Учение Кальвина всесильно, но не для России!
Sergey
Местный
|
<u>http://portal-credo....d=25115&cf=</u> Лента новостей 30 июля 2004 Исполнилось 495 лет со дня рождения Жана Кальвина (1509–1564). Есть повод вспомнить об учении, значимость которого выходит далеко за рамки богословия. Кальвинизм, в дальнейшем развиваемый английскими пуританами, определил развитие и облик англосаксонского мира, став руководством к действию. Именно кальвинизм заложил основы мироустройства и жизненной философии цивилизации, которая добилась зримых успехов и до сих пор оказывает влияние практически на весь мир. Жан Кальвин был самым молодым и самым радикальным деятелем эпохи Реформации. Он продвинулся гораздо дальше своего немецкого предшественника Мартина Лютера. Оба они исходили из убеждения в глубокой порочности и греховности человеческой натуры. Однако Кальвин в отличие от Лютера, допускавшего некоторую свободу воли христианина, на первый план выдвинул учение о предопределении, низвергающее человека в пучину ничтожности и полной беспомощности. Бог еще до рождения человека предопределяет, может ли тот иметь истинную веру, будет ли ему даровано прощение или он обречен на вечное проклятие. Но обо всем этом человек никогда не узнает. Причем ни спасение, ни проклятие совершенно не зависят от земных деяний человека. Вечной загадкой пребудет, почему Бог избирает одних и низвергает других, при этом человек не должен даже и пытаться эту загадку разгадать. Бог таким образом демонстрирует свою безграничную власть. <b>Бог у Кальвина – абсолютный тиран</b>, не ведающий ни любви, ни милосердия. Теория предопределения превращала человека в ничтожную песчинку, лишенную какой бы то ни было воли к изменению своей судьбы. Налицо "бесконечный тупик". Однако там, где заканчивается логика, вступают в силу убеждения. Кальвин и его последователи были убеждены: они принадлежат как раз к тем самым избранным, которым будет даровано спасение. Неизбежные сомнения (ведь человек никогда не сможет узнать о своей избранности Богом) подавляются аскетическим существованием и фанатичной верой в то, что именно твоя общность обречена на спасение. Эта часть учения о предопределении получила свое развитие в идеологии <b>нацизма</b>. Кальвин настаивал на прирожденном неравенстве людей: одни отмечены Богом и будут спасены, прочие – прокляты навек. Отсюда вытекает невозможность взаимопонимания и солидарности между людьми. Избранные вправе относиться к остальным с презрением: это проклятый человеческий материал, который можно либо уничтожить, либо использовать в своих целях. Как раз этот принцип лежит в основе теории расового превосходства. Однако приведенный логический ход является лишь одним из последствий кальвинистского учения. Нельзя не восхититься гибкостью и многовариантностью человеческого мышления: из учения о предопределении вырос и <b>либерализм</b>. Сколько бы усилий и стараний ни прилагал человек, он никоим образом не может изменить свою судьбу. Но именно эти усилия и старания были объявлены признаком принадлежности к избранным. В дальнейшем своем развитии кальвинизм придавал усердию все большее значение, объявив зримые достижения в светской жизни главным признаком спасения. Избавление от постоянного и гнетущего чувства собственной ничтожности стало возможным лишь в какой-нибудь регулярной деятельности. Таким образом, экономический успех практически стал синонимом милости Божьей. Было еще одно следствие, о котором хорошо сказал Эрих Фромм: "Стремление к постоянной деятельности явилось одной из важнейших производительных сил, не менее важной для всего исторического процесса и для всей промышленной системы в целом, нежели электричество и пар". Человек позднего Средневековья работал только для того, чтобы поддерживать приемлемый уровень существования. Проще говоря, он работал, потому что был вынужден это делать под давлением внешних обстоятельств. Кальвинизм породил новую трудовую этику, создав внутренний стимул к работе. На смену средневековому принципу производства ради потребления пришел капиталистический принцип производства ради прибыли. Так началась буржуазная революция, приведшая к созданию экономической системы капитализма и системы парламентского правления. Поскольку отношения с Богом имели форму контракта, основой любых взаимоотношений в таком обществе стал именно контракт: между гражданином и государством, между деловыми партнерами, между мужчиной и женщиной и т.д. В свою очередь, это приучило человека очень трезво и серьезно (для нас так даже излишне трезво и серьезно) относиться ко всему происходящему на земле: жизни, смерти, здоровью, работе, имуществу. Томаса Джефферсона как-то спросили, чем живой человек отличается от мертвого, он ответил: живой тот, кто обладает собственностью, у мертвого ее нет. Сегодняшний американец, работающий с религиозной истовостью, которая нередко приводит его к неврозу (что очень неплохо подкармливает бессчетное племя психоаналитиков), мог даже не слышать имени Кальвина. Но жизнь его обусловлена и обустроена по-кальвинистски. Ему, например, совершенно невозможно объяснить смысл шутки эпохи развитого социализма: "Ну как, устроился? – Да нет, все еще работаю". Существенным фактором кальвинистской этики стало то, что Кальвин в отличие от Лютера, опиравшегося на Новый Завет, черпал свое вдохновение в Ветхом Завете. Отсюда и <b>образ Бога как тирана</b>. Для Кальвина разговоры, "будто милосердие важнее, нежели вера и надежда, – это лишь мечты расстроенного воображения". Вера в собственную избранность пронизала кальвинистское учение духом жестоковыйного аристократизма, что наложило весьма существенную печать на американскую историю. Английские пуритане, прибывшие в Америку, довели свою идеологию до мессианского уровня. Новый континент они воспринимали как землю обетованную. Город Бостон первопроходцы называли Сионом, Атлантический океан – Красным морем, Джорджа Вашингтона – Моисеем. Этот самый мессианизм позволил пуританам радикально решить и "индейский вопрос", поскольку "новые иудеи" от Бога получили право на эту землю. Политическое сознание американцев до сих пор в значительной мере пронизано религиозностью. Убеждение в избранности и ветхозаветное "око за око, зуб за зуб" определяют не только содержание голливудских боевиков, но и большой политики. Воистину, учение Кальвина "всесильно, потому что оно верно". Сергей Шаповал "Независимая газета", 30 июля 2004 Что думаете братья по поводу статьи? |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Ну что сказать? Разделяя в целом негативное отношение к этому заблуждению, никак нельзя согалситься с некоторыми словами автора этой статьи... Вряд ли нацизм был подпитан кальвинизмом. У нацизма скорее теософские и языческие истоки. В Германии были лютеранство и католицизм, кальвинистов там было мало... разве что баптисты. Не верно и утверждение, что кальвинизм основан на Ветхом Завете. Это смешное заявление... Кальвинизм, скорее, основан на греческой философской мысли, является продуктом логических упражнений определенной части богословов (например, Августина). Однако можно согласиться, что многое в кальвинизме взято от ветхозаветных установлений (казни, око за око, войны, стремление к госцеркви). Но в целом, не понятно, зачем автор написал эту статью. Что хотел сказать? |
vhetman
Местный
|
В целом согласен с Игорем, но хотел бы сказать, что в Германии есть три государственные церкви - лютеранская, реформатская и католическая. Человек, платящий церковный налог, может в документах указать, в пользу какой из этих конфессий направить деньги - разве что он принадлежит к одной из свободных церквей (напр., к баптистам). Во время реформации некоторые области Германии протестантского исповедания последовали не столько лютеранскому учению, сколько реформатскому (кальвинистскому). Поэтому реформатская церковь в Гермаии - вовсе не диковинка, и представлена далеко не одними баптистами. Правда, сейчас она сильно либерализовалась. |
Igor M.
Пользователь
|
Полностью согласен, если конкретизировать, то сильное влияние имел оккультизм, эзотерические учения, философия Ницше.
Все таки кальвинистов (реформатов) было много, но их объединили еще во времена Бисмарка в одну церковь с лютеранами. Баптистов было мало, возможно даже меньше чем методистов.
Мне кажется, что кальвинизм фактически полностью основан на богословии Августина, различие в том, что церковь во время Августина отвергла некоторые положения его учения, в частности о предопределениии.
Вообще то кальвинисты были более веротерпимыми, по сравнению с лютеранами, которые преследовали их с большой жестокостью. Кальвинисты выступали против государственной церкви, в отличии от лютеран и англикан и первые выступили за отделения церкви от государства. Баптисты заимствовали многое именно от кальвинистов, например отношение к государству, дисциплине в церкви, устройство богослужения и т.д. И за это следовало бы поблагодарить Кальвина, а не лить на него грязь. |
Guest_Feofil_*
|
К сожалению история свидетельствует об обратном. Как раз анабаптисты (которые были арминианами по богословию) выступали за отделение церкви от государства. Именно за это их жестоко преследовали, как католики, так и протестанты. Кальвинисты же создали еще одну государственную церковь - реформатскую. Баптисты позаимстовали многое у своих предчетей - швейцарских анабаптистов и голандских менонитов. В качестве дополнительного чтения: <u> К. Дж. Дик (ред.) Радикальная реформация История возникновения и развития анабаптизма</u> Если вы имеете в виду пуритан. То и они, будучи кальвинистами, не были последовательными сторонниками отделения церкви от государства:
Насколько я помню, во времена первопроходцев америки, только квакер Уильям Пенн (колония Пенсильвания) и баптист Роджер Вильямс (колония Провиденс) были достаточно веротерпимыми. Пуритане не очень отличались веротерпимостью в своей колонии Масачусетс. И сами воздвигали гонения на инакомыслящих, например на того же Вильямса. Среди современных баптистов Америки в большинстве своем процветает кальвинисткое богословие (хотя, для того, чтобы быть последовательным кальвинистом надо быть детокрещенцем), а также до мозга костей патриоты Америки. Именно по этой причине, они пытаются провести свою "родословию" напрямую к Кальвину, минуя анабаптистов, как неудобное звено из-за их последовательного непротивления, отделения от государства и арминианского богословия. Если же они упоминают кого-то из анабаптистов в качестве своих предтеч, то как раз маргинальных личностей, оправдывавших насилие в определнных случаях, но не имевших достаточных последователей. |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Всё как раз с точностью до наоборот. Именно кальвинисты веронетерпимы. Кальвин основал в Женеве одну из самых тоталитарных систем устройства города, какие только можно себе вообразить. Он предписал гражданам все до мелочей, вплоть до покроя платьев, казни были введены за несогласие с его богословием, и даже казнил объявленного папой римским еретиком Сервета. Кальвинисты не выступали против государственности церкви, наоборот, они всегда стремились ею стать в стране, где только они появлялись, а как становились такими, начинали жестоко гнать инаковерующих, в том числе и оружием. Отношение к государству у кальвинистов прямо противоположное баптистскому, мы за полное отделение и невмешательство государства в наши дела, кальвинисты - за сотрудничество церкви и государства, вплоть до совместных карательных операций против еретиков. Устройство богослужения у кальвинистов - слегка подправленная католическая литургия, антибиблейская иерерхия сохранена, крещение детей сохранено, вечеря понимается не так как у баптистов, предопределение, и т.д. Извините, Игорь, у кальвинистов НЕТ практически ничего хорошего, чтобы можно бы было взять настоящим христианам... Вы что-то явно напутали. Поизучайте историю. |
Guest_Feofil_*
|
Да, времена были тогда "горячии". И часто последним аргументов у участников диспутов был топор палача:
|
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Получил неприятное сообщение...
|
Игорь Евгеньевич
Местный
|
|
Валерий
Пользователь
|
<<<Проповедь Е.Каширского из тверской общины реформатов.>>> Валерий не нужно одно и то же сообщение писать в двух темах. Это сообщение убираю, оставляю здесь: http://www.bratstvo....12129#post12129 Сергей |
vladimir
Администратор
|
Бог у Кальвина, весьма хитрый, он часто людям дает только думать о том, что они спасены , а в действительности онри предназначены к вечному наказанию. Вот это любовь, так любовь. |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
По теме можно почитать http://rusbaptist.st...p/calvinizm.htm (какой Бог у кальвинистов), http://rusbaptist.st.../dop/kashir.htm (опровержение одной статьи Каширского), http://rusbaptist.st.../dop/brison.htm http://rusbaptist.st...dop/marcink.htm http://rusbaptist.st...rg/dop/dis1.htm http://rusbaptist.st...rg/dop/vjaz.htm и т.д. |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Сергей, конечно собираю. Но не потихоньку, а вполне громко и открыто. :-)) Будут еще материалы. Готовлю ответы Корнера на типичные возражения и аргументы кальвинистов и сторонников OSAS. |
Валерий
Пользователь
|
недавно изданы книги на русском языке автор Гомер Хуксема "Вера наших отцов" посвящены как раз предопределению -часть№2, и о том Христос умер не за всех: часть №3 , книги можно взять в нашей библиотеке, в них обсуждаются положения Дортского синода. для того чтобы вы могли попробовать опровергнуть эти положения , вам необходимо наверно ознакомится с нашей позицей более подробно , изложенной в этом издании. и если сможете - как раз будет готовый компромат, успехов !!! |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Валерий, не волнуйтесь, мы ознакомлены с позицией кальвинизма вполне подробно. Только спорить не все хотят...
|
Sergey
Местный
|
Сообщи как будут готовы, почитаю. А для начала, биографию в двух словах расскажи. Кто такой этот Корнер? |
Валерий
Пользователь
|
спорить действительно не нужно,но лучше понять мнение реформатов можно только из тех материалов, с которыми вы лично ознакомились, а не ссылаться на чье-то мнение(Корнера) я сомневаюсь что у вы "вполне подробно ознакомлены". Предлагаем опровергнуть нашу позицю по вышеупомянутым изданиям: автор Гомер Хуксема "Вера наших отцов" Москва 2002г, 2005г . Действенная беседа может иметь продолжение, если вы сможете обосновать свою точку зрения - противную той, что изложена в этих изданиях. Те, кто действительно хочет ознакомится с защитой наших позиций , просто обязан прочесть оригинал. |
Sergey
Местный
|
Есть ли сей труд в интернете? Если есть то где? |
Валерий
Пользователь
|
сии труды имеются на русском языке, в Москве:в библиотеке Евангелическо Рефоматской Церкви,а также в библотеке Христианской литературы ул Студенческая 33 корпус 8,тел 249-93-00, в инете наверно есть на английском, позже уточню |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Не знаю. В из-ве Титул вышла его книга Спасение на условии веры. Очень хорошая арминианская книга. Убедительная и подробная. Отрывки оттула я и буду давать постепенно. Его сайт на английском - http://www.evangelicaloutreach.org/ |