- это история о том, как меньшинство становится побеждающим. Во все периоды церкви были верные и побеждающие;
- это история подвижников, которые верою творили правду;
- это история о том, как простые люди подняли знамя истины в самый трудный период церкви в 20-30-е годы, когда установилась царство атеизма, безбожия на 1/6 части нашей планеты.
- Исторический контекст: плененная церковь
- Обретение независимости: 1923 год
- Образование Красноворотского движения
- Решения общины
- Арест В. Ф. Савельева
- Цена независимости:
- Хроника гонений, арестов, расстрелов
- Статистика мучеников по именам
- Духовное наследство Красноворотского движения (уроки истории)
Исторический контекст: плененная церковь
Орлы летают в небе, но иногда они попадают в клетку. Так и церковь. Она призвана быть свободной, но иногда она попадает в пагубную сеть зависимости от мира, от государства, от человеческих постановлений.
В 1922 году для негласного контроля духовной жизни верующих в СССР образованы:
- Антирелигиозная комиссия при Ц.К. Р.К.П.(б).
- Секретный отдел при ОГПУ.
С 1923 года, спецслужбы начали склонять служителей к негласному сотрудничеству. Невидимые нити потянулись от алтарей Божьих в кабинеты НКВД.
Запомним две даты:
- 1923 год – мир начал подчинять себе церковь через вербовку служителей
- 1926 год – мир окончательно подчинил себе духовные центры
Сов. секретно.
При содействии осведомления, достигнуто следующее:
Увеличено спец. осведомление по сектам (...) произведен раскол на сторонников и противников военной службы среди следующих сект: Евангелистов, Баптистов, Адвентистов и пр.; Кроме этого мы добились негласного руководства, как над православными церковниками, так и над сектантами.
(РГАСПИ, Фонд № 76, опись № 3, дело № 306, лист 152-159)
В 1928 году на Украине на содержание 41 секретного сотрудника ГПУ во Всеукраинском Союзе Баптистов и Союзе Евангельских Христиан, было выделено 2460 рублей из гос. бюджета. К «смете расходов ОГПУ по обслуживанию» евангельских союзов прилагается объяснительная записка в Секретариат ЦК КПУ:
«Сов. секретно.
Сеть разновидных сектантских общин разбросана по всей Украине. Для обслуживания их нам пока достаточно иметь по одному осведомителю на каждый округ. Наличие платного осведомителя крайне необходимо, в виду того, что среди них мы сейчас проводим работу о признании военной службы с оружием в руках... Наличие денежных ресурсов играет большую роль во время их вербовки... Вся имеющаяся агентура используется нами для освещения общей деятельности сект (прим.: Всеукраинский Союз Баптистов и Союз Евангельских Христиан) и проведения внутри этих объединений нашей политики...»
В каждой области Украины, а таковых было 41, действовали осведомители из числа служителей, могущих оказывать влияние на жизненно важные решения краевых съездов! Такая сеть агентов имелась во всех областях и объединениях. Через этих «осведомов» внешним был открыт доступ наводить свои порядки в церкви. Целое воинство было поставлено во святилище, чтобы осквернить его!
Сеть агентурной деятельности настолько плотно была соткана внутри церкви, настолько сильно опутаны были ею руководители союзов, что, по-человечески, из нее невозможно было вырваться организовано - только в одиночку. Однако это произошло: в Москве действовала Красноворотская церковь – она вырвалась из этих сетей организовано.
1923 год: Обретение независимости
Во все времена были верные Богу. Несгибаемые. Непокоренные. Красноворотская община ЕХ в составе 400 членов входила в состав Всесоюзный совет Евангельских Христиан (ВСЕХ). Молитвенный дом Красноворотской общины (ул. Каланчевская, д.11) находился возле станции метро «Красные ворота», поэтому за общиной закрепилось название «Красноворотская». Пресвитер церкви - Савельев Федор Савельевич (1858 г.р.).
В 1922 году 15 сентября Всероссийский Пленум Высшего совета ВСЕХ принял обращение ко всем христианским церквам в России и на всём земном шаре под названием «Голос с Востока», в котором отразил факт, что евангельские церкви в России «не желают принимать прямое или косвенное участие в военных актах».
В марте 1923 г И. С. Проханова арестовали и он провёл два месяца в Бутырской тюрьме, после чего его мышление кардинально изменилось. «Использовать Проханова для разложения сектантов» (протокол АРК).
12 августа 1923 года газета «Известия» (№ 180) опубликовала Послание ВСЕХ за подписью четырех служителей: Савельева, Андреева, Пелевина и Проханова, в котором воинская повинность вменялась в обязанность каждому христианину наравне со всеми гражданами.
29 августа 1923 года община осудила «Послание ВСЕХ» (опубликованное в центральной газете «Известия» № 180), послав руководству съезда решение общины по этому вопросу.
ВЫПИСКА из протокола общего собрания:
Общее собрание МОСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН, всесторонне рас-
смотрев вопрос о Послании ВЫСШЕГО СОВЕТА ВСЕХ, подписанного братьями Прохановым,
Савельевым, Пелевиным и Андреевым, постановило: Считать данное послание в целом мнением
4-х лиц, а потому для нас оно является недействительным.
Общее собрание поручает своим едущим делегатам на IХ Всероссийский Съезд Евангель-
ских Христиан выразить пред лицом Съезда от имени общины протест по поводу данного
Послания и просить Съезд об опубликовании в печати Послания в духе Евангельского учения.
Москва, 29/VIII 1923 года. (ГАРФ, ф. 89, оп.4, д. 165, л. 24).
Не желая нести бремя ответственности за греховные решения руководящих служителей Союза, Красноворотская община 23 декабря 1923 года на членском собрании большинством голосов (72 при 3 воздержавшихся) заявила о выходе из Всероссийского союза евангельских христиан.
ВЫПИСКА из протокола церковного собрания:
«После всестороннего рассмотрения вопроса о выходе членов Московской Общины Еван-
гельских христиан Смоленского района из Всероссийского Союза Евангельских христиан решено
большинством (72 при 3 воздержавшихся) с момента настоящего решения считать Смолен-
ский район Московской Общины вышедшим из Всероссийского Союза Евангельских христиан,
о чем известить Союзный Совет письменным заявлением».
23 декабря 1923 года.
Решение Красноворотской церкви поддержали бодрствующие верующие Рязанской, Ярославской, Смоленской и Курской областей. Они объединились: вместе писали письма узникам, высылали им посылки, вместе отстаивали свободу во Христе, осуждая греховные решения. Так, в середине 20-х годов, образовалось Красноворотское движение.
ВАЖНО: Церковь осудила грех, открыто выразила свою позицию!