Наверх
Наверх

Право на счастье

Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2

Semenov Boris Borisovich

Администратор
подробнее
Право на счастье


"В конце концов, - сказала Клэр, - есть же у них право на счастье". Толковали мы о том, что случилось недавно по соседству. Мистер М. бросил жену и ребенка, чтобы жениться на миссис Н., которая тоже развелась, чтобы выйти замуж за него. Никто не сомневался, что мистер М. и миссис Н. очень влюблены друг в друга. Если это не пройдет и если они не заболеют, разумно предположить, что они будут счастливы.
Не сомневались мы и в том, что в прежнем браке оба они были несчастливы. Миссис Н. очень любила мужа, но он был ранен на войне, потерял работу, а судя по сплетням - и мужскую силу. Миссис Н. долго с ним мучилась. Мучилась и миссис М.: она страшно подурнела - быть может, оттого, что извелась с детьми и вечно болевшим мужем. Все знали, что М. - не из тех, кто бездумно бросит жену, словно шкурку от высосанной сливы. Он ужасно страдал. "Но сами посудите, - говорил он, - что я мог поделать? Имею же я, в конце концов, право на счастье. Не мог же я терять свой единственный шанс".
А я пошел домой, размышляя о праве на счастье. Сперва я подумал, что это так же странно, как право на удачу. Ведь счастье наше, как и несчастье, в огромной степени зависит от неподвластных нам обстоятельств, и "право на него" звучит для меня не более осмысленно, чем право на высокий рост или хорошую погоду.
Мне понятно, когда право - это некая свобода, обеспеченная законами общества. Например, я имею право ездить по шоссе, если оно не входит в частные владения. Понимаю я и право как некое мое требование, поддержанное законом и соотносимое с чьим-то обязательством. Скажем, я имею право получить от вас 100 фунтов, если вы мне их должны. Поскольку закон разрешает М. покинуть жену и соблазнить жену ближнего, значит, М. имеет на это право, и счастье тут ни при чем.
Но Клэр, конечно, говорила не об этом. Она хотела сказать, что у М. есть не только юридическое, но и нравственное право. Другими словами, Клэр - классический моралист в духе св. Фомы Аквината, Гроция, Хукера и Локка.
Она считает, что закон государства зиждется на естественном праве.
Я с ней согласен. По-моему, без этой предпосылки нет цивилизации. Законы станут без нее абсолютом. Их нельзя обсуждать, если нет мерила, эталона, точки отсчета. Слова, произнесенные Клэр, - благородного происхождения. Они дороги всем цивилизованным людям, в особенности - американцам, которые и сформулировали, что одно из прав человека - "право добиваться счастья". И тут-то мы подходим к самой сути.
Что имели в виду авторы этих прекрасных строк? Ясно, во всяком случае, чего они в виду не имели. Они не считали, что нужно добиваться счастья любыми средствами, включая убийство, кражу, предательство и клевету. На этом основании не может быть построено ни одно общество.
Тем самым они хотели сказать, что счастья можно добиваться любыми законными средствами, т. е. теми, которые согласны с естественным правом и с законами нации. Казалось бы, это - тавтология. Но в историческом контексте тавтологии нередко оказываются парадоксами. "Декларация прав" прежде всего отвергала политический принцип, долго правивший Европой, бросала вызов России и Австрии, тогдашней Англии, Франции Бурбонов. Она заявляла, что средства, допустимые для достижения счастья, может использовать всякий, без различия каст, сословий, веры и имущественного положения. В наш век, когда нация за нацией отказываются от этого принципа, я бы не назвал его пустой тавтологией. Вопрос же о законности средств остается, где он был. И тут я с Клэр не согласен. Я не считаю, что люди имеют ничем не ограниченное право на счастье.
Конечно, говоря о счастье, Клэр подразумевает счастье любовное - и потому, что она женщина, и по другой причине. Я в жизни не слышал, чтобы она применила этот принцип к чему-нибудь еще. Взгляды у нее довольно левые, и она пришла бы в ужас, если бы ей сказали, что, в конце концов, безжалостный капиталист имеет право на счастье, которое для него - в деньгах. Кроме того, она не терпит пьяниц и ни разу не подумала, что для них счастье - в выпивке. Наконец, многие ее приятельницы были бы очень счастливы (я сам это слышал), если бы высказали ей в лицо несколько горьких истин. Но вряд ли она снизойдет к их желанию.
На самом деле она просто повторяет то, что уже лет сорок твердит западный мир. Когда я был очень молод, все прогрессивные люди говорили как один: "К чему это ханжество? Надо смотреть на половую потребность, как на все наши прочие потребности". По простоте своей я им верил, но понял потом, что они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся. Цивилизованный человек всегда считал, что свои инстинкты и желания надо сдерживать. Если вы никогда не будете сдерживать инстинкта самосохранения, вас сочтут трусом. Если вы не будете сдерживать тяготения к наживе, вас сочтут жадным. Даже сну нельзя подчиняться, если вы - часовой. Но любая жестокость и любое предательство оправданны, если речь идет о влюбленности и страсти. Все это похоже на систему нравственности, согласно которой красть нельзя, но абрикосы красть можно. Если же вы начнете возражать, вам ответят рассуждениями или возгласами об истинности, красоте и даже святости страсти и обвинят вас в пуританском гнушении любовными радостями. Я этого упрека не приму. Если я считаю, что мальчики не должны красть абрикосы, значит ли это, что я вообще против абрикосов или против мальчиков? Быть может, я против краж?
Истинное положение дел затемняется и тем, что вопрос о мистере М. судят с позиции какой-то "любовной нравственности". Обкрадывая сад, мы не грешим против законов "фруктовой нравственности". Мы грешим против честности. Мистер М. согрешил против доверия, против благодарности и против обычной человечности.
Итак, наши любовные порывы - в особом положении. Они оправдывают все то, что при других обстоятельствах назвали бы безжалостным, нечестным и несправедливым. Я не считаю, что это верно, но причина этому есть, и вот какая.
По самой своей сути сильная влюбленность сулит нам несравненно больше, чем какая бы то ни было страсть. Все желания и страсти что-то сулят, но тут и сравнения быть не может. Влюбившись, мы убеждены, что не разлюбим никогда и пребывание с "ней" обеспечит не какие-то новые радости, а прочное и вечное счастье. Таким образом, на карту поставлено все. Если мы упустили этот шанс, жизнь наша прожита впустую. При одной этой мысли нам становится до смерти себя жалко.
Как на беду, обещания эти чаще всего не выполняются. Всякий взрослый человек знает, что все влюбленности проходят (кроме той, которую он испытывает сейчас). Мы прекрасно видим, чего стоят заверения наших друзей, что на сей раз это - настоящее. Мы знаем, что "это" иногда продолжалось, иногда - нет. Продолжается оно не потому, что так казалось поначалу. Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюбленности, а тому, что они - скажу попросту - хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом.
Признавая "право на счастье" (в этой области), перед которым ничто все обычные нормы поведения, мы думаем не о том, что бывает на самом деле, а о том, что нам мерещится, когда мы влюблены. Беды - вполне реальны, а счастье, ради которого их терпят и творят, снова и снова оказывается призрачным. Все, кроме мистера М. и миссис Н., видят, что через год-другой у мистера М. будут те же основания покинуть новую жену. Он снова поймет, что на карту поставлено все. Он снова влюбится, и жалость к себе вытеснит жалость к женщине.
Скажу еще о двух вещах. Первое: общество, в котором неверность не считается злом, в конечном счете бьет по женщинам. Что бы ни утверждали песенки и шутки, выдуманные мужчинами, женщина гораздо моногамнее нас. Там, где господствует свальный грех, ей много хуже, чем нам. Кроме того, она больше нас нуждается в домашнем счастье. То, чем она обычно держит мужчину - ее красота, - убывает год от года, а с нами все иначе, потому что женщинам, честно говоря, безразлична наша внешность. Словом, в беспощадной войне за любовь женщине хуже дважды: и ставка у неe выше, и проигрыш вероятней. Я не согласен с теми, кого возмущает нынешняя женская напористость. Мне просто еще жальче женщин - значит, очень уж трудно им бороться.
Второе: я не думаю, что на этом мы остановимся. Если мы хоть где-то возведем в абсолют "право на счастье", рано или поздно принцип этот заполонит все. Мы движемся к обществу, в котором признают законным всякое человеческое желание. А тогда, даже если техника и поможет нам сколько-то еще продержаться, цивилизацию нашу можно считать мертвой и (я даже не вправе сказать "к несчастью") она исчезнет с лица земли.

Одноименная статья: К.Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. М., Минск: "Виноград", 1998



Бартенев Сергей Николаевич

Местный
подробнее
Расмтянуто, размыто и очень слабо выражает христианскую мысль. Выводить мирские доктрины, "социальное евангелие"? У людей разное понимание счастья, понятное дело. Но автор там и остался в этой проблеме и не показал путь. Это мирское христианство, этакая эквелибристика ума, колебание на грани между миром и Богом.
Есть четкие места из Библии по случаю счастья:
Луки 9:24
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

Иоанна 2:15
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Матфея 6:24
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Римлянам 8:5
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.



".

Изменено: ukrbook, 10 сентября 2011 - 01:12


Михеев Андрей Юрьевич

Местный
подробнее
Мне статья понравилась. Но я не думаю, что Льюис колебался между миром и Богом в данном случае. В статье не показан путь решения проблемы, да мне кажется и Борис не потому выложил статью, чтобы показать путь (мы этот путь отлично знаем), а просто Борису был интересен ход рассуждений автора, и он захотел поделиться им с нами. Здесь приведена только часть сочинения Льюиса, по-видимому, далее он показывает и выход из тупика. Цель же данного фрагмента - показать несостоятельность защиты неверующими своих аморальных поступков "правом на счастье". Думаю, подобная логика будет полезна в дискуссиях с неверующими.

Москвич Александр Васильевич

Местный
подробнее
Счастливый человек - это библейским языком - блаженный. О подлинном счастье я думаю нужно поднимать темы не только среди неверующих, но в первую очередь утверждать христиан, что блаженство которое по образцу Иисуса это наш наилучший выбор и право.

В Алексей Н

Местный
подробнее
Вспомнилось как один человек сказал - "Просил я у Бога счастья, Он сказал - нет. Я даю благословение, а быть счастливым - твоя сторона"

Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее
предлагаю вспомнить слова 1Иоан.4:5 "Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их."
а также Иоан.10:27 "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною."

поэтому, всё таки, давайте Льюиса оставим этому миру и не будем учиться от учения человеческого. У нас есть Христос и Писание

Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее
а есть ли у нас право на счастье на данном форуме?

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее

а есть ли у нас право на счастье на данном форуме?


А как же! Каждое ваше появление на форуме (и это на полном серьёзе) для меня счастье.

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее

Вспомнилось как один человек сказал - "Просил я у Бога счастья, Он сказал - нет. Я даю благословение, а быть счастливым - твоя сторона"


А что такое счастье вообще?

Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее

А что такое счастье вообще?


Мф 5:3 (RST) Блаженны <3107> нищие <4434> духом <4151>, ибо <3754> их <846> есть <2076> (5748) Царство <932> Небесное <3772>.

3107 μακάριος makarios mak-ar’-ee-os
a prolonged form of the poetical makar (meaning the same); TDNT-4:362,548; {See TDNT 459} adj
1) blessed, happy
блаженный, счастливый.

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее
[QUOTE=alexey.bychkoff;85917
блаженный, счастливый.[/QUOTE]

Я не думаю что между блаженный и счастливый можно поставить знак равенства.

Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее

А как же! Каждое ваше появление на форуме (и это на полном серьёзе) для меня счастье.

тут уже грамотные люди вычислили
что для счастья надо быть Макаром
а ты же Алекс...
а я Владимир...
вот и вся проблема
мораль:
называйте своих детей Макарами!

Изменено: vvooaz, 27 июня 2012 - 06:07


Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее
а давайте просто сделаем поиск по русскому корню "счаст" по всей Библии? (или воспользуемся симфонией)

Изменено: alexey.bychkoff, 28 июня 2012 - 10:43


Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее
вот, получилось не много совсем.

Повт 29:19 такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: « я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего »; и пропадет таким образом сытый с голодным;
Суд 8:2 Гедеон отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?
Йов 5:4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.
Йов 20:21 Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счастье его.
Йов 21:13 проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю.
Йов 21:16 Видишь, счастье их не от их рук. -Совет нечестивых будь далек от меня!
Йов 30:15 Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако.
Екк 6:3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
Єр 44:17 но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели.
Плач 4:9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
Мал 3:15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы ».
Дії 26:2 царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи,

Теперь давайте анализировать, хотя можно еще поискать по еврейским и греческим словам

Изменено: alexey.bychkoff, 28 июня 2012 - 10:43


Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее

а давайте просто сделаем поиск по русскому корню "счаст" по всей Библии? (или воспользуемся симфонией)


А можно чуть чуть проще.

Просто дать короткую формулировку что мы понимаем под счастьем.

Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее

А можно чуть чуть проще.

Просто дать короткую формулировку что мы понимаем под счастьем.


Да, да. Вот тут и зарылась собака.

Разные люди могут по-разному понимать счастье. Но их может объединять одно: Вт 29:19 такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: « я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего »

Это принципиально отличает не Божьих людей от Божьих

Herz Alexander Vladimirovich

Администратор
подробнее

Да, да. Вот тут и зарылась собака.

Разные люди могут по-разному понимать счастье. Но их может объединять одно: Вт 29:19 такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: « я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего »

Это принципиально отличает не Божьих людей от Божьих


Мы вообще то говорим о нас о Божьих детях.

Что для них счастье?

Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее

Мы вообще то говорим о нас о Божьих детях.

Что для них счастье?


где мы можем узнать это?

Бычков Алексей Геннадьевич

Местный
подробнее
Давайте попытаемся разобраться.
Счастье - это с одной стороны может быть как-бы неким сердечным состоянием, в котором человек испытывает и радость, удовлетворение, как-бы достигнув некую полноту. Сравните с мирским выражением "с милым рай в шалаше". Но шалаш - максимум до осени, "милый" - пока не пройдет состояние влюбленности, поэтому это счастье оч. временное. Не так много людей, считающих, что они счастливы, гороздо больше тех, которые к нему стремятся.
В принципе, любые пути которые выбирает человек для достижения своего счастья - это "ходить по произволу сердца своего".

Это то, как живут люди этого мира, и, довольно часто, это они приносят с собой в церковь и не оставляют это.
Истинное и не преходящее счастье может быть только то, что даётся нам Любящим Небесным Отцом. И от каждого верующего человека в отдельности зависит что именно он будет считать счастьем в своей жизни.

Rogozyan Петр Петрович Petrovich

Пользователь
подробнее
Счастье для верующего,
Это вершины высоких гор преображения, побывав на которых, приходиться возвращаться в равнины суетной жизни.
Божиих Благословений Всем.


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2