Согласование рождественских событий.
Согласование родословных Иисуса Христа.Евангелисты Матфей и Лука приводят различные родословные Иисуса Христа, согласовать которые возможно лишь одним способом – путем признания, что у матери Иосифа был не один, а двое мужей, первый из которых умер, после чего она вышла замуж за другого. Поскольку оба эти ее мужа не были близкими родственниками, от них и пошли две различные родословные. Следует особо отметить, что эту ситуацию нужно отличать от существовавшего в Древнем Израиле закона левирата, когда вторым мужем женщины-вдовы должен быть стать родной брат умершего или какой-либо другой его ближайший родственник. При этом ребенок живого родственника зачислялся в число детей умершего и вписывался в родословную последнего, лишаясь своей собственной.
Нам хорошо известна история вторичного замужества Руфи. Первый ее муж умер и она, оставшись бездетной, вышла замуж за человека, вовсе не бывшего родственником умершего. Конечно, она была иностранкой, однако подобное вполне могло случиться и в Израиле. При этом, даже если бы у вдовы от первого брака и остались дети, это не помешало бы ей снова выйти замуж, разумеется, не обязательно за родственника умершего. Закон левирата не всегда исполнялся в Израиле, так что любая вдова могла выйти замуж не за родственника умершего, а за любого человека даже из другого рода, к которому не принадлежала сама. Хотя и в качестве исключения, но она имела право поменять свое колена на другое, оставив бывшим родственникам свое наследство (участок земли, дом, имущество).
Такое объяснение проблемы существования «двух отцов» вполне резонно, хотя, разумеется, оно и опирается на утверждение о том, что закон левирата не всегда действовал в Израиле или действовал не всегда последовательно. Существование феномена «двойного отцовства» вполне вероятно, особенно в случае, если первый брак матери был бездетным. Лишь по закону левирата ребенок считался сыном своего умершего отца. В случае же, когда приемным отцом становился другой человек, а не родственник его отца, осиротевший наполовину ребенок получал имя отца приемного, но не родного.
Подобным же образом может быть разрешима проблема «двух отцов» и в случае с царем Иехонией (Мф. 1:11), который похож на случай с Иосифом. Кстати, для разрешения подобного рода трудностей применим и другой способ – усыновление полного сироты другим человеком. В этом случае у ребенка оказывалось также двое отцов, не имевших между собой каких-либо родственных связей. Впрочем, это предположение менее вероятно из-за наличия в еврейских семьях большого количества детей, что предполагает существование большой родни, способной принять сироту, потерявшего по какой-либо причине обоих своих родителей.
Проблема с Иехонией осложняется тем, что к нему относится пророчество Иеремии о том, что все потомки его отца – Иоакима – не будут сидеть на престоле Давида (Иер. 22:30). Это пророчество сбылось в том отношении, что потомки Иоакима и его сына Иехонии никогда не могли носить титула иудейских царей. Ни персидская власть, ни последующая греческая и римская не позволяли никому иметь этот титул. Они могли носить титул только областеначальников. Даже когда Маккавеи отвоевали для Израиля независимость и, наконец, смогли присвоить себе титул царя, они не были из рода Давида, как и цари из династии идумеянина Ирода времен Христа и Его учеников.
Так или иначе, но проблема «двух отцов» как вполне возможна, так и вполне разрешима. Иное дело, почему возникла необходимость вести родословную по одному, а не по другому отцу. Здесь имеет смысл обратиться к спору, существовавшему внутри Израиля времен Христа, хотя об этом нам повествуют не Евангелия, а кумранские раскопки. Перед рождением Иисуса Христа часть израильского народа была вынуждена в знак протеста против беззаконий, творимых либеральными священниками, отказаться от посещения храмовых служб и начать вести полумонашеский образ жизни. Этих людей называли ессеями (искаженный перевод на арамейский язык еврейского слова «хасидим»). Эти люди считали, что право наследования иерусалимского трона потомки Давида, начиная с иудейского царя Соломона и, особенно, его сына Ровоама, женившегося на дочери Иезавели, Гофолии, потеряли (именно по этой причине три поколения потомков Роваома (сын, внук и правнук) выпали даже из родословной Иисуса Христа, приведенной у Матфея).
Имея столь строгие представления о святости, ессеи дошли до того, что (разумеется, ошибочно) считали, что Мессией будет не царь, принадлежащий к роду Давида, а первосвященник, ведущий свою родословную от Аарона, а вернее его потомка Садока. Поскольку многие ессеи были в числе первых обращенных от проповеди Петра, они влились в церковь, ожидая выяснения этого вопроса. Евангелист Лука примирил эти две соперничающие между собой точки зрения путем изложения родословия Христа по линии Давида, но в обход Соломона и Ровоама. Иными словами, он показал, что родословие Иисуса Христа, в отличие от признанного всеми (см. «как думали» в Лк. 3:23) и приведенного у Матфея, является правомочным только, если его считать восходящим к Давиду не по линии Соломона и Ровоама, а по линии более благочестивого Нафана.
Мнение о том, что Лука приводит родословную Марии, а не Иосифа весьма спорно не только лингвистически, но и библейски. Оно предполагает, что Мария также принадлежала к роду Давида, хотя текст Лк. 2:4 это отрицает: Иосиф отправился в Вифлеем вместе с Марией по той причине, что не оба они были «из рода Давида», а лишь он один. Разумеется, нам предстоит узнать причину, почему он решился на столь небезопасный для здоровья жены переезд, когда этого вовсе не требовалось. В любом случае, по римским законам переписи подвергались только мужчины, а не женщины. Причина эта проще, чем думали многие: Иосиф увидел в этой переписи Божий промысел – родиться Иисусу в Вифлееме, а не в Назарете, поскольку это отвечало пророчеству Михея (ср. Ин. 7:42). Впрочем, текст Иоанна говорит о том, что многие соотечественники Христа считали местом его рождения Назарет, а не Вифлеем. Теперь нам понятно – почему: посещение Вифлеема было кратковременным, хотя именно оттуда происходил Иосиф. Впрочем, род Иосифа они успели уже позабыть, поскольку, по преданию, он умер, когда Иисусу было лишь девятнадцать лет.
Планирую продолжение, поскольку рождественская тема большая.
Желаю всем друзьям Божьих благословений!
Изменено: Геннадий Гололоб, 25 декабря 2011 - 06:53