Наверх
Наверх

Систематическое богословие в протестантизме

Миняйло Игорь

Пользователь
подробнее
В теме ""В ЕХБ нет места интеллектуалам" был затронут следующий вопрос:

Спасибо Сергей, :D немного опередил с вопросом.

Да, действительно, можно ли несколько поконкретнее, что же такое систематическое богословие? Нет не сухое определение, а реальное действительное, о чем речь? Что "это" такое чего у кого-то нет, а у кого-то "оно" есть?


Сначала "сухое определение" (для уточнения сущности вопроса):

"Систематическое богословие изучает христианскую веру в рациональных (но не рационализирующих) утверждениях, упорядочено раскрывая ее, в связи с мыслью и образом жизни настоящего времени, являясь конструктивным анализом структуры и терминологии христианского языка (в их изменчивости) /Дж.Лайн, Г.Кауфман/.
Отсуда истекают следующие аспекты Сист. Богословия: конструктивность (а не старые песни); актуальность; согласованность; полнота (не “голая” сотериология), рациональность семантическая, логическая, методологическая."

Разговор начался с того, что кто-то обвинил баптистов в том, что у них нет систематического богословия. Доводов для опровержения этого обвинения можно найти достаточно, но если подобное обвинение встречается довольно часто, следовательно для этого есть какие-то серьезные основания.
На мой взгляд, причина обвинений состоит в том, что систематизированость богословских взглядов в баптизме, церквях пятидесятников и харизматов сильно отстает от друг христианских конфессий. Хотя на уровне семинарий этому придается достаточное внимание, то на уровне церковных общин отсутствие систематизированости взглядов заметное, особенно представителям других конфессий.
И это может быть одной из причин оставления этих церквей и перехода в другие, где больше внимания приделяют систематизированости и конкретности.
Когда я начал посещать церковь баптистов, то я обнаружил, что на поставленые вопросы я могу получить несколько ответов, часто порой противоположных и иногда слабо подкрепленных доказательствами. Позже я понял, что подобная ситуация наблюдается во многих общинах, и не только в баптистов, но также в пятидесятников и харизматов.
На мой взгляд, в этих вышеперечисленных конфессиях уровень систематизированости богословия отстает не только от "традиционных" конфессий, но и от конфессий, возникших позже баптизма.
Возможно, поэтому так много интелигенции избирает "рационалистические" вероучения, видя в баптизме и пятидесятничестве "эмоциональное" направление, которое не совсем привлекает "рационалистистов", но зато вполне устраивает женщин и эмоциональных интровертов, которых довольно много в этих конфессиях.

Хотел бы узнать вашу точку зрения на эту проблему, уважаемое братство (в том числе и сестер, если они здесь присутствуют).

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Вы, Игорь, мне кажется, затрагиваете сразу две проблемы. Первое - наличие (или отсутствие) непосредственно трудов по систематике. Второе - сам характер наших церквей, который, по Вашему мнению, не способствует изучению систематического богословия.
А теперь по порядку. Я полагаю, что первым трудом по систематическому богословию баптистов на территории царской России было вероучение общин Цимбала, Рябошапки и Ратушного, которое вышло на юге Украины в 1860-1870 гг. Так как большинство наших братьев тогда вышло из крестьянских и мещанских кругов, и вследствие отсутствия духовного образования, они не пошли по пути разработки более детальных, логических трудов по богословию.
Лишь В.Г. Павлов, учившийся в Германии, позже - И.В. Каргель, И.С. Проханов пытаются наладить изучение систематики и выработку собственных богословских концепций.
Я полагаю, что первым более или менее полноценным учебником систематики в славянском баптизме была книга Константина Левшени "Доктрины Библии". К.Левшеня - один из первых выпускников Библейского института им. Моуди в Чикаго, позже работал на радиостанции "Голос Анд" в Кито, Эквадор, а также в Русском Библейском институте в Парагвае. Именно для занятий этого института он написал этот учебник.
Позже, в том же институте, в основном под руководством Якова Шаленко, были разработаны более подробные труды по различным областям богословия, но о них до сих пор большинство наших братьев не знает (мы ведем речь о 1930-1960-х годах).
Нельзя сказать, что систематики не было и в церквах, находившихся в СССР, где из-за преследований не было возможности ни получать библейское образование, ни издать труды по богословию. Несмотря на это, даже то, что мы имеем, можно назвать настоящими сокровищами - труды А.В. Карева, Н.П. Храпова, В.А. Слободяника и др. Многие из них (например, труды В.А. Слободяника о Духе Святом) до сих пор не опубликованы.
Конечно, если мы сравним эти, казалось бы, крупицы, с томами, написанными в лютеранстве или даже веслеянстве, то покажется, что в славянском баптизме действительно ничего нет. Но если задуматься над теми условиями, в которых писались даже эти крупицы, то понимаешь, что речь идет о настоящих самородках-алмазах, взрощенных под колоссальным давлением гонений, чего не скажешь о богословах Запада.
К тому же, какая из других протестантских конфессий, кроме ЕХБ, смогла выдержать гонения? Все, - и пресвитериане, и методисты, и лютеране, - практически исчезли во время СССР (в осн. в 30-х гг.) Но именно ЕХБ, по словам Дж.Ф. МакАртура, "сохранили образец жизни и практики первоапостольского христианства".
А у них-то была систематика?..

Миняйло Игорь

Пользователь
подробнее

Вы, Игорь, мне кажется, затрагиваете сразу две проблемы. Первое - наличие (или отсутствие) непосредственно трудов по систематике. Второе - сам характер наших церквей, который, по Вашему мнению, не способствует изучению систематического богословия.


Прежде всего, я имел в виду вторую проблему.

Городецкий Сеpгей Иванович

Местный
подробнее

На мой взгляд, причина обвинений состоит в том, что систематизированость богословских взглядов в баптизме, церквях пятидесятников и харизматов сильно отстает от друг христианских конфессий.

Игорь у меня просьба к Вам, давайте говорить только о баптистах не приплетая сюда пятидесятников и харизматов.

И это может быть одной из причин оставления этих церквей и перехода в другие, где больше внимания приделяют систематизированости и конкретности.

Это может быть причиной, но весьма маленькой, я, например не помню, чтобы из нашей церкви ушли из-за этого. Уходят к харизматам - кто хочет вольной жизни, уходят к православным – за свечками, уходят к МСЦ ЕХБ – за строгостью, за порядком. Но чтобы уходили за конкретностью не припомню.

Когда я начал посещать церковь баптистов, то я обнаружил, что на поставленые вопросы я могу получить несколько ответов, часто порой противоположных и иногда слабо подкрепленных доказательствами.

Такое может быть, потому как у нас (в нашей церкви) внимание больше придается практическому хождению пред Богом, нежели систематическому богословию. Так же я думаю, это произошло потому, что нашим братьям в советское время мало приходилось учиться, а больше бороться с попытками власти развалить нашу церковь. Братья вспоминают 70 годы, не у каждого Библия была, не то что систематическое богословие было.

На мой взгляд, в этих вышеперечисленных конфессиях уровень систематизированости богословия отстает не только от "традиционных" конфессий, но и от конфессий, возникших позже баптизма.

Игорь что Вы имеете ввиду? Какие конфессии "возникшие позже баптизма" ?

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Игорь, говоря о второй проблеме - она проистекает из первой. То есть, в годы гонений особенно (а почти вся история братства - это годы гонений), не было возможности в церквах вести такую работу планомерно. Несмотря на это, проводились и библейские курсы (в нерегистрированных церквах), и заочные курсы (во ВСЕХБ), и разборы Библии и вообще общения - во всех церквах. Той глубине, с которой написаны, например, статьи в журнале "Баптист" за 20-е годы прошлого века, позавидует любой современный учебник систематики.
Но гонения - не единственная причина. Нужно помнить, что именно движение ЕХБ наиболее связано с нашей культурой, с нашим национальным мировосприятием. Мы, славянские народы, редко воспринимаем мир и то, что в нем, логическими посторениями, пытаясь разложить все по полочкам, как это принято на Западе. Нам свойственен иной тип мышления. Потому-то, как уже подчеркнул Сергей, мы ставим во главу угла не систематическое, а практическое и - главное - библейское богословие. Даже простой, необразованный брат способен ответить на ваш вопрос в наших церквах: "так написано", и будет прав.
А различия в ответах объясняются, вновь-таки, тем, что многие годы даже Библии у многих не было - были общины, в которых была только одна Библия на всю церковь. В основном же я должен сказать, что общий уровень библейских знаний среди наших верующих (членов церквей ЕХБ) больше, чем каких-либо других деноминаций, где прерогатива в знаниях и духовном ведении принадлежит зачастую пресвитеру или другому духовному лидеру.

K I E

Местный
подробнее
А я, честно говоря, не вижу, где и кому у нас мешают заниматься систематическим богословием...
У меня друзья почти через одного учились или учатся в разных семинариях и богословских заведениях, пишут огромные труды по богословию... О чем речь?
Книг по систематике тоже вполне хватает. Например, есть кроме труда М. Иванова, Систематика Лероя Форлайнса. Используют у нас, я знаю, и труды Тиссена, Эриксона, МакАртура, хотя и с поправкой на их кальвинизм. Издается альманах Богомыслие и Путь Богопознания... Никто не запрещает изучать чужие систематики и выносить от туда полезное для применения у нас...
Честно, не понимаю я таких обвинений... :cry:

Миняйло Игорь

Пользователь
подробнее

А я, честно говоря, не вижу, где и кому у нас мешают заниматься систематическим богословием...
У меня друзья почти через одного учились или учатся в разных семинариях и богословских заведениях, пишут огромные труды по богословию... О чем речь?
Книг по систематике тоже вполне хватает. Например, есть кроме труда М. Иванова, Систематика Лероя Форлайнса. Используют у нас, я знаю, и труды Тиссена, Эриксона, МакАртура, хотя и с поправкой на их кальвинизм. Издается альманах Богомыслие и Путь Богопознания... Никто не запрещает изучать чужие систематики и выносить от туда полезное для применения у нас...
Честно, не понимаю я таких обвинений... :cry:


Вопрос в том, доходит ли это до простых прихожан, или по крайней мере до пресвитеров, активных членов церкви? Могут ли они систематически изложить основания своей веры? Не просто ответить цитатами, не вникая в смысл, а именно систематически изложить?
Имеет ли сегодня церковь баптистов в России подробное систематическое изложение своего вероучения, которое отражало бы действительные взгляды членов церкви, а не ученых-богословов?

Я знаком с некоторыми изложениями учения баптистов, в частности, такими как

http://rus-baptist.narod.ru/verouc.html
http://rus-baptist.narod.ru/vins.html

Но здесь изложены только принципы, многие вопросы здесь не затрагиваются, или же недостаточно конкретизированы. Имеет ли сегодня церковь ЕХБ более конкретные изложения своего вероучения?

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее

Вопрос в том, доходит ли это до простых прихожан, или по крайней мере до пресвитеров, активных членов церкви? Могут ли они систематически изложить основания своей веры? Не просто ответить цитатами, не вникая в смысл, а именно систематически изложить?
Имеет ли сегодня церковь баптистов в России подробное систематическое изложение своего вероучения, которое отражало бы действительные взгляды членов церкви, а не ученых-богословов?

Вот несколько трудов по систематике, написанные нашими братьями ЕХБ, и которые можно найти в интернете:
"Догматика" (А.М. Бычков) - http://www.blagovest...ooks022.htm#a03
"Как должно поступать в доме Божием?" (Н.А. Колесников) трехтомник - http://www.blagovest...ooks028.htm#a09
"Наше богатство во Христе" (И.П. Плетт) - http://www.blagovest...ooks024.htm#a03
"Сравнительное богословие" (Савченко П.Д.) - http://www.blagovest...ooks021.htm#a05
"Дом Божий и служение в нем" (Храпов Н.П.) - http://www.blagovest...ooks028.htm#a10

Из этого списка особо хотелось бы отметить работы Колесникова и Храпова.
И это, напомню, далеко не все работы, а лишь те, что были уже оцифрованы.

К тому же, в этот список я намеренно не включил работы зарубежных авторов - о них говорил Игорь Евгеньевич уже, их можно приобрести сейчас христианских книжных магазинах. Здесь я хочу отметить, что у нас все же есть свои авторы, писавшие работы по систематике (есть также работы по отдельным областям богословия, но я их в список не включил). Что касается таких движений, как лютеранство, пресвитерианство, методизм и др., у них вообще не существует обширных работ по систематике, написанных доморощенными авторами. Все их работы, без исключения, - переводные.

Карпицкий Виктор

Местный
подробнее
Определение, что такое <u>систематическое</u> богословие мы услушали, об этом поговорим несколько позже.

Ну а теперь, коль уж вы все же таки захотели начать тему с определений, тогда следующий вопрос: Что такое <u>богословие</u>, в вашем понимании?

А заодно, наверное Феофил нам в этом поможет лучше, определение <u>рационального и иррационального</u>.

K I E

Местный
подробнее
Еще, говорят, очень неплохая книга по систематике.

Дуглас Албан. Сто библейских уроков. - Ирпень. - 2000.

Изложения нашей веры также есть тут - http://rusbaptist.st...rg/dop/vseh.htm
Еще есть Вероучение Одесской БС, но его я в инете не нашел...

Миняйло Игорь

Пользователь
подробнее

Вот несколько трудов по систематике, написанные нашими братьями ЕХБ, и которые можно найти в интернете:


Большое спасибо за ссылки. Но насколько эти произведения являются авторитетными для баптистов? Ведь некоторые положения здесь можно принять за частное мнение, а не выражение общепринятого вероучения. Понятно, что на уровне частного мнения все конкретнее и глубже, но в даном случае идет речь о всей церкви баптистов, а не об отдельных богословах.

К тому же, в этот список я намеренно не включил работы зарубежных авторов - о них говорил Игорь Евгеньевич уже, их можно приобрести сейчас христианских книжных магазинах. .


Вот в этих произведениях должно быть больше конкретики, я уже встречал некоторые из них в магазинах и библиотеках.

Здесь я хочу отметить, что у нас все же есть свои авторы, писавшие работы по систематике (есть также работы по отдельным областям богословия, но я их в список не включил). Что касается таких движений, как лютеранство, пресвитерианство, методизм и др., у них вообще не существует обширных работ по систематике, написанных доморощенными авторами. Все их работы, без исключения, - переводные.


Я думаю, что в этом нет даже нужды, отечественные протестанты других конфессий практически не имеют существенных отличий от своих собратье за рубежом, в отличии от баптистов. К тому же лютеран (активных, а не номинальных), пресвитериан и методистов в странах СНГ очень мало, по сравнению с баптистами, они только начали развиватся здесь, и многое у них еще впереди.

В чем же я вижу отставание баптистов от других конфессий? В вероучении баптистов нет того единства во взглядах, которое можно найти в некоторых других конфессиях. В то время как лютеране, кальвинисты, методисты, адвентисты седьмого дня пришли к согласию относительно учения о спасении, в баптистов в этом вопросе больше неопределенности, так как у них нет единого взгляда относительно предопределения, роли благодати и закона в спасении.

Отсутствия единства приводит к конформизму, спорные вопросы не затрагиваются, чтобы не возбуждать прений и разногласий. Это приводит к поверхностности, учение излагается в общих чертах, в наиболее приемлемых для большинства формулировках. Если взять общепринятое вероучение баптистов, то практически более чем на 90% оно подходит к вероучению большинства христианских церквей. Но если это вероучение конкретизировать, то отличие баптистов от других было бы более наглядным, но оно в то же время привело бы к необходимости показать наличие нескольких направлений в баптизме.

На этом я остановлюсь, и хочу уточнить, насколько я правильно понимаю ситуацию с точки зрения баптистов.

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
[quote]Но насколько эти произведения являются авторитетными для баптистов? Ведь некоторые положения здесь можно принять за частное мнение, а не выражение общепринятого вероучения.[/quote]
Это хорошее замечание. Что можно на это ответить?
Во-первых, баптисты всего мира не имеют централизованной структуры, а потому никто не может выступать авторитетно от имени всех баптистов - даже Всемирный альянс, который, во-первых, объединяет далеко не всех из них, а, во-вторых, он создан совершенно с другими целями.
Само церковное правление баптистов - в идеале - предполагает наличие не иерархической структуры власти, а автономии поместных церквей (в этом мы видим библейский образец).
Однако, благодаря общности веры и традиции, наступает общность во взглядах и практике, что делает выраженное "частное мнение" общим мнением служителей и членов поместных церквей. Т.е. оно формируется не сверху, а снизу; не как навязанная директива, но как сформировавшееся вероопределение церкви.
Именно поэтому многие вещи, навязанные церкви ЕХБ в бывшем СССР властями, не приживались, - церковь сама исторгала их изнутри, хотя некий "центр" пытался их навязать, проводя волю властей.
[quote]Вот в этих произведениях должно быть больше конкретики, я уже встречал некоторые из них в магазинах и библиотеках.[/quote]
Я бы посоветовал еще "Основы богословия" Чарльза Райри.
[quote]В вероучении баптистов нет того единства во взглядах, которое можно найти в некоторых других конфессиях. В то время как лютеране, кальвинисты, методисты, адвентисты седьмого дня пришли к согласию относительно учения о спасении, в баптистов в этом вопросе больше неопределенности, так как у них нет единого взгляда относительно предопределения, роли благодати и закона в спасении.[/quote]
Думаю все же, что наши вероучения отвечают на большинство вопросов, которые могут возникнуть. Даже "обтекаемая" позиция может быть четкой и конкретной, т.к. в баптизме могут сосуществовать различные взгляды. Наличие различных взглядов в одном и том же течении еще не свидетельствует о его слабости. Практическо каждое из приведенных вами, Игорь, движений, имеет в себе разные фракции, напр., у АСД - "шелковцы", адвентисты-реформисты (в СНГ), другие адвентистские деноминации - за рубежом. Среди же, скажем, лютеран этот спектр еще объемней - здесь можно встретить как заядлых консерваторов, с одной стороны, так и неисправимых либралов, отвергающих основы веры - с другой. По сравнению с ними ЕХБ выглядят нерушимым монолитом.
[quote]Отсутствия единства приводит к конформизму, спорные вопросы не затрагиваются, чтобы не возбуждать прений и разногласий.[/quote]
Сохранение мира - одна из задач христианина, по Писанию. Понятно, что иногда это входит в противоречие с отстаиванием истины, и тогда христианам приходится выбирать между тем и другим. Так возникают разногласия, разделения... в баптизме их немало, как вы сами знаете. Каждое движение живет своей жизнью.
К тому же, при сужении конкретики сужается и круг "остающихся". Если затронуть особенно вопросы практики - исповедание служителям, метод проведения Вечери Господней, отношение к государственной службе, - эти вопросы в баптистской среде окажутся спорными. Даже на этом форуме можно наблюдать различные мнения по этим вопросам, хотя большинство участников - консервативные верующие ЕХБ. У многих из нас, несмотря на общее согласие, видны, так сказать, "разные степени консервативности". То же самое наблюдается и в баптистской среде в целом.
[quote]Но если это вероучение конкретизировать, то отличие баптистов от других было бы более наглядным, но оно в то же время привело бы к необходимости показать наличие нескольких направлений в баптизме.[/quote]
Наши отличия изложены не только в Вероучении, но и, например, в знаменитых семи принципах. С другой стороны - этих отличий немного, как вы правильно отметили, именно с теми движениями, которые произошли из баптистской среды - такие, как адвентисты, пятидесятники, кэмпбеллиты ("Церковь Христова") и др. Взяв баптистское вероучение, они лишь изменили его в тех пунктах, где оно их не удовлетворяло.
[quote]в то же время привело бы к необходимости показать наличие нескольких направлений в баптизме[/quote]
Факта нескольких направлений в баптизме никто не отрицает. Есть, например, баптисты частные и общие. Мы делимся на множество различных деноминаций - по доктринальным отличиям, степени консервативности, и даже по национальным и историческим особенностям.[/quote]

K I E

Местный
подробнее
Соглашусь с ответами Вадима и лишь слегка тоже дополню.

Но насколько эти произведения являются авторитетными для баптистов? Ведь некоторые положения здесь можно принять за частное мнение, а не выражение общепринятого вероучения.


По-моемук, эти произведения, что мы тут привели - вполне авторитетны для всех баптистов ЕХБ, разных союзов. Даже несмотря на то, что авторы этих книг - тоже из разных союзов. Авторитет тут не в том, что это написали какие-то авторитетные люди, а в том, что изложили то учение, которое признается баптистами ЕХБ.
В то же время, конечно, высший авторитет и полностью "не частное мнение" - только у Писания. :D Это признают все баптисты. Ничто не можеть быть даже на одном уровне по автолритету с Писанием. Хотя о важности вероучения баптисты постоянно говорят тоже - http://rusbaptist.st...dop/veroisp.htm (вы читаете ссылки, что мы вам приводим?)

В чем же я вижу отставание баптистов от других конфессий? В вероучении баптистов нет того единства во взглядах, которое можно найти в некоторых других конфессиях.


На самом деле, слава Богу, среди церквей ЕХБ есть довольно большое единство по самому большому кругу вопросов. Чего даже нет у других.
Единство же жесткое, как правило, увы, обычно присутствует в тоталитарных сектах, как например у иеговистов, церкви Христа (бостонской), у разных там богородичников. Хотя я слышал, что и у иеговистов есть какие-то разногласия... А уж церковь Христа постоянно перестраивается и то отлучает несогласных, то принимает и кается, то делится. Так что это - общий процесс всех церквей и религий. Это не плохо и не хорошо, это данность. Просто каждый должен стремиться оказаться в правильной церкви. :D

В то время как лютеране, кальвинисты, методисты, адвентисты седьмого дня пришли к согласию относительно учения о спасении, в баптистов в этом вопросе больше неопределенности, так как у них нет единого взгляда относительно предопределения, роли благодати и закона в спасении.


Да, как уже заметил Вадим, разногласия в церквях кальвинистов, лютеран и адвентистов порой просто гигантские по сравнению с разногласиями в церквях ЕХБ. Вы, Игорь, просто не в курсе, наверное, какие существенные разногласия есть у тех же методистов или лютеран... Относительно же доктрины о спасении, то в мире есть два баптизма - практически две разные конфессии (и фактически), одни частные, другие общие, одни кальвинисты, другие арминиане. Редко в одной церкви (поместной) уживаются сторонники той и другой теории. Обычно церковь или становится арминианской, или кальвинисткой. В России и экс-СССР большинство (подавляющее) церквей ЕХБ арминианские. Можно просто по пальцам пересчитать кальвинисткие церкви ЕХБ, которые в результате уже вышли из баптистских союзов, и может быть скоро переименуются.

Отсутствия единства приводит к конформизму, спорные вопросы не затрагиваются, чтобы не возбуждать прений и разногласий.


Против прений по вопросу кальвинизм-арминианство придерживается главным образом руководство РСЕХБ, в частности Ю.К. Сипко. Но причины тут банальные - они боятся обидеть американцев, вдруг те осознают, что мы другие баптисты и перестанут помогать материально.
А так, среди рядовых верующих и богословов ЕХБ (всех союзов) довольно конкретно идет проповедь арминианства, и в частном порядке в поместных церквях, и в литературе.

Если взять общепринятое вероучение баптистов, то практически более чем на 90% оно подходит к вероучению большинства христианских церквей.


Сомневаюсь... :lol:
Мое мнение такое, что в принципе если просто честно пытаться жить по Библии и строить церковь только по ней, то неизбежно нужно стать баптистом, а церкви - баптистской. Я вот, например, Библию изучал сперва сам дома. А потмо, когда стал сравнивать мое понимание Библии с разными конфессиями, нашел, что только баптисты во всем считают так как я. То есть, я - как они. :D (ну за исключением каких-то доктрин, которые я вообще не сразу осмыслил. Типа эсхатологии).

Но если это вероучение конкретизировать, то отличие баптистов от других было бы более наглядным,



А по-моему, отличие очень наглядное. Что нужно более конкретизировать - тут я полностью согласен. Вероучение ВСЕХБ 1985 года никуда не годится по своей расплывчатости.

но оно в то же время привело бы к необходимости показать наличие нескольких направлений в баптизме.


Это - на здоровье. У нас автономия каждой поместной церкви, так что каждая церковь в принципе имеет право сама себе писать такое вероучение и избирать направление. То, что можно создать в условиях свободы совести суперцекровь с единым вероучением по всем вопросам - я думаю, что иллюзия. Нигде и никому это не удавалось.
Это надо просто принять как факт и стараться быть там, где веруют точно по Библии. И не проповедовать самому ереси. :D

подробнее
Хороший учебник по сравнительному богословию Introduction to Theology (by J.C. Wenger). Автор берет за основу анабаптисткий подход. Мне думается, что он наиболее близок к богословскому мировозрению российского ЕХБ.

K I E

Местный
подробнее
Феофил, у меннонитов есть отличная систематика
"Введение в Богословие" Джона Уэнгера, некогда преподававшего в
семинарии Goshen. У тебя нет случайно ее в текстовом виде? И на русском?

подробнее

Феофил, у меннонитов есть отличная систематика
"Введение в Богословие" Джона Уэнгера, некогда преподававшего в
семинарии Goshen. У тебя нет случайно ее в текстовом виде? И на русском?


Так я как раз о ней и говорю в предыдущем сообщении

Introduction to Theology = Введение в Богословие
J. C. Wenger = Джон Уэнгер

Как раз вчера рассуждали с братьями о необходимости перевода ее на русский язык. Будем изыскивать возможности.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее

Феофил, у меннонитов есть отличная систематика
"Введение в Богословие" Джона Уэнгера, некогда преподававшего в
семинарии Goshen. У тебя нет случайно ее в текстовом виде? И на русском?



Брат, ты повторил почти слово в слово, то о чем сказал Влад только на русском. Он говорил о том же труде которого нет на русском.
А труд отличный.

K I E

Местный
подробнее
Феофил, а давай ты его переведешь? :D

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Текст этой книги уже отсканирован на английском языке, и желающие помочь в переводе - милости просим.
Вообще-то книга хорошая, но я бы не сказал, что она на меня произвела большое впечатление. Венгер написал как бы высоконаучным языком, мол, "у анабаптистов не было систематики, и меня попросили ее написать". Мнение анабаптистов по многим вопросам (пацифизм, несмешение с миром, простота в одежде и пр.) он передает как-то неубедительно, как будто просто констатирует факт: мол, "вот так мы понимаем... (а другие по-другому понимают...)". Зачастую он не приводит, на мой взгляд, достаточно убедительных аргументов в пользу анабаптистской позиции. Таким образом, его труд носит более описательный характер.
При этом я вовсе не хочу умалить достоинства этой книги. Просто хотел спросить у Феофила и "иже с ним": нет ли других трудов, которые также излагали бы учение анабаптистов систематически, но более убедительно в то же время, может, с элементами апологетики и более детальной аргументации?