Наверх
Наверх

Рассуждения по Исайе

K I E

Местный
подробнее
Братья!
Предлагаю вам почитать комментарий одного моего знакомого хорошего брата (просьба не ругать, я буду заступаться :D ), магистра богословия, по книге Исайе. Наверняка вам будет интересно. Брат знает иврит, потому читает в подлиннике.

6 стих „Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”.
Этот и последующие стихи следует рассмотреть поподробнее и разобраться в них поточнее, ибо это очень красивые и важные стихи: „Ибо младенец родился нам…” Здесь пророк Исаия видит какого-то младенца уже не в свое время, а в далеком будущем. Это видно из перечисления множества эпох, которые должны будут пройти от времени проро-ка Исаии до рождения этого младенца, и которые перечисляются в 4 стихе:
„Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама”.

Таким образом, будет три главных угрозы народу, которые сокрушит Бог: тяготившее ярмо, поражавший жезл и трость притеснителя.
Прежде всего „ярмо, тяготившее” – скорее всего это относится к Ассиро-Вави-лонской империи. Затем „жезл, поражавший” – это, очевидно, относится к последую-щей Персидской эпохе. И последнее – „трость притеснителя” – это уже Греческая эпоха. Во времена греков великим притеснителем был Антиох IV Епифан (175-164 гг. до Р.Х.), который запретил празднование субботы, исполнение закона Божьего и вообще хотел полностью искоренить иудейскую веру в Единого Бога.
Пророк обращается к Богу: „…Ты сокрушишь, как в день Мадиама”, т.е. Ты сокрушишь эти три эпохи, они минуют, и наступит четвертая – Римская, которая и связана с появлением Иисуса Христа. Что же такое произошло в день Мадиама, что его здесь выделили как пример, как показатель исполнения суда?
„И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами.
Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иор-дан. И созваны все Ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан…” (Суд.7:23-24).

Итак, в этот день была одержана победа израильтян над многочисленными мадианитяна-ми, и с тех пор он стал называться „днем Мадиама”. И вот такая же победа будет пред-шествовать далее описанным событиям – победа Маккавеев была подобной победе Гедео-на над мадианитянами. Эта победа израильтян над греческими сирийцами произошла в 165 г. до Р.Х., что привело к освобождению Иерусалима. 25 „кислев” этого же года храм был вновь очищен и освящен, в воспоминание чего был установлен новый праздник „Ханука” – „праздник освящения храма”.

Дальше сказано, что Он будет водворять мир на земле и царствовать на престоле Давида. В дословном переводе с оригинала этот стих звучит несколько иначе: „Ибо мальчик родился нам, Сын дан нам; и будет владычество на плече Его. И наречет имя Ему Чудный Советник (кто наречет это имя?) Бог Сильный, Отец Вечный, Князь Мира”. А в наших Библиях все смешано и перепутано, ибо не младенец наречется всеми этими именами. В этом стихе говорится: кого, каким именем и кто наречет. В нем нет слов во мно-жественном числе, таких как „на раменах” и „нарекут”, а стоят слова ומכש־לע („аль-шихмô”) „на плече” и ארקיו („вайикрā”) – „и наречет” в единственном числе. „…наречет имя…” – А кто наречет? – Именно Бог Сильный, Отец Вечный, Князь Мира (видимого и невидимого), тем более что в Библии эти имена-эпитеты, имена-атрибуты всегда относятся к Богу-Отцу. И какое имя наречет? – Чудный Советник. Но поскольку здесь стоит необычный порядок слов, то видимо по этому и получился такой перепутан-ный перевод, и многие комментаторы все перечисленные имена относят к самому младен-цу: „…Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”. Это хорошо известное и давно распространенное толкование.

Но если посмотреть повнимательней, то можно увидеть, что здесь встречается только одно, так называемое, теофорное имя, потому что Чудный Советник, Отец вечнос-ти и Князь мира – конечно тоже необычные имена, но только одно имя очень необычное – יהתו לא (”эль ваттěгû”), т.е. „Бог Сильный”, так называемое, теофорное имя, т.е. Богоносное. К такому разряду имен в Библии относятся многие имена, например, עשוהי („Йěгôшуа”) – Иисус (я имею ввиду ветхозаветного Иисуса Навина), что означает „Господь спаситель”. Другим подобным именем может быть, например, имя והינדא („ǎдōнûйāгŷ”) – Адония, которое носил брат Соломона, сын Давида, означающее „Бог Господин”, от слова ינדא (”ǎдōнāй”) – „Господин или Господь”. Возьмем еще одно имя – имя архангела Гавриила – לאירבג („Гаврûэль”), т.е. „Сила Божья”. Если же в имени Гавриэль части слова поменять местами и „эль” поставить вначале, то получится רובג לא („эль гибôр”) – „Бог Сил”. Таким образом, теофорное имя всегда указывает на особый промысел Божий в жизни и делах чело-века или духовного существа, а в данном стихе оно указывает на Самого Бога и остальные имена-атрибуты подтверждают это.

Имя Чудный Советник – это пророчество того, что Сам Бог наречет Ему имя. Так оно и произошло. Мы знаем, что Сам Бог нарек имя Иисусу через ангела: „…и наречешь Ему имя Иисус…” – сказал Ангел Господень Иосифу (Мф.1:21).

Semenov Boris Borisovich

Администратор
подробнее
Baptistas а ты можеш спросить своего "знакомого хорошего брата" как это место в оргинале.
Ис.7:14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Когда-то читал, что еврейские толкователи говорять, что в оргинале написано ЖЕНЩИНА а слово ДЕВА употребили христианские переводчики ветхого завета.

K I E

Местный
подробнее
Борис, пожалуйста:

14 – 16 „Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее”.
Это место очень важное и на него часто ссылаются, поэтому мы должны исследо-вать его досконально. Начнем с конца.
Какие цари здесь имеются в виду? – „…земля та, которой ты страшишься…” К кому обращается здесь пророк Исаия и кто этот „ты”? – Конечно же, пророк обращается к царю Ахазу.
„…ты страшишься…” Чего страшится Ахаз? Царей Сирийского и Израильского.
„…земля та, …будет оставлена обоими царями ее”. Какими царями? – Как Рецином, так и Факеем. Из книги Царств мы знаем, что Ассирийский царь вскоре убил Рецина, а народ Северного царства сверг Факея. Как только пропала мощь сирийцев – не стало опоры и у Израильского царя, было утрачено политическое влияние и сразу же произошла смена династии. В истории это закономерно: как только у правителя бывает внешнеполитическая неудача, так сразу же возникает и внутренняя неудача – его сверга-ют.
О каких временах здесь идет речь? Для кого это сказано и когда? – Как мы видим, это сказано царю Ахазу, который страшился нападения, но ему было сказано, что „..земля та, …будет оставлена обоими царями ее”. Именно вот этому историческому действию и должно было предшествовать знамение.
Как и в чем должно было проявиться это знамение? – „…Сам Господь даст вам знамение…” Кому это „вам”? – Тем, которые в данный момент стоят перед пророком Исаией: самому Ахазу, сопровождавшим его вельможам и всем тем, кто слышал этот разговор. В чем состоит это знамение? – „Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил”. Когда это должно было произойти? – Пока мы с вами говорим о буквальном смысле событий. Это важное пророчество, и само действие по его исполнению должно было произойти именно в тот момент, при правлении Ахаза и до уничижения Рецина и Факея. Какая то женщина должна была родить сына и назвать его именем Еммануил. Этот мальчик и является знамением. В каком смысле этот мальчик является знамением? – Прежде чем он вырастет, т.е. прежде чем он будет разуметь отвер-гать худое и избирать доброе, оба царства (Сирийское и Израильское) уже ни кому не будут и не смогут угрожать. А к какому времени ребенок может самостоятельно отвергать плохое и выбирать хорошее? – Примерно к 3 годам. Например, ребенок не хочет совать руку в огонь, а хочет взять яблоко, т.е. ребенок имеет самое простое, самое примитивное понятие добра и зла: сунуть руку в огонь – плохо, больно, а взять вкусное яблоко – это хорошо, приятно. Таким образом, царю Ахазу было дано пророчество: будет зачат и рож-ден мальчик, который совсем немножко подрастет, ему будет 2-3 года, и к этому времени земля „…которую ты страшишься” будет оставлена обоими ее царями. Это мы рас-смотрели буквальный смысл пророчества, но существует еще и его духовный смысл.

Это пророчество приведено в самом начале Евангелия от Матфея, и так оно отно-сится ко Христу и Его матери, деве Марии. В каком смысле это пророчество относится ко Христу и к деве Марии – об этом у нас и будет основной разговор, поэтому мы должны будем досконально исследовать контекст.
С очень ранних времен, уже со II в. и дальше, этот стих был камнем преткновения для многих; в том смысле, что начинались диспуты. Вначале с христианами вступали в диспут язычники. Например, Цельс – римский писатель, написавший так называемое „Правдивое слово” о, якобы, вреде христианства и другие языческие апологеты, которые выступали против раннего христианства, пытались высмеять Евангелие, говорили, что пророчества не соответствуют тому, что в них написано и приводили это место. „Вот, в Евангелии написано, что дева во чреве примет и родит сына, – говорили они, – а на самом деле это относится ко временам Ахаза, который жил за 700 лет до Христа. Именно в то время все это должно было случиться. Какое отношение это имеет к Марии? – Никакого”.
В средние века проводились знаменитые дискуссии (диспуты) между христианами и евреями, когда короли Испании и других стран вызывали видных раввинов и видных священников и аббатов (настоятелей монастырей), которые вступали в спор относительно Библии – чья точка зрения более правильна. Одним из аргументов христиан сразу же было вот это самое место книги пророка Исаии, поскольку оно было написано в начале Еванге-лия от Матфея: „Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…” (1:23). Они обращались к раввинам: „Где это осуществилось и когда? Почему вы не принимаете повествование Евангелия, в котором объяснено какая Дева и какого Сына родила?” Раввины обращались к тексту пророка Исаии и говорили: „Вот видите, здесь написано, что это должно было произойти в давние времена, еще при царе Ахазе; именно тогда должен был родиться этот мальчик, и когда он немного вырастит, то Сирия и Израиль уже перестанут угрожать Иудее. Следовательно, ко временам произошедшим 700 лет спустя это не имеет никакого отношения”. На это христиане ничего не могли ответить.

Но если мы с вами хотим быть проповедниками слова Божьего и исполнителями заповеди Иисуса Христа „идите и научите”, то должны хорошо понимать эти стихи и найти ответ на вопрос: почему же и каким образом эти слова приведены в Евангелии? Неужели там ошибка? – Нет там никакой ошибки, Если не могли ответить – значит или не правильно толковали, или не правильно понимали.

Итак, мы с вами рассмотрели буквальный смысл повествования, буквальный смысл пророчества. Но не может быть дано буквального пророчества в качестве знамения тем людям, которые уже умрут ко времени его исполнения. Если бы речь шла буквально о Деве Марии и об Иисусе Христе – то это вообще не было бы знамением для Ахаза, потому что это произошло только через 700 лет после него. Если, например, сейчас кто-нибудь мне скажет: „Я дам тебе знамение, что в твоей жизни произойдет то-то и то-то”. Я скажу ему: „Дай, если это от Бога, то я буду тебе очень признателен”. А он мне ответит: „Это знамение исполнится через 700 лет”. Конечно же, я ему скажу: „Спасибо! Очень мне нужно такое знамение”. Какое значение может иметь для меня это знамение? – Никакого.

Пророк Исаия говорит: „…Господь даст вам знамение…” Кому это вам? – Царю Ахазу, стоящим рядом придворным, военачальникам и окружающему их народу. Народ боится, встревожен, его надо утешить. Когда же это произойдет? – Да вот в ближайшие дни. В ближайшие 3 года не будет никакого нападения, а эти народы вообще отстанут от вас: один исчезнет вскорости, и другой через 65 лет тоже исчезнет. Следовательно, знаме-ние должно скоро сбыться. Пророк обращается к Ахазу и говорит: „Господь даст вам знамение, которое будет таким: Дева во чреве примет и родит Сына…” Прежде всего обратим наше внимание на то, что в древнееврейском тексте стоит слово המלע („альмā”) означающее „молодая женщина”. Это слово в Библии употребляется как по отношении к деве, девушке никогда еще не бывшей за мужем, так и к молодой женщине. В Ветхом Завете для обозначения девственницы, т.е. девы в буквальном, а не в возрастном смысле применяется слово הלותב („бěтŷлā”). Но даже если мы решим, что здесь говорится имен-но о девственницы, то ничего сверх обычного в словах „дева во чреве примет” по сути нет. В каком смысле? – Это место всегда было камнем преткновения, на нем всегда хотели что-то построить и доказать. Дело в том, что когда девушка выходит за муж, то она еще дева, девственница. (Правда в наше время это не всегда бывает, а в то время это было особым попечением родителей. Ведь если после свадьбы выявлялось, что девица не была девственницей, то ее побивали камнями у дверей родительского дома, и это был несмыва-емый позор для семьи.) И когда эта девушка принимает мужа, „принимает во чрево”, т.е. зачинает, то перестает быть девственницей, только и всего. Поэтому „…Дева во чреве приимет…” – т.е. до замужества она была девственницей, но когда приняла во чрево, то стала молодой женщиной. Тем более что здесь нет слова הלותב („бěтŷлā”) – „девственни-ца”, а стоит слово המלע („альмā”) – „молодая женщина”.

Таким образом, буквальный смысл всех этих стихов означает: вот сейчас, в ближайшее время, зачнет некая молодая женщина и родит сына; и еще до того, как этот малыш начнет отвергать худое и избирать доброе, оба царя будут устранены, и угроза нападения для Иудеи будет удалена. Ребенок „…будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе…” Материнское молоко на древнем востоке ребенок сосал намного дольше, чем это делается у нас, т.е. до 6-7 лет, а в некоторых странах подобная практика сохранилась и до наших дней. А мед ему будут добавлять в пищу до тех пор, пока он не научится самостоятельно выбирать приятное и отвергать опасное, т.е. до 2-3-летнего возраста. Когда же это произошло, и когда его назвали Еммануил? – לאונמע („Иммāнŷэль”) – это значит „с нами Бог”: ונמע („Иммāнŷ”) – „с нами”; לא („Эль”) – „Бог”. В ознаменование чего младенец был так наречен? – В ознаменование того, что Бог поддер-жит Иерусалим, и Израиль и Сирия не сумеют его завоевать. Где и когда осуществилось это пророчество? – Для того чтобы это узнать необходимо прочитать из 8 главы книги пророка Исаии стихи 2-4:
„И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, –
И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз,
Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским”.

В глаза сразу же бросается то, что эти стихи очень похожи на пророчество из 7:14-16, на это знамение. Таким образом, собственная жена пророка Исаии, а не какая то там дева, должна была зачать от него сына. Возможно, что она была молодой женщиной. „…взял себе верных свидетелей… и приступил я к пророчице, и она зачала…”, т.е. Урий священник и Захария записали в книге, что в такой-то день был зачат ребенок и они были этому свидетелями. Через 9 месяцев этот ребенок был рожден, и Господь повелел Исаии назвать его несколько другим именем: זב שח ללש רהמ („Магēр-шāлāл-хāш-баз”) означаю-щее „спешит грабеж, ускоряет добыча”. Это очень неудобопроизносимое имя. Из текста Библии мы знаем случаи, когда один и тот же человек носил два, а то и три имени. Напри-мер, царь Соломон: его называли המלש („Шěлōмō”), т.е. „мирный” – это имя ему дали Давид и Вирсавия, а когда пришел пророк Нафан и сказал, что его возлюбил Бог, то дал ему другое имя היךיךי („Йěдûдûā”) – „возлюбленный Богом.” Так же и здесь: сына проро-ка Исаии звали Иммануэль – „с нами Бог”, что знаменовало невозможность сирийцев и израильтян завоевать Иерусалим, но Бог повелел пророку назвать своего сына еще и Магер-шелал-хаш-баз –– „спешит грабеж, ускоряет добыча”, что предвещало еще одно событие, связанное с этим пророчеством – добычу Сирии и Израиля унесет Ассирия. Таким образом, и имя Эммануил, и имя Магер-шелал-хаш-баз принадлежали одному человеку – сыну пророка Исаии. Для большей ясности еще раз сравним эти два места из книги пророка Исаии – 8:2-4 и 7:14-16 :
„И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, –
И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз,
Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским”.

Очень похоже, и даже то же самое сказано и в 7 главе про Еммануила:
„… Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее” (7:14-16).

Из сравнения этих двух описаний ясно видно, что речь идет об одном и том же младенце. Вначале при рождении ему дали имя Магер-шелал-хаш-баз, а потом мы видим, что его называют уже Еммануил: „…и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!” (8:8). Он упоминается сразу же после того, как Исаия приступил к пророчице т.д. Сын пророка Исаии носил не просто два имени, а два пророчества: еще не успеет он немного подрасти, как два царя, два государства (Сирийское и Израильское) прекратят свое существование – поэтому его имя Магер-шелал-хаш-баз; но Господь не даст разорить Иудею и оградит ее от врагов на последующие годы ради Своего народа – об этом говорит второе его имя Еммануил.
Теперь откроем Евангелие от Матфея и порассуждаем над тем: что же дало еванге-листу основание так написать:
„…Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
„Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог” (Мф.1:21-23).

Итак, мы видим, что пророчество и знамение сбылось во времена Ахаза, но здесь от лица ангела говорится, что у Марии родится сын, которого следует назвать именем Иисус, ибо это и будет исполнением изреченного Господом через пророка, т.е. через Исаию. Но здесь следует обратить особое внимание на то, что в этих стихах не говорится о том, что сбудет-ся пророчество – здесь говорится: „… сбудется реченное Господом через пророка…” Это так называемое параллельное исполнение событий. Пророчества вообще имеют очень много аспектов, очень много граней. Таким образом, то, что произойдет с Иисусом Хрис-том при Его рождении, будет как бы параллельно тому, что происходило в древности; оно сбудется подобно тому, как сбылось то пророчество. А что же здесь является похожим? – Например, наречение имени: еще до того, как ребенок был зачат ему уже было наречено Богом имя. Иисуса Христа не звали именем Еммануил, но в Новом Завете говорится: „…дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве” (Лк.2:21). Итак, как в ветхозаветное время было предсказано и наречено младенцу имя Еммануил еще до его зачатия, точно так же и в новозаветное время было предсказано и наречено младенцу имя Иисус еще до его зачатия. Так же как в свое время знамением был этот младенец Еммануил, так великим знамением было и само рождение Иисуса, отмеченное удивительными событиями: явились ангелы, приходили волхвы с подарками, весь Иеруса-лим видел и слышал этих волхвов, которые идут куда-то туда, где родился царь Иудейс-кий. Точно так же, как родился этот Еммануил в предзнаменование и в преддверии круше-ния Израильского царства, так и Иисус Христос, Его проповедь, Его земная жизнь, Его предупреждение последовало перед крушением Иерусалима, перед крушением страны. Как записано в пророчестве Исаии, что через 65 лет перестанет быть народом Ефрем, точно так же, примерно в такое же время началась Иудейская война (67-73 гг.), которая окончательно уничтожила Иудейское царство. Таким образом, в этих стихах и событиях очень много параллельных моментов как в жизни пророка Исаии и его сына, так и в жизни Иисуса Христа.

Теперь, что касается слова „Дева”. В Септуагинте в III в. до Р.Х. при переводе книг Священного Писания с иврита на греческий язык 70 ученых-переводчиков слово המלע („альмā”) означающее „молодая женщина” перевели словом παρθενος, что обозначает „девушка, девственница”, а не „молодая женщина”. Мы с вами уже рассматривали, что хотя эта замена понятий и имеет свои тонкости, но полностью не меняет смысл выраже-ния. Так же и с этим толкованием, если знать, что такое параллельное осуществление пророчества есть повторение. Мы знаем, что очень многие образы Библии имеют не одно измерение, а много измерений. Например, образ того, что Иаков облачился в одежду Иса-ва. Это относится и к самому Иакову, и к Иисусу Христу, который пришел в человеческом облике, это относится и к народу Израильскому, и к Церкви, и к духу человеческому, который должен действовать через тело и т.д. Одно значение не отнимает другого. Так же и здесь: в этих стихах много значений и много смысла. Поэтому в диспутах, о которых мы с вами говорили, каждый доказывал свое. И эти доказательства были однобоки, односто-ронни, никто не хотел понять, что точка зрения его оппонента не противоречит в корне его собственной точке зрения. То, что действительно произошло через пророка Исаию в те дальние времена, в чем были правы языческие и впоследствии иудейские толкователи, совершенно не противоречит тому, что написано в Евангелии от Матфея. Смысл Еванге-лия не опровергает того, что это произошло при жизни пророка Исаии, а только дополня-ет, что как это произошло при пророке, точно так же это осуществится и теперь. Подоб-ных и похожих моментов в новозаветной истории встречается очень много.

Таким образом, и у пророка Исаии, и в Евангелии от Матфея эти стихи имеют христологический смысл; прообразно-пророчески это имеет непосредственное отношение к Иисусу Христу, к Его воплощению и жизни среди народа Израиля.

Semenov Boris Borisovich

Администратор
подробнее
Baptistas сердечно благодарю за такой пространный и исчерпивающий ответ.
Хотя он немножко и длинноватый но я дочитал до конца и если правильно понял все таки в оргинале стояло "молодая женщина"

По христианским же понятиям и по сути так и было родила Иисуса Христа девушка (не познавшая мужа). Поэтому христианские переводчики и применили слово Дева в данном месте в книге пророка Исаии. Как бы зачатие в её будет особое. Отсюда исходить заключение, что пророк Исаия предсказал необыкновенное зачатие при рождении Месии.
А в оргинальном варианте стоит просто свидетельство. Вот эта (конкретно указывается ) молодая женщина будет иметь ребенка и когда этот ребенок подростет то все сие свершиться.

Я правильно понял?

K I E

Местный
подробнее
Борис, типа того. Просто в Септуагинте стояла парфена, поэтому какое-то время православные говорили, что-де это иудеи подделали свое слово в своей Библии...
А так - иудеи это место относили к пророчествам о Мессии до тех пор, пока им не пришлось спорить с христианами... Такие дела, понимаешь ли...

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
В еврейском оригинале там "алма", т.е. молодая женщина (а уже второстепенное и малоупотребимое значение этого слова - "дева").
Думаю, что нет ничего страшного, что мы будем как христиане проповедовать на это место и ссылаться на него. Просто в апологетических беседах нужно помнить вот об этих нюансах, - иначе иудеи нам на них быстро укажут.
Баптистас, благодарю за подробные разъяснения.

Sergej

Пользователь
подробнее
B: По христианским же понятиям и по сути так и было
B: родила Иисуса Христа девушка (не познавшая мужа).
B: Поэтому христианские переводчики и применили слово
B: Дева в данном месте в книге пророка Исаии.

Септуагинту писали не христианские переводчики, а иудеи и делали это за несколько столетий до Рождества Христова.

Собственно, греческое парфенос, как и еврейское бетула не обозначают строго девственницу.


V: В еврейском оригинале там "алма", т.е. молодая
V: женщина (а уже второстепенное и малоупотребимое
V: значение этого слова - "дева").

Из шести случает употребления этого слова в Ветхом Завете (исключая седьмое в Ис.7:14) минимум половина подразумевает именно девственницу.

Semenov Boris Borisovich

Администратор
подробнее
Значить можно заключить, что о чем то сверхестесвенном здесь не идет речи. Просто как знак. Вот эта дева родит сына и все сказанное совершиться. Примерно как когдато с Авраамом. На другой год посещу и будет в тебя сын. Извините не точный пересказ момента когда три мужа зашли в его шатер.

Ис.7:14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, [color=blue:5bf2d5025d]Дева во чреве приимет [/color:5bf2d5025d]и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Братья а как тогда в этом контесте. Разве это просто о зачатии от мужа так сказано. В других местах Исаия так не выражаеться.

K I E

Местный
подробнее
par8inos, лак. par8inos 1) дева, девица, девушка Hom., Xen., Trag. etc.; 2) молодая женщина

par8enik/ молодая девушка Hom., Hes., Eur.

K I E

Местный
подробнее
Глава 11

1 стих „И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его…”

Для того, чтобы правильно понять, нужно очень внимательно вникнуть в слова, которые написаны в оригинале. В этом стихе стоит слово עזגמ („мигеза”) от глагола הזג („газа”) – „срубать”, т.е. здесь имеется в виду „корень срубленный” или, говоря по другому, – „пень”. Когда срубается дерево, то даже от могучего ствола остается только пень. Точно также произошло и с царской династией Давида, которая пришла в упадок – от великого дерева остался только один пень. Но вот именно от него и произойдет какая-то удивительная отрасль и ветвь. Действительно, ко времени Иисуса Христа царская династия Давида потеряла всякое значение. Она перестала восседать на троне, перестала царствовать еще во времена Седекии, ибо он был последним царем, который восседал на престоле Иерусалима из потомков Давида. После взятия Иерусалима (586 г. до Р.Х.) Навуходоносор ослепил его и увел в плен в Вавилон. Правда, после этого очень непродол-жительное время в Иудее царствовал Годолия, но это было не столько правлением, сколько видимостью правления и притом он находился не в Иерусалиме, а в Мицпе (Массифе). Но один из членов свергнутой династии, Исмаил, рассчитывая, по-видимому, захватить власть в Иудее с по-мощью аммонитян, через два месяца убил Годолию. Так в 582 г. до Р.Х. вавилоняне угнали в плен последнюю оставшуюся часть населения и присое-динили Иудею к провинции Самарии. Спустя какое-то время Вавилонский царь простил Седекию, вывел его из темницы, но на престоле он уже не сидел, да и вообще после него уже никто не сидел на Иудейском престоле.

После возвращения из Вавилонского плена один из предков Иисуса Христа, Зоро-вавель, был знатным князем, как бы царем. Он правил теми, кто вернулся в Иудею после указа Кира о восстановлении Иерусалима и храма, но он тоже не сидел на престоле, а был просто правителем из рода Давида, не обладающим всей полнотой и достоинством царс-кой власти. Так называемые эксилархи или „князья изгнания”, правившие вавилонским иудеями потомки Давида, обладали большим авторитетом, но сказать что они были царями никак нельзя: царем – потомок Давида должен был сидеть на престоле в Иеруса-лиме. Потом, уже столетия спустя, когда Персидскую империю завоевал Александр Македонский (333 г. до Р.Х.), в Иерусалиме правили священники, а не потомки Давида. Еще позднее, во времена Антиоха IV Епифана, на престол села поднявшая восстание против греков (165 г. до Р.Х.) династия так называемого Хасмонейского рода князей (по имени родоначальника Хасмонея Маттафии), хотя они также были не потомками Давида, а потомками Аарона, т.е. из священнического колена Левия. Впоследствии, по имени старшего из братьев, их стали называть Маккавеи (т.е. „молот”). Итак, вплоть до времени Иисуса Христа никто из рода Давида не сидел на престоле. А во времена же Самого Иисуса Христа, как мы помним, на престоле сидел вообще чужеземец – Ирод Идумеянин, который верой и правдой служил римлянам, временами предавая иудейский народ.
Но у иудеев всегда сохранялось упование, что Бог восстановит Мессию из динас-тии Давидовой, как Он клялся самому Давиду. И вот, как бы, из „корня срубленного” оставшегося от великого дерева, от династии Давидовой, из этого пня произойдет отрасль, т.е. отросток. Почему Иисус Христос называется רטח („хōтер”) – „отрасль” и רצנ („нēцер”) – ветвь? – Потому что Он новый побег от срубленного дерева. Династия уже давно не царствовала и многие уже забыли о царском происхождении Его рода. Кем был муж Марии, Иосиф? – Плотником. Иисус Христос вышел из семьи плотника. Представьте себе, что кто-нибудь из династии Романовых, тот, кто может претендовать на престол, жил бы и работал плотником. И хотя династия Романовых правила 300 лет, она ни когда не достигала такого величия, как когда то династия Давида. И это еще более унизительно – потомок великого царя и вдруг стал плотником. Дерево буквально срублено под корень и остался только незначительный пень и к тому же пень мертвый. И вдруг Господь из него возводит Мессию, Христа во плоти.

„И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его…” Вы, вероятно, видели, как из корней растут новые побеги, правда это бывает очень редко, так как обычно побеги растут от ствола. Но чудом Господним это произошло: именно из мертвого корня вышел тот кроткий царь Мессия, Христос, о котором здесь идет речь. За 750 лет до рождения было очень точное предсказание, при чем здесь предсказы-вается не только Сам Иисус Христос, но и Его происхождение от Давида, именно отрасль от корня Иессеева. Почему Иессеева? – Да потому, что Иессей отец Давида, его корень. В Апокалипсисе Иисус Христос говорит: „Я есмь корень и потомок Давида” (Откр.22:16). Эти слова как раз таки указывают на пророчество Исаии – корень Давида или корень Иессея, т.е. ветвь произошедшая из этого корня.
2 стих „…И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…”

Это очень важные слова. Но прежде чем к ним перейти, давайте еще раз подумаем: почему сказано „отрасль” и „ветвь”? – „Отрасль” – понятно, ибо Он потомок из, как бы, уже высохшего корня, из которого Господь вдруг, неожиданно производит самого Мес-сию, Иисуса Христа. А „ветвь” – потому что произойдет особое, истинное, благодатное направление – Церковь, которая была создана Христом. Это ветвь от древнего направле-ния, от иудейства. Первоначально христианство было, как бы, ветвью, но ветвью живой, зеленой, растущей в отличие от самого корня, который к тому времени высох и был мало жизнеспособен. Мы знаем, что в иудаизме в то время процветал формализм. В фарисейс-ких кругах царило ритуальное, формальное исполнение предписаний, а духа было мало или вообще не было. Мало было людей, которые всем сердцем следовали закону Божьему и оживляли его своей любовью. А Христос как раз призывал к духовному исполнению воли Божьей и к тому, чтобы воистину служить Богу духом, чтобы поклоняться Богу в духе и истине (Ин.4:24).
Поэтому дальше говорится о духе: „…И почиет на нем Дух Господень…” Когда Дух Господень почил на Христе (я имею в виду зримо)? – Конечно же, в тот момент, когда Иисус Христос вышел из Иордана после крещения Иоанном: в этот момент на Него сошел Дух Господень как голубь (Мф.1:13-16). Но это сошествие видели немногие, только духовные люди, такие как Иоанн, и стоявшие в тот момент рядом с Иисусом Христом.

В исследуемом нами стихе Дух Господень называется несколькими словами. Это одно из немногих христологических мест, где дается определение Божьего Духа. Что же такое Дух Господень? – Прежде всего Дух называется חור („рŷах”). И дальше Он называ-ется הניבו המכח חור („рŷах хāхмā ŷвûнā”) – „Дух мудрости и разума”. В чем отличие между муд-ростью и разумом? – Мудростью считается мгновенное постижение всего происходящего, т.е. человек интуитивно прозревает и сразу же все понимает. А разум – это рассудочное постижение, т.е. когда человек слагает свои знания о чем-либо или о ком-либо из нескольких составляющих. Например, человек смотрит на другого человека и мгновенно, интуитивно постигает его душу, Бог ему открывает хороший человек или плохой – это мудрость. А разум – это когда человек начинает всматриваться в поведение другого человека, в его дела, слова, сопоставляет их и думает: можно доверять этому человеку или нет?
Затем הרובגו הצע חור („рŷах ēцā ŷгвŷрā”) – „Дух Совета и Крепости”. Слово הצע („ēцā”) – „совет” мы как раз таки видели ранее, исследуя стих 9:6 о рождении младенца, ибо оно входит в его имя ץעוי אלפ („пеле йôēц”) – Чудный Советник, а здесь „…почиет на нем …дух совета…” В каком смысле „совета”? – Как сказано в Евангелии, Иисус Христос никогда и ничего не делал сам от себя, Он всегда советовался с Богом-Отцом, постоянно получал от Него вразумление и совет. Кроме того, Он постоянно находился в единстве, в единении со Своим Отцом Небесным. А то, что Он и другим советовал идти по дороге истины и давал такие советы, которые направляли ко спасению – это для нас общеизвестно и безусловно.
Но на Нем почил не только „дух совета”, но и „крепости”; в буквальном переводе слово הרובג („гěвŷрā”) означает „сила”. Он имел дарованную Святым Духом огромную силу, т.е. Его сила превосходила естественные возможности человека. Потому что естест-венные возможности человека не позволяют исцелять всех без исключения больных, воскрешать мертвых, ходить по воде, умножать пищу (хлеб и рыбу), превращать воду в вино – это и называется הרובג („гěвŷрā”), т.е. сила особенная, сила чудотворения, которая была явлена Богом в Иисусе Христе.
И далее говорится о תעך חור („рŷах даат”) – „дух знания” и הוהי תאריו („вěйират”) – „страха Господнего”. В наших Библиях переведено несколько другими похожими словами: „дух ведения и благочестия”. Иисус Христос обладал не только величайшей мудростью, разумом, но еще и знанием. Он знал всякого человека, который к Нему приходил. Он не имел нужды чтобы кто-нибудь Его поучал, потому что Сам знал что в человеке (например, о Закхее – Лк.19:1-5 или об Иуде – Ин.13:27-28), и не только знал, но и мгновенно направлял все наилучшим образом в Своей земной деятельности: и жизнь Своих учеников, и всех тех, кто поверил Его проповеди. „…и страха Господнего” или как написано у нас „благочестия”. Он Сам давал величайший образец страха Господнего, благочестия, Он учил почитать Бога, благоговеть перед Ним. И когда юноша спросил Его: „Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог” (Мк.10:17-18). Это разительно отличает проповедь Иисуса Христа от многих современных Ему учений и других учителей человеческих. В каком смысле? – В то время и саддукейские, и фарисейские учителя очень любили почести, о чем Сам Иисус Христос говорит: „…(Они) любят предвозлежания на пиршествах и председания в синаго-гах…”, т.е. в синагогах им выделяли лучшие места, на пиршествах – самое почетное ложе; любят, чтобы их называли „равви”, т.е. „мой учитель” (Мф.23:6-7), а чтобы преклонялись перед ними они изобретали себе всякие почетные титулы. По сравнению со всеми почетными титулами, возлежаниями и почетными местами в собраниях слово „благий”, т.е. добрый звучит как то слабо, но даже и такое совсем скромное название „добрый учитель” Иисус Христос отвергает и не хочет, чтобы Его так называли, а говорит: Никто не благ, как только один Бог”. Этим Он дал необыкновенный пример кротости и скромности тем учителям, которые превозносились и любили разные титулы. Поэтому говорится, что Он не только исполнился страхом Господним, но и еще сказано, что Дух Господень „…почиет на нем…”, дословный перевод этого места וילע החנו („вěнāхā āлāйв”) звучит „и успокоится на нем”. Глагол החנ („нāхā”) означает „успокоиться” или „отдыхать”, что по-славянски звучит как „почивать”. От этого глагола החנ („нāхā”) происходит и имя חנ („Нōах”), т.е. Ной: „…И нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит (успокоит) нас в работе нашей и в трудах рук наших…” (Быт.5:29).

Таким образом, Дух Господень будет почивать или успокоится на отросли Давидо-вой, на Иисусе Христе. Как понимать это выражение? – Дело в том, что когда Дух Божий сходил на пророков, то Он не всегда имел покой. А что означает „успокоится Дух Госпо-день”? – Это значит, что Дух Божий доволен, Он полностью удовлетворен, Он нашел, как бы, человека по Своему сердцу. В это время Дух Божий ничем не оскорбляется, не тревожится, не возмущается человеческими поступками. А мы знаем, что каждый из нас (хотя мы и верующие), но чем-либо огорчаем, оскорбляем Духа Божьего: своими поступ-ками, какими-то действиями, словами или даже мыслями. Даже Давид, о котором Бог сказал: „Нашел Я мужа по сердцу Моему…” (1Цар.13:14; Деян.13:22), и тот однажды так оскорбил Духа Божьего тем, что взял жену ближнего своего, что Он готов был поки-нуть Давида. И когда, стоя на молитве, Давид почувствовал как Дух Божий отходит от него – взмолился и вскричал: „Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня” (Пс.50:13), потому что Святой Дух отходил от Давида за его грехи. Давид много молился, каялся, умолял, был много раз наказан, но Дух Божий не отошел от него, потому что Бог его помиловал. А вот здесь сказано, что „…Дух успокоится…”, т.е. Иисус Христос как Сын Божий обладал на земле таким характером неземной ипостаси, что Дух Божий никогда и ничем не был возмущаем, никогда воля Иисуса Христа не шла в разрез воли Его Небесного Отца. Он никогда в жизни не сказал слова, не подумал мысли, не сделал ничего, чтобы противоречило воли Божьей. И это совершенно ясно и бесспорно. Поэтому Дух Божий нашел в Нем такой сосуд, нашел такое обиталище, что Он успокоил-ся на Нем. Например, если мы живем в чьей-то квартире, в чьей-то семье, то когда мы будем жить спокойно? – Когда за нами ухаживают, никогда не говорят резкого или грубо-го слова, когда нас любят – в этом случае мы будем спокойны. А если нас будут постоян-но одергивать, обижать, говорить с нами грубо, неуважительно, то ни о каком спокойст-вии не может быть и речи. Так и Дух Божий жил в теле Иисуса Христа как в храме. И вот Дух Божий полностью успокоился на Нем, почил на Нем, т.е. не испытывал ни малейшего тревожного ощущения, никогда не имел ни малейшего желания удалиться и т.д. В этом стихе перечисляются дары Святого Духа. Сколько их? – Все богословы считают, что перечисляются 7 даров, но число 7 считается по-разному. Одни богословы считают:
1 – Дух Господень;
2 – премудрости;
3 – разума;
4 – совета;
5 – крепости / силы;
6 – ведения / знания;
7 – благочестия / страха Господнего.

Другие считают, что „Дух Господень” не входит в общее число, что это общее определе-ние – „Дух Господень”, а седьмым даром считают „страх Господень”, который записан в 3-м стихе. Т.е. кроме перечисленных даров нужен еще дар свыше – страх Господень, чтобы не оскорбить Дух Господень.

„…И страхом Господним исполнится…” – הוהי תאריב וחירהו („вагǎрûхō бěйират Адонай”). Здесь употреблено одно интересное слово – וחירה („гǎрûхō”) означаю-щее „наполнит себя”, от глагола חור („рōāх”) – „наполнять”. Таким образом, Дух Госпо-день настолько наполнит Иисуса Христа – сколько вообще Он может обитать в человеке, т.е. наибольшим образом чем кого бы то ни было из прежних святых, и произошло это потому, что Он – Сын Божий. У апостола Павла есть очень интересные слова: „В Нем обитает вся полнота Божества телесно” (Кол.2:9). Как это понять? – Насколько человеческое естество Иисуса Христа, во время Его земного служения, могло в себя вместить – на столько Дух Господень и обитал в Нем, т.е. наполнял Его полностью до последней клеточки тела.


3 стих „…И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела”.

Продолжим рассмотрение этого стиха: „…и будет судить…”, – а на земле Иисус Христос судил. Здесь идет речь не только о Втором пришествии, но и о земле во время Его первого явления, ибо Он судил. В чем состоял Его суд? – Он говорил: „…на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (Ин.9:39) или „Ныне суд миру сему…” (Ин.12:31) – ныне, т.е. во время Его пребывания среди израиль-ского народа. Значит, Он вел великую тяжбу Бога с людьми. „Суд у Бога с жителями земли сей” – говорили пророки. Но Он был еще и единственным величайшим из всех защитников человечества перед Богом. Мы говорим, что Иисус Христос ходатай Нового Завета, т.е. адвокат, защитник людей. Он принес Самого Себя в жертву, чтобы привлечь милость к человечеству. Поэтому Он вел суд и будет судить. Некоторых Он осуждал на этом суде говоря: „…если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин.9:41), некоторых Он прощал: ”Прощаются тебе грехи…”, а это уже свойства судьи – прощать или не прощать, т.е. не брать под Свое покровительство.
Но Он „…будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела”. Он посредник между Богом и людьми, а посредник не имеет права на свою волю, он должен точно передавать только те слова, которые сказал ему пославший, только те речи, которые он от него воспринял. Иисус Христос неоднократно это подчеркивал: „…слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца” (Ин.14:24); „Мне должно делать дела Пославшего Меня…” (Ин.9:4). И действительно, кто первым проявил самовольство, которое мы видим теперь в мире и с которого начался грех? – Падший херувим, который сказал: „Я сам буду делать, я сам буду решать”, и поэтому получил имя „сатана”, что значит противник, враг. Впоследствии он взял волю Адама и подчинил ее себе: „Бог повелел сделать так, а ты сделай наоборот, Бог запретил тебе есть плоды от этого дерева, а ты съешь”. Христос же, чтобы уничтожить дела сатаны, а именно для этого Он и приходил, „…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп.2:8), т.е. во всем был абсолютно покорен воле Отца: каждой мыслью, словом и делом. Последний раз, когда две воли пришли в видимое противоречие, чтобы потом воссоединиться навеки, произошло на горе Елеонской, когда Иисус Христос молился и сказал: „Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Мы видим, как бы, две воли всту-пившие в противоречие: Сын умоляет Отца даровать Ему жизнь и не проводить Его через крестную муку, а у Отца была воля, чтобы Христос принес искупительную жертву для восстановления первоначальных отношений между Богом и Его творением – человеком. И в этот момент смертного мучения Христос преломляет свою волю под волю Отца и говорит: „Да будет воля Твоя!” Таким образом, Он никогда, нигде и ничего не сделал Сам от Себя. Он был чистейшим проводником Божественной воли Отца, и это не подлежит никакому сомнению. Апостол Павел говорит: „…но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…” (Флп.2:7). А кто такой раб? – Это бесправный человек, выполняющий волю своего господина, а если он ее не исполняет, то он уже не раб, а мятежник. Таким образом, Он стал, как бы, рабом и выполнял волю Отца во всеем и всегда. И после этого Бог превознес Его и дал Ему великое имя, пред которым преклоняются все народы (Флп.2:9-11).
Итак, за 750 лет пророк Исаия предсказывает об Иисусе Христе: „…и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела”, т.е. Он будет непосредственно видеть и слышать что Ему говорит и показывает Отец.


4 стих „Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого”.

Это очень глубокие слова, одно из самых поразительных прозрений пророка Исаии об Иисусе Христе. Мы знаем что эти слова, правда не слово в слово с прочитанными, имеются и в Евангелии, и на них часто ссылаются евангелисты. В то время как на слова „…младенец родился нам – Сын дан нам…” (9:6) мы ни в Евангелии, ни в Посланиях апостолов не находим ссылок, как на место явно христологическое, то на это место находим их неоднократно, например, Деян.13:22-23 –
„Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетель-ствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который испол-нит все хотения Мои.
Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса”.

„…по обетованию…”, а вот как это обетование совершилось, пророк Исаия как раз таки и пишет: из порубленного дерева, из корня неплодоносного, из исчезнувшей династии родился Христос. Очень многие места из книги пророка Исаии имеют отражение в Новом Завете.

„…будет судить… не по слуху ушей Своих…” Когда мы читаем Евангелие и смотрим на жизнь Иисуса Христа, то видим что Он действует как будто совершенно самостоятельно, по Своей воле. Но многие не обращают внимание на то, что абсолютно все что Он делал, Он делал как посланник, как посредник, смиривший Себя и полностью покоривший Себя Отцу. Посол всегда передает слова пославшего его. Если же посол будет говорить сам от себя, то это будет более чем странно. В каком случае посол может говорить от себя? – Если его слова, его мысли ни в чем не противоречат воли пославшего его. Значит все, что говорил Христос, Он говорил так, как говорил Отец, как посылал Его Отец и как учил Его Отец.
В другом пророчестве Исаии об Иисусе Христе, которое в последствии мы еще будем исследовать, записано, что „…каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал…” – говорит Христос (Ис.50:4). Это показывает на то, что Он в любое время внимал Отцу, даже в самый ранний час Он внимал только то, что скажет Ему Отец и потом претворял услышанное в жизнь.

В исследуемом нами стихе мы прочитали: „Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине…” Здесь очень тонкий момент: к какому пришествию это относится – к первому или ко второму? Решал ли Иисус Христос во время Своего первого пришествия дела бедных по правде? – Да, во многом, и поэтому частичное исполнение этого пророчества было во время Его первого пришествия: к Нему обращались люди, умоляли Его, чтобы Он помог им во имя Божье – и Он исцелял их. Все эти больные, одержимые – страдальцы, и Христос по милости и по истине решал их дела, освобождал их от мучений. А вот последующая часть 4 стиха и уже прочитанная нами часть этого стиха в своей полноте исполнится только во время суда, когда Он придет от лица Божьего как Царь: „… и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого”. В книги Откровение Иоанна находится очень точное описание того, как это произойдет, как Он убьет нечестивого духом уст Своих. Мы говорим, что Он не прокурор и не обвинитель; мы говорим, что Он адвокат и ходатай. А что Он говорит об этом Сам? – Прежде чем нам открыть книгу Откровение давайте прочтем то место из Евангелия, где Иисус Христос, как бы, осуждает:
„Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…” (Мф.25:41).

Не дай Бог, конечно, услышать такое по отношению к себе. Он произносит удивительные слова, на которые редко кто обращает внимание и останавливается для размышления: „…идите от Меня…”, более точный перевод гласит: „отойдите от Меня…” Почему Он так говорит? – Тем, кто наследует Царство Небесное Он говорит: „…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство…” (Мф.25:34), т.е. придите под Мою защиту. Он всемогущий защитник, всемогущий ходатай – кого Он берет под Свою защи-ту, тот получает спасение, тот не подвергается карам. А если произносится: „отойдите от Меня…”, то это значит, что „Отойдите, Я вас не знаю, – говорит Иисус Христос. – Идите получайте то, что вы заслужили. Моей защиты над вами нет”. И когда в день страшного суда многие скажут: „Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? …не Твоим ли именем многие чудеса творили?” – Иисус Христос ответит: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мф.7:22-23). Значит, к Нему прибегнут как к защитнику: „Не Твоим ли именем мы все делали, заступись за нас перед престолом Божьим, помилуй нас”. На это Он ответит: „ Отойдите от Меня, не будет вам защиты во Мне”. Точно также и здесь Он говорит: „…отойдите от Меня в огонь вечный”. Потому что, кто под Его защитой, тот, конечно же, не увидит вечного огня.

Теперь откроем книгу Откровение и прочтем, как произойдет наказание нечестиво-го, т.е. прочтем те стихи, которые рассказывают о последней войне, которая должна будет произойти:
„И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами” (Откр.19:19-21).
Итак, мы видим, что дело не в суде и не в том, что Он будет кому-то произносить приго-вор – нет. Он является защитником, но у нечестивого Он снимает Свою защиту. В прочи-танных стихах говорится: „…прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его…” Духом уст Своих поразит Он в этом сражении нечестивых, не буквальным мечем, а словом убьет их.
Что же касается осуждения на суде, то приговор будет исходить от Бога-Отца, Христос же будет ходатаем. Он прямо сказал тем, которые не приняли Его: „Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом…” (Ин.5:45). Эти слова тоже часто пропускают и не замечают. Он не обвинитель, Он – защитник, ходатай Нового Завета, Он никого не обвиняет, Он – сама воплощенная любовь Божья. И дальше у пророка Исаии написано, что Он даже голоса не поднимет, никого не осудит, ни разу не произнесет никакого приговора – и это верно. Он только обличал людей в их грехах, но не выносил им никакого приговора. Он говорил и говорит: „…есть на вас обвинитель…” (Ин.5:45), т.е. кто не прибегнет к Иисусу Христу как к своему защитнику, тот будет обвинен по закону Моисееву, по закону Божьему. А где и когда будет этот суд? – В конце истории на страшном суде Белого престола, когда все люди будут стоять перед своим Творцом. Как и на всяком суде, там будет обвинение и будет защита. И вот там Моисей будет обвините-лем: „Им был дан закон, – скажет он, – но они не исполняли его”. Тогда многие прибегнут ко Христу и скажут: „Мы то-то и то-то делали Твоим именем. Ты проповедовал на наших улицах”. Но Он ответит им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня…” (Мф.7:23).
„…и духом уст Своих убьет нечестивого”. Продолжая исследование 4 стиха 11 главы, спросим себя: какого нечестивого Он убьет духом уст Своих? – Антихриста. Не всех нечестивых, а именно того антихриста, о котором говорит апостол Иоанн в книге Откровение; того злого духа, который предводительствует грешниками и беззаконниками, вышедшими сразиться с Иисусом Христом. Ибо здесь говорится в единственном числе: „…убьет нечестивого”. Другое дело, как это понимать: буквально Армагеддон или духовно, что эта брань будет вестись на уровне духа. Но, так или иначе, это произойдет, как здесь и написано.

Еще раз скажем, что в 3-м и 4-м стихах Иисус Христос представлен как судья: во время Своего первого пришествия – частично, ибо Он многих оправдал, спас и продол-жает спасать; а окончательный смысл этих стихов относится к Его Второму пришествию, к 1000-летнему Царству Божьему, которое Он возглавит как Царь и будет сидеть на престоле.