Наверх
Наверх

Воспитание чувства стыдливости

подробнее
Митрополит Владимир (Богоявленский), священномученик
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СТЫДЛИВОСТИ
В ряду добродетелей, которые должны быть присущи всякому благовоспитанному дитяти, не последнее, а одно из первых мест занимает чувство стыда, или стыдливость. Она требует особых забот и особенного внимания со стороны родителей, обязанных ее воспитывать в своих детях.
Чувство стыда, так же как и чувство истины, прирождено каждому ребенку. Задача родителей и воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить. При этом, христианские родители, заметьте и соблюдайте следующие правила:
1) Предохраняйте ваших малюток от всего, что растле­вает святое чувство стыдливости. Как часто и тяжко погрешают в этом отношении многие родители или по неблагоразумию, или по недостатку бдительности! Как часто можно наблюдать, что матери дозволяют своим малюткам на глазах подрастающих сестер и братьев оставаться в полунагом или совершенно обнаженном состоянии, не воспрещают им бегать не только дома, но и на улице в одной сорочке, дозволяют безнаказанно отправлять свои естественные потребности на улице, на глазах других, раз­деваться друг при друге во время купанья, при отходе ко сну, лежать в обнаженном виде на постели и т.п. Христи­анские родители! Допуская подобные поступки, вы тяжко согрешаете против детей ваших и вместо стыдливости раз­виваете в них чувство бесстыдства. Не смотрите на подоб­ные поступки как на невинные, но подвергайте ваших ма­люток строгим взысканиям, когда замечаете в их действи­ях что-либо бесстыдное. При этом нет, конечно, нужды входить в какие-либо многословные объяснения и настав­ления: это было бы совершенно излишне и могло бы при­нести скорее вред, чем пользу. В таких случаях довольно одного серьезного замечания, одного краткого предостережения. Если, например, малютка по глупости обнажит себя, то сейчас же прикрой его, не говоря ни слова. Если же более или менее взрослое дитя примет неприличное, противное чувству стыда положение, то скажи ему серь­езно: «Ах, как это дурно! Кто так делает? Вперед чтобы этого не было! Подумай, хорошо ли это? Ведь на тебя в таком виде смотрит Бог и святой Ангел Хранитель» — или что-либо подобное. Если после неоднократных тако­вых замечаний не последует исправления, тогда необходи­мо построже наказать его.
Когда родители будут поступать таким образом, тог­да у детей очень рано созреет убеждение, что всякое на­рушение стыдливости есть тяжкий грех, хотя бы это про­исходило без всякой дурной мысли. Напротив, если ро­дители оправдывают своих детей в тех случаях, когда они, хотя и бессознательно, нарушают и оскорбляют чув­ство стыдливости, говоря, что дитя этого еще не понима­ет, то у него скоро притупляется нежное нравственное чувство, а впоследствии это легко подвергнет его иску­шению впасть в грех, совершить преступление, так как оно давно уже привыкло и к нечистым взглядам, и к об­нажениям, и прикосновениям.
2) Второе правило гласит: остерегайся, чтобы тебе са­мому не быть причиною растления невинности твоих де­тей. Но каким образом родители могут быть таковою причиною? Различным образом.
Очень многие родители уже при рождении передают своим детям страсть к чувственности, наклонность к без­застенчивости как печальное и роковое наследство на це­лую жизнь. Именно: если родители с юности предавались чувственным удовольствиям, добрачное время провели в невоздержании и нецеломудрии, если они и в брачном со­стоянии переступают законную меру, не умея обуздывать свои плотские влечения, то подобная похотливость на­следственно переходит и на детей. Чувственные родители рождают и детей с наклонностью к чувственности. Пусть это крепко помнят как родители, так в особенности и юноши и девицы, имеющие вступить в супружество. Гре­хи юности родителей часто самым горьким образом отражаются и на детях. Далее, родители часто бывают винов­ны в растлении, порче детей и тем, что они слишком не­жат их. Дети, которые спят на слишком мягких и теплых пуховиках, долго по пробуждении остаются в постели, де­ти, которым дают слишком питательную и приправленную пряными веществами пищу или которых слишком рано приучают к употреблению спиртных, горячительных напитков, наконец, дети, которые остаются в праздности без всяких занятий, — находятся в большой опасности по­терять свою невинность и подпасть тайному греху юнос­ти. Праздность есть мать как всех вообще пороков, так в особенности нецеломудрия. Вот почему, если хотите вы, христианские родители, иметь детей стыдливых, целомуд­ренных, здоровых телом и душой, то старайтесь закалять их с самого раннего возраста, приучать их переносить жар и холод, и нужды и скорби, упражняйте их в труде и работе и предохраняйте их от изнеженности, ибо изне­женное и отучневшее тело представляет из себя плодонос­ную почву для порока и нецеломудрия. Наконец, очень многие родители бессознательно или сознательно бывают соблазнителями своих собственных детей своим неосто­рожным, а иногда даже беззастенчивым поведением. Сю­да принадлежат те, например, родители, которые на гла­зах своих детей совершенно свободно одеваются и разде­ваются, матери, которые недостаточно скромно и аккурат­но кормят грудью своих малюток, которые оставляют че­тырех- и пятилетних и более детей спать в одной с собою спальне, а иногда даже кладут на одну с собою постель; далее, родители, которые между собою или с другими в присутствии детей ведут нескромные двусмысленные раз­говоры, рассказывают соблазнительные происшествия, до­пускают нескромные, безнравственные шутки и остроты, в слишком грубых выражениях говорят о половых отно­шениях, слишком свободно держат себя в своем взаимном обращении и т.п. Ко всем родителям, которые таким об­разом ведут себя на глазах детей своих, вдвойне, даже втройне приложимы страшные слова Спасителя: кто со­блазнит единого из братии Моих меньших, верующих во имя Мое, тому лучше было бы, если бы жернов осельский повесили ему на шею и он потонул бы в пучине морской (Мф. 18, 6). Бойтесь же, христианские родители, навлечь на себя этот страшный приговор, избегайте в ваших раз­говорах, в вашем взаимном обращении, во всем вашем по­ведении всего того, что для ваших детей может служить камнем соблазна и претыкания, что может обращать их внимание на такие вещи, которых им лучше не знать. Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в совершенном неведении касательно половых отношений. Если же ваши дети сами спрашивают о такого рода пред­метах, то отвечайте осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины и не прибегая к обману и сказочным вы­думкам. Но при этом никогда не нужно внушать им, что очень грешно говорить о таких предметах с другими. Не­благоразумно наталкивать детей на такого рода вопросы, так как чрез это еще более разжигается их любопытство и они могут искать удовлетворения ему у других и ско­рее всего у своих товарищей; но само собою понятно, что гораздо лучше, если взрослое дитя узнает об этих вещах из уст благочестивых родителей, чем от легкомысленных или порочных товарищей.
3) Третье правило гласит: наблюдайте за малыми деть­ми, чтобы они не имели никакого повода соблазняться на нарушение целомудрия. И в этом случае на первом плане должен быть самый бдительный глаз за спальнями малю­ток. Устрояйте каждому из детей особую постель, если есть у вас для этого какая-нибудь возможность.
Если есть в доме прислуга, то родители тщательно должны следить за тем, чтобы она сознательно или несо­знательно не причинила детям никакого нравственного вреда. В особенности не следует допускать, чтобы дети подвержены были со стороны неразумных нянек или бонн щекотанию, что делается с целью заставить дитя поскорее заснуть.
Не держите, христианские родители, хотя бы ради ва­ших детей, ни слуг, ни служанок, которые ведут сомни­тельный или явно нецеломудренный образ жизни. Далее. Строже следите, чтобы в вашем доме не было ни книг, ни картин, которые по Своему содержанию вредны, и могут, если попадутся детям на глаза, подвергать опасности их невинность, осквернять чистоту их чувств и воображения. Само собой разумеется, что на вас же, родители, лежит обязанность следить за детьми и тогда, когда они быва­ют на уличных играх, и не дозволять им иметь общение с детьми испорченными, грубыми и неблаговоспитанными.
4) Четвертое, наконец, правило говорит: насаждай в сердцах детей твоих любовь к стыдливости и целомудрен­ной честности из религиозных оснований, а не из прили­чий только света. Если вы хотите воспитать в детях ва­ших стыдливость только потому, что вольное поведение может вредить им в глазах людей, то вы таким образом не воспитали бы и не насадили бы в сердцах их той ис­тинной чистоты, которая одна только угодна Богу. В этом случае ваши дети казались бы чистыми и невинными толь­ко пред лицем мира, но сердце их могло быть гнездом не­чистых страстей. Чтобы они были поистине чисты и не­винны, для этого вы должны научить их любить чистоту и невинность ради Бога и ради же Бога питать отвраще­ние к нечистоте и нецеломудрию, так как насколько при­ятна Богу добродетель целомудрия, настолько мерзок и отвратителен для Него порок нецеломудрия. Необходимо для этого постоянно указывать детям на глаз Бога, кото­рый видит все и сокровенное, проникает и в самые глу­бокие тайники сердца, пред Которым, следовательно, ни­что не может сокрыться и Который на каждый нецелому­дренный помысл, на каждое нечистое пожелание смотрит как на тяжкий грех. При этом полезно напомнить им о святом Ангеле Хранителе, который и днем и ночью вы­ну* присутствует при них и бдительно следит за ними, и если он заметит в их мыслях нечто нечистое, то он будет обвинителем их пред Богом. Страх пред вездеприсутстви-ем и всеведением Бога и постоянное памятование об Ан­геле Хранителе будут лучшими стражами невинности и це­ломудрия детей.
Вот каким образом надлежит воспитывать в детях свя­тое чувство стыдливости.
* Всегда

подробнее
Какие мысли будут по теме? Я нахожу эту статью во многом справедливой и мудрой.

K I E

Местный
подробнее
Рекомендации здравые, но идеальные... А в реальности - некогда родителям бывает... Отдадут в садик, школу, на улицу погулять, а там свои учителя и свои понятия... Трудно противостоять своим авторитетом улице... Ситуация еще более усугубляется, если дома телевизор... :cry:

Телипко Алексей Григорьевич

Местный
подробнее
Мне один брат так сказал: Бывало, что верующие переезжали с одного места на другое место жительства только ради того, что бы не потерять детей. Но что бы дети имели нормальную духовную среду. Хорошее общение... Я думаю, что действительно многим родителям надо задуматься как они воспитываеют своих детей..И что для родителей (а в общей сложности дл ядетей) действительно важнее - хорошая одежда, или здоровое духовгое состояние...
Это я думаю касается и поведения родителей в семье и при детях...

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Да, Алексей, так поступают многие. В этом (переезде) есть и свои плюсы, и минусы. Все же, как бы там ни было, но детей "в колбе" не выростишь, они однажды должны будут сами принять решение - следовать за Господом или идти дорогой этого мира. Дай Бог, чтобы выбрали они первое!
А телевизор действительно очень сильно может навредить детям. Это - одна из причин, по которой некоторые Богобоязненные семьи избавляются от него, даже если раньше и имели его.
Но, к сожалению, у многих преобладает пренебрежительное отношение к воспитанию и образованию своих детей, и родители пускают все "самотеком", заботясь, зачастую, лишь о материальной стороне жизни детей.
А статья, Феофил, очень хорошая. Дельные советы.

подробнее

А статья, Феофил, очень хорошая. Дельные советы.


Ну хорошо хоть на этот раз пришли к соласию. Слава Богу!

подробнее
Надо будет эту статью в раздел статьи поместить что ли.

Dudikoff Michael .

постоянный участник
подробнее
Рады видеть что у братьев ответ = 6 и по этому вопросу ( а не 8 )

Kochkarov Umid Erkaevich

Новичок
подробнее
Да, статья очень хорошая.

подробнее
Перенес тему в более доступный раздел.

Хубирьянц Владимир Владимирович

Администратор
подробнее
помести в статьи