А я не имею опыта в мистической (оккультной) практике.Точно не могу сказать, какие именно средства. Вы правы, необходимо очень чётко провести грань между апокалиптическим и мистически таинственным. Имея некий опыт в мистической практике, я от неё отошёл почти к крайней схоластике, возможны и с моей стороны перегибы. Конечно, в крайность впадать нельзя, это я понимаю, тем не менее...
Поэтому и хотел бы знать, что оккультного вы нашли в реквиеме Моцарта.
Теперь с реквиемом Моцарта. Вопрос о музыкальных средствах подобен вопросу о буквах, выстроенных в целое предложение.
Вот в этом я с вами не соглашусь. Как в литературном тексте с помощью букв создаются слова и предложения несущие смысловую нагрузку. И мы прекрасно отличаем злоречие от дифирамбов, а в интонации улавливаем степень искренности и силу чувства. Нам также понятны фривольность и чистота.
Так и в музыкальных построениях следовало бы определиться, что там чисто, нечисто, оккультно или Божественно. Вот тогда было бы возможно утверждать, что есть оккультного в том или другом музыкальном произведении. Но поскольку произведения Моцарта относятся к высочайшим образцам Венской классики (образцовому), то вряд ли мы за что то зацепимся.
Берите в совокупности целостное произведение, прочувствуйте, что автор прочувствовал. Это вас назидает? Вы исполняетесь Святым Духом?
Если да, можете слушать реквием сколько угодно. Если нет - делайте выводы...
Субъективизм в оценке музыки - очень неубедительная вещь.
Больше того, по моему субъективному мнению, инструментальная музыка как и вокальная на непонятном слушателям языке, не может быть духовной, а всего лишь душевной. Вспомните мысль Ап.Павла о трубе издающей неопределённый звук 1Кор 14:8-9. Музыка Моцарта, как отмечается музыковедами, очень эмоциональна, но только и всего. Эмоциональность не тождественна духовности.
Есть ещё одна сторона в музыке это красота. Эстетическая сила в музыке очень велика, но это тоже не духовность, а душевность. Как красивая обёртка обманывает потребителя, так в красивую музыку можно облечь ложную идею или наоборот Слово Истины. Эстетическое и эмоциональное воздействие можно назвать одним словом риторическим воздействием музыки.
О физическом действии музыки пока не пишу.
Хочу обратить внимание на символическое значение.
Символика страшная и разрушительная сила. К слову сказать бутафория оперы "Волшебная флейта" была насышена масонской символикой раскрывающей идеи и ритуалы масонов. По одной из версий смерти Моцарта, его убили масоны за то, что он высмеял в опере масонские знаки и ритуалы. По другой версии он прославил эти символы.
Как идоложертвенное мясо уже символически становилось нечистым и скверным для Богобоязненного иудея, так некоторая музыка, безупречная по содержанию, является оккультной по символическим соображениям. Об этом можно много писать, но нет ни времени ни желания. Во всяком случае, реквием даже символически нельзя отнести к оккультному произведению
Есть песни из сборника "Песнь возрождения" - даже отредактированного - при прослушивании которых не назидаешься и не исполняешься Духом Святым. Тем не менее, они являются духовными песнями, потому что во-первых слова духовны, во-вторых символически для нас это духовные песни (если символически не: советские, лагерные, революционные). Можно продолжать по этой теме...
Вообще-то о вокальной музыке христиан есть о чём говорить.
Может быть стоило бы поговорить и об использовании католических и православных произведений с нашим текстом, но не будем.
Во всяком случае прежде чем объявлять что то оккультнымм, надо иметь веские основания.
Нет, Моцарт не уточнял, какие. Надо полагать, точно не Божии, жизнь Моцарта не соответствовала Божиим заповедям.не уточнял какие ангелы?
Моцарт писал: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, — мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной лёгкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют „сырое тесто“. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растёт, я слышу его всё более и более отчётливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своём воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно звучать позже, но всё целиком в ансамбле».
Изменено: pavel_S, 12 апреля 2009 - 09:30