Опубликовано 15 марта 2005 - 09:22
<b>Вечное проклятие (De Damnatione Aeterna)</b>
В результате Последнего Суда произойдет полное и окончательное разделение между нечестивцами и благочестивыми людьми. Мат.(25:46): "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Иоан.14:1-4).
Понимание того, что наказание будет вечным, может быть в некоторой степени извлечено из естественных знаний человека о Божественных вещах и явлениях (Рим.1:18-21). Знание о Божием суде (dikaivwma) является частью Божественного Закона, записанного Творцом в человеческом сердце (Рим.1:32). На основании Закона совесть осуждает греховные деяния человека как преступления, за которые он в ответе перед Богом (Рим.2:15; 1:20,32). Посему даже и среди язычников мы находим какие-то учения о вечном возмездии, хотя они, конечно же, искажены многочисленными причудливыми представлениями (См.: Christl. Dogmatik, III, 611 f.).
Святое Писание преподает учение о вечном проклятии столь ясно и определенно, что отвергать его, по сути дела, могут лишь те, кто отрицают Божественную власть Слова Божия (например, учение о восстановлении (sannaasaocikceg) , ajpokatavstasi" tw'n pavntwn, paliggenesiva, restitutio omnium) . Если кто-то позволяет себе отрицать вечное наказание (eji" kovlasin aijwvnion), он должен отвергать также и вечную жизнь (eji" zwh;n aijwvnion), поскольку два эти явления существуют бок о бок, в противовес друг другу (Мат.25:46; Иоан.3:36).
Хотя термин вечность действительно иногда имеет в Писании несколько "ослабленный" смысл, обозначая "длительный период" (!l;w[oAd[, Исх.12:14,24; 21:6 и т.д.), он все же употребляется в прямом [строгом] смысле слова (sine fine) во всех фрагментах, где при помощи него описывается блаженство святых Божиих на небесах или ничтожество проклятых в аду (2Фессал.1:9; Мат.18:8; Марк.3:29).
Кроме того, бесконечность мучений осужденных ясно описывается другими совершенно определенными словами (Ис.66:24; Марк.[9:48]: "Где червь их не умирает и огонь не угасает"; Откр.[14:11]: "И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью"; Откр.[20:10]: "И будут мучиться день и ночь во веки веков").
Посему "Аугсбургское Вероисповедание" нижеследующими словами вполне справедливо осуждает тех, кто отрицает вечное наказание сатаны и его приверженцев (Арт.XVII): "Наши церкви осуждают анабаптистов, полагающих, что будет конец наказаниям осужденных и порочных людей [и демонов]". Также и "Апология" провозглашает (Арт.XVII): "Мы исповедуем, что в Конце Света Христос вновь придет как Судия и воскресит всех мертвых, что Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные (sine fine) муки".
Если у кого-то возникает возражение, дескать сама идея вечного наказания столь ужасающа, что не может быть истинной, мы отвечаем, что не смертному и ограниченному человеку, но всемогущему и безграничному Богу определять наказание для восставших против Него (Иуд.6-8).
Возражение, будто идея вечного наказания не согласуется с Божественною любовью, или с Божественным правосудием, или с единым Божественным "всемирным замыслом" (окончательное обращение раскаявшихся в аду и уничтожение нераскаявшихся), основывается на тщетных человеческих измышлениях, а не на Слове Божием, и потому сей аргумент неубедителен и бесполезен, - ведь о Боге нельзя судить посредством нашего немощного разума (1Тим.6:16; Рим.11:33-36).
Хотя слова l/av] и a/{dh" могут означать состояние смерти, или могилу (Пс.15:10; Деян.2:27,31), их собственное значение - это "место (pou' ), в котором порочные и беззаконные страдают, пребывая в ничтожнейшем состоянии и неописуемых мучениях" (Герхард) (Сравн.: Втор.32:22; Пс.48:15; Прит.15:24; Мат.11:23; Лук.10:15; 16:23 и т.i.).
Возражая расселистам, утверждающим, будто ни слово l/av], ни слово a/{dh" не могут означать преисподней в смысле "места обитания проклятых", мы отвечаем, что в доказательстве существования преисподней мы полагаемся не на одни лишь эти слова, - ведь учение о вечном наказании ясно и однозначно преподается в других местах Писания (См.: gevenna, Мат.5:22, Марк.9:43,44; Лук.12:5).
Енномова долина (Gehinnom ) близ Иерусалима, в которой постоянно поддерживался огонь для сожжения городских нечистот, несомненно была весьма подходящим символом вечного адского огня, "где червь... не умирает и огонь не угасает". Конечно же, весьма впечатляет то, что наш возлюбленный Спаситель, Который есть Любовь (1Иоан.4:8), Сам говорил о вечном наказании осужденных весьма настойчиво и выразительно (Мат.5:29,30; 10:28; 11:23; Лук.16:23). Вечное наказание осужденных подтверждается также сошествием Христа в преисподнюю (toi'" ejn fulakh/' pneuvmasin... ajpeiqhvsasin), (1Пет.3:18-20).
Опираясь на ясные библейские фрагменты, мы учим, что форма (forma), или сущность вечного осуждения состоит в вечном изгнании и лишении Божией благодати и общения с Богом, или в вечном отделении осужденных от любви Божией и милости Его (Мат.25:41; 8:12; 2Фессал.1:7-9). Изначально человек был сотворен для общения с Богом, и только в этом общении он обретает высшее блаженство (Иоан.17:20-23; Пс.16:15, Мат.11:28 и далее). Посему отделение от Бога, как от Высшего Блага (summum bonum) и единственного Источника всех благ и добрых даяний (Иак.1:17), само по себе обрекает человека на величайшие физические и духовные мучения.
Более того, Святое Писание весьма точно описывает ужасные страдания осужденных такими словами, как: "скорбь и теснота" (Рим.2:9), "пребывание в муках" (Лук.16:24), ввержение в "в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Марк.9:43,44), "плач и скрежет зубов" (Мат.8:12; 13:50) и т.д. Короче говоря, Писание употребляет весьма резкие и суровые выражения, дабы показать, что страдания осужденных, - как физические, так и духовные, - столь велики, сколь это только можно себе представить. Фактически это превосходит наше немощное понимание, поскольку муки эти являются вечными, - это бесконечный и не уничтожающий огонь (Марк.3:29).
И в то время как тело будет испытывать страшные мучения в адском огне, душа будет вечно страдать от ощущения гнева Божия (sensus irae) и Его вечного осуждения (Гал.3:10), а также пребывать в терзаниях полностью пробудившейся совести (terrores conscientiae) (Лук.16:27,28). Голлац весьма уместно отмечает вдобавок к этому, что "души осужденных подвергнутся адским мучениям сразу же после того, как они покинут тела", то есть сразу же после смерти (Лук.16:23).
Для более точного описания мучений осужденных наши догматики разделили их на страдания a "негативнig [лишающем]" ngunea и a "позитивном [активнig]" ngunea. "Hегативные страдания" подразумевают: а) лишение блаженного присутствия Божия (Мат.25:41); б) лишение общности со святыми (Лук.16:26); в) удаление от [лишение] небесного света, покоя и блаженства (Мат.8:12); г) полное лишение сострадания [сожаления], - как Божия, так и человеческого (Лук.16:25,26); и д) iолное лишение всего, что может нести утешение (Откр.6:16,17).
К позитивным страданиям относятся как внутренние, так и внешние. Внутренние страдания - это самые необъяснимые душевные мучения и скорби (Марк.9:44), а внешние страдания происходят от связи [близости] с демонами (Мат.25:41), от вечного заключения в места невыразимой скорби (Мат.25:30; 1Пет.3:18-20) и беспрестанного мучения в огне, который обжигает, но не пожирает (Лук.16:23,24; Откр.14:10,11; 20:10,15).
Неважно, является ли адский огонь материальным (настоящим огнем) или нематериальным (невыразимыми мучениями), ибо даже при образном понимании (Герхард, Квенштедт) данный термин означает ужасные страдания и мучения (Ис.66:24). Наши догматики весьма справедливо предостерегают всех любопытных, что куда полезнее стремиться избежать адских мучений, чем спорить о том, чем по сути своей может быть адское пламя (Герхард).
Д.-р Пипер очень остроумно отмечает, что в аду не будет атеистов, поскольку сам факт их осуждения на бесконечные мучения убедит их в существовании праведного и всемогущего Судьи, верховную власть Которого они будут вынуждены признать (Лук.16:27,28).
На вопрос, будут ли осужденные и в аду оставаться во грехах, можно дать утвердительный ответ, ибо их общее моральное состояние осуждения (неверие, отсутствие надежды и внутреннего послушания) является сплошным грехом. К этому мы можем добавить, что адский огонь является не очищающим (ад не есть чистилище), но наказующим, так что осужденные не будут морально исправляться этим огнем. Посему если они и признают величие Божие, то сделают это только по принуждению, будучи подвергнуты бесконечным мучениям.
Маловероятно, что осужденные будут хулить Бога (Лук.16:27,28). Фрагмент из Откр.16:11, несомненно, говорит о людях, хулящих Бога по причине невзгод, переживаемых ими в этой земной жизни.
О том, что адское наказание различается по степени, сообразно разновидности и мере совершенного осужденным греха, - Писание учит весьма отчетливо (Мат.11:24; Лук.12:47-48; Мат.23:15). Грех, который будет наказан наиболее сурово - это злонамеренное противостояние Благовестию Христову (Мат.11:16-24).
Хотя на основании ясных библейских фрагментов мы говорим о преисподней, как о некоем месте (Лук.16:28; 1Пет.3:19), это не должно пониматься в физическом смысле. Равно как нам не следует пытаться определить - где же это место находится, поскольку Писание не дает нам на сей счет никакой информации. Можно сказать, что ад там, где Бог открывает осужденным Свое вечное правосудие и наказание, изгоняя их от лица Своего (Пипер). Квенштедт цитирует по этому поводу Златоуста, который говорит следующее: "Давайте искать не то, где это находится, но то, как этого избежать".
Голлац, завершая рассмотрение данного вопроса, весьма справедливо замечает: "Несомненно, адская темница - это какое-то конкретное место (Лук.16:28; 1Пет.3:19), отделенное от обители блаженных (Откр.22:15; Лук.16:23). Вполне вероятно также, что оно находится за пределами обитаемого мира (2Пет.3:10; Мат.8:12). Однако где именно находится это место - людям в сей жизни неизвестно" (Doctr. Theol., p.658).
Относительно причины вечного осуждения, ясно, что хотя всякий грех (как первородный, Ефес.2:3, так и фактический, Иезек.18:20) по самой своей сути [,eaneoca] (natura sua, ut sic, meritorie) достоин проклятия (1Кор.5:11; Откр.21:8; Гал.3:10), - в конечном счете, к осуждению ведет грех неверия (Иоан.3:16-18:36; Марк.16:16). Через Свое заместительное искупление (satisfactio vicaria) Христос добыл всем людям полное и совершенное примирение с Богом, так что в Нем каждый грешник этого мира свободен от всех прегрешений (2Кор.5:19-21) (объективное оправдание). Следовательно, грешник подвергается вечному наказанию только в том случае, если он отказывается верою во Христа принять милостивое прощение Божие. Это столь великое прегрешение и оскорбление [Бога], что оно по справедливости влечет за собою вечное наказание в аду.
Но если грешник отказывается принять милостивое прощение Божие во Христе Иисусе, то как первородный грех, так и его фактические грехи будут осуждать его, - он никак не может искупить их, и потому они вечно будут обременять его. Именно по этой причине Библия с одной стороны приписывает вечное проклятие греху неверия (Иоан.3:18), а с другой стороны - также всем остальным грехам (Ефес.5:6; Гал.5:19-21; 1Кор.6:9,10; Откр.22:15).
Помня только что приведенное объяснение, мы никогда не станем умалять ни заместительного искупления Христова (уча о делах праведности), ни справедливого осуждения сути человеческого греха (Рим.[6:1]: "Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?"), но мы возложим упование на нашего Божественного Спасителя Христа Иисуса и на силу веры, избегая греха и сражаясь с ним (Рим.6:2,11-15).
Цель Святого Писания при раскрытии нам учения о вечном спасении заключается в том, чтобы удержать нас как от неверия (Марк.16:16), так и от плотской беспечности (Мат.26:41; 1Кор.10:12), и таким образом пробудить в нас стремление к поискам милостивого спасения Христова, предлагаемого всем людям через средства благодати. Учение о вечном осуждении является суровейшею проповедью Закона, и цель его заключается в покаянии (Мат.3:7-12).
Однако предостережение, заключенное в учении о вечном наказании, адресовано не только неверующим, но также и христианам, поскольку они все еще живут во плоти (Фрагмент Мат.8:11,12 обращен к "сынам царства"; 26:24 - к Иуде; 24:42-51 - к ученикам).
Mors tua, iudicium postremum, gloria coeli,
Et dolor inferni sunt meditanda tibi.
Учение о преисподней никогда не обращает душу, поскольку "закон производит гнев" (Рим.4:15), хотя он и является все же нашим "детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал.3:24). Посему все проповедники, отрицающие вечное наказание беззаконных, являются не "богословами милосердия" (misericordes theologi), но жесточайшими из всех лжепророков, которые, усердствуя в этом изо всех сил, вместо того чтобы предупреждать грешников о грядущей ужасной погибели (Иезек.3:17-19), "погружают людей в бедствие и пагубу" (1Тим.6:3-6, 9). Христос и Его святые Апостолы преподавали учение о вечном возмездии в высшей степени отчетливо и настойчиво (Марк.9:43 и далее; 2Фессал.2:9), и их примеру должен следовать каждый христианский проповедник, являющийся верным служителем Христовым и "домостроителем тайн Божиих" (1Кор.4:1,2).
Учение о вечном проклятии служит также для демонстрации праведного суда Божия над всеми грешниками (Рим.2:5,6; 3:4). Но поскольку Бог искренне желает, чтобы все люди спаслись (voluntas antecedens) , (Иоан.3:16), - только по Своей voluntas consequens (Иоан.3:18,36) Он являет и прославляет Свой праведный гнев и наказание.
Кальвинистское учение об осуждении к преисподней "от века" не является библейским. Бог ["от века"] предназначил человека не для ада, но исключительно для небес (1Тим.2:4-6).
Доктрина вечного осуждения отрицается сторонниками учения о sannaasaocikcega, которые учат, что грядущее наказание является не карательным, но исправительным, и приведет ко спасению всех людей, а также, по мнению некоторых, ко спасению злых ангелов. (Восстановление всего; ajpokatavstasi"; второе испытание). Подобным же образом, эта доктрина отвергается аннигиляционистами, которые учат, что беззаконные будут полностью уничтожены в Судный День или позже. Оба эти заблуждения противоречат ясным утверждениям Писания. (Христианская догматика)