Наверх
Наверх

Рождение русского менонитства

Чтобы отвечать, сперва войдите на форум

K I E

Местный
подробнее
Данная статья с небольшими сокращениями была опубликована на немецком языке в швейцарском журнале Glaube in der 2. Welt (2006, №10).
В 1763 г. Екатерина II издала манифест "О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселиться, в которых губерниях они пожелают". Меннониты, среди прочих немцев-религиозных диссидентов, с энтузиазмом откликнулись на это предложение. Меннонитское переселенческое движение продолжалось с 1789 по 1870 г. К 1914 году в России насчитывалось 80 тысяч меннонитов. Процветающие общины меннонитов к этому времени существовали и на юге Украины, и в Поволжье, и на Урале, и на юге Сибири.
Меннониты России имели богатую духовную историю, в их среде возникло несколько соперничающих богословских течений. Однако нынешним российским меннонитам идейные битвы давно минувших дней едва ли даже приблизительно известны. Как пишет в своей книге «Евангелическое движение в СССР после Второй Мировой войны» Вальтер Заватски, "за годы советской власти эта церковь приняла на себя столь сокрушительный удар, что от нее осталось только название". В 20-е гг. значительной части, причем наиболее активных меннонитов, удалось эмигрировать. 30-40- е годы стали временем тотальных репрессий и на свободе практически не осталось взрослых мужчин.
Меннонитские общины потихоньку начали возрождаться нелегально в конце 50-х годов. С середины 60-х годов большинство меннонитских общин присоединилось к Всесоюзному совету евангельских христиан баптистов (ВСЕХБ). По данным Заватски, в начале 70-х во ВСЕХБ состояло 30 тыс. меннонитов. Меннонитам разрешили совершать богослужения на немецком языке. С конца 70-х меннониты получили право автономно регистрировать свои общины как меннонитские. Позднее, по мере легализации и регистрации лютеранских общин в них также оказались меннониты, не совсем забывшие свою идентичность.
Меннонитские общины сохраняли верность немецкому языку и в советское время состояли исключительно из немцев. С 70-х годов, когда все больше российских немцев теряли родной язык, это стало одним из факторов упадка меннонитских общин.
После крушения советской власти произошел еще один бурный всплеск эмиграции, приведший к резкому сокращению численности к тому моменту и так уже немногочисленных меннонитов.
В 90-х годах небольшие общины и группы меннонитов существовали в Алтайском крае, Омской, Оренбургской, Томской и Новосибирской областях. Состояли они почти исключительно из стариков, и их число постоянно сокращалось. Имелись все основания утверждать, что, если существующие тенденции сохранятся, в скором времени меннонитов в России не останется.
В конце 90-х годов, однако, в одном из регионов России – в Оренбургской области - произошло возрождение меннонитства на совершенно новых основаниях. Вплоть до 1990 года Оренбургская область была одним из основных регионов распространения меннонитов. В 1986 году было 25 только зарегистрированных общин меннонитов в Оренбуржье. В конце 80-х – начале 90-х годов почти все оренбургские меннониты эмигрировали. В 1996 г. была только одна умирающая община. Однако в конце 90-х в Оренбургскую область переселилось несколько десятков семей немцев-меннонитов из Казахстана и Средней Азии.
В 1997 году в Оренбургской области начала действовать организованная германскими и канадскими меннонитами миссия "Надежда", которую возглавил Ганс Бергер, гражданин Германии, по происхождению российский меннонит.
К 2001 году он создал 7 общин в селах и небольших городах, где в прошлом проживало много меннонитов. Эти общины создали свою централизованную организацию «Объединение меннонитских церквей Оренбуржья» (ОМЦО). Центр этого меннонитского союза находится в селе Кичкасс Переволоцкого района.
Вначале миссионеры действовали среди немцев, имевших меннонитские корни, и использовали немецкий язык, хотя многие знали его плохо. Но число немцев было невелико и вновь стало уменьшаться из-за эмиграции. С 2000 года в богослужении начали переходить на русский язык. Русские, казахи, башкиры, татары стали принимать Христа от меннонитских проповедников и приходить в общины.
В 2003 году основатель движения и глава Объединения меннонитских церквей Оренбуржья Ганс Бергер прекратил работу в России и вернулся в Германию. Оренбургских меннонитов возглавил русский пастор Петр Николаевич Чернышев. В интервью, данном нам 1 декабря 2004 года, Чернышев сказал, что "меннониты в Оренбуржье теряют свою немецкую идентичность буквально на глазах, уже сейчас большинство членов общин - русские. Заметно также присутствие казахов и башкир. Пасторы-миссионеры из Германии составляют меньшинство, а скоро их совсем не останется. Большинство пасторов - русские, только один российский немец".
К началу 2005 года ОМЦО насчитывает 8 зарегистрированных общин, имеющих своих пасторов. Поместные церкви меннонитов состоят в основном из представителей молодого поколения. Только две общины расположены в городах - в Бугуруслане и Соль-Илецке, - остальные в сельской местности. В 2004 году ОМЦО завязало прочные связи с традиционной немецкой меннонитской общиной в Новосибирске, планируется укрепить ее и превратить в центр миссионерского наступления на Новосибирскую область.
Все 8 зарегистрированных общин Оренбуржья имеют свои здания или строят их. Первоначальное духовное образование получают в Библейской заочной школе "Еммаус", в которой учатся более 120 человек. В общинах функционируют воскресные школы, наиболее успешная и многочисленная из них создана пастором из Германии Рудиком Дирксеном в городе Бугуруслане. В течение уже нескольких лет функционирует летний христианский лагерь близ села Претория Переволоцкого района.
В церквах много внимания уделяется пению. Члены церквей сами сочиняют песни, пишут стихи и выпускают музыкальные диски. К примеру, свои альбомы выпустили Людмила Пинчук из с. Петровка Новосергиевского района, Йоган Дик из Германии на стихи Якова Бузинного, Михаил Сироткин на стихи Веры Кушнир.
Вполне в меннонитских традициях ОМЦО ведет большую социальную работу, в основном через миссию "Надежда". Наибольших успехов ОМЦО в этом отношении добилось попечительством над заключенными в тюрьмах в районе Соль-Илецка, а также в детском приюте в поселке Переволоцкий.
Петр Чернышев утверждал, что миссия "Надежда" "добилась широкой известности и высокого авторитета, благодаря своей эффективной социальной работе. Но большинство людей, каким-либо образом связанные с ее работой, даже не знают, что это меннонитская (и даже вообще религиозная) организация. Впрочем, Чернышев подчеркивает, что с губернскими властями у ОМЦО отношения хорошие и никаких проявлений дискриминации они не испытывают.
В своем вероучении оренбургские меннониты чрезвычайно близки баптистам. Как сказал нам в уже упомянутом интервью Петр Чернышев: "У нас нет вероучительных различий с баптистами. Мы - русские, услышавшие Благую весть от меннонитов, поэтому мы стали меннонитами. Если бы услышали ее от баптистов, то назывались бы баптистами". Крещение совершают, как баптисты, полным погружением, хотя теоретически признают действенность окропления и обливания. Пацифистская доктрина в принципе сохранена, но практикуется в очень смягченном виде: "В армии служить можно, оружие держать в руках можно, но убивать из этого оружия нельзя". По словам П. Чернышева, если кого-то из членов ОМЦО пошлют воевать в Чечню, то у этого человека возникнут моральные проблемы, но до сих пор никого не посылали.
ОМЦО тесно сотрудничает с оренбургскими баптистами, ее члены продолжают образование после окончания меннонитского "Еммауса" в баптистских учебных заведениях. Часто проводят с баптистами совместные богослужения и разного рода мероприятия. В населенных пунктах, где нет меннонитских церквей, меннониты ходят на богослужение к баптистам.
На наш вопрос, интересуются ли оренбургские меннониты красочной и трагической историей меннонитской церкви, идейными течениями, существовавшими в российском меннонитстве, Чернышев ответил: "В принципе некоторый интерес есть, но для нас главное Библия. На развитие меннонитской идентичности просто не хватает ни сил, ни времени. Возможно, в будущем мы этими вопросами будем заниматься больше".
Помимо баптистских церквей, ОМЦО поддерживает некоторые отношения с оренбургскими лютеранами. Как сказал нам Чернышев: «Богословски у нас с лютеранами мало общего, они не следуют в своей жизни Библии и интерпретируют ее слишком вольно. Но есть исторический и культурный контекст, который сближает нас и облегчает сотрудничество". В течение нескольких лет меннониты и лютеране имели в Соль-Илецке общее здание для богослужений, пока меннониты не построили для себя собственной церкви. По мнению Чернышева, с пятидесятниками, например, меннониты не смогли бы делить общий кров.
Возрождение в течение последних восьми лет меннонитства в Оренбурской области, причем на новой этнической основе, поневоле заставляет задуматься о почве, в которой сохраняются семена после того, как само растение было выполото казалось бы с корнем. Меннонитство было укоренено в Оренбуржье среди немецких колонистов. Теперь немцев почти не осталось, но меннонитство вновь выросло на этой земле. Выросло очень быстро и уже дает плоды.

www.starlightsite.co.uk
Сергей ФИЛАТОВ, Роман ЛУНКИН


РОЖДЕНИЕ РУССКОГО МЕННОНИТСТВА / Евангельская газета «Мирт»

Dudikoff Michael .

постоянный участник
подробнее
Это наговор или действительно было?

Помню лето 1980 г., когда в Православие пришёл Генрих Фаст из меннонитов. Ныне он благочинный Енисейского округа. Мы рассуждали, планировали, что и как устроить, чтобы Дух Божий царствовал в Церкви, и ни к чему не могли прийти, ибо всё упирается в правительственную, неообновленческую МП. У старообрядцев со священством – застой, нежизненность, нелюбовь к Библии. Католицизм, папство – враждебно России, полно ересей, лжи.


http://kistine1.naro...rgods.htm#Книга вторая

Христов Слава Божий

Старожил
подробнее
Приятно, что хоть менониты к нам едут.

Wall Eduard Владимирович

Местный
подробнее

Приятно, что хоть менониты к нам едут.


а также что установка на немцев отменена.