Смотрите, братья, если мы библейски рассмотрим это понятие, это нам даст большие преимущества в апологетическом споре с православными (о теозисе) и о Божественности Христа со свидетелями.
Предлагаю порассуждать о Боге и Сыне Божием. Равнозначные ли это понятия или нет?
Как может показаться сразу, что да, это совершенно равнозначные понятия - Иоан.5:18, Лук.22:70.
Я очень думал долго над текстами - Рим.8:29, Иоан.1:13, Иоан.20:17 и у меня родилась мысль - понятие Сын Божий не равно понятию Бог.
Сын Божий - это положение, а не естество.
какая мысль родилась у меня
Бог Сын был абсолютно равен Богу Отцу и Святому Духу по положению. Потом Он добровольно подчинился Богу Отцу (некоторые богословы этот момент и называют Рождением Иисуса Христа, то есть когда Иисус Христос становится Сыном) и стал человеком. О том, что Иисус был ниже Бога Отца по положению свидетельствуют нижеперечисленный тексты: Фил.2:7,8 и Иоан.20:17
В стихе Иоан.14:28 возможно как раз указывается на то, что восстанавливается справедливость, Бог по естеству после вознесения становится по положению равным Богу. То есть, если Иисус смирил Себя, теперь Он не смиряет Себя, не умаляется. Ему воздаётся подобающая хвала и слава как Богу. Он наполняет Собой всё - Еф.4:10
Вернёмся к апологетике. Православные понимают теозис как уподобление Христу как Богу по благодати. То есть они говорят, что святые после физической смерти становятся богами по благодати или ещё лучше Богом по благодати, то есть соединясь с Христом Иисусом становятся частью Троицы и Богом (не по естеству, а по благодати). По благодати, я так понимаю это по положению, если я правильно понял. Это ересь, выданная человеку главным еретиком в общественное пользование ещё в Эдеме - Быт.3:5.
Мысль Дамаскина ("Точное изложение православной веры" кн.№4, Глава 15 "О почитании святых и их мощей"):
Должно почитать
святых, как друзей Христовых,
как чад и наследников Божиих,
как говорит евангелист Иоанн
Богослов: елицы же прияша Его.
даде им область чадом Божиим
быти (Иоан. 1, 12). Почему они
уже не рабы, но сыны. Аще же
сыны и наследницы: наследницы
убо Богу, снаследницы же Христу
(Рим. VIII, 17). И Господь во
святых Евангелиях говорит
Апостолам: вы друзи мои есте.
Не ктому вас глаголю рабы, яко
раб не весть, что творит Господь
его (Иоан. XV, 14 - 15). Если
Творец всяческих и Господь
называется Царем царствующих,
Господом господствующих и
Богом богов (Апок. XIX, 16; Пс.
XLIX,. 1), то несомненно и святые
суть боги, господа и цари. Их Бог
есть и называется Богом,
Господом и Царем. Аз есмь,
говорит Он Моисею, Бог
Авраамов, Бог Исааков и Бог
Иаковль (Исх. Ill, 6). И самого
Моисея Бог поставил богом над
фараоном. Я называю их богами,
царями и господами не по
естеству, но потому, что они
царствовали и господствовали
над страстями и сохранили
неповрежденным подобие
образа Божия, по которому и
были сотворены (ибо царем
называется и образ царя), а
также и потому, что они по
собственному (свободному)
расположению соединились с
Богом, приняли Его в жилище
(своего) сердца и, приобщившись
Его, сделались по благодати тем,
что Сам Он есть по естеству.
Изменено: amiel, 18 января 2009 - 11:46