Брат Саша, вера Божия, о которой писал Павел и написал брат Борис Максимович - рождается от слова Божия. "Вера от слышания, а слышание от слова Божия".
Безусловно, дети Божии не отвергают: ни духовный опыт, ни здравый смысл.
Однажды мой внук спросил: "Как бы вы сказали, живя в нашем веке, когда легче было молодежи веровать и сохранять веру, Вам в ХХ веке, или Нам в веке XXI?" На что я ответил: Вам, слушая рассказы о гонениях за веру и как нас поносили во всех средствах масмедиа, не давали учиться, увольняли с работы, разгоняли собрания, штрафовали, иных ввергали в тюрьмы и пр. и пр., то конечно, при таком однобоком вИдении прошлого, нам было тяжелее веровать и сохранять веру. Но если смотреть на Веру, как на таинственное свойство души, Которая "...от слышания, а слышание от слова Божия", - а не от чтения Писания или посещения собраний! - тогда в ХХI веке, по многим причинам, значительно тяжелее и уверовать и сохранять веру.
Но Вам соответственно Вашим обстоятельствам и искушениям, даны и соответствующие знания и пр., чтобы смогли "всё преодолевши, устоять". В ХХ веке атеисты так неумело "разоблачали" веру в Бога, что мне известно немало случаев, когда начинали ходить на собрание и веровать, наслушавшиеся атеистической пропаганды, которая не убедила их, что вера в Бога, - это дурман, и веруют только забитые старухи да неграмотные, а напротив, заинтересовала. Самый яркий тому пример. Братья решили в 1978 г. организовать на озере вблизи Харькова массовое крещение, для чего все церкви области согласились привести всех у них готовых креститься.
К тому событию мы, - ревностные мечтатели, - хотели приурочить и несвойственное, даже чуждое для русского Баптизма, крещение новообращенных без предварительного испытательного срока(в общинах ВСЕХБ до трех лет). Для чего последние собрания проводили как сугубо "призывные", а на день того "показного" крещения, втайне от служителей СЦ, пригласили "опального"Иосифа Бондаренко с его группой, т.к. у них был нужный нам мощный усилитель работающий на аккумуляторе, чтобы и на берегу озера покаявшихся, тут же крестить.
И нам пришло на мысль, что если сегодня Богу угодно то священнодейство, которое, в те годы совершалось ночью и втайне(о чем даже был псалом: "Не расскажет ручей говорливый, никому моей тайны святой..."), то как Петр, когда по слову Иисуса закинул сети "по правую сторону", они поймали 153 большие рыбы, так чтобы и у нас крещаемых набралось не менее 153-х душ. Да будет и для нас сие число, как знак Божьего благоволения - говорили мы.
Ибо знали и другое: Д. Шаповалов, баптистский пресвитер, во время немецкой оккупации организовал на виду у всех показное крещение с шествием через город к Днепру. А немцы сделали несколько фоток и переслали в США, смотрите, мол, какие немцы "оккупанты" - "они освободители от "жидо-большевицких" оккупантов(!?)". А когда Советская армия очистила Украину от немецких нацистов, взялись и за сотрудничавших с ними - полицаев, сельских старост, ОУНовцев в УПА переформировавшихся...
По 10 лет Воркутинских лагерей "схлопотали" и пресвитера Шаповалов, Татарченко, Ноздрачев, которые, по заключению суда, массовое крещение и т.п. действа, якобы умышленно превращали в показное шоу, пиар, чем подрывали авторитет СССР на Западе, и использовали фашисты для прикрытия своих настоящих планов о христианах в Украине и вообще всех её жителей, ныне читая которые кровь стынет в жилах (А кто знает и скажет, что сегодня на уме у Мировых Финансовых Магнатов(?!?).
И особо трагична была судьба Ноздрачева Кондрата. В первое воскресенье по его освобождении, мы приехав к нему домой, в Ново-Борисовку, (Белг. обл.) и повели его (он был слаб телом и мы по очереди поддерживали его под руку, т.к. идти было км 12) в общину, где до заключения он был пресвитером, и стали невольными свидетелями, как завидев его, все буквально ниже пояса опустили головы и так сидели до конца собрания, потому что на суде они от него отреклись и давали против него показания какие только хотел судья.
Мы понимали их, как и наших отцов, и не только лживый язык не высовывали, чтобы судить, а даже в сердце не осуждали их. Ибо со дней Революции, не только православный патриарх Тихон предал Советскую власть анафеме, но и большая часть руководства сектантов, особенно русских баптистов, самостоятельно, и наученные американскими миссионерами, крайне негативно к ней относились, несмотря на все усилия Советов приобщить сектантов к созиданию справедливого социалистического общества, пока в 30-ых годах у Сталина не лопнуло терпение.
Что было дальше Вам красочно расписали со всеми подробностями. Но не отметили, что подавляющая масса сектантов - а баптистов официально было 200 тысяч, - и только 25 тысяч из них расстреляли или умерли в лагерях, - а прочие не просто "оставили собрания", а стали "Лапси"(так в Римской империи называли отпавших и кто публично, чтобы получить "либелус", бросали щепотку фимиама на жертвенник в честь их богов ). А с приходом на Украину немцев, и дальше, лишь малая часть наших "Лапси" возвратились, в основном, без покаяния, и составили основу наших общин, которую в городах "разбавила" ищущая Бога молодежь. И сие надо учитывать, а не судить общину предавшую своего пресвитера.
Поэтому собранию Лапси живой пресвитер, ими преданный, как и для всех Иуд, был немым укором: "Друг, зачем ты сюда пришел?"(А думаете по другой причине Прокофьева и иже с ним, изгнали как чуждый элемент?!). Но продолжу рассказ. Когда пресвитер сказал, что собрание окончено и можно расходиться, кто-то не выдержал и с надрывом в голосе жалобно простонал: "Да пусть Кондрат хотя привет передаст". - "Да пусть" - буркнул пресвитер и сел. Кондрат всё собрание молча сидевший на краю последней лавки, встал и на удивление спокойным голосом, сказал: "Братья, где я был, просили, где буду, передавать привет и слово Иисуса Христа: "Не бросайте святыни псам". И всё. Больше никому ни слова, даже нам, ведущим его под руку домой.
Вскоре (от нервного потрясения?) Кондрат ослеп, и скоропостижно умерла его жена Марфа. И мы приезжали на её похороны. И снова так потрясло нас там случившееся, что еще долго не могли прийти в чувства. Ни дома, ни на кладбище никто ничего не говорил, хоронили молча, как "жену врага народа". И когда гроб уже опустили в яму, а Кондрат, стоявший у края, как и все слепые, глядя в небо невидящими глазами, вдруг как закричит: "МАРФА! зачем и ты меня оставила?!" и шагнул прямо в яму... Его оттудова вытащили и отвели домой. А вскоре и он умер. "Господь помиловал его" - сказала в заключение одна сестра, и помолчав добавила: "а на нас грех остался". Но я в сердце не согласился, т.к. вину и не прощаемый в веке сем грех, увидел и в других.
Шаповалов же на мой вопрос - за что пострадали? - ответил прямо: "Я был осуждён справедливо. Но действовал искренне не думая, как сие истолкуют другие; и Господь это видел и в небе я буду оправдан".
Так и мы, хотя наученные и на опыте наших отцов, совсем не думали, кто на чью голову повернет нами организуемое массовое крещение. А думали лишь о том, чтобы крещенных в тот день было не меньше 153-х душ. Поэтому зная, что готовых к крещению будет меньше, готовили и нечто на подобие авантюры - настоять, чтобы пресвитера крестили и всех в те два дня покаявшихся. И на почин, в субботу, во дворе у брата Ёськи еще до призыва к покаянию, обливаясь слезами упала на колени воровка- "домушник"; она отбыла срок и находилась на учете в милиции. А из газет начиталась, что сектанты-раскольники на своих сборищах приносят в жертву детей. И так возмутилась, что забыв всё на свете, приехала с Белгорода, чтобы найти тех***** и устроить там драку с поножовщиной.
И если сумею, выставлю фото того момента. А где-то есть и фото крещения на следующий день, как она выходит из воды, путаясь в чьём-то платье до самых пят(белых халатов для новообращенных заготовить не придумали) с сияющим от счастья лицом. А сие поведал, чтобы уверить и Вас - в ХХ веке нам веровать и сохранять веру было сравнительно легко и сладостно: Советская власть сама помогала нам сохранять Божью веру, а не только нашу - воинствующими атеистами, лекторами, КГБ, "товарищескими судами" и пр.; ибо всё то, как любящим Бога, содействовало ко благу, т.к. действовало только на плоть, хотя иногда так, что и у меня, кто никогда ничего не боялся, однажды от "мягких" слов майора, зам. по режиму, внутри всё захолонуло, словно что-то оборвалось.
А еще помню, после очередной "размолвки" с двумя чекистами, проведавшими меня на ссылке, но уже успевшего тайно сбежать, чтобы встретиться с Прокофьевым, находившимся в с. Маковское (напрямик по карте через непроходимые болота всего около 300 км, а пешком, автобусом, поездом, снова автобусом и "кукурузником" ушло в одну сторону около двух суток). То я после двухчасовой беседы "по душам" вышел от них с дрожью в ногах, думая, что они знают о моем "побеге"(а это снова срок, или используют для шантажа).
А в ХХI веке всё выглядит по иному, как писал Г. Винс, с лагерных нар за сутки перенесенный в свободные США: "У нас было ясно видно, где черное, а где белое; а здесь всё серое". И, во-первых, повторяя Павлово - умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии - мы были абсолютно свободны от угнетающих душу "забот житейских". А это то "терние", которое заглушает доброе семя и оно не дает плода(одна листва) - 8 часов , как и наши отцы, честно и добросовестно(! )- а вы хоть знаете что это такое: "добросовестно"?) отработал, а всё остальное время в твоем распоряжении; зарплата скромная , но вполне хватает быть довольным и за всё благодарить, тем более квартплата и коммунальные услуги ничтожно малые, медицина и образование - получше нежели в США, бесплатное, проезд на всех видах транспорта, - от трамвая до самолета, - мизер.
Правда, в селах было похуже, и молодежь, все после армии, как правило обосновывались в городах и крупных рабочих поселках. Пища была здоровой, без химии. На субботу и воскресенье городская христианская молодежь разъезжалась по медленно исчезающим сельским общинам, где имели возможность молиться, петь, говорить слово. Но на воскресенье вечер, старались успеть к себе в город, насладиться прекрасным хоровым пением, а после собрания находить первый раз посетивших собрание, знакомиться и вовлекать в круг наших интересов. В будни дни по вечерам мы собирались небольшими группами, где только можно, посещали больных, престарелых: на большие госпраздники и новый год, собирались душ по сто.
Иногда тихое течение жизни возмущали проповедники других вер, но и от того была только польза, а одного брата, в нашей среде уверовавшего, я сам отвел к адвентистам, сказав: здесь твое место. Над нами не было тех, кого вы именуете "пасторами", да мы бы их и не потерпели: фу, какая мерзость - проповедовать Евангелие за деньги быть "впереди стоящим" в церкви. А таким как Прокофьев, Надежда Петров(н)а и им подобным, были от сердца рады - они призывали к жизни в духе, увлекали мечтой о Великом пробуждении в нашей стране. (На которую, к сожалению, английские спецслужбы, как наживку на крючок, нанизали идею Чрезвычайного Всесоюзного съезда, вылившуюся в "отделение от "низко падшего ВСЕХБ"; о чем подробней можно найти на моем сайте "имеющий уши да слышит").
Одним словом: нам было не тяжко, а приятно жить в той скудости, ища утешение в Духе Святом. А вот нынешняя свобода распалила в сердцах людей неосуществимое "желание обогащаться" и мамона стал для многих богом. И если "за умение жить в скудости" я бы поставил если не пятерку, то 4+; а "за НЕумение жить в изобилии" - двойку, если не "кол". Однако, Павел сначала написал "умею жить...", но спохватившись, уточнил: "НАУЧИЛСЯ"... жить и в обилии и в недостатке; "всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе".
Итак, " тернии" - желание "обогащаться"- это пол беды, точнее беда (или горе), незримо ведущая к кораблекрушению в вере, - гангрена (злокачественная опухоль, рак), но прямо о том говорить, что палкой в осиное гнездо; и Вы лучше помолитесь, а я, как обычно, начну о том издали. Рука36'.