Наверх
Наверх

Ветхозаветное значение второй заповеди

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2

Кравченко Сергей

Местный
подробнее
У меня возник вопрос о ветхозаветном значении второй заповеди:
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, и казывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня" (Исх.20:4,5)

Содержит ли эта заповедь вместе с поклонением, также запрет на изображения? Если да, то на какие изображения?

1. Изображения вообще?
2. Изображения духовных реалий (ангелов, духов и т.п.)?
3. Изображения только Бога?
4. Изображений идолов?

Как евреи понимали это? Если, кто знает что по этой теме, то пожайлуста выскажите свое мнение.

Карпицкий Виктор

Местный
подробнее
1. "Не делай себе кумира..." - сердце человека не должно быть привязано к чему либо вообще. Почему нельзя делать кумира?
2. "...и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;" - человек желает иметь образ того к чему привязалось его сердце, он желает видить это постоянно перед своим взором. Почему нельзя делать изображения?
3. "...не поклоняйся им и не служи им,..." - И вот в конечном итоге человек духотворит тот образ, им же самим возведенный до состояния божества. Почему нельзя поклонятся чему-то?

Почему нельзя делать кумира?
Почему нельзя делать изображения?
Почему нельзя поклонятся чему-то?
Ответ на все эти "почему" думаю простой:

"...ибо Я Господь, Бог твой,..."

Первое, все что приписывается всякого рода божествам чаще всего не риально, не существуящеет - 1Кор. 8:4 "...мы знаем, что идол в мире ничто,..."
Второе, если это что-то и сущесвует реально, как-то солнце, луна, духи, в любом случае их божественость не риальна, это вымысел.
Но вымысел не безобидный - полное отрицание реального, истинного Бога и отказ исполнять волю Создателя, свое предназначение.
1Кор. 8:4 "...и что нет иного Бога, кроме Единого."
Поэтому Бог и говорит далее:
"...Я...Бог ревнитель, и наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня" (Исх.20:4,5)

Думаю не стоит описывать, как поступает человел, когда что сделаннное его руками, становится не пригодным для исполнения той функции, для которой оно задумывалось.

Ис 42:8 <b><u>Я Господь, это–Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.</u></b>

K I E

Местный
подробнее
Я думаю, что запрещено изображение, служащее для поклонения ему. А просто изображение чего-то не запрещено.

Кравченко Сергей

Местный
подробнее
"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона." (Иак.2:10,11)

Из этих слов можно сделать вывод, что если я не поклоняюсь изображениям но делаю их, то я нарушаю всю заповедь и следовательно весь закон. Ибо Тот Кто сказал не поклоняйся, также сказал и не сотвори.
Если б небыло запрета на изображения, было бы просто сказано "не поклоняйся", но почему то написано и "не сотвори"

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Речь идет не об изображениях вообще (иначе запретить нужно было бы все искусство), а именно изваяний (статуй, идолов) и изображений (рисунков) с целью поклоения. Четвертый стих 20-й главы можно перевести так: "Не делайте себе никаких идолов, изображающих то ли птиц, то ли животных, то ли рыб". (Так, например, в The Living Bible, New Living Translation, The Message, а также в новом русском переводе РБО.)

подробнее

"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона." (Иак.2:10,11)
Из этих слов можно сделать вывод, что если я не поклоняюсь изображениям но делаю их, то я нарушаю всю заповедь и следовательно весь закон. Ибо Тот Кто сказал не поклоняйся, также сказал и не сотвори.
Если б небыло запрета на изображения, было бы просто сказано "не поклоняйся", <b>но почему то написано и "не сотвори"</b>

Я что-то запутался в местах.
Будьте добры пожалуста приведите пару стихов, где конкретно говориться о Вашем утверждении <b><u>но почему то написано и "не сотвори</u>"</b>

подробнее

"<b>Не делай себе кумира и никакого изображения </b>того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; <b>не поклоняйся им и не служи им</b>, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, и казывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня" (Исх.20:4,5)

Содержит ли эта заповедь вместе с поклонением, также запрет на изображения?

Я так понимаю, что надо всё предложение читать вместе, а не отдельные слова. В приведённом стихе я выделил, по моему мнению, главную мысль написанного места, где <u>конкретно говорится почему не делай</u> т.е. <b>не поклоняйся им и не служи им</b>. Конкретно и ясно и без всяких комментариев.

Кравченко Сергей

Местный
подробнее

Будьте добры пожалуста приведите пару стихов, где конкретно говориться о Вашем утверждении <b><u>но почему то написано и "не сотвори</u>"</b>


я имел ввиду "не делай", это тоже самое что "не сотвори", если конечно я не ошибаюсь.

подробнее

я имел ввиду "не делай", это тоже самое что "не сотвори", если конечно я не ошибаюсь.

Серёжа, ну я это спросил только лишь для напоминания в правильности цитирования Священного Писания. Ка Вы уже увидели из моего следующего сообщения, то в самом том стихе содержится ответ.

Просто мы иногда и очень часто вырываем отрывочные фразы и строим целые трактаты комментируя те или иные слова в Библии не обращая внимания на контекст главы или всей какой либо книги.

Считайте, что мы уже прошлись по этому месту несколько раз и поняли смысл задаваемого вопроса. Бсех Вам благ.

С любовью, брат Костя.

Кравченко Сергей

Местный
подробнее
Выходит вторая заповедь <b>в ветхозаветном значении </b>не запрещает изображения вообще, но есть запрет на делание изображения для поклонения.

Но как различить просто изображение от изображения для поклонения? Ведь по внешнему виду нет различия. И любое простое и благое изображение может в любой момент стать идолом, пример тому медный змей. Значит евреи в ветхозаветное время могли спокойно делать изображения тельцов, ангелов и украшать ими свои дома, если они не поклонялись им? Или все-таки были какие-то ограничения, и в чем они заключались?

Были изображения которые Бог Сам повелел сделать, херувимов, медного змея и т.д. это можно понять как исключение из правил. Также как повеление убивать мужчин, женщин и детей язычников, вопреки заповеди "не убей".

doctor_

Новичок
подробнее

Но как различить просто изображение от изображения для поклонения? Ведь по внешнему виду нет различия. И любое простое и благое изображение может в любой момент стать идолом, пример тому медный змей


А так и различали: начинает народ поклоняться - в печку его! Не народ, то есть, а идола! :wink:

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Да, все дело в цели изображения. Хотя, действительно, в домах у иудеев по сей день сохраняется строжайшая осторожность к изображениям. Но это скорее от правила "ограды", а не закона. (Принцип ограды можно пояснить так. Заповедь очерчивает пропасть греха, в которую можно упасть. Но для того, чтобы даже на краю пропасти, не дай Бог, не оказаться, нужна ограда, т.е. правила, которые не позволят даже близко подойти к этой пропасти. С одной стороны, такие правила могут быть полезными; с другой, они - основа законничества и фарисейства.)
А насчет изображений для поклонения, мне кажется, хорошей иллюстрацией служит история с иконами в православии. Первоначально ведь идея была очень хорошая - тем, кто не умеет читать (а такого народу было большинство), представить Евангелие в картинках. И во что это превратилось? К сожалению, как бы не пытались выгородить это православные богословы, - в самое настоящее идолопоклонство.
То есть, икона - один и тот же предмет - может быть произведением религиозного искусства (в чем ничего плохого, по сути дела, нет), а может - самым настоящим идолом.

подробнее

Были изображения которые Бог Сам повелел сделать, херувимов, медного змея и т.д. это можно понять как исключение из правил. Также как повеление убивать мужчин, женщин и детей язычников, вопреки заповеди "не убей".

Здесь в этих ветхозаветних вопросах я подошел бы ОЧЕНЬ осторожно.

Дело в том, что не нужно рассматривать ветхозаветнюю историю израильского народа именно в том ключе, что ВСЁ там было по повелению Бога. Для этого мы и имеем эти Писания на которых Господь показывает, как избранный народ Божий и отдельные личности уклонялись от Его пути.

Нужно, я лично уверен, очень осторожно подходить к похождениям под предводительством Моисея, где он давал советы от имени Бога, а брат его Аарон позволял делать народу совсем другое. Где потом ппосле Моисея выбранный грамотный стратег и полковедец Иисус Навин вёл людей предлагая общественные и религиозные правила жизни прикрывая их именем Моисея и самого Бога. Даже просто можно присмотреться к тому факту, что Моисей записал слова в Книгу Закона и повелел от имени Бога ничего туда не добавлять, но потом мы видим, что Иисус Навин при определённых обстоятельствах туда стал дописывать добавления и поправки из-за конкретных ситуаций в народе.

Так что прошу к таким заявлениям относиться очень осторожно дабы не путать волю Божью и исполнение этой воли его народом.

подробнее

Но как различить просто изображение от изображения для поклонения?


К примеру, если Вы в своей какой либо литературе т.к. журналы, газеты, книги и т.п. имеете статьи с картинками, то эти изображения помогают Вам зрительно представлять картину событий в написанных статьях или расказах. Но если Вы, к примеру, прочитали статью и взяли приведённое там изображение в картинках для почитания, то это уже идолослужение.

Знаете, это очень болезненное психическое состояние человека, когда он после каких либо прочитанных мест из Библии начинает в страхе озираться на всё вокруг и подвергать сомнению своей близости с этим. Нужно помнить, что Господь наш Иисус Христом вместе с Отцом нашим Небесным не создали нас человеков для рабского поклонения СЕБЕ в страхе и ужасе. Да, мы должны предстоять в страхе и трепете перед Творцом Вселенной. Но я не думаю, что это должен быть животный страх раба подобно тому, как себя видят мусульмане не признавая спасительную роль Христа сына Его.

Кравченко Сергей

Местный
подробнее
Недавно познакомился с богобоязненным евреем, который жил по моисеевому закону и потом уверовал в Иисуса Христа. Вот его ответ на вопрос о ветзозаветном значении второй заповеди:

<b>Запрет на все. поголовно. без исключения. иконы, распятия, изображения святых, обереги, камеи, статуи, мощи (ужас) - все что МОЖЕТ быть предметом поклонения - запрещено. в любом случае, изображения Бога, Иисуса, Девы Марии, святых - идолы в прямом и переносном смысле. в иудаизме до сих пор не изображают Бога и ангелов. единственное изображение было на Ковчеге Завета, но никтоим не поклонялся и значения им, как изображениям Крувим (херувимов) никто не придавал.</b>



подробнее

Запрет на все. поголовно. без исключения. иконы... в иудаизме до сих пор не изображают Бога и ангелов.

Да и имя Бога не произносилось вслух полностью, а только Его значение или другое определени. Даже и сейчас можно встретить иудейские Писания в которых слово Господь пишется везде, как Г-дь.

K I E

Местный
подробнее
Запрет на изображения кстати, был хорошо доведен до абсурда мусульманами, у которых не было очень долго вообще никакого изобразительного искусства кроме арнаменталистики.

K I E

Местный
подробнее
Тертуллиан (III век), Об идолопоклонстве: «Величайшее злодеяние рода человеческого, злодеяние, заключающее в себе все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство. Хотя всякое преступление имеет собственное наименование и подвергается особому осуждению; но в преступлении идолопоклонства смешиваются все преступления вообще ….Идолопоклонство не иное что есть, как кража у Бога: оно отказывается от должных Ему почестей, и, воздавая их другому, к оскорблению прибавляет обман.

После сих смертных грехов, столь пагубных для спасения, есть множество других, которым приписывают различные имена, и которые не в совокупности со всеми своими условиями находятся в грехе идолопоклонства. Он заключает в себе всякого рода похотения настоящего века, потому что достоинство язычества было бы ничтожно без пышности и суетного великолепия богослужения его. Он заключает в себе всевозможные нечистые пожелания и упоения, потому что торжества служат только предлогом к удовлетворению самых грубых услаждений. Он заключает в себе явную несправедливость, потому что ничто столько не несправедливо, как учение, не признающее Виновника всякой справедливости. Он заключает в себе ложь, потому что все его учение ложно. Все преступления оскорбляют Бога; но все то, что Его ни оскорбляет, должно приписано быть демонам и нечистым духам, которых представляют идолы. Итак кто грешит, тот участвует в идолопоклонстве, потому что делает то, что свойственно идолопоклонникам.

А как идолопоклонство есть источник всякой неправды: то нам необходимо нужно запастись всяким оружием против великости и обширности идолопоклонства, которое, как известно, простирается не на одни наружные дела.

Таким образом, можно считать источником идолопоклонства всякое искусство, производящее идола, какого бы то рода ни было. Нет нужды, выходит ли изображение из рук скульптора, гравера или швеи, составлено ли оно из гипса, красок, камня, бронзы, серебра или тканей. И как, идолопоклонствовать можно даже и без идолов: то, когда изображение уже существует, о чем тут хлопотать, какого оно рода и формы, и из какого материала сделано? Следовательно, не надобно полагать, чтоб идолами надлежало именовать единственно статуи, сделанные по образу человеческому. Чтобы быть вразумительнее, мы прибегнем к этимологии: форма, образ; есть уменьшительное, подобно как из формы составили мы формулу (по латыни). А потому всякую форму или формулу, то есть, всякое изображение большое или малое, надобно называть идолом. Стало быть, всякий труд, всякая услуга в пользу идола, есть служение ему, есть идолопоклонство. Стало быть, и всякой фабрикант, делающий сего рода изображения, участвует во грехе идолопоклонства, разве бы кто вздумал утверждать, что Израильтяне не были идолопоклонниками потому только, что сделали себе изображение тельца, а не человека.

Изображение или кумир делается для того, чтобы покланяться ему. Надлежит запрещать делать его потому собственно, что не дозволено воздавать ему богослужения. Вот почему для искоренения идолопоклонства в божественном писании сказано: не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20,4). Закон сей совершенно воспретил служителям Божиим производить подобные искусства. В самые древние времена мира седьмой от Адама Енох пророчествовал о сих искусствах, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие (Иуд. 1,14 и 15).Человек в заблуждении своем преклоняет колена перед всем, исключая Сотворившего все. Ремесленник, сделавший какой либо кумир или изображение, должен по-видимому ответствовать за всякое зло, причиняемое идолопоклонством. Пророк Исаия говорит: и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их (2,8). Царь Давид, объяснив, что все идолы суть творение рук человеческих, в заключение восклицает: подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них (Пс. 113,16). Что остается мне тут еще прибавить? Все священное Писание свидетельствует, что Бог решительно осудил и проклял не только покланяюшихся идолам, но и делателей их.

Вникнем, однако ж, еще несколько в различные предлоги, представляемые в оправдание свое сими художниками, которых по-настоящему не следовало бы принимать в недра церкви Божией. Обыкновенная их отговорка состоит в том, что иначе им жить нечем. Но что общего между Богом и тобою, когда ты хочешь жить по своей, а не по Его воле? Иные осмеливаются даже ссылаться на Апостольское предписание.

Иудеи однажды только простерли руки на Иисуса Христа; а сии люди раздирают тело Его ежедневно. Надлежало бы отрезать святотатственные их руки, дабы показать сим злочестивцам, суетно ли слово, произнесенное Спасителем: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя (Мф. 5,30). Какие же руки более заслуживают быть усеченными, как не те, которые ежедневно навлекают соблазн на тело Христово.

При всем том мы должны надеяться, во всяком случае, на милосердие Божие, и молить Его непрестанно, чтобы нужды наши не сблизили вас с пределами идолопоклонства. Станем паче всего удаляться от испарений сей заразы не только в тех вещах, о которых мы пред сим говорили, но и во всех оттенках человеческого суеверия, во всяком роде богослужения, воздаваемого богам, мертвецам, царям. Все это принадлежит духам нечистым, обряды ли то, или жертвоприношения, или же зрелища.

Если языческие торжества и празднества происходят от суеверия: то зачем ты, будучи чужд сего последнего, участвуешь в них и к ним приноравливаешься, как будто бы ты обязан был именно в тот день уплатить то, что должен, или получить то, что тебе следует? Поступи в сем случае так, как бы ты желал, чтобы с тобою поступлено было. Если ты оскверняешь свою совесть из угождения другому: то забываешь, что ты христианин, и допускаешь себя искушать и увлекать; если же соблазняешь ближнего своего: то ты не христианин. Все подобные извороты не помогут тебе избегнуть осуждения. С этой и другой стороны ты виновен в том, что постыдился Бога твоего. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк. 9,26).

Есть, однако ж, люди, полагающие, что позволительно поступать так, как поступают язычники, во избежание хулы и порицания.

Правду сказать, язычники гораздо нас основательнее. Они никогда никаких торжеств наших не отправляют, не празднуют ни воскресенья нашего, ни святой недели до четыредесятницы. Если бы они участвовали в сих праздниках, то имели бы общение с нами, и боялись бы казаться христианами. Мы напротив того нисколько не боимся, чтобы кто не счел нас язычниками. Если по легкомыслию вашему непременно уже нужны для вас праздники: то разве мало их у вас? У вас их более, чем у язычников. Языческие праздники происходят только один раз в год; а у вас воскресенье возобновляется через каждые семь дней. Пересчитайте все идолопоклоннические праздники в году, и вы увидите, что у них недостанет их для замена пятидесяти дней нашей пасхи.

…то вспомним, что всякое идолопоклонство начиналось с поклонения людям: язычники сами сознаются, что боги их были прежде люди. В идолопоклонстве осуждается собственно не тот или другой человек, но самое богослужение демонам.

Для нас могут в сем случае служить примером три вавилонские юноши, которые не смотря на то, что во всем прочем повиновались царю Навуходоносору, ослушались его, когда дело дошло до поклонения его образу, утверждая, что воздавать человеку почти божественные почести значит идолопоклонствовать. Также и Даниил ревностный слуга Дария, покорялся власти его до тех вор, пока не было опасности для его религии; при наступлении же ее пренебрег Дарьевых львов, как отроки пренебрегли огненную печь.

Среди столь бесчисленных подводных камней и утесов, корабль веры развертывает свои паруса и мчится, движимый Святым Духом. Он плавает безопасно, когда кормчими его суть благоразумие и ревность; но как скоро вы подымитесь выше борта, неизбежный вихрь идолопоклонства готов вас низвергнуть; каждая волна его смертельна, каждая пропасть его низводит в ад. – Кто же, скажете вы, может тут уберечься? – Лучше, если нужно, отказаться от мира. Лучше выйти из мира и остаться христианином, нежели жить в мире, чтобы впасть в идолопоклонство. Ничего нет легче, как избегнуть идолопоклонства, если только мы боимся его. Нет страшнее бедствия, как оставление Бога. Для сего Дух Святой усовершил, и так сказать упростил древний закон, дабы мы все старание свое обратили к удалению себя от идолопоклонства. Таков теперь закон наш: чем он проще, тем строже должны мы последовать ему, Он совершенно отделяет христиан от язычников. Его надлежит предлагать желающим вступить в нашу церковь. Ему должны изучаться допущенники (оглашенные), дабы прежде, нежели вступят, могли они размыслить и пребыть после твердыми в вере, или же отказались бы от нее искренно. Ной принял в ковчег свой ворона и коршуна, принял волка, собаку, тигра; но не принял идолопоклонства. Идолопоклонство не имеет в природе типа, (сродного себе образа): все, что не принято в ковчег, не должно быть принято и в Церковь.»

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Сергей, это - наглядная иллюстрация применения в иудаизмя принципа "ограды", о котором я писал раньше. То есть, "если написано - не вари козленка в молоке матери его, - то мы сделаем отдельно продукты молочные и мясные и запретим их совместное употребление".

Кравченко Сергей

Местный
подробнее
Тертуллиан написал "Об идолопоклонстве" когда уже был подвержен ереси монтанистов, которые запрещали любой вид исскуства, и это его мнение не о Ветхозаветном, а о Новозаветном значении второй заповеди. В Новом Завете нет запрета на изображения, поэтому даже в катехизисе католической и лютеранской церкви второй заповеди нет (к сожалению). А поклонение изображениям это уже нарушение первой заповеди: "...да не будет у тебя других богов пред лицем Моим." (Исх.20:2)

Все таки вторая заповедь в Ветхозаветном значении делает ударение на запрете изображений, потому что если нет изображения, то нет и поклонения ему. И сами бывшие служители Моисеева Закона говорят об этом.


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2