляд не лишен оснований. Действительно, есть же в фильме свои достоинства сюжетные и художественные (изобразительные). Например, логичен обет послушника возить уголь и спать на нем. Уголь становится символом греха и символом искупления. Правда и здесь можно найти гротескный контекст: старец по сути не пускает Филарета на свой «святой» уголь. Впечатляет, например, белая снежная пустыня в сцене изгнания беса и т.п. И тем не менее... Рецензент действительно хочет отнять у зрителя сладкую обманку. Хочется сказать: бросьте, это бяка. Нет здесь православия, нет любви к людям, нет сострадания и милосердия. Есть эгоистическая самоутверждающаяся личность, и все это на фоне религиозных атрибутов. Так уж случилось по жизни, а ведь окажись наш герой в концлагере, так ни о каком эгоистическом самоутверждении речи бы ни шло. Жизнь разом бы научила соборности и коллективизму. А здесь можно даже глумиться над братией, и тупоумная братия смиренно принимает это глумление над собой и богом. Я имею в виду, например, поступок инока Иова, отполировавшего патронный ящик для упокоения старца. Вновь хочет спросить: для кого это?
В общем, мое мнение таково. В фильме нет ответственного служения людям, нет ответственного служения богу, есть кликушество. Неудивительно, что фильм отмечен шестью орлами. За хорошее у нас премий не дают.
Что же касается зрительской оценки намерений создателей фильма показать нам, наконец, проблему духовного поиска в современных условиях, то я напомню, что хорошими намерениями умащена дорога в ад. М. Горбачев «хотел» искать путь к реформированию социализма, но результатом стал криминальный периферийный капитализм. Точно также и здесь: на предложенном пути поиска христианского Бога найдем мистику и бесовщину. Создатели фильма могли иметь искренние и добрые намерения. Речь же идет о результате, а не о намерениях. Фильм с антиправославным и антихристианским душком (про антисоветский и говорить не нужно), который вкрался скорее всего вопреки желанию авторов фильма. Его породила та художественная логика, которая ими принята, и, возможно, подсознательное желание получить престижную награду, которая по необходимости обязывает...
Что же касается холодного душа этой рецензии для тех, кто искренне поверил фильму, хочу напомнить, что обращение к жизни, обращение к реальности бывает болезненным, особенно, если человека выводят из анабиоза или из состояния клинической смерти.



Трофимук Сергей Анатольевич

Местный
подробнее
Тренет - это неудавшийся спортсмен.
Критик - неудавшийся писатель.

Трофимук Сергей Анатольевич

Местный
подробнее
Тренер

подробнее
Интересно, почему Бога автор сей рецензии пишет с маленькой буквы, и почему так переживает за антисоветскую направленность?

Dudikoff Michael .

постоянный участник
подробнее

Интересно, почему Бога автор сей рецензии пишет с маленькой буквы, и почему так переживает за антисоветскую направленность?

Вспомнил одного брата возмущение, когда он читал Еврейскую газету на русском, где упоминается имя Б-га, пропущена буква одна (о)и стоит прочерк, возмущался до тех пор пока ему не обьяснил, что по заповеди " Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. Вт.5:11" понял он и на следующее собрание хорошую проповедь сказал на эту тему. А про то что с маленькой буквы написано- пусть будет нашей тайной как узнавать статьи написаные мирскими.


подробнее
Мнение о. Серафима об этом фильме:

"А на счет фильма «Остров». Не разбирая его, скажу кратко, что там изображен типичный лже-старец, находящийся в духовной прелести, который зашел в нее через ложный аскетизм. При помощи внешнего подвижничества, он возгрел в себе самомнение и дух само-утверждения. По причине того, что не научился себе ничего не вменять, по настрою духа, что являлось первым правилом у всех истинных подвижников. Таких в МП, в свое время, мне приходилось часто встречать.

Повествование из Отечника: «Однажды старец пришел к старцу. Хозяин сказал ученику своему: приготовь нам немного чечевицы и намочи сухарей. Ученик сделал это. Между тем старцы занялись духовною беседою и пребыли в ней до шестого часа (двенадцатого по полуночи) следующего дня. Старец-хозяин опять сказал ученику: сын! приготовь нам немного чечевицы. Ученик отвечал: она приготовлена еще вчера. Старцы встали, вкусили пищи».
Пояснение на него свт.Игнатия Брянчанинова: «Из этой повести видны: крепость телосложения древних иноков, и то духовное состояние, которого они достигали. Способно к подобным действиям гордостное разгорячение и несчастное самообольщение. Они-то ныне и встречаются почти исключительно в облачении необыкновенного подвига для усиления собственной прелести и для обольщения ближних. Мир любит это. Тем более нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, – не к безрассудному, греховному, гордостному подражанию, не к повреждению себя» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.69).

«Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в который возводится душа скорбию, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл. «О спасении»)".

Фильм «Остров» – это обман. Все кто возьмут его в образец для подражания, зайдут в состояние духовной прелести.

Камардин Александр Петрович

Местный
подробнее
А как патриарх Алексий 2 и весь Синод РПЦМП?

Трофимук Сергей Анатольевич

Местный
подробнее
Я тоже заметил, как он на девку ножками топал и всякие другие моменты, вызывающие вопросы о "вменяемости" этого человека. Конечно, это не есть хорошо, кротко и смиренно. В тоже время у него был особенный дар предсказания, видения, если можно так сказать. И если этот дар от Бога, то значит Он пользуется этим человеком. В тоже самое время некоторые неприятные черты характера можно "списать" на то, что человек не идеален. Ну а фильм есть фильм, и участвовали в создании его люди нередко далекие от Господа, либо знакомые с жизнью во Христе весьма поверхностно.

Трофимук Сергей Анатольевич

Местный
подробнее
Уважаемый учстник форума dsfgdsfg dsafgfdsg, если вам не трудно, укажите ваше имя. И нам и вам будет намного приятней общаться. Все-таки форум христианский.

Semenov Boris Borisovich

Администратор
подробнее

Уважаемый учстник форума dsfgdsfg dsafgfdsg, если вам не трудно, укажите ваше имя. И нам и вам будет намного приятней общаться. Все-таки форум христианский.


<b> В дополнение к вышесказаному, пожелание это сделать вам в течении 3-х дней. К стати это записано в правилах форума с которыми желательно ознакомится. </b>
Moderator


  • Страница 2 из 2
  • 1
  • 2