Опубликовано 08 июня 2010 - 11:14
Историческим богословием для верующих ЕХБ было арминианское понимание вопроса спасения. Оно подразумевало веру в то, что Бог призывает всех людей покаяться, Христос умер за грехи всех людей, человек имеет выбор - уверовать или нет, а даруемое по вере спасение сохраняется для человека при условии его веры во Христа, а при ее утрате, возможна потеря самого спасения.
Во всем мире существуют параллельно церкви частных (кальвинистских) и общих (арминианских) баптистов. Это разные конфессии, хотя и имеющие одинаковыми название, образ крещение, 7 принципов веры и другие понятия. Несомненно, происходили переходы церквей баптистов из одной категории в другую, как и попытки сосуществования в одних и тех же поместных церквях верующих с разными учениями. История мирового баптизма знает примеры таких сосуществований, когда либеральные баптистские церкви мирились с разными лжеучениями в своей среде, призывали к «терпимости», «уважении разных мнений». Доходило до того, что члены баптистских церквей, например в США, Англии, могли отрицать практически все важные доктрины христианства, и никто их так и не исключал из церкви.
Прошлое может научить нас тому, что такое положение дел ненормально и ведет церкви к деградации и отступлению. Церковь, как и любой человек, имеет право на свое понимание Писания и христианства, и имеет право исповедовать Христа так, как считает правильным. Но она также имеет право защищать себя от разрушающих ее устои и единство лжеучений, ересей и иных мнений. Это также входит в понятие свободы совести. Церковь имеет право быть свободной от того, что она считает ересью и заблуждением.
С началом перестройки проповедники кальвинизма стали проникать в церкви ЕХБ, распространять свою литературу, открывать свои семинарии, учебные заведения, проводить курсы, на которых обучали своим, кальвинистским доктринам. Они стали учить, что Бог избирает для спасения лишь некоторых, Христос умер только за узкую группу, человек не имеет свободы воли, а спасение потерять невозможно. Многие верующие церквей ЕХБ обрадовались падению «железного занавеса» и ринулись учиться и общаться с верующими Запада и Востока (например, Южной Кореи), плохо представляя себе разницу в доктринах между кальвинизмом и арминианством.
В результате, за небольшой срок, проповедникам идей Кальвина удалось вырастить и воспитать в своем духе значительное количество адептов, которые понесли это учение дальше по церквям ЕХБ, на местах вступая в противоречие с традиционным для ЕХБ арминианским богословием. Пользуясь обилием кальвинистской литературы, трактующей учение о спасении в своем ракурсе, и практически полным отсутствием у верующих альтернативной литературы, они стали переманивать в свои сторонники всё больше и больше баптистов. Особенно это коснулось молодых братьев, которые стали учиться богословию сразу у этих учителей, и не знали других точек зрения.
В настоящее время кальвинисты организовали внутри Братства ЕХБ по всему миру свои собственные общины, кружки, группы, семинарии, сайты, издательства, наладили связи с зарубежными единомышленниками, постоянно проводят семинары, конференции, обмен опытом, в том числе и по тактике обращения верующих ЕХБ в свою веру.
Тактика сторонников кальвинизма незамысловата. Поскольку большинство церквей ЕХБ всё еще придерживаются здравого арминианского богословия, кальвинисты действуют небольшими силами и осторожно. В поместную церковь внедряется или в ней же вербуется (скажем, используя военный язык) один-два кальвиниста. Они на месте занимаются тихой агитацией, постоянными попытками проповедования своего лжеучения. Не встречая сопротивления, они нагружают церкви соответствующей литературой, занимаются проповедью, дарением дисков и кассет с записями проповедей известных кальвинистов. В общении эти пропагандисты вежливы и учтивы, они стараются избегать прямых доктринальных дискуссий, а при обличении много говорят о важности терпимости, любви и принятии друг друга с различными особенностями. Но в результате в поместной церкви образуется группа сторонников этого учения. Учителя кальвинизма получают уже поддержку, и их становится всё сложнее переубедить или нейтрализовать. Через какое-то время кальвинизм или становится основной доктриной этой церкви, или происходит раскол церкви.
Разделения по этому признаку уже имеют место, и в них чаще всего кальвинисты обвиняют арминиан. Мол, если бы арминиане не возмущались, а давали слово всем, не претендовали на «истину в последней инстанции», то в церкви был бы мир и покой. Но такие же аргументы могли бы говорить любые лжеучителя, любого учения и ереси. Причем сами же кальвинисты, когда они в силе и большинстве, относятся к традиционному учению ЕХБ очень враждебно и пренебрежительно. Они обманывают людей, говоря, что арминиане якобы учат спасению по делам, что некальвинисты унижают величие Бога и т.д. В учебной литературе, раздаваемой учащимся кальвинистских семинарий, написано открытым текстом, что арминианство - это ересь. То же пишут и авторы кальвинистских книг, которые распространяются по церквям и свободно лежат в церковных библиотеках. В результате читающие эти книги нетвёрдые верующие могут принять иную точку зрения на спасение и начать переубеждать своих братьев и сестер.
Есть примеры предложения зарубежными кальвинистами пресвитерам церквей ЕХБ принять кальвинизм за соответствующее вознаграждение и дальнейшее попечение. Также есть примеры увольнения с работы из христианских миссий тех верующих, которые отказались распространять или проповедовать идеи кальвинизма.