О павликианах и богомилах
Артемьев
Местный
|
Часто, читая баптистскую литературу, в списках тех, кто был якобы предшественниками баптизма и анабаптизма, наряду например с вальденсами называются также павликиане и богомилы. Вот к примеру выдежка из статьи В.Г. Павлова "Правда о баптистах": "Все допускают, что со времен апостольских до Реформации существовали собрания и общества, которые отделялись от господствующих церквей и которые утверждали о себе, что они имеют первоначальную и, следовательно, чистейшую веру. Так как господствующие церкви вступили в союз с государством, искали его покровительства, сделались раболепствующими его духу, гордыни испорченности, и плотскими, уклонившимися от простоты и духовности Евангелия, то эти отделившиеся общества вели свое особливое существование: они одни поклонялись и служили Богу по велениям своей совести и сохраняли свое евангельское учение почти первобытной его чистоте, как оно было передано сначала святыми и верными последователями Христова учения среди господствовавшей тогда тьмы и упадка. Уже в век апостольский в христианское исповедание вкралось немало заблуждений из языческо-философских систем, но когда эта вера была принята государями и сделалась национальной, то ее повреждения сделались многочисленнее и искажения грубее. В течение всех мрачных веков, наступивших после появления царства Христова на земле, эти собрания и общины, бесспорно, существовали. Они были известны под различными названиями и несколько различались между собою в различные века и в разных странах. (...) Их было немного среди множества; они были слабыми, которых притесняли сильные; у них не было никого, к кому бы из людей они могли обратиться с жалобой для защиты своих прав, поэтому им не оставалось ничего делать, как только страдать. Хотя их враги клеветали на них, обвиняя их во всех преступлениях и безобразиях, но они были лучшими людьми своего века и страны, в которой они жили. Догматы и установления евангельские они сохраняли, если не в полной, то почти во всей их первоначальной чистоте. (...) Этот народ происходит от первых веков христианства, сохраняя и передавая потомству чистейшие формы вероучения и практического благочестия, известные истории в течение последующих долгих веков тьмы и испорченности. Они терпели укоризны и гонения за то, что свидетельствовали против господствующих заблуждений, совершавшихся папскою церковью во имя религии. Нет сомнения, что эти люди имели некоторые ошибки, и, может быть, держались некоторых заблуждений. Но как и могло быть иначе, когда они были окружены атмосферой церковной лжи и испорченности. В I и II столетиях некоторые из этих сект известны были под именем мессалиан, евтихиан и монтанистов. В III, IV и V столетиях появились новациане и сделались весьма многочисленными, распространившись по Римской империи, несмотря на опустошение, которое производило среди них гонение. В VII и VIII столетиях возникли павликиане, которые обратили на себя внимание, сделавшись многочисленными, и навлекли на себя ненависть и вражду господствующей церкви. (...) Если эти люди технически не были баптистами, однако главные пункты учения, в которых они отличались от господствующих церквей и за которые они подвергались преследованиям, были те же самые, которые баптисты всегда подчеркивали и в отношении которых они сильно разнятся от других обществ. Они признавали, что только возрожденные люди должны быть принимаемы в члены церкви; они отвергали крещение младенцев; они совершали крещение посредством погружения, как то делало и все христианство в первые века своего существования; они перекрещивали у себя верующих, переходивших к ним из римско-католической церкви, и по этой причине их называли анабаптистами (перекрещенцами). Это суть отличительные признаки их всех, более или менее ясно означенные, как известно, их врагами, от которых мы заимствуем большую часть наших сведений о них, потому что их собственные сочинения большею частью погибли в жестоких и кровавых гонениях, которым они подвергались. Историк Робинзон называет их “тринитарианскими баптистами” (баптистами, признающими Святую Троицу). Павликиане сделались весьма многочисленными и преследовались так жестоко, что, говорят, императрица Феодора, конфисковав их имущество, велела предать смертной казни не менее ста тысяч этих мирных граждан. Они преподавали установления (таинства) лишь возрожденным, отвергали крещение младенцев и перекрещивали верующих, принимаемых в их общение. Их называли также богомилами, именем, которое сделалось знаменитым в летописях гонения. Эти общества продолжали свое существование несколько следующих столетий и распространялись на Востоке и на Западе." Правда о баптистах И такое отношения к павликианам я встречал очень часто в баптистской литературе, слышал в беседах (у Пушкова, например), а также в меннонитской книге "Это моё наследие" |
Артемьев
Местный
|
Однако, учитывая то, что я раньше знал о павликианах, я был очень удивлён столь благосклонному отношению к ним со стороны баптизма. Ведь их вероучение было мягко говоря ересью не только с точки зрения православия и католицизма, но и с точки зрения Священного Писания: "Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург. Павликиане обвиняли кафолическую церковь в том, что она не различает эти две сущности, и, фактически, поклоняется демиургу. В своих диспутах с православными павликиане подчеркивали, что, в отличие от православных, поклоняющихся творцу этого мира, сами они верят в того, о ком Иисус говорил: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан.5:37). Павликиане придерживались дуалистической антропологии: в их представлении, человеческая природа состоит из двух сущностей: сотворенной демиургом телесной, состоящей из материи, и духовной, имеющей божественное происхождение. При этом зародыш божественной жизни содержится в каждом человеке, и каждый при благоприятных условиях способен в той или иной форме воспринять послание божественной правды. Демиург, «сотворив» человека путем соединения его духовной и телесной сущностей, пытался удержать первого человека в абсолютном рабстве. Первый человек не должен был сознавать свою высшую природу, дабы у него не обнаружилось стремление высвободиться из царства демиурга. Отсюда — и повеление не есть от дерева познания добра и зла. Но Адам ослушался повеления демиурга, и его непослушание разорвало оковы рабства; таким образом, он и его род достигли осознания своей высшей природы. Петр Сицилийский отмечает, что павликиане не считали грехопадение в Эдеме грехом, а наоборот, благом и необходимой предпосылкой для будущего искупления. Павликиане верили в существование имманентной связи между человеческими душами и всевышним Богом, связи, которая не может быть разрушена демиургом. Каждая душа содержит Божественное откровение, и благодаря этому способна противостоять влиянию демиурга. Это, по мнению павликиан, подтверждают слова из Евангелия от Иоанна: "В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан.1:4-5). Этот свет в частности проявляет себя в присущем всем людям чувстве правды. Вместе с тем, человеку присуща свобода воли, и именно от его решения зависит, подчинится ли он власти греха, угнетая зерно божественного света в своей душе, или же будет следовать путем, предначертанным божественным откровением, тем самым, взращивая в себе зерно божественной жизни, даруя ему свободу и силу. При этом, как бы низко ни пал человек, благодаря самой своей природе он не может быть полностью и навсегда лишенным вечной своей причастности к Богу. Представления павликиан о природе Иисуса Христа — близки к докетизму. Спаситель, согласно учению павликиан, пришел на Землю в качестве небесного существа, будучи посланцем Высшего мира, и после выполнения своей земной миссии, возвратился в свое небесное обиталище. Тело Спасителя напоминало обычное только внешним видом, на самом же деле состояло из некоего «тонкого» вещества, привнесенного из Высшего мира, что дало ему возможность совершить чудеса, описанные в евангелиях. Мария (мать Иисуса) послужила лишь каналом, инструментом пришествия Спасителя в этот мир. Поэтому павликиане категорически противились почитанию Марии как богоматери. При этом они ссылались на содержащиеся в евангелиях указания о том, что у нее были другие сыновья после Иисуса — следовательно, она не может считаться «девой»(Мф.12:46-48;Мф.13:55-56; Лк.8:19-21). Павликиане придавали распятию Христа символическое значение: Христос снизошел из божественного мира в царство демиурга, «пропустив» себя через него (подобно тому, как вода проходит через почву). Павликиане не принимали свойственной современным христианам доктрины искупительной жертвы Христа, якобы искупившего своими страданиями грехи человечества, считая это абсурдом. Они осуждали поклонение кресту как куску дерева, орудию казни злодеев и символу проклятия и, вместе с тем, почитали крест как геометрическую фигуру, имеющую символическое значение. Павликиане выступали за восстановление простоты, которая была свойственна апостолам. Они были противниками многочисленных внешних церковных церемоний и ритуалов, что, по их мнению, свидетельствует о духовном упадке христианских церквей. Павликиане решительно боролись против представлений о магических эффектах от «внешних» церемоний, в особенности — церковных таинств, якобы способных исцелять болезни, решать другие проблемы. Они отрицали крещение водой, утверждая, что под крещением Христос имел в виду лишь крещение Духом, так как благодаря своим учениям Христос сам стал живой водой для очищения человеческой природы. Также они отрицали причастие, утверждая, что поедание плоти и крови Христа на самом деле является метафорой, суть которой состоит во вступлении в жизненную связь с ним посредством принятия его учения, его слова, которые суть — его настоящие тело и кровь. Павликиане решительно выступали против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церковную иерархию, требовали упрощения церковных обрядов. Павликиане осуждали почитание святых и икон, считая это идолопоклонством. Они требовали восстановления социального равенства по примеру раннехристианских общин, которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное равенство" Павликиане — Википедия Что же получается - если иконам не поклоняются и младенцев не крестят, значит, уже народ Божий (по Павлову), а то что они исповедывали явную ересь, по сравнению с которой иконопочитание и детокрещение - всего лишь мелкое заблуждение, в расчёт не берётся? |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Павликане и богумилы не являются предшественниками баптизма, они приводятся в качестве примера существования групп верующих, которые были не согласны с официальным церковничеством (католицизмом и православием). Некоторые пункты учения этих групп ближе к библейской истине, чем у православных. Поэтому на них имеет смысл указывать, как на пример того, что в древности отнюдь не все верующие понимали текст Писания идентично пониманию его православными и католиками (что они часто заявляют). Кроме того, мы имеем по богумилам и павликанам информацию только от их гонителей - католимков и православных. А они могли и оклеветать и приукрасить их еретичность. |
Артемьев
Местный
|
Если хотя бы половина из того, что написано об их вероучении - правда, то лучше бы они понимали текст Писания идентично католикам и православным. |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Вовсе нет. Хорошо, что они понимали некоторые вопросы правильно, также, как и мы. Католики ошибались в одном, павликане в другом. Мы принимаем все правильное и отвергаем все не правильное, у кого бы это не было. |
Артемьев
Местный
|
Хорошая книга французского исследователя Рене Нелли "Катары. Святые еретики"( М.: Вече, 2005. - 400 с: ил.). В вопросе объективной оценки средневековых ересей эта книга особенно ценна тем, что ее автор - атеист (при чем в своей научной методологии во многом склонен к марксистской школе), а потому его трудно упрекнуть в конфессиональной предвзятости, в отличие от католических и протестантских историков. Более того, автор не только не пытается как-то очернить ересь катаров (они же альбигойцы), но и явно им симпатизирует. И не смотря на это любой христианин, читающий данную книгу, явно видит, насколько далеко было это учение от Евангелия, и насколько нелепо говорить о них, как о предшественниках баптизма или Реформации. Особенно ценно то, что в книге приводятся конкретные исторические источники об учении катаров, источники не только католические - но и написанные катарскими авторами тех веков (например "Трактат о двух началах" Иоанна фон Луджио). Это важно потому, что защитники средневековых ересей постоянно говорят об отсутствии объективных источников и о том, что еретичность этих движений якобы сильно преувеличена католическими и православными современниками.
|
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Про катаров была еще книга скандалиста В. Солодовникова. Да, катары были еретики. Но что про них могли католики написать вранье и клевету, - вполне реально. Они это делали. Как православные до сих пор пишут вранье про учение баптистов. А что книги катар и других древних сект уничтожались - тоже факт. Потому точно о катарах мы уже не узнаем. |
Артемьев
Местный
|
Не всё было уничтожено. Кое-что сохранилось% уже упоминавшийся "Трактат о двух началах" Иоанна фон Луджио и так называемый "Катарский трактат" Бартоломе из Каркассона. По поводу аутентичных источников по катаризму неплохая статья: http://www.hist.bsu....2013/Belaja.pdf |
BorisS
Администратор
|
Смешание павликанства и бобомилства (и арианства и исахизма) Когда крестилась Киевская Русь. Автор: Йордан Табов довольно таки интересная книга. На 371 странице автор подчеркивает, что богомили - одно из направлений первоначального христианства. Старница 377 автор преподносит гипотезу, что богомило-павликано-катарские ереси являются прямыми идей и учений ап. Павла https://books.google...e&q=павликианах и богомилах&f=false Изменено: BorisS, 27 марта 2015 - 03:43 |
BorisS
Администратор
|
Наиболее распространенной формой классовой борьбы эксплуатируемых крестьян и горожан была богословская ересь. "Божий страх", постоянно внушаемый церковью глубоко религиозному средневековому человеку, предполагал безусловное смирение перед властью, ибо "нет власти — аще не от бога". Ропот, протест, сопротивление трактовались всегда как тяжкий грех. Возникала безвыходная ситуация: тяготы и гнет невыносимы, но бороться против них — значит впасть во грех. Для богатых и сильных такой дилеммы не существовало: они законно используют труд неимущих и богатеют, не совершая греха, если не крадут, не лихоимствуют, не занимаются разбоем. Если все-таки порой не обходится и без этого, то можно добиться прощения у бога, подав нищим, уделив толику бедным, одарив монастырь либо основав новый. Но как бедняку улучшить свое положение? И вот тут на помощь приходила ересь. Представлявшийся ранее греховным путь борьбы со светской властью и официальной церковью объявлялся подвигом во славу "истинного бога". Так учили и манихеи, и павликиане, и богомилы, отвергавшие официальную церковь со всеми ее учреждениями, служителями и обрядами и светскую власть с подвластным василевсу аппаратом насилия. Сила ереси состояла не в конструктивной программе — ересь не сулила своим приверженцам счастья в этой жизни: она утверждала лишь суровое подвижничество; ее сила заключалась в острой критике существующих социальных порядков. Павликиане, например, доказывали, что весь материальный мир есть творение дьявола (поэтому богородица не могла родить богочеловека, и Христос никак не мог иметь телесной оболочки), лишь мир духовный — мир божий. В самих еретических трактатах обычно не содержится призывов к ниспровержению несправедливого правопорядка (материальное зло неустранимо с помощью материальных средств) — ересь звала к пассивному сопротивлению господам, правителям, иерархам. http://www.biblicalstudies.ru/Books/Litav6.html |
Артемьев
Местный
|
Да, гипотеза эта авторов действительно выдвинута, но из текста работы видно, что представления автора о том, каково было первоначальное христианство сильно разнится с библейским представлением. На стр.375 автор пишет: "...богомилы утверждали, что "Господь", т.е. Христос, был распят не по своей воле и не для спасения людей, а по необходимости... Убеждение, что Иисус не был равным своему Отцу, было воспринято у богомилов и сродных с ними катар. Оно находится в прямом противоречии с православным пониманием "Святой Троицы" и по сути близко к арианскому взгляду о ней". Лично я не вижу в этом никакого сходства с тем первым христианством, которое описано в Новом Завете. Здесь тоже ничего общего с Евангелием и вообще с христианством. |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Никто и не говорит, что уничтожено всё. Но уничтожено то, что было найдено официальной церковью. Потому сведения отрывочны. Да и те, что есть, тоже вызывают споры об их подлинности. Вот тоже статья о катарах: Нелли Р. «Катары. Святые еретики» // Часть I | Fedy |
Артемьев
Местный
|
Мне неизвестно, чтобы в научных кругах были споры относительно подлинности упоминавшихся здесь источников. Нет точной уверенности в том, что например "Трактат о двух началах" действительно принадлежал перу именно фон Луджио, а не какому-то другому катару, но то что этот трактат подлинный и написан катарами - несомненно. Если Вам известны работы ученых, в которых затрагивался вопрос подлинности дошедших до нас катарских трактатов, то поделитесь, пожалуйста. Это как раз часть той книги, о которой я уже писал выше Изменено: Артемьев, 27 марта 2015 - 02:28 |