Вот это как раз то, что я и хочу выяснить: Насколько грех в плоти принуждает человека грешить? Если на все 100%, то там нет сободной воли, а если на 99% то не понятно, почему хоть один не воспользовался этим 1%, чтоб не делать грех.
Дорогой Дмитрий изъяснюсь еще так: все то добро, которое совершают неверующие люди, осуществляется благодаря их внутреннему желанию к добру (раскаянию) и внешней силе предварительной благодати. Бог берет желание человека, которое свободно и гарантировано Богом, и на его основе посылает внутреннюю убежденность и внешние обстоятельства, чтобы оно произошло. Даже таланты неверующих людей это не их "природные" способности,
а дар Божий. Да и многие приобретенные их трудами внешние достижения зависят от Бога. Мы не можем преувеличивать значение добра в человеке.
В нем есть и добро, и зло (и это будет чистое полупелагианство), но распределение их внутри человеческой природы (вернее двух: материальной и духовной) различно. В плоти человек без помощи предварительной благодати 100% грешник, в душе же он свободен на все 100%, но это свобода у него остается духовно незрелой, если не имеет познания истины. Поэтому дать знать человеку из чего выбирать это дело Божье.
И оно всегда опережает нашу волю, которая без знания может выбирать лишь наобум, т.е. безразлично. А такой выбор Бога не устраивает. Хотя определенный процент этого рискованного выбора всегда будет иметь место при принятии спасения (поскольку вера это всегда риск, хотя и не 100%-ый), все же Бог посылает всем людям (хотя и в разное время) знание о грехе и о Боге, чтобы они были в состоянии отреагировать на него либо покаянием и верой, либо упорством и неверием.
Вы, Дмитрий, предлагаете полупелагианскую модель, согласно которой спасение состоит из 1% человеческих усилий и 99% Божественных. Тогда это означает человеческое участие не в получении спасения в дар, а в его заслуживании. Однако спасение людям предоставлено не по заслугам, а даром. Мы не платим за него даже 1%. Это абсолютно бесплатный дар.
Это является основной причиной, почему нас не может устраивать
полупелагианская модель спасения, принятая православными и частью католиков. Поэтому арминиане избирают другой путь, который представлен в тексте Рим. 7:18-20. Человек в своих делах неспособен на добро на все 100%, поэтому и не может посильно участвовать в деле заслуживания себе спасения. Однако он на все 100% свободен в своих желаниях, но одними желаниями получить спасение даже в дар невозможно. Нужно иметь
правильные желания, поэтому Бог требует от человека принятия спасения лишь на Его условиях, т.е. покаянии и вере.
Однако 100%-ная свобода желания это всегда в среднем на 50% неправильный выбор, поскольку не существует свободы без риска ошибиться. Мы глубоко ошибаемся, думая, что полностью свободный человек делает лишь одно добро. Нет, он делает и добро, и зло примерно в равной степени, если не имеет встречи с Божественным знанием. Выбор же без встречи с истинной есть выбор неосмысленный, случайный, незрелый, а значит и наполовину ошибочный. Вот почему я говорю о том, что
моральные силы неверующего человека все же слабы, так что даже его личные покаяние и вера не отвечают Божьим требованиям. И вот здесь в силу вступает предварительная благодать, которая берет на воспитание свободу воли человека, чтобы она из абсолютного произвола могла себя подчинить не только моральным, но и религиозным Божественным требованиям. Покаяние и вера из природного и неразвитого их состояния при ее содействии растут, крепнут и достигают угодного Богу уровня. Так что даже со свободой внутри человеческого сознания не все так просто, как кажется с первого взгляда. Некоторые православные мыслители считали свободу воли "изначальной испорченностью", поскольку сама по себе она неуправляема и склонна грешить. Вот такая сложная картина получается.
Однако повторюсь, что добрые поступки неверующих людей достигаются с их участием лишь опосредованно, а не непосредственно. Их совершает все та же благодать Божья, которая опирается на человеческое желание.
Бог часто использует внутреннее желание к добру неверующих людей, но было бы неправильно считать, что они имеют способность помогать Ему делать добро и во внешних поступках. Например, Гамалиил фактически спас апостолов от преждевременной смерти, но это была борьба не плоти, а духа. Он был прав и потому его мнение одолело желание врагов уничтожить апостолов. Плотских действий с его стороны здесь не было, было только оружие слово, а слово - это проявление духа человека, его нельзя считать делом, хотя оно и выражается видимо. Кстати, касательно исповедания - это очень серьезное условие спасения.
Если мы свое покаяние или веру не подтверждаем исповеданием, можно сказать Бог их не засчитывает, хотя и не отвергает. Он будет и дальше работать над человеком, чтобы тот дорос (принцип внутреннего усовершенствования) до этого уровня духовной зрелости. И только в этом случае Бог примет его покаяние и веру в качестве условий получения спасения в дар. Вот эта духовная неподготовленность и определяет почему спасение достигается разными людьми неодинаковым образом, темпами или временем.
Лидия созрела для этого, Бог и даровал ей спасительное знание, хотя радом находились другие, в душе которых не были созданы условия для растворения Слова Божьего верой. В покаянии грешника мы видим лишь вершину того айберга, над которым предварительная благодать работала годами. Поэтому львиная работа по спасению грешника совершается не в момент его обращения, а задолго до него. Просто в какой-то момент происходит наполнение духовного сосуда сердца
драгоценным миром и Бог ниспосылает в него Свою (уже сверхъестественную и значительно более мощную чем предварительной благодати) силу и способность, а потому уже и употребляет его в Своих целях.
То, чего Бог достигается в неверующих людях при помощи Своей предварительной благодати, намного меньше, чем то, что достигается в них при помощи его спасающей (оправдывающей) или освящающей благодати. По этой причине моральная жизнь верующих людей должна быть на уровень выше неверующих, а равным образом и ответственность.
А это нам и известно из Писания. Отступник от спасающей благодати Бога согрешает в большей мере, чем отступивший от предварительной благодати человек. Ну, кажется, я тут немного отвлекся. Весь вопрос заключается в том, что добро в делах неверующих людей дает им право частичного самоискупления их собственных грехов, а этой возможности нам Библия не оставляет. Вот те результаты, к которым мы неизбежно приходим, изучая Священное Писание. Желаю всем участникам Божьих благословений!