Наверх
Наверх

евангельские христиане под давлением государства

  • Страница 1 из 3
40 ответов в теме

Зуев Олег Евгеньевич

Опубликовано 12 октября 2007 - 07:19

Не хотел мешать дискуссии, но, как выяснилось, не могу создать отдельную тему. Поэтому, поскольку вопрос смежный, хочу узнать мнение о влиянии государства на евангельских верующих в годы сов власти. Источники взяты из книги Л.Н. Митрохина (личность неоднозначная), так что судить трудно.
"...Достаточно напомнить 13-й пункт вероучения, принятого Всероссийским съездом баптистов в Ростове-на-Дону (1905): “Мы веруем, что правительство установлено Богом... Мы считаем себя обязанными, когда потребует нас к этому начальство, нести повинность воинской службы. Мы не видим препятствий со стороны нашей веры принимать на себя правительственные должности” (14). Ив последующие годы баптисты следовали такой установке. “На основании нашего вероучения тысячи наших членов сражаются в настоящее время на поле брани”, — сообщали московские баптисты уже 29 сентября 1914 года (15)...
Приведу некоторые выдержки из упомянутого “отчета” Е. Тучкова (курсив дальше мой, но стиль сохранен. — Л.М.). Поскольку, начинает он, причины “заметного роста сектантства” главным образом заключаются в освобождении сектантов от военной службы по религиозным убеждениям, то с этого вопроса “и нужно было начать работу по сектантству”. Был использован “наиболее удобный и благоприятный случай”, а именно “привлечение” (т.е. арест) Проханова за распространение антимилитаристского воззвания. “В процессе этого привлечения нам удалось склонить его признать военную службу обязательной для евангелистов” и написать специальное воззвание. “Для закрепления и проведения в жизнь высказанных в послании взглядов вскоре после его опубликования был созван Всероссийский съезд евангельских христиан в сентябре 1923 года”.

Однако, как выяснилось, Проханов столкнулся на нем с “отрицательным мнением” большинства делегатов и решил признать свое послание “ошибкой”. “Но благодаря присутствию на съезде нашего осведомителя Проханова удалось убедить, что он этим поступком подорвет всякий авторитет”. В результате “съезд подавляющим большинством выносит резолюцию в этом духе (т.е. за признание воинской обязанности. — Л.М.)”. Однако “небольшая группа” делегатов “стала рассылать по всем общинам свое обращение, указывающее на противохристианский поступок съезда и Прохановской компании”. И дальше Е. Тучков сообщает нечто умопомрачительное: сторонники Проханова стали “просить ликвидировать эту группу, мотивируя тем, что она сов. власти вредна не только в военном вопросе, но и в политическом отношении, как состоящая из буржуазного элемента”. ГПУ, естественно, чутко отнеслось к такому пожеланию: арестовало и выслало одного из лидеров этой группы. Но это было только начало.

“Благодаря этого спора евангельских групп — баптисты... сумели перетянуть некоторые провинциальные общины на свою сторону, чем до крайности озлобили евангелистов и Прохановцев, которые стали просить меня, чтобы и баптисты признали обязательным для себя военную службу”. Однако, сетует Е.Тучков, на сей раз не было “возможности действовать сверху”, а потому ГПУ начало “эту кампанию проводить снизу, т.е. с провинциальных общин, подготовляя их при помощи осведомления к предстоящему Всероссийскому съезду баптистов”. Между тем “Коллегия баптистов в лице Павлова, Тимошенко и других” намеревалась “во что бы то ни стало вынести съездом постановление по военному вопросу противоположного характера евангелистам ...В этом направлении проходил весь съезд”. Но к концу его “часть делегатов (наши осведомы) стали наиболее смелее настаивать на принятии съездом решения по этому вопросу и положительном смысле”. Опасаясь раскола, съезд принял компромиссную “резолюцию, не удовлетвори” таковой ни правых, ни левых, и особенности средних, которые разъехались и повели кампанию за образование параллельной Всероссийской коллегии. Узнав об этом, Павлов и К"... решили поговорить со мной и посоветоваться, как лучше выйти из этого положении”. В результате они “составили воззвание в духе Проханова и разослали для подписания всем членам совета”. Все подписи еще не собраны, “но уже часть баптистов, узнавшая о нем, начинает совет укорять в его подхалимстве, нехристианстве и т.д.”.

Вывод великолепен:

“И так евангелисты и баптисты военную службу в Советской России признали для всех своих членов обязательной и тем самым произвели у себя раскол. Это явление, несомненно, послужит прежде всего прекращению роста сектантства и толкнет их к моральному разложению.

Все остальные секты, как-то молокане, адвентисты и т.д., гораздо менее интересовали нас, чем две первых, ибо они малочисленные и не имеют такой дисциплины как первые, но очередь, несомненно, дойдет и до них, так как работой по сектантству мы вплотную занялись только лишь с половины 1923 года.

27 февраля 1924 г. Нач. 6 отд. СО ОГПУ, Тучков”.
.................
Чтобы как-то парализовать политические обвинения, в 1930 году Центральный совет Союза евангельских христиан разослал в местные общины циркуляр, в котором еще и еще раз подчеркивал свою лояльность к властям и даже предлагал на местах исключать из общин лиц, “явно изобличенных в контрреволюционной деятельности”. Как сообщают официальные источники, баптисты также предприняли перевыборы руководящего состава церкви, освобождаясь от политически скомпрометировавших себя деятелей. Но бдительные атеисты немедленно определили все эти меры как “политический маскарад” (52)

Столь же вынужденным и бесперспективным было послание баптистского руководства “Всем братьям и сестрам, работающим на ниве благовествования Христова”, в котором говорилось: “В беседе с безбожниками братьям и сестрам рекомендуется заострить внимание слушателей на том, что по легендам Евангелия, Иисус Христос был происхождения пролетарского: сын мелкого ремесленника плотника Иосифа, мать его была простая трудящаяся женщина — Мария. Следовательно, спаситель мира по своему социальному положению стоит близко к пролетариату и крестьянству... Безбожники пишут и утверждают, что учение Христа-спасителя — оплот богатых, эксплуататорских классов. Отвергая это нелепое положение безбожников, мы рекомендуем братьям и сестрам остановить внимание слушателей на следующих моментах: 1. Иисус Христос был первый великий социалист и коммунист, духовный отец и предшественник Коммунистической партии: Две тысячи лет тому назад Христос впервые в истории человечества бросил в жизнь те яркие лозунги и святые принципы, которые в настоящее время Компартия воплощает в жизнь. Например: кто первым возвестил в античном мире великий принцип „защита бедных, голодных и угнетенных"? — Христос. Кто первый возвестил великий социальный принцип братства и равенства всех трудящихся? — Христос. Кто первый известил лозунг: „Кто не трудится, да не ест"? Эти слова написаны на стенах советских пролетарских клубов, а между тем эти слова впервые произнес Христос. Кто первый возвестил миру великие принципы коммунизма и интернационализма, т.е. слияния трудящихся в одну всем ирную семью — Христос. Вывод отсюда ясен, что, оплевывая Христа-спасителя, безбожники плюют в колодец, из которого сами пьют воду” (53).

Semenov Boris Borisovich

Опубликовано 13 октября 2007 - 08:52

Вроде бы как сама эта книга здесь

Хубирьянц Владимир Владимирович

Опубликовано 13 октября 2007 - 07:48

Олег, а в чем суть вопроса? Проясни свою мысли и вопрос пожалуста.

Зуев Олег Евгеньевич

Опубликовано 14 октября 2007 - 03:05

Как сами ЕХБ оценивают этот период. Было ли порабощение со стороны государства, или это было их искреннее мнение?

Semenov Boris Borisovich

Опубликовано 14 октября 2007 - 07:04

В том то дело, что ни как. То есть возможно где то в литературе есть воспоминания того же Проханова. Но ЕХБ "слилось" с баптистамы и в то время о таких исторических сложностях старались не вспоминать. Ну а сейчас как будто и ВСЕХиБ нету так, что никто не хочет вспоминать прошлую историю. По крайней мере я не слышал, что бы кто то давал оценку именно этому событию. После "выхода" этой информации в печати СЦ взяло как пример вмешательства в дела государства. Хотя справедливости ради нужно заметить, что Проханов и впрям считал что христианам нужно заниматся политикой.

Михеев Андрей Юрьевич

Опубликовано 30 января 2009 - 10:13

Проханов одно, а баптисты - другое. За грех баптистов МСЦ принесло покаяние Господу. Да, в случае с баптистами, это было давление государства, которому они поддались. Результат - страшные гонения и исстребление нескольких сотен тысяч баптистов.

Изменено: amiel, 30 января 2009 - 11:54

Maksimov Sergey Sergeevich

Опубликовано 30 января 2009 - 12:56

Проханов одно, а баптисты - другое. За грех баптистов МСЦ принесло покаяние Господу. Да, в случае с баптистами, это было давление государства, которому они поддались. Результат - страшные гонения и исстребление нескольких сотен тысяч баптистов.

А кто же принесёт покаяние за грех ВСЕХ?! И что им теперь делать с непрощённым грехом?:confused:

А откуда такие данные, что истребили "нескольких сотен тысяч баптистов", можно ссылку на источник?

Михеев Андрей Юрьевич

Опубликовано 30 января 2009 - 01:31

А кто же принесёт покаяние за грех ВСЕХ?! И что им теперь делать с непрощённым грехом?:confused:

А откуда такие данные, что истребили "нескольких сотен тысяч баптистов", можно ссылку на источник?

союз баптистов насчитывал до сталинских репрессий 2 млн. человек, в годы массовых расстрелов (тот же 37 год) погибло немало. Вообще по самым скромным подсчётам в 1915-1945 гг погибло 50 млн человек (без учёта жертв войны, а это ещё + 30 млн.). В годы сталинских репрессий умерло около 40 млн. человек. Куда по вашему девались баптисты? В воду канули? Перестреляли всех, а некоторые смалодушествовали.
А ВСЕХБ, ныне РСЕХБ до сих пор от этого греха сотрудничества со властью не отмылось. Послушайте, как там молодёжь воспитывают, чтобы в нужный момент винтовка в руках не дрогнула. Этот грех непрощён. А потом удивляемся, почему в РС так харизматия лезет и имеет там успех. Да потому, что грех никогда не приходит один.

Maksimov Sergey Sergeevich

Опубликовано 30 января 2009 - 01:40

союз баптистов насчитывал до сталинских репрессий 2 млн. человек, в годы массовых расстрелов (тот же 37 год) погибло немало. Вообще по самым скромным подсчётам в 1915-1945 гг погибло 50 млн человек (без учёта жертв войны, а это ещё + 30 млн.). В годы сталинских репрессий умерло около 40 млн. человек. Куда по вашему девались баптисты? .

Откуда такие цифры??? Можно источники на основании которых вы прищли к таким выводам? Особенно про 2 мл верующих.

Михеев Андрей Юрьевич

Опубликовано 30 января 2009 - 02:09

Откуда такие цифры??? Можно источники на основании которых вы прищли к таким выводам? Особенно про 2 мл верующих.

немного перебрал, действительно.
Баптистов было около 500 000 + более многочисленный евангельский союз = около 2 млн. верующих, по сообщениям того же Митрохина.
В различных источниках различная информация.

Maksimov Sergey Sergeevich

Опубликовано 30 января 2009 - 02:20

немного перебрал, действительно.

Кто будет каятся за ваш грех, МСЦ ЕХБ?;)

Михеев Андрей Юрьевич

Опубликовано 30 января 2009 - 02:28

Кто будет каятся за ваш грех, МСЦ ЕХБ?;)

то был грех всего баптистского братства, в котором некая его часть ещё не покаялась и врядли собирается покаяться в будущем. Это раз.
Я перепутал данные не с умыслом. Это два.

Касатов Михаил Алекссевич

Опубликовано 08 июня 2010 - 08:57

Какого, простите.... Какого баптисты должны каяться? За что?

За то, что коммунизм поддержали? Михаэл, как, по-вашему, они должны были себя в те времена вести? Царя поддерживать? Белых или еще кого-то?

K I E

Опубликовано 08 июня 2010 - 09:15

Баптисты всегда должны быть сами по себе, никакую власть не поддерживать и не неподдерживать.
Просто проповедовать Евангелие и всё.

Касатов Михаил Алекссевич

Опубликовано 08 июня 2010 - 02:50

Жизнь есть жизнь. Отрешиться от нее не получится. Да и незачем.

Walger Dmitrij .

Опубликовано 08 июня 2010 - 02:55

Жизнь есть жизнь. Отрешиться от нее не получится. Да и незачем.


философф... еретиков сжигаете или только в словесном потоке утапливаете?

K I E

Опубликовано 08 июня 2010 - 04:31

Какое "житие твое"...?

Касатов Михаил Алекссевич

Опубликовано 08 июня 2010 - 04:54

Житие - это получение материальных благ и их перераспределение.
То есть общественная формация. Даже самых духовный христианин не может деться от законов человеческого общества.
Или вы полагаете, что общественная формация - это слишком низменное явление, совершенно отделенное от убеждений человека и его духовной жизни?

K I E

Опубликовано 08 июня 2010 - 04:57

У каждого свои ценности.
У христиан - свои.

Михеев Андрей Юрьевич

Опубликовано 08 июня 2010 - 04:58

Какого, простите.... Какого баптисты должны каяться? За что?

За то, что коммунизм поддержали? Михаэл, как, по-вашему, они должны были себя в те времена вести? Царя поддерживать? Белых или еще кого-то?

прочитайте ветку ещё раз внимательно ))

  • Страница 1 из 3