Наверх
Наверх

Оливье Мессиан - "Бах протестантизма"

Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2

Kostya Xazhipow R

Пользователь
подробнее
Как-то раз в музыкальном магазинчике увидел кассету под названием "Образы слова "аминь"". Автор Оливье Мессиан. Ни до не после в магазинах я этого автора не видел. Мызыка на на очень любителя. Дал послушать одному своему знакомому. Так он сказал примерно следующее - не для моего утончённого слуха. Музыку впору использовать для звукового оформелния фильма "Алекандр Невский"
Когда я решил посмотреть биографию сего композитора, то оказалось ,что его произведенияочень сложны для исполнения, а также его прозвали "Бах протестантизма". Музыка - академический авангардизм.
Вот стоатья из интернета о биографии.
Оливье Мессиан – музыка незримого

«Иоганн-Себастьян Бах и Оливье Мессиан – вот два великих “утешителя” западной музыкальной культуры». Эти смелые слова известного бельгийского музыковеда – ученика маэстро – верно определяют исключительную ценность творчества Мессиана в культурном наследии современности. Музыкальный и духовный путь Оливье Мессиан родился 10 декабря 1908 года в Авиньоне. Новорождённого крестили через 15 дней, в праздник Рождества. Его отец, Пьер Мессиан, – крупный литератор, переводчик Шекспира на французский язык, мать – знаменитая поэтесса Сесиль Соваж, к сожалению, менее известная в наши дни. Мессиан рано начинает заниматься музыкой. Страстная любовь к ней овладевает его сердцем после знакомства с оперой Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Вскоре семья переезжает в Гренобль. С той поры горы Дофине станут для Мессиана его «настоящей родиной». До конца своих дней он будет возвращаться сюда, в маленький домик на берегу озера Лаффрэ, всякий раз, когда выдастся такая возможность. Среди этих величавых, пленительных пейзажей он напишет большую часть своих произведений. Завершив к двадцати годам основное музыкальное образование, Мессиан начинает карьеру композитора, сочинив первое «официальное» произведение для органа. Это прославляющий Евхаристию «Пир Небесный», написанный в 1928 году. В 1931-м Мессиан получает место постоянного органиста при церкви св. Троицы в Париже – должность, которую он с редким постоянством будет занимать до самой смерти в 1992-м году. Со всего мира люди приезжают послушать его импровизации за богослужением. Одно за другим из под пера маэстро выходят сочинения, отмеченные творческим и новаторским гением, отданным служению вере. Произведения для оркестра, органа, вокальные сочинения, фортепианная и камерная музыка – всё это являет собой многообразие выстроенных из звука «святилищ», где Любовь и Слава Божья становятся почти осязаемыми. Невозможно описать на бумаге это художественное богатство, это воплощённое в музыке богословие… Вслушаемся хотя бы в названия: «Видение вечной Церкви», «Вознесение», «Рождество», «Двадцать размышлений о Младенце Иисусе», «Месса Пятидесятницы», «Краски Небесного града», «Et exspecto resurrectionem mortuorum», «Преображение Господне», «Размышления о тайне Троицы», «Святой Франциск Ассизский», «Книга Пресвятой Евхаристии»… И сколько ещё шедевров! Любовь божественная и человеческая В 1932 году Мессиан женится на скрипачке Клэр Дельбос, которая подарит ему его единственного сына, Паскаля. Для неё он сочиняет сборник «Поэм на Ми», в которых превозносит таинство брака. Он же пишет и тексты для большинства своих вокальных произведений. В годы войны Клэр настигает тяжёлая болезнь, которая унесёт её в 1959-м… В 1942 году в Парижской консерватории Мессиан знакомится с Эвон Лорио – одной из своих студенток и талантливой пианисткой, способной с поразительным мастерством исполнять не только классический репертуар, но и самые сложные произведения современников. Она становится главным исполнителем его фортепианных сочинений, которые отныне маэстро будет посвящать только ей. «Мучительная страсть» зарождается между этими двумя незаурядными личностями – убеждёнными католиками, для которых узы брака, связывающие композитора с его женой, святы… Свидетелем той поры стала написанная в 1948 году «Турангалила-симфония» - грандиозный шедевр, вдохновлённый легендой о Тристане и Изольде. В течение многих лет Мессиан живёт отдельно от своей жены, страдающей психическим заболеванием и находящейся в изоляции. Но только в 1961-м, спустя два года после смерти Клэр Дельбос, Мессиан вступит в брак с Эвон Лорио. После смерти своего прославленного мужа эта великая пианистка будет ещё долгие годы работать над его творческим наследием. Музыка, ведущая к Святому Сердцу В 1940 году Мессиан попадает в лагерь для военнопленных в Силезии. Вместе с ним эту участь разделяют и другие музыканты. Там он пишет «Квартет на конец времён», который в январе 1941-го они исполнят перед заключёнными лагеря и немецкими солдатами. Пятая и восьмая пьесы квартета, названные, соответственно, «Хвала Иисусу Предвечному» и «Хвала Иисусу Бессмертному», – не что иное, как мгновения глубочайшего поклонения, в своей сокровенной и вместе с тем пламенной красоте приоткрывающие нам тайну израненного Сердца Христа. К числу сочинений духовной направленности принадлежат и написанные Мессианом в 1944 году «Три маленьких литургии Божественного Присутствия», совершившие переворот в музыкальной культуре той эпохи. По выходе из лагеря в 1942 году композитор начинает активную педагогическую работу в Парижской консерватории, сперва как преподаватель музыкального анализа, затем – композиции. Эту деятельность он оставит только в 1978-м, и несколько поколений музыкантов будут воспитаны на его богатейших знаниях и живом общении с ним. Музыка и птицы Пение птиц было страстью Мессиана! Несметное число записей сохранилось от тех бесконечных часов, которые он проводил в полях и лесах, горах, пустынях, среди ледников и на берегу моря… Начиная с 1950-х годов мир природного звука заполняет его всё больше. Это найдёт своё выражение в одном из его шедевров для фортепиано – «Перечне птиц», написанном в 1958 году. Детское, исполненное поистине францисканского восхищения природой! Для этого мистика, влюблённого в Божие творение, птицы были «маленькими служителями неземной радости». Музыка и цвет Одним из основных элементов творчества Мессиана можно назвать «синопсию» – эту уникальную способность ассоциировать звук с цветом и наоборот. Витражи церкви, радуга в небе, закат солнца – всё будто подсказывало ему эти роскошные аккорды, которые сам он называл «цветомузыкальными». Стоит ли говорить о том, в какой мере яркие краски Апокалипсиса вдохновили Мессиана на создание многих великолепных произведений! Музыка и Вечность В 1991 году Мессиан пишет своё последнее сочинение – цикл оркестровых пьес «Вспышки над Вечностью…». Это станет музыкальным и духовным завещанием композитора, хотя тогда ничто ещё не предвещает его скорую смерть. Завершающая пьеса цикла «Христос – свет Рая» стала последней точкой в творениях Оливье Мессиана, стоявшего на пороге вечности. Он умер в Париже 27 апреля 1992 года. Тайна его жизни и творчества удивительным образом раскрывается в словах, которые он вкладывает в уста святого Франциска, покидающего эту жизнь: «Музыка и Поэзия привели меня к Тебе, Господи… Господи, Господи, озари меня Твоим Присутствием! Избавь меня, опьяни меня, ослепи меня навеки преизбытком Твоей правды». Свет этой лучезарной веры пронизывает всё творчество Оливье Мессиана, получившее мировое признание, и делает композитора истинным свидетелем безграничной Божьей Любви.

Батицкий Павел Георгиевич

Местный
подробнее
Ммда. Говорить о его христианстве не приходится. Он католик и этим всё сказано. Если христианин сожительствует с посторонней женщиной, то либо он не христианин, либо я что то не понимаю.
А называть его Бахом протестантизма могут лишь те, кто ни Баха не слышал и кто о Боге вобще имеет самое смутное представление.
А музыка хороша не для фильмов, а для тюремных камер с террористами. Один час такой музыки и "раскалываются" все.
Слабонервных прошу линк не открывать, а если решитесь, то не перед сном. И слушать без детей.
Жалкая попытка подражать Шостаковичу.


Изменено: pbatitsky, 13 апреля 2009 - 12:10


Kostya Xazhipow R

Пользователь
подробнее

Ммда. Говорить о его христианстве не приходится. Он католик и этим всё сказано.

Стоп. В связи чем католику отказано вправе быть христианином.? Насчёт музыки - разве Бог только в лёгком дуновении ветра? К тому же я указал музыка Мессина - академический авангардизм.

K I E

Местный
подробнее

Стоп. В связи чем католику отказано вправе быть христианином.?

Может быть в связи с еретичностью учения это конфессии? ;-)

Карнаухов Павел Петрович

Местный
подробнее
А Ян Гус - он был еретик?

Михеев Андрей Юрьевич

Местный
подробнее

А Ян Гус - он был еретик?

угу, в некоторых вопросах. Просто скорее всего благодать Божия не успела совершить в нём окончательную работу - сожгли очень быстро...

Карнаухов Павел Петрович

Местный
подробнее

угу, в некоторых вопросах. Просто скорее всего благодать Божия не успела совершить в нём окончательную работу - сожгли очень быстро...


Я не совсем понял, это шутка?

Батицкий Павел Георгиевич

Местный
подробнее

Стоп. В связи чем католику отказано вправе быть христианином.? Насчёт музыки - разве Бог только в лёгком дуновении ветра? К тому же я указал музыка Мессина - академический авангардизм.

Бог - это гармония во всём, а в музыке особенно.
А вот как выглядело бы послание к примеру Ефесянам если бы его написал Оливье:

@ъ$%^%$Ъ@%^&**&^%$ъ@!^&*((&%СДФВЦХБВ!!!????!@Ъъ@$%345654%^675..............<><><>>>><><><<$%

Лучше бы он делал салаты по имени своего тёзки. Режь всё и мешай в кучу.
Будучи объективным добавлю, что салат Оливье предпочитаю винегреду и холодцу :-))

Kostya Xazhipow R

Пользователь
подробнее
Видения "Аминь". Семь пьес для двух фортепиано
1. Amen de la Creation
2. Amen des etoiles, de la planete a l'anneau
3. Amen de l'agony de Jesus
4. Amen du Desire
5. Amen des Anges, de Saints, du chant des oiseaux
6. Amen du Judgement
7. Amen de la Consommation
Оливье Мессиан - одна из противоречивых фигур во французской музыке. На творчество композитора большое влияние оказала эстетика символизма с его религиозной экзальтацией, культом Христа. Творчество Мессиана пронизано теолого-мистическими идеями, многие его сочинения связаны с религиозной тематикой (часто использует сюжеты Священного писания).
Фортепианный цикл "Аминь в видениях" Мессиан написал в 1943 году, вскоре после возвращения из немецкого лагеря для военнопленных, а опубликовал и впервые исполнил в 1950 году.
Композитор сопроводил сочинение подробным комментарием и сделал ссылки на текст Библии.
Аминь Творения. Бог сотворил мир, воистину сотворил. Мессиан цитирует "Ветхий Завет": "Бог сказал: да будет свет, и стал свет". Из вечного Хаоса, бездонной ледяной тьмы возникает проблеск света, и постепенно Свет заполняет собой весь мир. Тема Творения проходит через всё сочинение, как рефрен "Аминь": помни, это Бог сотворил мир и всё сущее в нём.

Аминь звёзд и планеты, окружённой кольцом. Вселенная бесконечна, и бесконечно разнообразие её форм. Единым целым делает её лишь одно общее начало - бесконечное движение.

Аминь агонии Иисуса. Главная мысль этой части: Воистину, Христос умер, чтобы спасти погрязший в грехах род человеческий. В 1943 г., в разгар самой страшной из войн, Мессиану была близка идея страдания во имя искупления. Пьеса строится на трёх темах: проклятье Бога-Отца грехам рода человеческого, плач Иисуса в Гефсиманском саду, - эта, по выражению автора, "безмолвная кульминация части", и жалоба - стенания умирающего на кресте.

Программа двух следующих частей лишь опосредованно касается Библии, но лишь суть философские размышления Мессиана о мире.

Аминь желания. По Мессиану, желание есть одно из важнейших начал, движущих миром, но здесь его следует понимать в божественном, свободном от страстей смысле.

Аминь Ангелов, Святых и птичье пение. Самый светлый и самый мистический эпизод цикла. Мессиан объединяет небесное и земное, но весьма причудливо: небесное - Ангелы и Святые - бесплотно, и так же бесплотно земное - неосязаемое, невидимое птичье пение. Тема Ангелов строится на грегорианском хорале, в неё вплетается тема Творения, и, наконец, "видение" птичьего пения, где автор воспроизводит голоса соловья, дрозда, зяблика.

Аминь Страшного Суда. Воистину, это будет! - говорит Мессиан. Вострубит Седьмой Ангел, и свершится Божий суд над родом человеческим. Стенания грешников прерываются Высшим Приговором - его тема, ("три застывшие ноты", как их назвал автор) проходит рефреном через весь эпизод.

Аминь Свершения - Аминь Конца Света. Воистину, круг замкнётся: после Страшного суда придёт конец нынешнему страшному миру: праведники обретут в Раю вечную жизнь, славя величие Всемогущего. В финале цикла - одно из лучших в мировой музыкальной литературе для фортепиано воспроизведение колокольного звона.

Исполнение "Аминь в видениях" Марией Паршиной и Юрием Диденко является своего рода уникальным и получило высокую оценку музыкальной прессы Бельгии и Великобритании. А английский журнал "Pianoforte" назвал интерпретацию пианистов монументальной и поставил эту запись в один ряд с первой записью цикла, сделанной самим Мессианом.

Батицкий Павел Георгиевич

Местный
подробнее
Что бы не тратить попусту время на пустые словопрения скажу лишь одно.
Если бы Мессиан сам лично не описал бы о чём его опусы, `то ни одному здраво и не здравомыслящему человеку не пришло бы это на ум.
А если бы он сообщил изумлённой публике, что его опусы описывают запуск ракеты или визит Сталина в Потсдам в 1945 году, то она так же поверила бы и назвала его гением. А король то голый.

Черенков Павел Михайлович

Новичок
подробнее
Ну так опустите слова из любой христианской песни, и ни один здравомыслящий человек никогда не скажет вам, что это музыка христианская...)

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее

Ну так опустите слова из любой христианской песни, и ни один здравомыслящий человек никогда не скажет вам, что это музыка христианская...)


Я думаю что это не совсем верно.
Так как Христианская музыка (не современная) всё же отличается от мирской.

Хотя есть и современная музыка вполне отвечающая требованию Христианской музыки.

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее
Вообще то Бах не является эталоном Христианской музыки Опубликованное фото

Wall Eduard Владимирович

Местный
подробнее
А причём здесь протестантизм?
Он же был католиком!
А вот Бах как раз таки протестантом.

Субачев Александр Николаевич

Местный
подробнее
Музыка без слов,это как молитва на незнакомом языке. НЕ НАЗИДАЕТ.

Semenov Boris Borisovich

Администратор
подробнее

Музыка без слов,это как молитва на незнакомом языке. НЕ НАЗИДАЕТ.


Но когда ты знаешь слова гимна, тогда может и назидать. ИМХО

Черенков Павел Михайлович

Новичок
подробнее
Вывод: христианской или нехристианской музыки не бывает. таковой ее делает только текст. Логично?

Черенков Павел Михайлович

Новичок
подробнее
Опубликованное фото Сообщение от aleksandr subachev Опубликованное фото
Музыка без слов,это как молитва на незнакомом языке. НЕ НАЗИДАЕТ.


Вывод: христианской или нехристианской музыки не бывает. таковой ее делает только текст. Логично?

Черенков Павел Михайлович

Новичок
подробнее

Вообще то Бах не является эталоном Христианской музыки Опубликованное фото


Да уж, а каково было его современникам... Реальное экстатическое начало присутствует во всех его духовных произведениях. Современныйслушатель его не чувствует, но те, ктожил в однос Бахомвремя, свидетельствуют, что его фуги заставляют пуститься в пляс. Гензер, ректорпротестантской школы Св. Фомы, где работал кантором Бах, писал, что когдатот репетирует, «…ритм овладевает всеми его конечностями…Тому, кто обладаетслухом и тому,кто способен двигаться, „Глория“ Баха может придать гораздо большевоодушевления, чем любые достижения нашего пресытившегося мира».
А вот что пишет о духовной музыке Бахасовременный христианский музыковед Вилфрид Меллерс: «Это апофеоз танца…Чтобыправильно исполнить „Cum Sancto“ [Cum Sancto Spiritu (С Духом Святым) из си-минорной мессы] и многие другие подобные пассажи Баха, необходимонаучиться раскачиваться не хуже, чем в наши дни это делает цветное население Северной и Южной Америки, славящееБога…»

Ну а сейчас, конечно, это воспринимается совсем по-другому...

Черенков Павел Михайлович

Новичок
подробнее

Музыка без слов,это как молитва на незнакомом языке. НЕ НАЗИДАЕТ.



Вывод: христианской или нехристианской музыки не бывает. таковой ее делает только текст. Логично?


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2