Наверх
Наверх

Воспоминания о газете Протестант (П. Абрашкин)

7 ответов в теме

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:47

© Петр АБРАШКИН

ПРОТЕСТНЫЙ ПУТЬ «ПРОТЕСТАНТА» (глава 10)

Я не жалею ни о чем,
Ведь жизнь в итоге получилась!
И радость била в ней ключом,
И грусть тихонечко струилась.
Друзья в ней были и враги,
Души неясные томленья,
И иногда – в воде круги,
От камня, то есть настроенья…
В ней жили радость и беда,
В ней были встречи и разлуки,
Дороги, люди, города…
Лишь лжи в ней не было и скуки.

«Протестант» - была первой газетой за всю историю объединенного братства ЕХБ, да и вообще первой христианской газетой после 1928 года, когда все печатные религиозные издания были запрещены советской властью. Одно название вызвало бурю «за» и «против». Почему «Протестант», протестовали противники всякого протеста?! Почему нет духовных статей? Что это за стиль? Что это за авторы? Какое они имеют право возвышать голос против руководителей братского союза. Это дилетантство, безграмотность, литературщина! Однако, 12.000 экземпляров газеты сделали свое дело, и религиозный мир пришел в движение.
Сотни писем, телефонных звонков и личных встреч. Проходят дискуссии, созываются внеочередные церковные советы и заседания, и в то же время ускоряются решения о созыве первой молодежной конференции и о создании второй редакции…
Цель достигнута - разбужена мысль, потревожена совесть, братство зашевелилось, - а это значит, что Церковь жива! Это значит, что мы избраны для выполнения важной миссии! И теперь не важно, что говорят враги народа Божьего, злопыхатели, недоброжелатели и перерожденцы, важно то, что мы действительно оказались «гласом вопиющего в пустыне», и наш голос услышан! Караван по имени газета «Протестант» шагал по духовной пустыне под названием Союз Советских Социалистических Республик.
Повторяю, в ноябре 1988 года газета «Протестант» взорвала застойное братство ВСЕХБ. К нам потянулись самые талантливые люди со всей страны, мы стояли в фарватере будущих изменений в сфере религиозной свободы и демократических преобразований в нашем государстве и братстве. Господь дал нам право во многом быть первыми.
«Протестант» провел конференцию «Религиозная свобода в СССР» в Центральном доме туриста. В гостиничном комплексе «Измайлово» осуществил первую конференцию журналистов и издателей «В начале было Слово». В Государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) принял участие в выставке религиозной литературы, организованную директором библиотеки Екатериной Юрьевной Гениевой. При «Протестанте» заработало Московское общество креационных исследований и «Христианское информационное агентство (ХИАГ)». В Центральном доме журналистов состоялась учредительная конференция Всесоюзной христианской творческой ассоциации. Мы были учредителями Библейского общества Советского Союза (БОСС), в гостинице «Москва», организовали встречу американского астронавта Чарлза Дьюка с депутатами Верховного Совета СССР.
«Протестант» неоднократно проводил пасхальные и рождественские встречи в Кремлевском Дворце Съездов и Дворце спорта «Олимпийский». Во МХАТе на Тверском бульваре с благословения министра культуры СССР Николая Николаевича Губенко и главного режиссера театра Татьяны Васильевны Дорониной была поставлена пьеса «Под Вифлеемской звездой», на премьере которой присутствовал посол США Джек Мэтлок и многие советские деятели культуры и политики.
Мы были открыты для журналистов, правозащитников, религиозных деятелей, политиков и творческой интеллигенции и били во все колокола, чтобы был принят новый демократический «закон о религиозных культах».
Разные люди встречаются на нашем пути. Счастье приносили те люди, которые были храмом живущего в них Бога! Ужас, скорбь и боль приносили те, кто стал обителью для врага душ человеческих. Но были и те, кто вызывал только брезгливость, так как в них жили одни глисты.
Мне в жизни очень повезло, и с уверенностью могу сказать словами псалма, что «межи мои прошли по прекрасным местам». Сегодня сознаю, как благосклонна была ко мне судьба, давая возможность, встретится с интересными людьми, о которых иногда читал статьи в прессе, с иными удалось и подружиться. Кто-то закалял мою волю, делая меня сильнее, кто-то наоборот внушал опасения и сомнения. Кто-то был для меня знаменем, а кто-то наоборот был примером того, как не надо поступать. Всем им признателен, ибо каждая встреча была не случайна.
Есть люди, которые однажды войдя в твою жизнь, остаются в твоей судьбе навсегда. Одним из них стал незабвенный и особенный Михаил Зиновьевич Моргулис. Мудрый и проницательный, доброжелательный и искренний, талантливый, а в чем-то и гениальный, этот список прилагательных можно было бы продолжить, но кто-то скажет: «Да хватит тебе петь «аллилуйю», он у тебя ангел получается, а не человек». Недостатки есть у любого человека, они, как это не странно есть и у ангелов, ибо сказано, что Бог «и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов 4,18). «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его» (Иов 15,15).
О Михаиле Моргулисе можно повествовать бесконечно долго, и рассказ будет интересным и увлекательным.
В 1991 году А.П.Леоновича и М.З.Моргулиса, во время их очередного визита в СССР, пригласили на Лубянку. В этом самом «высоком» здании Советского Союза, откуда были видны и Колыма и Магадан их приветливо встретил заместитель председателя КГБ СССР, генерал-майор Николай Сергеевич Столяров. На этой встрече Моргулис совершил молитву, в которой просил Господа благословить нашу страну, и в том числе освятить светом истины всех сотрудников этого в прошлом зловещего учреждения.
Вместе с ним мы были в исправительно-трудовых лагерях России, и я видел, как потоки заключенных после призыва, шли к нему, и как его благословляющие руки ложились на их буйные головы. Вместе с ним мы встречались с государственными мужами и видными, а порой и легендарными военноначальниками. Вместе с ним мы рассекали по Москве в брежневской «Чайке», чтобы успеть на встречу с людьми в информационном агентстве «РИА-НОВОСТИ». Вокруг него всегда роилась масса замечательных и легендарных людей.
Помню, как в начале 1989 года он с Петром Петровичем и Анитой Дейнека должны были придти на квартиру Саши Семченко. Там мы договорились провести наши переговоры о предполагаемом сотрудничестве. Помню, что очень долго их ждали, и роптали, что наши американцы такие не пунктуальные. В этой встрече приняли участие Коля Епишин, Николай Шалатовский, хозяин квартиры и пишущий эти строки. Люба Семченко приготовила скромный ужин. На столе стоял чайник, заваренный грузинским чаем, в вазочке лежали кусочки сахара, а на тарелке с голубой каемкой громоздились бутербродики с латышскими шпротами и российским сыром. Шпроты тогда были для нас почти деликатесная пища, а для них как оказалось раритет из забытой жизни и излишний холестерин... Этот братский ужин вызывал у них улыбку долгие годы.
Когда они пришли, то извинились и рассказали о том, как их стращали в иностранном отделе ВСЕХБ, как потом они старались оторваться от слежки. К сожалению, от слежки им оторваться не удалось, потому что на следующий день Женя Рузский и другие «гаврики» из иностранного отдела устроили им разнос. Они говорили: «Пускать вас больше не будем в СССР! С кем вы связались, это же отщепенцы, и т.д.
Миша Моргулис быстро осадил их пыл, сказав: «Евгений Рузский, успокойтесь, офицеры не должны вести себя так нервно. И потом, не пустите нас к вам, вас не пустят к нам в Америку. Вас это устраивает?» На этом страшилки отступников закончились, потому что Америка и Европа - это было то удовольствие, за которое они продали свое первородство. Как вспоминает Моргулис: «К сожалению, те, кто следили за нами, потом стали руководителями американских миссий. И смех, и грех, но люди в КГБ универсальные, могли работать, где угодно!»
В этот вечер Михаил оставил нам интереснейший рассказ из своей жизни под названием «Несчастнный я человек», который мы опубликовали в марте месяце в газете «Протестант», № 17 за 1990 год.
В один из летних дней 1991 года к нам в редакцию, а мы тогда уже размещались, на Мукомольном проезде, вошел человек в форме подполковника советской армии. Это был высокий, спортивно-сложенный мужчина с прекрасной военной выправкой. Добрые карие глаза и совсем не командный голос вызывали к нему доверие и симпатию. Глядя на этого офицера, возникало чувство гордости за нашу советскую армию. Передо мной стоял будущий известный правозащитник Анатолий Васильевич Пчелинцев. Его титулы, звания и научные степени можно перечислять довольно долго, и он их действительно достоин, но мне хочется рассказать о другом.
В жизни было много интересных встреч, связанных с замечательными людьми, о которых когда-то читал в СМИ. Читая, думал: «Вот бы встретиться с этим человеком!» И Господь дал мне такую привилегию. Довелось повстречаться и дружить с христианином и писателем Анатолием Алексеевичем Власовым, о котором в свое время публиковал пасквильные статьи журнал «Огонек». О Юрии Владимировиче Захарове, бывшем подпольном миллионере советского периода, также довелось читать в прессе. Впоследствии встретился с ним в церкви, где он после обращения к Богу долгое время плодотворно служил регентом.
Вот и сейчас передо мной стоял человек-легенда, о котором когда-то читал в газете, и с которым было связано необыкновенное чудо.
В феврале 1974 года, во время военных учений с высоты 1200 метров, прыгали с парашютом спецназовцы ВДВ. Парашют у одного из бойцов не раскрылся, однако он не растерялся, и раскрыл запасной парашют, но и он запутался в стропах, и теперь бойца ожидала неминуемая гибель. До встречи с землей оставалось 8-10 секунд. И только перед самой землей под мощным потоком воздуха запасной парашют открылся наполовину, что погасило скорость падения (а это около 50 метров в секунду). Парашютист упал в глубокий снег на склон оврага. Это его и спасло. Не зря в народе говорят, что «кого Бог хочет спасти, тому при падении и соломку подстелет». Конечно, были травмы, но главное, что он остался жив. Этот случай заставил молодого человека серьезно задуматься о смысле жизни. Это был легендарный Анатолий Пчелинцев, ему тогда было 19 лет.

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:47

Точно не помню, о чем мы говорили с Анатолием Васильевичем при встрече, по-моему, обсуждали его статью, которую планировали опубликовать в очередном номере. В дальнейшем мне довелось довольно долго работать рядом с этим прекрасным и достойным человеком.
Среди добрых товарищей был и Анатолий Колесников. Красивый молодой человек, талантливый художник, разносторонне эрудированный и с философским складом ума – таким был Толя, когда мы познакомились.
Мне нравилось его отношение к жизни, потому что он всегда был в творческом поиске. В его руках обычные вещи превращались в произведения искусства и музейные ценности. Мне нравилось бывать у него дома в Мытищах, и особенно в том флигеле, где у него одновременно был и кабинет, и творческая мастерская. На стенах висели закопченные древние иконы, с которых русские святые укоризненно смотрели на входящих в эту дивную келью современных христиан. На столе и в красивых нишах, сделанных Анатолием собственными руками, лежали отреставрированные им старинные манускрипты и прочие древние и не только церковные атрибуты. Про этот уютный флигелек можно было сказать словами великого поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Нас с Анатолием связывали ненавязчивые, но добрые, уважительные и дружеские отношения.
На одной из встреч в московской церкви, мы рассуждали о предстоящем Международном конгрессе по всемирной евангелизации (LAUSANNE-II), который должен был состояться с 10 по 20 июля в г.Манила на Филиппинах.
Издательство «Протестант» на Конгрессе должны были представлять Николай Епишин, Виктор Авдеев и Александр Савченко.
Толя также показал мне прекрасно исполненный эскиз эмблемы, посвященный Всемирному баптистскому конгрессу, который он отправил на международный конкурс. Беседуя, коснулись газеты «Протестант», и долго говорили о достоинствах и недостатках первого номера. Обсуждая газету, почувствовал, что Анатолий хочет нам помочь, но не знает, как это сделать, потому что его связывали некоторые не зависящие от него обстоятельства. Предложил Толе поучаствовать в нашей работе и нарисовать для нас новую эмблему, да и вообще помогать нам. Затем, поделившись впечатлениями празднуемого 1000-летия Крещения Руси, мы расстались.
В день моего рождения, неожиданно для меня, он вручил мне удивительный подарок, который бережно храню до сих пор. Это был эскиз эмблемы, посвященный 1000-летию Крещения на Руси.
Прошли десятилетия, но приятно читать написанные каллиграфическим почерком братские скупые слова: «Другу и брату во Христе Петру Абрашкину в День Рождения! 7 декабря 1988 года.
На Троицу, в праздничном номере газеты «Протестант», № 8 за 1989 год мы разместили этот дивный, великолепно исполненный и наполненный высоким смыслом рисунок.
Начиная с декабря месяца, к нам в редакцию на Мурановской улице нескончаемым потоком стали приходить письма наших читателей. Большинство верующих радовалось, удивлялось, восхищалось и беспокоилось за нас, благословляя наш труд. Редко, но были и те, кто злобствовал и просил нас не присылать им газету «Протестант». Чтобы прочувствовать то время с удовольствием размещаю некоторые из этих писем.

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:48

ЛЮДМИЛА ВЕРЕМЧУК.
г.МУРМАНСК

Мир дому вашему! Прочитала первый номер газеты «Протестант». Слава Богу, что возможности свидетельства о Христе расширяются и через печать.
Дай Бог, чтобы этот труд принес соответствующий плод в нашей стране. Конечно, я бы очень желала получать эту газету, т.к. считаю, что такая свободная форма свидетельства будет более доступна для людей, воспринимающих Слово Божие с натяжкой и боязливым недовольством.
Пусть Господь благословит вас в этом новом труде.

ГРУППА ВЕДУЩИХ
г.СУХУМИ

Новинку редкую спеша,
Мы с наслаждением читаем
И этот первый смелый шаг
Все от души благословляем!
Благодарим тебя Господь!
Ты нам приносишь больше света!
Даруй благословенный дождь
Чрез протестантскую газету!

Дорогие братья и сестра, члены Редколлегии! С огромным удовлетворением мы встретили появление на свет первого номера газеты «ПРОТЕСТАНТ». Читали нарасхват и глазам не верили. Что это правда… Сам факт выхода в свет этой газеты взбадривающее влияние на сердца, закосневшие в оцепенении какого-то необъяснимого консерватизма, связанности духа и отупения психики».

И.Г. СОЛДАТЕНКО.
пос.МАРЕФА

Получил газету «Протестант» не знаю, как начать писать письмо, и оставлю первую строку незаполненной. Прочитал передовую статью «К читателю» и не знаю, куда определить свои мысли…
Я – верующий, имеющий маленькую веру, но за свое пребывание, я насмотрелся на многое. Я сам член регистрированной церкви ЕХБ и их поддерживаю, (хотя вы скажете, надо прилепляться к Христу). Как вы смотрите на регистрацию? Кто вы такие? Где были раньше? Был ли слышен голос Ваш? Сколько лет вам всем? Сколько лет веруете? Откуда вы вышли? Я слепо не могу вам доверяться, потому, что ко мне приходили и чистые и чистейшие и пятидесятники, иеговисты, и субботники и СЦ, и все гнут на свою сторону…

М.А. ЮХНО
г.ХАРЬКОВ

Слава Господу! Сердечно поздравляем вас, дорогие труженики газеты «Протестант» с новым 1989 годом! Желаем успехов в этом труде и великой мудрости от Господа! (Иак. 3: 18). Возрадовалось сердце мое, увидев эту газету, хотелось бы помочь вам милые труженики. Мы молимся за вас и напишите, пожалуйста, как и чем вам помочь – средствами или свидетельством, или тем и тем… Я очень хочу получать вашу газету. Помогите мне в этом…

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:49

Н.Т. ПРОСАНОВ
г.МОРШАНСК

Когда прочитал газету «Протестант», то плакал – ее нельзя читать без слез. Здесь впервые были слезы радости, что Бог побуждает молодые силы на борьбу, а борьбы еще много у христианина… Я постараюсь вашу газету давать христианам, чтобы они ее читали, и если можно, то пришлите еще, очень буду рад этому великому труду. Радуюсь за всех друзей редколлегии и буду за вас молиться, чтобы ваш труд дал плоды…

А.И. ПИСКАРЕВА
г.ОРЕЛ

Мир вам дорогие братья, дорогие члены редколлегии журнала «Протестант» . Мне пришлось прочитать первый номер вашего журнала за ноябрь месяц 1988 года, и вот судя по тому, как вы абсолютно неправильно описали события, происшедшие 7 августа в г. Орле во время водного крещения членов поместной Орловской церкви, не хочется верить, что и все другое в вашем журнале верно. Ведь если мы читаем журнал «Братский вестник» на протяжении десятков лет, то мы там не читаем клеветы братьев друг на друга, всяких унижений и подстрекательств… Действия брянских музыкантов я считаю провокационными, хотя они думают, что прославляют Бога. Ведь где только они не побывают, там всегда остаются ссоры, разногласия, унижения дуг друга и всякие переживания…

СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ
г.ЛЕНИНГРАД

Мир вам! Приветствую вас дорогие братья во Христе! Сердечно благодарим вас за высланный нам первый номер христианской газеты «Протестант». Мы с глубоким интересом и искренней благодарностью к Господу ознакомились с ее содержанием и молимся о том, чтобы Бог обильно благословил ваш труд в дальнейшем. Очень хочется, чтобы это важное и нужное дело не угасло. С большим нетерпением ждем новых номеров газеты. Очень просим вас по возможности присылать их нам.

Н.Т. РУСАНОВ
г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Дорогие братья в Господе, мир Вам! Получил от вас благую весть. Рад и благодарен Господу за доброе начало. Мои вам пожелания:
1.Так как газета несет благую весть, дать ей Евангельское название «Христианин», «Вестник спасения» или «Звезда светлая».
2. Дорогие братья – редколлегия, желаю вам от Господа благословений и вдохновений на ниве Божией.
3.Мое мнение – не касайтесь внешних, а направляйте народ Божий. Приготовляйте верующих ко встрече с Христом. Правильно и лучше, когда газета будет официальной от Союза, так как издание ее - ЕХБ. Я знаю, что В.Е.Логвиненко вас поддержит. Да благословит вас Господь и дарует вам мудрое сердце! Сердечно поздравляю вас с наступающим рождеством Христовым и новым 1989 годом…

В.А. ШЕВЧЕНКО
г.ХАРЬКОВ

Мир вам! Я, мало сказать встревожен, я ошеломлен! Думаю, что вы забуксовали на старте. Не знаю ваших возможностей к публикации; сужу по содержанию статей. Не представляете, с каким восторгом раскрыл и развернул я первую газету «Протестант» от ЕХБ. Думалось, сразу понесу друзьям, знакомым, близким, - пусть читают, учатся, подражают, освещают, и с благой вестью, познают Бога, становятся на путь спасения, перестраиваются изнутри.
Прочитал… и места не нахожу. Решил написать. Неужели надо так? - думаю…. Сложно ведь было идти к такой возможности, и вы взяли курс совершенно не в ту сторону.
Отношения к вам-то я не имею никакого, но если на вашей газете стоят: «Протестант» и ЕХБ, то почему же вы начинаете не с благословения, а с проклятия? В первом номере на одной из страниц у вас напечатан призыв «МАРАНАФА?!»

Примечание А.П.П.
Маранафа (греч. μαραναθά) - фраза на сирийском диалекте арамейского языка, которая употребляется один раз в Новом Завете, а также в книге Дидахе, являющейся частью собрания книг Мужей апостольских.
Эта фраза не переведена, а транслитерирована на греческий язык, находится она в конце Первого послания Коринфянам апостола Павла (1Кор.16:22). В заключении книги «Откровение» то же самое выражение используется как молитва или просьба, но на этот раз на греческом, и переводится как «Гряди, Господь» (Отк.22:20).
В Библии с комментариями А.П.Лопухина «маранафа» переводится как «приди, Господь наш!» (в этом варианте фраза записывается как «Marana tha!»). Однако существует и другой вариант этой фразы: «Maran atha», который переводится как «Господь идет», «Господь грядет!», «Господь придет» или «Господь пришел».

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:49

ВЛАДИМИР ГАРБАР
г.РОВНО

Привет вам передает проповедник-евангелист из г. Ровно на Украине. Благодарю Господа и вас за удовлетворение от «Протестанта». Поистине убедился, что мы не одни в том большом деле, которое возлагает на нас Господь. Желаю встретиться, ибо в письме всего не скажешь. Весь 1988 год я был занят служениями в парках, диспутами в Донецке, Ровно, Ковале, - думаю, вы слышали об этом, - на открытых служениях в Молдавии, на Тернопольщине, Ровенщине, Донецке, Белгороде-Днестровском, Одессе, по церквам ХЕВ других регионов и везде убеждался все с большей силой в необходимости перемен в нас самих…

КОНСТАНТИН ВЯЗОВСКИЙ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА БАПТИСТОВ ПОЛЬШИ

Дорогие в Господе братья и сестры! Сердечно всех вас приветствую. Пишу к вам, чтобы выразить свое ликование и поощрить вас к труду на ниве печатного слова. Если это будет возможным, присылайте на мой адрес хотя бы один экземпляр вашей газеты.
Братья, не останавливайтесь на достигнутом, думайте и о брошюрах и книгах!
Желаю всем вам обильных благословений Божиих! Мы молимся за успех в вашем труде.

БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ «ЛОГОС», ФРГ.

Дорогая редакция! Просим вас по возможности выслать нам газету «Протестант»
Ваши первые номера нам очень понравились. Да даст вам Господь свои благословения в дальнейшем труде.
«…всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш нетщетен перед Господом. 1Кор.15:58.

ПЕТР ШЕСТИДЕСЯТНЫЙ
г.КРЕМЕНЧУГ, ПОЛТАВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Приветствую всех братьев, которые возлюбили более истину, нежели отдали бесплатно, как некоторые, к сожалению, свои души лукавому! Я получил еще один номер вашей газеты, чему рад, и очень прошу не забывать и впредь.
Я рад тому, что нашлись, наконец-то, кто дерзнул сказать то, что есть, а не что хотелось бы иметь. Как было ужасно слушать, когда желаемое выдавалось за действительное! Скрываемые недостатки всегда отвращали людей от Бога.
Название ни в коем случае не меняйте, так как это крик души. Это – несогласие идти в ногу с грехом.
Если газета станет официальной, то боюсь, что крик превратится в шепот, потому, что будет нельзя дать неверующим почитать эту газету вслух. Они очень чувствительны к тому лицемерию, которое было на протяжении многих лет.

АНАТОЛИЙ ЦЫМБАЛ
г.ЗНАМЕНКА, КИРОВОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

В течение пятнадцати лет проповедую Евангелие во многих церквах Украины, сам являюсь членом Знаменской церкви, знаком со многими служителями ВСЕХБ и думаю, что имею основание сделать вывод: многие современные служители, не столько созидают, сколько разрушают духовное основание Церкви (Пс.10:3).
Сколько душ стонут от режима, созданного пресвитерами, томятся, мечутся и не находят выхода. Правда подавляется ложью; лишаются самостоятельности и свободы в служении ревнители дела Божия. Служители устраивают свою земную жизнь и жизнь своих детей. Своих «протягивают» в служители, чужих» т.е. конкурентов давят, виновных оправдывают. Вот то, что я выстрадал, и имею дерзновение об этом писать и говорить.
Так дальше нельзя! Я и мои друзья потеряли доверие к служителям ВСЕХБ, _ они не приведут Церковь к пробуждению. Нужны делатели от Господа жертвенные, преданные Ему, и только Ему, и всем сердцем любящие Иисуса! О, как я ожидаю таковых и молюсь об этом! Как надоел формализм, обрядность, мертвость! Как хочется, чтобы реки воды живой потекли по просторам нашего земного Отечества, как хочется действия Духа Святого и силы Божией! Мне и моим единомышленникам хочется правды, простоты и любви!
Умоляю вас, будьте объективными, пишите правду, не бойтесь последствий! Молодежь жаждет правды и свободы духовной. Да употребит вас Господь для пробуждения народа Божьего!
Я вас не знаю, но, впервые прочитав второй номер вашей газеты, был восхищен статьей «Созидание Церкви» Сергея Логинова из г.Винницы. В таком духе и пишите, - вот это то, что нужно современным верующим – справедливое толкование, а не «замазывание» имеющихся у нас фактов. Молодежь жаждет ваших газет!

СЕМЬЯ КОЛОБАЕВЫХ
г. РОСТОВ НА ДОНУ

Получил три номера газеты «Протестант». Нет у меня нужных слов, чтоб выразить вам благодарность! Скажу просто, да вознаградит Вас Господь!
Мое сердце полно радости. Подумать только христианская газета в нашей стране, и сотрудники ее принадлежат к нашему Братству. И очень печально, что ВСЕХБ заявляет: «Газета не имеет ни какого отношения к ВСЕХБ». Если б эти слова были сказаны несколько лет назад, то это была бы санкция на арест всей редакции. Мне кажется, это предательство. Да простит их Бог.
Мое сердце в тревоге: ВСЕХБ ничего не делает для народа Божия.
До сих пор остается тайной, куда тратятся миллионы, вырученные за Библии и Евангелия?
От съезда к съезду обещают улучшить журнал, но это на словах, - на деле все по-другому. И если б не Бог, который расположил братьев с Запада, то мы до сих пор не имели б Слова Божия.
Не думайте братья, что я принадлежу к отделенным. Нет! Я член нашего Братства и дьякон Ростовской церкви.
Пусть вас Господь благословит! С любовью – семья Колобаевых.

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:50

5 марта 1989 года в Центральном доме туриста состоялась первая встреча редакции газеты «Протестант» с издателями христианской прессы и литературы. На встречу прибыло около 70 человек. Было много участников и из других городов. Заинтересованный и доброжелательный дух этой встречи остался в моей памяти. В работе конференции приняла участие группа молодежи, которой руководил Александр Кузнецов. Их культурно-просветительская программа украсила вечер, создав высокий духовный и эмоциональный настрой у присутствующих.
В дискуссиях приняли участие Эл Джонсон, директор издательства «Нома Пресс», переводил его Толя Руденко, г.Минск; Марк Смирнов, православный клирик и публицист; Владимир Гарбар, сотрудник журнала «Евангелист», г.Ровно, Николай Корнилов, Николай Шалатовский, Дмитрий Кузнецов, Сергей Логинов, г.Винницы; Вера Кадаева, сотрудница журнала «Братский Вестник», и легенда нашего времени Александр Огородников, главный редактор «Бюллетеня христианской общественности».
Позднее, в середине апреля британский пастор Дик Роджерс привез для редакции журнала «Бюллетень христианской общественности» дар христиан из Европы – печатный офсетный станок. Печатный станок был изъят на таможне «Шереметьево II», к сожалению, как это часто бывает на просторах нашей необъятной Родины, до сотрудников таможни перестройка еще не дошла.
Говорят, что в нашей стране еще можно найти места, где не знают, что в 1917 году произошел в Петрограде переворот.
Так вот, когда таможенники проявили такую «принципиальность», и стали действовать в доперестроечном духе, то они уже заведомо проиграли, потому что вступили в схватку с человеком, который в своей жизни не знал компромиссов.
8 мая, Христианин с большой буквы, Александр Огородников и редакция журнала объявили голодовку с требованием вернуть станок. В Лондоне также с 8 мая голодовку солидарности проводил пастор Дик Роджерс. Голодовка продлилась до 15 мая.
В защиту редакции «Бюллетеня христианской общественности» в эти тревожные дни мы также внесли свою лепту, и написали об этом беззаконии в нашей газете. Вскоре печатный станок редакции журнала вернули.
Весной и летом этого года мы в основном были озадачены предстоящими политическими выборами и изменениями в законодательстве. Мы часто собирались в редакции, обсуждали прошедшие и предстоящие события в церквах, молились о том, чтобы в нашей стране восторжествовали демократические законы. Мы все хотели перемен, и дух свободы ощущался во всех сферах нашей жизни. Помню, как к нам в издательство пришел православный священник Глеб Павлович Якунин, с просьбой поддержать его на предстоящих выборах. В 1991 году, он все-таки стал депутатом Государственной Думы. Приходили и другие политики, и некоторые из них также получали нашу помощь и поддержку.
26 марта прошли выборы в Верховный совет Советского Союза. На избирательные участки пришло 172 млн. человек, это почти 90% всех избирателей СССР. На волне демократических настроений народными депутатами были избраны А.Д.Сахаров, С.С.Аверинцев, Ю.Н.Афанасьев, А.А.Собчак, Г.В.Старовойтова, Г.Э.Бурбулис, Г.Х.Попов, А.Е.Себенцов, Н.И.Травкин.
В апреле стали распространяться слухи о том, что скоро Константин Михайлович Харчев будет отстранен от должности председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР.
Мы христиане Советского Союза, очень хорошо относились к этому профессиональному дипломату и интеллигентному человеку. Происходящие положительные процессы связывали с его именем. Интервью, которые он дал писателю Александру Иосифовичу Нежному и опубликованное в журнале «Огонек» № 21 за 1988 год. было у всех нас на устах.
Под его председательством Совет зарегистрировал почти две тысячи религиозных организаций, он содействовал передаче верующим культовых зданий и имущества, осуществлял упорядочивание нормативной основы, включая отмену секретных циркуляров 1960-х годов.
Естественно, собравшись в редакции расширенным составом, мы сообща составили телеграмму, и отправили ее по трем адресам.

ТЕЛЕГРАММА

Председателю Совета Министров СССР
т.Рыжкову Н.И.
Главному редактору журнала «Огонек»
т. Коротичу В.А.
Главному редактору газеты «Московские новости»
Т. Яковлеву Е.В.

Обеспокоены распространяющимися слухами об отставке, Председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР, Харчева К.М.
Просим дать разъяснение в печати.

Члены редколлегии газеты «ПРОТЕСТАНТ».

24 марта 1989 года

С 25 мая по 9 июня 1989года, в Кремлевском Дворце Съездов проходил первый Съезд народных депутатов СССР.
27 мая, во время работы съезда, был отстранен от должности К.М.Харчев. В этот день мы написали письмо к М.С.Горбачеву.

Председателю Президиума Верховного Совета СССР
Горбачеву М.С.

С удивлением узнали, что во время работы Съезда Народных депутатов освобожден от должности Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР, Харчев К.М.
Ранее средства массовой информации справедливо давали положительную оценку его деятельности, направленную на восстановление ленинских принципов отношения к религии, церкви, верующим.
Опасаемся, что за этим последует и изменение политической линии во взаимоотношениях церкви и государства.

Верующие Братства евангельских христиан-баптистов.

27 мая 1989 года

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:50

В один из дней съезда, по поручению редколлегии встретился с депутатом Верховного Совета, академиком Сергеем Сергеевичем Аверинцевым. По предварительной договоренности мы пересеклись с ним в метро «Библиотека имени Ленина». Там под лестницей в центре зала обсудили вопрос увольнения К.М.Харчева, и другие вопросы, связанные с изменением Закона о свободе совести. Я передал великому русскому ученому некоторые наши документы и обращения, а также рекомендации, на что надо обратить внимание при обсуждении нового закона. К сожалению С.С.Аверинцеву в этот день не дали даже выступить.
Приблизительно к 2-3 июня вокруг группы депутатов от Москвы начали объединяться наиболее активные и прогрессивные (если можно так сказать) депутаты из других регионов РСФСР и прочих республик. Накануне съезда состоялся пленум ЦК КПСС, рекомендовавший для избрания председателем Верховного Совета генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Съезд должен был обсудить процедурные вопросы, избрать ряд высших должностных лиц.
Радикально демократически настроенные депутаты сформировали оппозицию, которая получила название Межрегиональной депутатской группы (МДГ). В ее состав вошли 362 народных депутатов.
Лидер МДГ, академик Андрей Дмитриевич Сахаров потребовал передачи всей власти Советам, отмены шестой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, предложил проект нового договора между республиками, превращавшего СССР в конфедерацию.
На съезде были избраны председатель Верховного Совета М.С. Горбачев, его заместитель А.И. Лукьянов, главой правительства назначен Н.И. Рыжков.
В эти дни церковь ЕХБ г.Одинцово Московской области (пастор Николай Ильич Епишин) направила в мае 1989 года в адрес Верховного Совета СССР отзыв на проекты Закона о свободе совести. В комментариях даны предложения по главным вопросам Закона, в частности указана необходимость изменения ст.52 Конституции СССР. Эта статья Конституции формально декларировала, а фактически не допускала свободы совести, так как не допускала религиозной пропаганды, в то же время указывала на допустимость антирелигиозной пропаганды.
Верующие писали, что верить по Слову Божьему и не иметь права говорить об этом людям — значит идти против собственной совести.
Многое изменялось в эти годы. Союзные республики объявляли о суверенитете, рухнула берлинская стена, изменялись законы, открывались темницы, как мы и пели в свое время. И в 1989 году последний узник совести, одесский пресвитер Виталий Бойко, был выпущен на свободу.
Так заканчивалась история гонений и преследований верующих в пока еще существующем Союзе Советских Социалистических Республик. Но Колосс на глиняных ногах, (Дан. 2:31-35) был смертельно ранен и, уже шатался, до гибели оставалось два года. 26 декабря 1991 года страна советов перестанет существовать, и после короткой эйфории начнется новая печальная страница в жизни нашего государства.
А в нашем братстве наконец-то 26 и 27 мая в Москве состоялась Первая Всесоюзная молодежная конференция. На конференции многие делегаты высказывались положительно о газете «Протестант», но были и справедливые критические замечания. От лица украинской делегации выступил П.С.Никора, г.Николаев. Он сказал, что это положительный факт, что у нас теперь есть газета «Протестант», и что газета стала трибуной для выражения различных взглядов. Брат Никора говорил о жертвенности работников редколлегии и оперативности информации. Он одобрил положительное влияние, оказанное на молодежь в период подготовки к данной конференции, и добавил, что «Протестант» это пища для ума.
Потом он перечислил наши недостатки. Среди недостатков он назвал отсутствие доброжелательности к критикуемым, поспешность даваемых обещаний, разобщенность редколлегии, т.к. они живут в разных городах. Смущало его и отсутствие главного редактора. Также он утверждал, что у нас нет проверки публикуемых критических материалов, а есть односторонность в освящении фактов.
К сожалению, делегаты молодежной конференции не приняли ни одного документа направленного на улучшение молодежной работы, да и вообще у многих уезжающих в регионы братьев и сестер было печальное настроение. Единственное, что всеми было одобрено, так это сам факт состоявшейся конференции.
В июньском номере газеты «Протестант» опубликована статья члена Президиума ВСЕХБ Н.А.Колесникова «Народ сел есть и пить, и встал играть (1Кор.10:7)…».
17 августа в редакцию пришло грустное письмо от Александра Николаевича Фокина, в котором он печалился о том, что в г. Вологда неизвестные сожгли только что построенный молитвенный дом ЕХБ. И я вспомнил, статью «Гады из своих нор выползают» в газете «Утренняя Звезда» № 7 от 16 июня 1917 года, в которой описывается, как, в революционной России, пьяные черносотенцы бросали в окна дома камни, в котором собрались баптисты. Все повторяется в истории, только на другом витке спирали. Две тысячи лет назад апостол Павел предупреждал всех христиан: «Смотрите, чтобы эта свобода не послужила для вас, поводом к распутству…»
И все-таки не взирая ни на что в эти летние дни по московским улицам мчался экскурсионный автобус, в котором Павел Семенович Гранкин рассказывал москвичам и гостям столицы о святых людях и о литераторах проживавших в златоглавой, о христианских святынях и исторических местах, о событиях и чудесах явленных Богом на московской земле. И Москва Златоглавая в этих рассказах вновь оживала и обретала свою первопрестольную красоту и силу. Так начинало свою работу зарегистрированное экскурсионное бюро под руководством писателя и известного продюсера Павла Семеновича Гранкина. Темой маршрута была «Москва Христианская».
В ноябре в Центральном доме туриста, мы провели Первую свободную Межконфессиональную конференцию «Религиозная политика в СССР». В этой встрече приняло участие более ста человек.
В президиуме конференции сидели Константин Михайлович Харчев, Евгений Васильевич Чернецов, Михаил Петрович Кулаков, Александр Трофимович Семченко, Валерий Васильевич Борщев, Александр Иоильевич Огородников, Глеб Павлович Якунин и Николай Александрович Корнилов.
Среди участников конференции были и Сергей Иваненко, Николай Епишин, Анатолий Власов, Владимир Ойвин, Петр Новиков, Петр Рязанов, Дмитрий Кузнецов, Анатолий Руденко, да и много других известных религиозных лидеров, правозащитников, общественных деятелей и политиков.
Доброжелательную атмосферу на конференции создавали верующие Общества сознания Кришны и их руководитель Ананта Шанти (Анатолий Фёдорович Пиняев), который совсем недавно, также сидел в тюрьме за свои убеждения.
В конце 1970-х годов деятельность кришнаитов привлекла внимание КГБ. В 1980 году председатель КГБ Юрий Андропов направил в Президиум ЦК КПСС секретную докладную записку, в которой охарактеризовал деятельность Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), как «самую радикальную» из всех мистических восточных групп на Западе. Он утверждал, что ИСККОН «стремится путём отрицания коммунистической идеологии и социалистического государства, борьбы с ними увести своих приверженцев от участия в общественно-политической и трудовой деятельности в сторону мистики».
В октябре 1981 года на страницах журнала «Коммунист» первый заместитель председателя КГБ Семён Цвигун назвал кришнаитов одной из трёх величайших угроз советскому населению наряду с западной культурой и поп-музыкой. Приняв ИСККОН за «идеологическую диверсию» ЦРУ против СССР, КГБ начало кампанию репрессий против советских кришнаитов. В период с 1981 по 1987 год преследованиям за свои религиозные убеждения подверглись более 50 советских последователей ИСККОН, трое из который умерли в тюрьмах, лагерях и психбольницах.
С особым интересом мы выслушали выступление бывшего председателя Совета по делам религий Константина Михайловича Харчева. Потом выступали о.Александр(Борисов), Николай Корнилов, Сергей Маркус, Александр Огородников, Глеб Якунин, Валерий Борщев и многие другие. Все выступающие говорили о наступивших позитивных изменениях в области религиозной свободы, и в то же время высказывали опасения, что эта свобода может и закончится, если мы не будем стоять на страже.
В середине конференции пошел провожать спешащего на очередную встречу Константина Михайловича Харчева. По дороге к машине Константин Михайлович поблагодарил нас, за ту поддержку, которую в апреле и мае месяце оказали ему наша газета и многие евангельские церкви. В разговоре он не скрывал своих симпатий к протестантам. Вскоре этот достойный человек стал Чрезвычайным и Полномочным послом в Объединенных Арабских Эмиратах.
В середине декабря, некоторые газеты сообщали о предстоящем рождественском событии, и будущий директор Аудио-визуального центра издательства «Протестант» П.С.Гранкин отправил в расклейку афиши о необычном представлении. В афишах публиковалось, что 24 декабря в Московском художественном академическом театре (МХАТ) состоится премьера рождественского спектакля.
И действительно это было уникальное явление в советском искусстве. Впервые в истории советского театра продюсером и заказчиком спектакля была религиозная организация, под названием, издательство «Протестант». Эта постановка была первым опытом создания христианского театра, задачей которого было донести до людей евангельский смысл недоступными ранее средствами. Создание спектакля московским Независимым театром и показ его на одной из лучших сценических площадок страны, по словам П.С.Гранкина, стало возможным благодаря внимательному и заинтересованному отношению к эксперименту министра культуры Николая Николаевича Губенко.
24 декабря 1989 года Московский художественный академический театр, что на Тверском бульваре, заполнили зрители, многие из которых были здесь впервые. Свободных мест не было, и спектакль по пьесе Юрия Волкова «Под Вифлеемской звездой» собрал полный аншлаг. На почетных местах сидели директор театра Татьяна Васильевна Доронина и посол США Джек Мэтлок.

K I E

Опубликовано 21 октября 2012 - 06:51

Весь 1989 год постоянно думал о том, как бы улучшить оформление газеты, потому что, то, как мне до сего времени приходилось ее делать мне не нравилось, да и было очень трудоемко и тяжело. Западногерманская печатная машинка с мелким шрифтом фирмы «АDLER», подаренная нам христианами из Германии, и на которой набирались тексты первых четырнадцати номеров, храню до сих пор, - это все-таки историческая реликвия.
Как-то разговорился с соседом по дому, и он мне рассказал, что работает мастером в издательстве «Известия», что на Пушкинской площади. Показал ему нашу газету и попросил набрать в типографии некоторые статьи. Он долго колебался, но все-таки однажды взял тексты, и через пару дней принес мне набранные гранки. Вот так в мартовском номере появились статьи «Богу и людям», автор Николай Епишин и «Христос для всех народов!», автор Анатолий Смоляк набранные типографским шрифтом. В последующих номерах многие статьи были набраны профессионально, и естественно газета смотрелась более привлекательно.
В конце 1989 года, мы с Семченко поехали в Латвию, там в г.Елгава Андрей Бондаренко договорился с директором местной типографии Владимиром Александровичем Мининым, что они будут печатать нашу газету. Помню эту типографию на улице Райня, дом 27, она ни чем не отличалась от других типографий Советского Союза, но вот люди там были немного другие, более свободные и менее пораженные советской пропагандой. По всем техническим и редакционным вопросам, мне довелось сотрудничать с очень доброжелательной и красивой блондинкой Валентиной Антоновной Дзалбе, она тогда была старшим инженером.
Однажды пришлось срочно переделывать очередной номер газеты, и пару дней я жил в доме Андрея Бондаренко срочно переверстывая гранки уже готового номера. Тогда пришлось заменять одни статьи другими, вносить срочные изменения в сверстанный текст, т.е. переверстывать полосы. «Протестант» набирал обороты, мы выходили на новые издательские рубежи…
В предновогодние дни, мы с Александром Семченко, по приглашению братьев Хайнца Флорека и Якова Левена из Германии, 31декабря 1988 года прилетели в Кельн. Из этого славного и красивого города добирались до г.Гуммерсбах поездом, в тамбуре которого был телефон, из которого во время поездки можно было позвонить в любую точку мира. В соседнем вагоне работало кафе. Упав в широкие кожаные мягкие кресла, мы задумчиво смотрели в кристально чистое окно, за которым мелькали ухоженные поля и красивые сказочные домики, которые до этого мы видели только на картинках.
В Германии мы повстречались с Митко Матеевым, бывшим президентом Союза евангельских христиан Болгарии, человеком который семь лет работал в Европе с Иваном Степановичем Прохановым, и впоследствии приговоренным безбожниками к смертной казни, но чудом избежавшим исполнения приговора. Также повстречались с Хайнцем Маттиасом (Hainz Matthias) известным журналистом и председателем Рабочего кружка христианских журналистов Германии. Нас любезно встречали известные христианские издатели Валдемар Цорн и Иван Реймер. Огромное внимание и братскую любовь оказали нам Хайнц Флорек, президент Международной благотворительной организации «ORA» и Яков Левен, дивный пастор и редактор журнала «Евангельская Вера». Много времени и внимания посвятили нам Виктор Пеплау и Петр Ремпель, за что всем им мы были весьма признательны и благодарны.
Так мы вступали в новый 1989 год, и постепенно начинали познавать все прелести «загнивающего» капитализма.

© Петр АБРАШКИН