Относительно диспенсационализма мы уже говорили. Тем более, что все "учителя" диспенсационализма противоречит друг другу. Можно открыть отдельную тему.
А пиетизм в том виде, как он изначально проник в Россию в виде трудов Юнг-Штиллинга, то я думаю, что у некоторых могут возникнуть серьезные сомнения о его легитимности. Хотя сам пиетизм, в том виде, как он проявился у Весли или Цинцендорфа, когда внутреннее обращение ведет к практическому, серьезному Христианству, а не логическим богословским построениям, достоен похвалы. Насколько я понял, что братским менонитам в России удалось сочитать пиетизм с должным ученичеством, практическим следованием за Христом.
Если же кто-то хочет серьезно изучить историю возникновения братско-менонитских общин в России рекомендую исторический труд: Friesen, Peter M., The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1910), trans. into English, revised edition, Fresno, California, 1980 Есть также немецкое издание. Friesen, P.M., Alt-Evangelische Mennonitische Brüderschaft in Russland 1789–1910, Halbstadt, Taurien: Verlagsgesellschaft Raduga, 1911. Кстати на эту работу ссылает И.П.Плет в своей книге "Зарождение церквей ЕХБ Закавказье, Украина, Петербург"
http://www.blagovest...books/00324.htmОтносительно Kleine Gemeinde, отделившихся несколько раньше от находящихся в упадке русских менонитов, очень мало трудов на русском языке. Фризен упрекал их что, на их взгляд, у них было недостаточно "радости во Христе". Но я не вполне уверен, что проявления "радости" в те времена были такие же как и сейчас. Например, в самом начале братско-менонитского движения были такие "харизматики" hüpfers, (также известные как Froehliche Richtung) которые во многом послужили причиной гонений на здравых верующих тоже (подобно как мюнстеритские проделки сослужили худую службу ранним анабаптистам). Гюпферы считали, что радость спасения должна сопровождаться танцами, прыганьем, радостным криком, разудалой игрой на инструментах. Это новшество не было изначально менонитским, но пришло от лютеран от одного из соработников Вюста (лютеранина) - Капеса.
Вот что пишет об этом И.П. Плетт:
В это время среди пробужденных (это еще до образования бр. мен.) произошло разделение. Некий проповедник Каппес уклонился в ересь так называемых прыгунов. Историк П. М. Фризен писал: "Каппес был богато одарен, умел возглавить движение. Он стал самым отвратительным гонителем Бюста, его "палкой". К сожалению, он соблазнил много хороших людей, таких как Иосиф Гофман, умерший в Крыму в 1900 г. Даже сам Иоганн Клаассен, благородный человек, глубокий и смиренный, любящий Иисуса, долго находился под влиянием "радостного" движения. Клаассену в меннонитском братстве выпала высокая честь - защитить церкви от большого влияния прыгунов и с Божьей помощью поставить на здоровый путь. Клаассен сохранил свою связь с Господом до смерти".
Каппес устраивал шумные экстатические собрания, где верующие прыгали, выражая "духовную радость", обнимались, целовались, непристойно вели себя. В 1885 г., критикуя всех, Каппес скончался. Глубоко веруя в Иисуса Христа, Вюст умер 13 июля 1859 г. на 42-м году жизни.
....
Весной 1862 г. А. Унгер снова посетил колонию Либенау, и 4 марта Г. Вилер крестил его в реке Токмак.
Особенно большое влияние в это время имел Гергард Вилер. Он работал учителем в школе, хорошо говорил по-русски. Когда возникала необходимость, он ходатайствовал за братство перед правительством. Но постепенно Г. Вилер уклонился, подобно Каппесу, в дух прыгунов. А. Унгер восстал против этого, и Г. Вилер исключил его из общины, а вместе с ним своего отца и брата Иоганна.
Так что мой коментарий относительно пятидесятничества имеет смысл показать, что на самом деле не все так было просто в те дни. Если серьезно заняться историей то будет отнюдь не так хрестоматийно. Хрестоматийность она вещь не плохая, даже полезная для молодых душ, чтобы в голове все расфасовать более-менее. Но наступает время, когда надо решать какой хрестоматией пользоваться. Например, даже историю 1961 года, по какой Хрестоматии изучать прикажите? По Савицкому, по истории ЕХБ издания ВСЕХб, по книгам "По пути возрождения" и "Подражайте вере их" , издания СЦ ЕХБ, или по Куксенко? А может быть по Здоровцу?
А ведь зачастую именно хрестоматии расставляют молодежь, не знавшую истоков, по разные стороны баррикад.
Еще отмечу интересный момент о Иоанне и Герхарде Вилере (Johann und Gerhard Wieler). Часто даже в хрестоматиях их путают называют - евангелист Иоанн Герхард Вилер. На самом деле их было два брата. Один Иоанн будучи братскими менонитом был председателем баптисткого союза (в который они вошли с оговоркой, о которой уже упомянул брат Володя), а вот Герхард как раз и уклонился в дальнейшем в прыгунство. Ну еще он прославился, что усторил единственно за историю братско-менонитского движения сожжение книг, во время которого спалили пиетические книги, которые как раз и способствовали изначальным духовным исканиям, например труд Арднта "Истинное Христианство" (согл. Иоану Тевзу).