ИДОЛЪ, КУМИРЪ (Исх. XX, 3, 4, Втор. IV, 16, Рим. II, 22, I Кор. VIII, 4, I Iоан. V, 22) - есть изображенiе какой либо твари небесной или земной, или въ водахъ живущей, которой вмѣсто Бога покланяются и служатъ. Вторая заповѣдь запрещаетъ покланяться идоламъ, какъ мнимымъ божествамъ или какъ изображенiямъ ложныхъ боговъ. Названiя идоловъ въ Еврейскомъ языкѣ различны и наиболѣе употребительныя суть слѣдующiя:
Елиламъ или суетность, ничтожество. Идолы назывались такъ, потому что истинные чтители Бога смотрѣли на нихъ, какъ на вещь, не имеющую никакого значения.
Елилъ (Исаiи LVII, 5) - ложные боги.
Гиллулимъ (Лев XXVI, 30 и др.) - обрубки, истуканы, пни.
Гевелъ или
Авенъ (Втор. XXXII, 21 и др. ) - тщета, пустота.
Хамманимъ (II Пар. XXXIV, 7) - быть можетъ изображенiе Ваал-Хамона, бога солнца.
Миѳлецеѳ (III Цар. XV, 13) - предметъ страха, ужаса, страшилище.
Шиккутцъ (II Пар. XV, 7) - мерзость языческая.
Семелъ (II Пар. XXXIII, 7, 15) - образъ, символъ, подобiе.
Терафимъ (Зах. X, 11) - изображенiя домашнихъ боговъ, подобныхъ пенатамъ у Римлянъ. Ихъ почитали виновниками домашняго счастiя и вопрошали, какъ оракуловъ (Суд. XVII, 5, Iез. XXI, 21 и др.).
© Архимандрит Никифор: «Библейская энциклопедия». Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1990 год, статья «Идол, кумир» (стр. 286) Идол, идолопоклонство и идолослужение. Идол -
то, пред чем преклоняются вместо Бога, вообще
все то, что отвлекает сердце от Бога; так любостяжание называется идолослужением: Кол. 3:5. Идолами Слово Божие называет также различные избранные и освященные предметы, истуканы или подобия, которым поклоняются и которых чтут; так говорится в Втор. 29:17 о мерзостях и о деревянных, каменных, серебряных и золотых кумирах египтян и других языческих народов. Это есть
идолослужение в грубой форме. Не менее заслуживает порицания и та более утонченная форма,
когда желают служить истинному Богу, почитая Его образ или подобие подобно тому, как израильтяне поклонялись Иегове перед изображением золотого тельца; о чем псалмопевец поет: «Сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану. И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря» (Пс. 105:19-22).
Идолослужение или, выражаясь другими словами,
забывание Бога, есть проклятие для человека.
... О внутреннем основании, сущности идолослужения Павел выражается достопамятными словами: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но
осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми,
обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку {sic!}, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили свои тела; они
заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари, вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1:21-25).
... когда греческие обычаи и богослужение распространилось по Востоку, среди евреев также возникла так называемая либеральная партия, которая поддалась языческим прелестям, и приняла языческое богослужение; дошло до того, что сирийскому царю Антиоху удалось разорить храм Господень и обратить его в храм Зевса Олимпийского. ... Кто не хотел служить идолам и есть свинину, кто обрезывал своих детей и соблюдал субботу в святости, - наказывался смертью.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Идол, идолопоклонство и идолослужение» (электронная версия) IV. Являлись ли идолами храмовые изображения? Иудейское святилище за время своего существования перестраивалось 4 раза:
• скиния Моисея;
• храм Соломона (с 1004 г. до 588 г. до н.э.);
• храм Зоровавеля (строительство начато в 534 г, закончено в 516 г. до н.э.);
• храм Ирода (реконструкция начата за 20 лет до н.э, полностью закончена в 64 г. н.э.);
Святилище всегда создавалось из дорогих пород дерева и драгоценных металлов, было богато украшено флористическими орнаментами, изображениями и фигурами зверей. В скинии Моисея и в храме Соломона также находились скульптуры херувимов. Являлись ли они предметом поклонения?
1. Какие изображения были в святилище? Вход закрывался ... ковром ... на котором были вытканы различные и самые разнообразные узоры, отнюдь, однако,
не напоминавшие изображений живых существ....
Чудно украшена многоразличными, самыми разнообразными изображениями цветов, какие только производит земля, и всякими другими узорами,
исключая изображения живых существ, была завеса, разделявшая обе части храма.
...
На крышке кивота были сооружены две фигуры; евреи называют их херувимами, и они имеют вид крылатых существ,
нисколько, однако, не похожих на те создания, которых видим мы летающими по воздуху. Моисей уверял, что он видел такие существа изображенными на троне Господа Бога.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §2-5 (электронная версия) - о скинии Моисея Внешний вид ветхозаветной скинии.
© Ростислав Волконский: «Энциклопедический атлас библейской истории». Издательство «Источник жизни», пос. Заокский Тульской обл., 2003 год (стр. 58) Расположение ритуальных предметов в ветхозаветной скинии.
© sorry... Как чудно-прекрасны были эти изображения херувимов, никто не сможет ни рассказать, ни представить себе.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §3 (электронная версия) - о храме Соломона На этих столбиках были сделаны рельефные изображения где льва, где вола, а где и орла. Такие же рельефные изображения, как и на средних колонках, имелись также на крайних столбах. ...
Между рельефными изображениями указанных львов и орлов выделялись также рельефные финиковые пальмы. Таков был характер означенных десяти подставок для сосудов.
...
Все это Соломон соорудил по возможности богаче и красивее в честь Господа Бога и не щадил ничего, стараясь лишь о том, чтобы со всяческим великолепием и по возможности достойнее украсить здание храма.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §§6-9 (электронная версия) - о храме Соломона При этом и раньше ему пришлось уже раз
согрешить и нарушить законоположение, а именно тогда, когда он велел соорудить изображения медных быков под жертвенною чашею - «морем» и фигуры львов у собственного своего трона:
ведь изображения эти были сооружены им вопреки точному запрещению закона.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 7, §5 (электронная версия) - о храме Соломона По роскоши и славе он не мог сравниться с первым храмом, ибо
в нем не было ковчега завета и, следовательно, также отсутствовала «шехина», как видимый знак божественного присутствия.
Святое Святых было пусто; на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день очищения.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Иерусалимский храм» (электронная версия) - о храме Зоровавеля О декоративном характере храмового убранства пишет Александр Мень (ниже)
2. Для каких целей создавалось убранство святилища? За входом же (во дворе) помещался медный большой сосуд на медном же подножии; из него священнослужители совершали
омовения рук и ног.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §2 (электронная версия) - о скинии Моисея После того как эти сосуды были наполнены водою, [царь] назначил «море»
для омовения рук и ног священников, входивших в храм и собиравшихся приступить к алтарю, тогда как целью умывальниц служило
обмывание внутренностей и конечностей животных, назначавшихся к жертве всесожжения.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §6 (электронная версия) - о храме Соломона