Наверх
Наверх

Урок пения

подробнее
Брат Дэвид по просьбе брата и сестры провел урок пения по системе shaped notes, которая идентична нумерической системе (1-7), имевшей хождения и до сих пор используемой немецкими браско-менонинискими церквями в Сибири и в Оренбуржье.

Я выложил файл урока здесь (на англ. языке). К концу урока мы смогли спеть один гимн.

http://www.anabaptis...usic lesson.ogg

А потом еще один русский минорный гимн переведенный на английский (тоже выложен). Певцы как вы видите мы никакие, но для первого раза распева на 4х голосное пение - сойдет.

http://www.anabaptis...ow_my_friend.og g

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Все понятно. Теперь все будем петь по shaped notes. От модераторов не отставать!

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Я тут попробывал немного, и действительно легко учить песни по таким нотам и учить на разные партии. Конечно надо еще и выучить немного и такт, но в целом если есть зачатки музыкальной грамотности то вообще хорошо.
Удобно, то что детей быстро можно научить петь по голосам.

Truderung Sergey Романович

Местный
подробнее

Я тут попробывал немного, и действительно легко учить песни по таким нотам и учить на разные партии. Конечно надо еще и выучить немного и такт, но в целом если есть зачатки музыкальной грамотности то вообще хорошо.
Удобно, то что детей быстро можно научить петь по голосам.



Я что-то подобное лет 20 назад видел в деревнях у немцев, у них тоже были какие-то значки заместо нот, мне так было интересно, но ничего не понятно. Мы тогда по нотам пели, а тут что-то небывалое.

подробнее
Они до сих пор в хождении в Сибири, например в Омском братстве.

Лангинен Александр Александрович

Местный
подробнее

Они до сих пор в хождении в Сибири, например в Омском братстве.


Любопытный способ овладения пением. Я такое вижу впервые. Думаю, это актуально для церквей глубинки. Где нет людей, либо мало с музыкальным образованием. Возможно неплохо было бы издать брошюры, для обучения поющих.

подробнее
Сегодня в собрании один брат сказал, что у него есть прохановский сборник "Гусли", изданный в Гольбштате (одном из менонитских поселений) в 1904 году с <b>цифирными</b> нотами. Ему одна сестра, которая пронесла его через годы гонений отдала, когда умирала. Брат обещался дать сию редкость для оцифровки, так что будет хорошее пополнение к колекции сборников на страннике. Я еще этот сборник не видел.

Для примера цифирной нотной записи прилагаю пример из одной книги по истории менонитских поселений до 1870 годов.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Влад меня поправит может быть, но как я понял насчет shaped notes что там упрощена система, что бы все мелодии состояли из 7 нот. Тоесть как бы стараются выбрать начало с такой ноты что бы полутонов было минимум.

Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее

Кто не понимает суть, то это примерно как с Виндовоза пересесть на ДОС... Просто и удобно!..


Marchenko Mikhail P.

Местный
подробнее

Кто не понимает суть, то это примерно как с Виндовоза пересесть на ДОС... Просто и удобно!..


А еще удобней на печатную машинку перейти... если надо печатать, а если не надо, то можно так "просто пешком"...

подробнее
Зачем иронизировать. Нампример, большинство серверов в сети работает на линуксе. И там большинство управления системой идет через консоль. Shaped notes популярны во многих церквях в США, не обязательно менонитских. И большинство серьезных музыкальных програм их поддерживают. Другой вопрос, что славянских кругах они мало известны. Но это не означает, что они не пригодные. Большое преимущество их в том, что например если дать совершенно незнакомый гимн скажем группе из 4-8 человек менонитской молодежи - они с листа споют ее на 4 голоса не разу не слышав доселе. При этом на 2-3й раз уже учтут все огрехи и будут петь без единой фальшивой ноты. Мне просто приходилось быть на таких братских спевках, где разучивали незнакомые гимны. К 3му разу пели обычно все чисто. И это не были хористы, а обычные прихожане.

Marchenko Mikhail P.

Местный
подробнее

Зачем иронизировать.


Действительно незачем...
Там где нет знакомства с обыкновеными нотами, нотным станом и елементарными познаниями в музыке, этот метод преподования возможно так же хорош как и печатная машинка... Но если уделять время для обучения детей музыкальному познанию, то я не уверен, что упрощенный метод (в данном случае этот, знаками) есть единственным и правильным.

Когда-то и мои дети начинали учиться музыке, скажу свое наблюдение. Учителей мы им не нанимали, а учебники преобрели. Они самостоятельно, даже без нашего "подталкивания" это преодалели, и продолжают в этом направлении продвигаться. Главный двигатель - желание уметь петь, играть. Мы как родители конечно поошряем, но заставлять не заставляем.

Так что, обыкновенные ноты для детей так же легко постигаемы, как и фигурки, значки и прочее.

Желание быть уникальным? Или что должно стимулировать переходить на систему отличную от общепринятых нотных знаков. Я не уверен, что это правильный путь. Это все равно, что начать создавать свой алфавит, язык, и т.д. Хотя в конечном итоге все что мы хотим достигнуть, это общение с другими людьми. В вопросе с уроком пения - петь и играть, как бы не пришлось учиться одному, затем переучиваться другому.

Кстати сказать, учиться печатать рекомендуют на простой печатной машинке, а затем уже комьпютерные клавиши. Хотя, если разобраться, миллионы людей до сих пор живут без комьютера и печатной машинки. Так же и с пением, можно петь и вообще без нот, знаков - как я сказал "просто пешком"... Главное, чтобы душа пела!


Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее

Зачем иронизировать.

Ну не обижайся, Влад.
Я же за то и говорю, что кому-то ДОС в самый раз, а кому-то Линукс.
Если ограничить свой музыкальный мир только общим четырехголосым пением, то большего и не понадобится.
Но все же это маргинальная система.
Она кончается там, где начинается более развитая музыка - начиная с хоровой, а уж об инструментальной, особенно оркестровой, и речи не может быть на такой системе.
Недаром все же все современные сборники написаны в итальянской системе.
Кстати, в славянском братстве эта система давно ушла в прошлое. Она была популярна особенно в довоенные годы, именно из-за своей простоты в освоении.
Потом музыканты осознали и ограниченность данного пути, и пошли другим путем.
Я бы лично советовал просто изучить обычную нотную грамоту: временные кажущиеся затруднения с лихвой окупят себя впоследствии.



подробнее
Мы говорим не об оркестре, и не об хоре. А об обычных прихожанах. Может быть в США иммиграционную визу давали только хористам (по экзаменам в посольстве наслышан, что по богословию там гоняли конкретно), и в америке все владеют в совершенстве "итальянской" нотной грамотой.

А на практике в церквях и здесь в Канаде и в России, где много людей обращенных из мира, большинство прихожан не умеют толком петь. Поэтому эта система расчитана, чтобы в собрании пели ВСЕ, и более-меннее нормально, не в унисон, и не в козлетон, а на 4 голоса. Когда общим пением поются наши старые штундисткие гимны на 4 голоса - совсем другая сила пения, чем когда только сопрано под аккоманимент пианина, которые пытается выравнять "неровности" и "разночтения" в мелодии, которую каждый запомнил на свой лад.

Приходилось и в хорах видеть такое, когда регенту приходилось проигрывать партию каждого. Те запоминали наизусть, а ноты только помогали им знать, где "чуть выше" и где "чуть ниже".

Shaped notes - их преимущество в том, что они соответствуют обычной нотной записи, только головки нот имеют определенную форму. Поэтому по ним могут петь все - кто владеет обычной, и кто нумерной/фигурной.

А оригинальности здесь нет. Эта система довольно старая и существует давным давно. Ею пользуются большинство американских акапельных квартетов, которых в непрофесионализме не обвинишь. И многие серьезные сборники песен издаются в обоих форматах. Когда заказываешь, обычно есть две опции (shaped notes или round notes). Конечно известно что иструменталисты всегда противились использованию shaped notes. Но некоторые баптисткие церкви и churches of Christ в южных штатах используют их.

Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее

А на практике в церквях и здесь в Канаде и в России, где много людей обращенных из мира, большинство прихожан не умеют толком петь.

Проблема такого рода заключается не столько в нотной системе, сколько в регентах.
Точно так же как и при возникновении новых общин и групп самая острая нужда не в Библиях, а в людях, которые бы ее изъясняли, то есть, в пастырях, проповедниках.
А за ними и в регентах. Ибо какую ни дай людям систему, все равно нужно чтобы кто-то научил и показал как всем этим богатством пользоваться.
А в более "потомственных" церквах обычно такая нужда не столь остро ощущается потому что дети сызмальства запоминают мелодии гимнов.
Я вот например все досконально помню, как меня мать водила с собой на спевки, она пела альтом, и я все эти партии хоть ополуночи могу спеть. И у нас в церкви на Украине общее пение было четырехголосое. Запоминали свои партии даже и без нот, которые были по тем временам большим дефицитом.


Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
Братья разница в подходе в баптистких церквях и анабаптистких - именно в народном и все братством подходе к пению. Там нет хоров, и они не считаются нужным, если вся церковь научена стройно петь. У нас же все направленно на профессионализм какой то группы людей, а другие слушатели. Это этого у нас когда собираются простые люди то и спеть нормально не могут не то что на несколько голосов, а вообще спеть. Нам нужен и регент и еще кто нибудь, еще и пианоно что бы просто взять мажор или минор - for primitive churches это не надо. Они и так смогут взять тебе и минор и мажор, и используют такие ноты или систему обучения что бы было доступно всем. Конечно играет роль и учение с детства, но все же надо учитывать в разнице подхода. Не зря же у нас есть выражение - "поющие" итп.

подробнее
Интересно было также мне видеть в Омской области, что многие из них ориентировались по нумерной системе даже для сопровождающего пианина. Маленькая такая линеечка была над клавишами с цифрами. И если нужно было повысить тональность гина или понизить на тон или полутона, она просто сдвигалась налево или направо. И по нумерной записи гимна можно сыграть его в любой тональности до этого никогда не играв, можно сказать сходу.

Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее

Интересно было также мне видеть в Омской области, что многие из них ориентировались по нумерной системе даже для сопровождающего пианина. Маленькая такая линеечка была над клавишами с цифрами. И если нужно было повысить тональность гина или понизить на тон или полутона, она просто сдвигалась налево или направо. И по нумерной записи гимна можно сыграть его в любой тональности до этого никогда не играв, можно сказать сходу.

Для этого пианист должен иметь более чем хорошую квалификацию. То есть, он должен владеть не только нотной грамотой, но и искусством импровизации, чтобы делать полутоновую или другую модуляцию. Или же должен быть очень хорошим слухачом, самородком. Кроме того, он должен владеть самой техникой игры.
Что-то мне не верится, что человек, который сел первый раз за пианино, может открыть цифирь и просто так модулировать. Как минимум, у него должна быть за плечами музыкальная школа.
В любом случае простота это отнюдь не упрощенность. Говоря о технической стороне дела, можно сказать что легкого пути в музыке нет.
Цифирная система не проще итальянской. Она просто более условна, и эти условности тоже надо изучать.
Это как в проповеди.
Некоторые считают: что там такого - открыл Библию, читаешь, получаешь вдохновение - и слушатели плачут от умиления... Только так получается почему-то далеко не у всех. Все равно надо Библию изучать. Хоть самоучкой, хоть по методике, хоть в семинарии, и уровень проповеди сразу будет заметен.

подробнее
ну не знаю, то были подростки лет 12-14, которые играли по такой системе. Почему я за shaped notes - потому что она включает в себя обе системы. Хочешь - по итальянской - не смотри на фигурки - хочешь по shapes - пой по ним. Универсальность.