Наверх
Наверх

Отошли ли семьдесят учеников от Христа?

Чтобы отвечать, сперва войдите на форум

Артемьев Эрик Роланович

Местный
подробнее
Очень часто приходится слышать в проповедях братьев о том, что семьдесят учеников, посланные Иисусом Христом на проповедь (Лк. 10:1), впоследствии отошли от Него, когда услышали призыв Христа есть его плоть и пить Его Кровь (Ин. 6:66). Мнение об отпадении семидесяти учеников настолько укоренено в нашей среде, что присутствует даже у такого уважаемого мной богослова как Геннадий Гололоб. Однако мне бы хотелось показать, что это мнение на самом деле не имеет под собой совершенно никакого подтверждения в Священном Писании.
Но прежде чем говорить о библейском опровержении утверждения об отпадении семидесяти учеников, отмечу, что церковное предание ничего об этом не говорит. Ни древние историки Церкви, ни отцы Церкви, ни более поздние толкователи вплоть до Нового времени ничего не говорят об этом отпадении. Возможно один из первых, кто высказал предположение о том, что в Ин. 6:66 речь идет о ком-то из числа семидесяти учеников, был митрополит Димитрий Ростовский (1651-1709), который пишет: «Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: "Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?" (Иоан.6:66-67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу - из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром первоверховным в том лике». Однако даже здесь мы не видим утверждения, о том, что все семьдесят отошли в Ин. 6:66. Что же касается более древних свидетельств, то они прямо противоречат современному утверждению о полном отпадении семидесяти. В частности, Евсевий Кесарийский (IV век) пишет: «Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. Одним из них был, говорят, Варнава, которого особо упоминают и Деяния, а также Павел в Послании к Галатам. Был, говорят, из них и Сосфен, вместе с Павлом писавший коринфянам. Климент в 5-й книге своих "Очерков" (Hypotyposes) рассказывает, что Кифа, о котором Павел говорит: "Когда (Кифа) пришел в Антиохию, я прямо воспротивился ему", был тезкой апостолу Петру и одним из семидесяти. (3) По преданию, и Матфий, причисленный к апостолам вместо Иуды, и тот, кто вместе с ним почтен был жребием, удостоились призвания в число семидесяти. Говорят, одним из них был и Фаддей; его историю, до нас дошедшую, я вскоре сообщу. Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников. Павел свидетельствует, что по Воскресении Христос явился сперва Кифе, затем двенадцати, а после них сразу более пятистам братьям, из которых иные, по его словам, умерли, но большинство в то время, когда он составлял свое Послание, были живы. (5) Потом, по его словам. Он явился Иакову — одному из тех, кто слывут братьями Спасителя. И наконец, так как, кроме двенадцати, в подражание им, было еще много апостолов, среди которых находился и Павел, он добавляет: "а затем явился всем апостолам". Вот что об апостолах». Правда, нужно отметить, что церковное предание в отношении семидесяти учеников весьма противоречиво, и подчас противоречит здравому смыслу. Например, предание причисляет к апостолам от 70-ти таких людей, как, например, Онисим, которые по Писанию обратились ко Христу уже во времена апостольской проповеди, и потому никак не могли быть в числе семидесяти избранных Христом учеников. Однако несмотря на это, нужно иметь в виду, что такое значимое и вопиющее событие, как отпадение всех семидесяти учеников, некогда им призванных, не могло бы остаться незамеченным для церковной истории. Христиане на протяжении веков ничего об этом не знали, и вдруг в наше время это «открылось» современным экзегетам! Это, мягко говоря, странно.
Впрочем, осознавая, что для многих свидетельства истории и предания ровным счетом ничего не значат, перейдем непосредственно к Писанию. Итак, прочитаем внимательней отрывок, который как правило считают доказательством отпадения семидесяти учеников:
«И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6:65-71).
Во-первых, мы видим, что числа «семьдесят» в этом отрывке нет совсем. Поэтому, когда с кафедры произносят слова «В Писании написано, что семьдесят учеников отошли от Христа» (а такую фразу я слышал своими ушами), то это неправда. Написано: «многие из учеников», но не семьдесят.
Во-вторых, те, кто склоняется к отпадению семидесяти, обычно говорят, что в этом отрывке со Христом остались только двенадцать. Иными словами, «многие из учеников» понимается как «все ученики, кроме двенадцати». Но следует ли это из самого текста Писания? После того, как многие отошли, Христос обращается к двенадцати. Но означает ли это, что кроме двенадцати со Христом никого не осталось? Нет, не означает. Остаться могло гораздо больше, просто Христос обращается именно к двенадцати. Конечно, теоретически можно было бы предположить, что отошли все, кроме двенадцати, но это будет всего лишь предположение, поскольку этого не написано. А одного только предположения недостаточно для того, чтобы обвинить целых семьдесят человек в таком страшном грехе, как отступление.
Однако если мы внимательно посмотрим в целом евангелия – Луки и Иоанна, то увидим, что выражение «многие из учеников» в Ин. 6:66 вообще не могло включать в себя никого из семидесяти учеников. Почему? Потому что призвание семидесяти учеников произошло уже после этих событий. Основная проблема здесь заключается в том, что о семидесяти учениках повествуется только в Евангелии от Луки, а о том, что многие из учеников отошли, - только в Евангелии от Иоанна. Те, кто говорит об отпадении семидесяти учеников, просто автоматически и бездоказательно применяют Ин. 6:66 к семидесяти ученикам, не утруждаясь, тем, чтобы сравнить хронологическую последовательность событий.
Итак, давайте взглянем на контекст Ин. 6:66. Почему отошли многие из учеников? Потому что им показались очень странными слова Христа о Его Плоти и Крови, как о пище и питии (Ин. 6:51-60). А в связи с чем Христос завел речь о том, что Он - хлеб жизни, и что Он даст верующим в Него есть Его Плоть и пить Его Кровь? Этот разговор был связан с чудом насыщения пятью хлебами 5000 человек (Ин. 5:1-15). Именно после этого чуда народ стал искать Иисуса (Ин. 6:22-26), желая, чтобы Он всегда их насыщал таким образом (Ин. 6:34). Христос начинает им пояснять, что на самом деле является истинным хлебом, и о каком хлебе они должны заботиться (Ин. 6:32-59). И не поняв Его речи (Ин. 6:60), многие из учеников отходят от Него (Ин. 6:66). Таким образом, отпадение этих учеников происходит сразу же после чуда насыщения 5000 человек, а если быть более точным – то на следующий день после него, поскольку в ст. 22 сказано «на другой день», а вся последующая речь Христа, которая смутила учеников, была в тот же день.
Теперь откроем Евангелие от Луки. Чудо насыщения 5000 описывается у Луки в 9 главе (ст. 10-17). После этого Лука описывает некоторые события, в том числе Преображение, и лишь после всего этого, в начале 10 главы описывается призвание семидесяти учеников, их отправление на проповедь и возвращение с радостью. При этом надо отметить, что по общему мнению исследователей Библии евангелист Лука подходил к своему труду в первую очередь как историк, излагая все события строго хронологически – «по порядку» (Лк. 1:3).
Итак, всего вышесказанного на мой взгляд достаточно, чтобы сделать вывод, что в Евангелиях ровным счетом ничего не говорится о том, что семьдесят учеников отпали от Христа.

Субачев Александр Николаевич

Местный
подробнее
Учеников было больше семидесяти. ....потом явился более пятистам братий в одно время. 1кор 15.6. По воскресении Господь являлся только ученикам, из этого можно сделать вывод, что учеников было точно не меньше пятиста.