История Красноворотского движения: 1923-1951
Игорь Евгеньевич
Местный
|
История Красноворотской общины:
Исторический контекст: плененная церковь Орлы летают в небе, но иногда они попадают в клетку. Так и церковь. Она призвана быть свободной, но иногда она попадает в пагубную сеть зависимости от мира, от государства, от человеческих постановлений. В 1922 году для негласного контроля духовной жизни верующих в СССР образованы:
С 1923 года, спецслужбы начали склонять служителей к негласному сотрудничеству. Невидимые нити потянулись от алтарей Божьих в кабинеты НКВД. Запомним две даты:
Сов. секретно. При содействии осведомления, достигнуто следующее: Увеличено спец. осведомление по сектам (...) произведен раскол на сторонников и противников военной службы среди следующих сект: Евангелистов, Баптистов, Адвентистов и пр.; Кроме этого мы добились негласного руководства, как над православными церковниками, так и над сектантами. (РГАСПИ, Фонд № 76, опись № 3, дело № 306, лист 152-159) В 1928 году на Украине на содержание 41 секретного сотрудника ГПУ во Всеукраинском Союзе Баптистов и Союзе Евангельских Христиан, было выделено 2460 рублей из гос. бюджета. К «смете расходов ОГПУ по обслуживанию» евангельских союзов прилагается объяснительная записка в Секретариат ЦК КПУ: «Сов. секретно. Сеть разновидных сектантских общин разбросана по всей Украине. Для обслуживания их нам пока достаточно иметь по одному осведомителю на каждый округ. Наличие платного осведомителя крайне необходимо, в виду того, что среди них мы сейчас проводим работу о признании военной службы с оружием в руках... Наличие денежных ресурсов играет большую роль во время их вербовки... Вся имеющаяся агентура используется нами для освещения общей деятельности сект (прим.: Всеукраинский Союз Баптистов и Союз Евангельских Христиан) и проведения внутри этих объединений нашей политики...» В каждой области Украины, а таковых было 41, действовали осведомители из числа служителей, могущих оказывать влияние на жизненно важные решения краевых съездов! Такая сеть агентов имелась во всех областях и объединениях. Через этих «осведомов» внешним был открыт доступ наводить свои порядки в церкви. Целое воинство было поставлено во святилище, чтобы осквернить его! Сеть агентурной деятельности настолько плотно была соткана внутри церкви, настолько сильно опутаны были ею руководители союзов, что, по-человечески, из нее невозможно было вырваться организовано - только в одиночку. Однако это произошло: в Москве действовала Красноворотская церковь – она вырвалась из этих сетей организовано. 1923 год: Обретение независимости Во все времена были верные Богу. Несгибаемые. Непокоренные. Красноворотская община ЕХ в составе 400 членов входила в состав Всесоюзный совет Евангельских Христиан (ВСЕХ). Молитвенный дом Красноворотской общины (ул. Каланчевская, д.11) находился возле станции метро «Красные ворота», поэтому за общиной закрепилось название «Красноворотская». Пресвитер церкви - Савельев Федор Савельевич (1858 г.р.). В 1922 году 15 сентября Всероссийский Пленум Высшего совета ВСЕХ принял обращение ко всем христианским церквам в России и на всём земном шаре под названием «Голос с Востока», в котором отразил факт, что евангельские церкви в России «не желают принимать прямое или косвенное участие в военных актах». В марте 1923 г И. С. Проханова арестовали и он провёл два месяца в Бутырской тюрьме, после чего его мышление кардинально изменилось. «Использовать Проханова для разложения сектантов» (протокол АРК). 12 августа 1923 года газета «Известия» (№ 180) опубликовала Послание ВСЕХ за подписью четырех служителей: Савельева, Андреева, Пелевина и Проханова, в котором воинская повинность вменялась в обязанность каждому христианину наравне со всеми гражданами. 29 августа 1923 года община осудила «Послание ВСЕХ» (опубликованное в центральной газете «Известия» № 180), послав руководству съезда решение общины по этому вопросу. ВЫПИСКА из протокола общего собрания: Общее собрание МОСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН, всесторонне рас- смотрев вопрос о Послании ВЫСШЕГО СОВЕТА ВСЕХ, подписанного братьями Прохановым, Савельевым, Пелевиным и Андреевым, постановило: Считать данное послание в целом мнением 4-х лиц, а потому для нас оно является недействительным. Общее собрание поручает своим едущим делегатам на IХ Всероссийский Съезд Евангель- ских Христиан выразить пред лицом Съезда от имени общины протест по поводу данного Послания и просить Съезд об опубликовании в печати Послания в духе Евангельского учения. Москва, 29/VIII 1923 года. (ГАРФ, ф. 89, оп.4, д. 165, л. 24). Не желая нести бремя ответственности за греховные решения руководящих служителей Союза, Красноворотская община 23 декабря 1923 года на членском собрании большинством голосов (72 при 3 воздержавшихся) заявила о выходе из Всероссийского союза евангельских христиан. ВЫПИСКА из протокола церковного собрания: «После всестороннего рассмотрения вопроса о выходе членов Московской Общины Еван- гельских христиан Смоленского района из Всероссийского Союза Евангельских христиан решено большинством (72 при 3 воздержавшихся) с момента настоящего решения считать Смолен- ский район Московской Общины вышедшим из Всероссийского Союза Евангельских христиан, о чем известить Союзный Совет письменным заявлением». 23 декабря 1923 года. Решение Красноворотской церкви поддержали бодрствующие верующие Рязанской, Ярославской, Смоленской и Курской областей. Они объединились: вместе писали письма узникам, высылали им посылки, вместе отстаивали свободу во Христе, осуждая греховные решения. Так, в середине 20-х годов, образовалось Красноворотское движение. ВАЖНО: Церковь осудила грех, открыто выразила свою позицию! |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
22 декабря 1923 года в заявлении членам Советского правительства написано: Мы, Евангельские Христиане, Московской Общины желаем... выразить наше отношение к посланию ВСЕХ, опубликованному в газете «Известия» (№ 180 от 12.08.1923 г.) поставившему Евангельских Христиан в ложное и неясное положение. (...) Мы по-прежнему остаемся верными заповедям Спасителя о любви к Богу и ближнему (Матф. 22, 37-39, Иоан. 13, 34). Мы по-прежнему остаемся на пути любви ко всем людям без различия их классовых, сословных, национальных и других разделений (Кол. 3, 9-11). Мы по-прежнему стремимся любить и врагов и верим в непреложность заповеди «НЕ УБЕЙ» памятуя, что никакой человекоубийца «не имеет жизни вечной»... Мы по-прежнему идем и будем идти к тому царству мира, добра и правды, где «перекуют мечи свои на орала», где исчезнет всякая ложь, войны, вражда и ненависть между людьми, всякое неравенство и угнетение, где все измученные и исстрадавшиеся, наконец, найдут покой, радость и свободу, и где исполнится, наконец, наша молитва к Богу: «ДА ПРИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК И НА НЕБЕ» По нашей христианкой вере и религиозным убеждениям участвовать... в делах связанных с человекоубийством — мы не можем (...) Если же Советское Правительство, вопреки нашим ожиданиям, начнет нас преследовать за наши религиозные убеждения, нашу веру, и веление совести, мы, с помощью Господа НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА готовы и к этому, памятуя его СЛОВА: «БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА МЕНЯ». Подписали — 109 человек. (РГА СПИ, ф. 89, оп. 4, д. 165, л. 18—25) Ф. С. Савельев — узник Соловецких лагерей 14 декабря 1923 года последовал арест пресвитера - Савельева Федора Савельевича. Что послужило к его аресту? Ф. С. Савельев один из четырех служителей, подписавших Послание Проханова и помещённое в газете «Известия». Вскоре он искренне раскаялся в этом перед церковью и отозвал свою подпись, уведомив об этом решении руководство ВСЕХ и редакцию газеты «Известия». Сохранилось заявление Красноворотской общины об освобождении Ф. С. Савельева: Предполагая, что арест брата САВЕЛЬЕВА произошел в связи с его покаянием и отречением от подписанного им "ПОСЛАНИЯ В.С.Е.Х." опубликованного от 12-го августа с. г. в "Известиях Ц.И.К." за №180,— мы свидетельствуем о том, что все мы разделяем и поддерживаем это его отречение, будучи глубоко убеждены в том, что оно вытекало не из контрреволюционных или каких-либо других политических побуждений, а явилось результатом настойчивых требований его совести и желанием вернуться к чистому пути Христову. В силу сказанного мы надеемся, что Советская власть не допустит дальнейших преследований брата САВЕЛЬЕВА за исповедание веры, а удовлетворит наше настоящее ходатайство об его освобождении. 22 декабря 1923 года (Подписали: 121 чел.) Решение о «немедленном аресте» Савельева принималось на заседании секретной АРК при ЦК ВКП(б) 12 декабря 1923 года: «Постановили: Поручить ГПУ принять меры к обезвреживанию влияния той части отклонившихся евангелистов, которая не признает воинской повинности». 14-го декабря 1923 года Фёдор Савельевич пополнил число узников Бутырской тюрьмы. По приговору Комиссии НКВД от 28.03.24 г. он был заключён в концлагерь на 3 года. 1928 год: РАССЕЯНИЕ 12 ноября 1927 года на заседании АРК принято решение «О ликвидации четырех евангельских общин в Москве являющихся местом распространения антисоветской (антимилитарист.) пропаганды». ПОСТАНОВИЛИ: Признавая существование этих общин крайне вредным — поручить ОГПУ произвести их ликвидацию. (РГА СПИ, ф. 17, оп. 113, д. 353, л. 48—49) 11 февраля 1928 года: закрыты все молитвенные помещения, церковное имущество отнято и восемь проповедников арестованы. Заявление во ЦИК СССР: «В ночь на 11 февраля и в последующие дни были арестованы члены нашей общины (...) Закрыты молитвенно-богослужебные помещения общины, а именно: 1. Помещение в д. № 11 по Каланчевской улице. 2. Помещение в д. № 8 по Тулинской улице. 3. Помещение в д. № 8 по Вотковскому пер. 4. Помещение в д. № 26 по Крайней ул. в Черкизове. При закрытии богослужебных помещений были сорваны вывески о собраниях, имевшиеся на дверях помещений, вся духовная литература: Евангелия и Библии; сборники духовных песен были отобраны, тексты с цитатами из Евангелия были порваны при обыске... Вместе с закрытием молитвенных помещений имущество, находящиеся в них было отобрано и передано в пользование Евангельских Христиан, входящих во Всесоюзный Совет (помещение по Вузовскому пер.), выражающееся в скамьях, столах, кафедрах, шкафах, фисгармониях, посуде и проч., а также туда была передана отобранная у Общины духовная литература». Когда у церкви отняли четыре помещения, она разделились на малые группы, собираясь тайно по квартирам. Многие квартиры христиан стали молитвенными домами, сёстры несли духовное попечение о новообращенных. Рассеявшись, верующие малыми группами продолжали проводить служения, исполняя заповедь Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18, 20). 1930-е годы: «СОЗДАН БЛОК» Судить о географии и о масштабах Красноворотского движения можно по обвинительному заключению 1939 г., в котором написано: «К/р группировка объединяла всех сектантов: баптистов, евангелистов, красноворотцев, между которыми был создан блок. Созданные нелегальные сектантские ячейки не подчинялись центру, разворачивая сектантскую работу в других районах». На фоне процесса разделения в 20—30-х годах, шёл процесс объединения верных Божьих детей. Исключённые из общин, лишённые возможности участия в вечере Господней объединялись для молитв, чтения Евангелия, заботились о ссыльных, оказывали всестороннюю помощь узникам и их семьям, ободряли друг друга. МУЧЕННИКИ В 30-х годах узниками стало большинство ревностных членов церкви. Меч атеизма не щадил мужчин и женщин, юношей и старцев. СТАТИСТИКА: С 1924 по 1939 гг. репрессировано 117 чел., из них: приговорены к расстрелу — 19 чел.; умерли в лагерях — 18 чел.; высланы «на вечное поселение» — 15 чел.; общий срок в лагерях (ИТЛ) — 391 год; общий срок в ссылке — 171 год. Как сформулированы в Обвинительных заключениях их «преступления»?
Каждый пункт обвинения — это в точности исполненные заповеди Христа. ВАЛЯСТОВА Анна Михайловна. Вдумайтесь в архивную справку о ней:
Он протянул руку помощи узникам Христовым в СССР Фербер Макс Робертович (1899 - 1950 гг.) 1921 г. – М. Фербер принят в Москве членом красноворотской общины ЕХ; 1925 г. - женился на христианке Ольге Петровне, в их семье родилось четверо детей; 1933 г. - по решению СПО ГУГБ НКВД лишен права проживать в СССР. Переселение в Германию; 1934 г. - в Берлине член русской общины ЕХБ; 1935-1940 гг. - сотрудник миссии «Свет на Востоке». Семьям узников в СССР ежемесячно направлял 200 продуктовых посылки через Советское торговое представительство в Берлине, посылал деньги через «Торгсин»; 28 августа 1948 г. - тайно похищен агентами НКВД на центральной почте г. Берлина и арестован; 29 августа 1949 г. - осуждён к 25 годам лагерей Военным Трибуналом гарнизона Советского сектора оккупации г. Берлина; 24 мая 1950 г. - умер в тюремном госпитале Берлина «от остановки сердца» на 51 году жизни; 1991 г.- посмертно реабилитирован. СПИСОК РАССТРЕЛЯННЫХ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ: Краутман Либа Яновна, 1898 – 1937 гг. Умерла в 39 лет Фатеев Степан Михайлович, 1882 – 1937 гг. пресвитер, умер в 55 лет Подлегаев Матвей Тимофеевич, 1893 – 1937 гг., умер в 44 года Зенкина Елизавета Ивановна, 1884 – 1937 гг. , умерла в 53 года Заруба Трофим Николаевич, 1875 – 1937 гг. , умер в 62 года Ратников Сергей Степанович, 1889 – 1937 гг. , умер в 48 лет Мухортов Иван Капитонович, 1875 – 1937 гг. , умер в 58 лет Александров Петр Александрович, 1879 – 1937 гг. , умер в 58 лет Зиновьев Алексей Михайлович, 1903 – 1937 гг. , умер в 34 года Терехин Никита Васильевич, 1885 – 1937 гг. пресвитер, умер в 52 года Шулятьев Алексей Степанович, 1883 – 1937 гг. , умер в 54 года Батманов Иван Вартанович, 1887 – 1937 гг. , умер в 50 лет Бабкин Всеволод Степанович, 1914 – 1937 гг. , умер в 23 года Азаркин Макар Тихонович, 1879 – 1937 гг. , умер в 58 лет Дунаев Алексей Лукьянович, 1882 – 1937 гг. , умер в 55 лет Хромов Иван Платонович, 1894 – 1937 гг., , умер в 43 года Солдатов Василий Антонович, 1883 – 1937 гг. , умер в 54 года Саган Николай Антонович, 1898 – 1937 гг. , умер в 39 лет Гирчук Агафон Евстратьевич, 1885 – 1937 гг. , умер в 52 года Скворцов Василий Михайлович, 1989 – 1938 гг. , умер в лет Черяпкин Федор Васильевич, 1894 – 1937 гг. , умер в 43 года Картавов Степан Иванович, 1882 – 1937 гг. , умер в 55 лет Машков Иван Алексеевич, 1877 – 1937 гг. , умер в 41 лет Широков Иван Петрович, 1896 – 1938 гг. , умер в 42 лет Лебедев Павел Васильевич, 1906 – 1937 гг. , умер в 31 год Посмертно реабилитированы. |
Игорь Евгеньевич
Местный
|
Наследство верности Благодатью Божьей всегда сохранялся святой остаток: «Я сберегу остаток, будут у вас уцелевшие от меча» (Иез. 6, 8); «уцелевший... остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» (Ис. 37, 31). 2 апреля 1931 г. арестовали 16 членов церкви, среди них – К. П. Крючков. Ордер на арест подписан зам. Председателя ОГПУ - Генрихом Ягодой. 20 октября 1926 года в семье Константина Павловича и Александры Евдокимовны КРЮЧКОВЫХ родился сын Геннадий. В те дни (осенью 1926 года) на съездах братства ЕХБ узаконили позиции сотрудничества церкви с государством. Когда силы тьмы планировали уничтожить Церковь, любящий Бог дал жизнь Геннадию Константиновичу, которого Он избрал для Своего великого дела — стать вождём Божьего народа, сокрушать дьявольские твердыни, искоренять вековой грех сотрудничества церкви с государством и насаждать принципы независимого от мира служения Богу. 1962 г.: Справка уполномоченного о "красноворотцах": После 10 съезда ВСЕХ и 26 съезда баптистов, состоявшихся в 1926 году, из религиозных обществ в Москве выделилась группа… развернувшая активную деятельность среди единоверцев (...) Свое влияние «красноворотцы» распространяли на верующих других городов и областей Советского Союза(...) В последнее время Голев С. И. (Рязань), Крючков К. П. (Москва) и некоторые другие активно включились в работу «Инициативной группы». Крючков К. П. открыто заявил, что он полностью поддерживает все требования «Инициативной группы», что его сына Геннадия «сам Господь направил по этому пути, а по следам старшего идет и младший Юрий»... Крючков К. П. в беседах с уполномоченным Совета с особой гордостью подчеркивал, что его сыновья ревностно служат Отцу Небесному и не признают земной юдоли: «На них снизошла небесная благодать, чтобы прославлять имя Спасителя». Он не скрывал и своих пацифистских убеждений: «За это дело я сам пострадал в двадцатые годы. Может быть, и дети мои примут мученический венец в борьбе за чистоту церкви». Все это дает основание вынести следующее заключение: руководители «Инициативной группы» имеют корни из прошлого, пользуются наследием «красноворотцев». Уполномоченный СПДРК по Москве и Московской обл. — Е. Лишанков 9 августа 1962 г. Духовное наследство Красноворотского движения В чем главный итог юбилея? Ради каких духовных ценностей христиане в 30-е годы умирали, шли на смерть? Когда меньшинство становится побеждающим?
Церковь не имеет права ни на своих съездах, ни на членских собраниях принимать какие-либо решения: — по военному вопросу, — государственной политике, — избирательной системе, — социальным вопросам. Каждый христианин только как гражданин может самостоятельно формировать своё отношение к этим вопросам. Доклад В. М. Хорева 14.04.2013 в МЦ, Царицыно |
Александр Ст.
Местный
|
Игорь , не могу понять, сколько было членов в этой церкви? Изменено: BorisS, 01 мая 2013 - 07:26 |
vvooaz
Местный
|
это игра в преемственность? или реальная преемственность? как отличить одно от другого? или это просто дымовая завеса лозунгов? |
BorisS
Администратор
|
Игорь , не могу понять, сколько было членов в этой церкви? Александр Сташко |
BorisS
Администратор
|
Думаю это не одна только церковь. Знаю, что в Крыму были подобные решения, некоторые церквья ( по крайней мере одна это точно) еще до 60 годов вышла из состава союза по причине не принятия антихристианских постановлений.
|
Александр Ст.
Местный
|
Будьте повнимательнее с "анти"! ...не буду загонять в глухой угол, всё же брат в Господе! |
**Alex**
Администратор
|
Это дымовая завеса, чтобы задымить реальную преемственность, и показать игру в приимственность. ![]() |
BorisS
Администратор
|
Ну я бы так не сказал. Кстати все, кто захочет может взять на себя такую преемственность, не на словах только конечно. Мое личное мнение, что именно вот такие примеры были и предпосылкой возникновения движения в 60-тые годы. Ведь написав воззвание и успешно его распространив, это только пол дела. Нужно, что бы это послание нашло бы тех кто уже "ждал" вот такое послание. Если по простому, то группа братьев которые стояли в начале движения просто оформила то, что в многих сердцах "жило" но не находило правильного проявления. |
Александр Ст.
Местный
|
И пошло, особенно когда нас убрали, Движение оседлал Запад, а сестры - ГК. Форум евангельских христиан-баптистов - Роль баптизма в расколе ЕХБ |
vvooaz
Местный
|
ну вот брат А. сказал что ситуация прикольная брат Б. сказал что ситуация раскольная брат В. вспомнил как брат Г. говорил что такая ситуация в братстве повторяется циклически через каждые 10 лет и правда: на дворе 2013, прошло 10 лет от 2003, всё сходится так что если продлится жизнь, следующий 61 год повторится в 2023. брат Б. ещё может и застать если останется в братстве а если пойдёт за преёмственностью-2013 то уже не застанет... |