Наверх
Наверх

1Пет.3:18-20 - Христос проповедовал духам умерших?

Толегенов Марат Б.

Местный
подробнее
"потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды."
Вопрос: как правильно понимать это место?


Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Предлагаю размышления на эту тему из книги брата Вернера Гитта "А другие религии", изд-во CLV:
<i>"Этот текст относится к одному из самых трудных текстов Нового Завета. Поэтому мы хотим предложить его в различных переводах:
"Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным, ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись отводы" (1 Пет. 3,18-20).
1. Вступление: Вышеприведенный текст почти не был адаптирован, и все же он послужил поводом к множеству спекулятивных высказываний, далеко выходящих за рамки сказанного. В одном обозрении Юрген Куберски в щедрой манере представил пять различных истолкований. В нашем последующем истолковании нам бы хотелось придерживаться той же сдержанности, которую возлагает на нас текст. Трудность заключается в том, что к нему нет параллельных мест. Поэтому и для Лютера многое осталось окутанным мраком: "Это самый странный текст и мрачный стих Нового Завета, и мне трудно понять, что Св. Петр имеет здесь в виду".
Мы приходим к выводу, что в греческом оригинале слова "сошед" (пореутчеис), "проповедал" (екеерыхен) и "непокорным" (апеитчеесаин) выражены в грамматической форме аорист, то есть, речь здесь идет о мгновенном (точечном) действии, совершенном в прошлом. "Духи в темнице" суть духи умерших и находящихся в царстве смерти. По свидетельству Писания, они не являются пассивными существами или вовсе преданным забвению "ничем", но реально существуют и обладают способностью помнить (Лук. 16,28) и ощущать (Лук. 16,23-24). Хотим предложить истолкование, кажущееся отвечающим смыслу всего свидетельства Писания, а именно: во времена поколения людей потопа им проповедовал Дух Христов (1 Пет. 1,11).
2. Проповедь в Духе Христовом: Во время пребывания Господа Иисуса на земле, Сам Бог говорил с людьми, не используя в качестве посредника никого из людей. До и после Его пребывания на земле проповедь в "Духе Христовом" совершалась призванными для этого людьми. Так, уже ветхозаветные пророки были движимы Духом Христовым (1 Пет. 1,10-11), как и проповедники Евангелия после Его вознесения. К примеру, Христос не был лично у жителей Ефеса, и все же, "пришед, благовествовал мир вам" (Еф. 2,17). Христос сделал это через Апостола Павла, имевшего Духа Христова. Ученикам Иисус сказал: "Слушающий вас Меня слушает" (Лук. 10,16).
Таким же образом было проповедовано при их жизни и непокорным современникам Ноя. В продолжение 120 лет они слушали призыв к покаянию "проповедника праведности" (2 Пет. 2,5). В Ное жил и через Ноя действовал "Дух Христов" (1 Пет. 1,11); следовательно, через Ноя к покаянию призывал никто иной, как Христос. Несмотря на долготерпение, Божие люди оставались непокорными. Теперь они находятся в царстве мертвых и сберегаются суду, как и все безбожники (2 Пет. 2,3-6). Еще в раввинистском учении поколение людей, жившее до потопа, слыло всецело и окончательно погибшим. Раввины считали, что проповедь является одновременно и предложением спасения. Так как погибшие уже находятся под приговором, то допущение о том, что людям поколения потопа вновь проповедовалось, противоречило бы другим учениям Библии. Этот вывод подтверждается и следующим далее текстом из 1 Петра 4,5-6: "Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Пет. 4,5-6). И здесь мы видим грамматическую форму аорист, то есть, ныне мертвым в определенное время их жизни в прошлом была проповедана Благая Весть. Таким образом, в разобранных нами текстах ничего не говорится о том, что Евангелие будет проповедоваться мертвым сейчас, либо позднее. Для внесения ясности в вышеприведенный текст мы считаем важным обратить также внимание на следующий момент: Почему здесь упоминаются именно современники Ноя?
3. Поколение людей, живших до потопа как показательный пример для предостережения: Потоп часто упоминается в Новом Завете и служит знаменательным и предостерегающим примером. Во 2 Петра 2,4-7 противопоставляются проклятые и спасенные. Выделены три группы погибших:
- падшие ангелы
- первый мир
- жители Содома и Гоморры
После потопа спаслись только восемь душ, а из огненного суда обоих городов - только Лот и две его дочери. Эти события служат для нас серьезным уроком, а именно:
- Этим самым "показан пример будущим нечестивцам" (2 Пет. 2,6). Как Слово спасения, так и Слово осуждения Божьего обязательно исполняются.
- Эти примеры показывают, что Божьи суды имеют место даже тогда, когда спасается только меньшинство. Ничто не может помешать исполнению Божьего решения.
И Господь Иисус использовал ветхозаветные суды "во дни Ноя" (Лук. 17,26) и "во дни Лота" в качестве предупреждения о том, как будет во дни Его второго пришествия. Подобно современникам Ноя, перед вторым пришествием Иисуса люди так будут заняты обычными делами, такими, как "еда, питье, купля, продажа, женитьба", что, осуетившись, забудут о Боге. И о будущем суде сказано будет так же, как и об этих двух ситуациях: "...и погубил всех" (Лук. 17,27.29). Спасутся же только те, что устояли в вере. Так было во времена Ноя, так будет и в наше время.
В судах прошлого Бог особенно указывает на спасшихся. Так, к рассматриваемому нами тексту из 1 Петра 3,18-20 относится и следующий, 21 стих: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасет воскресением Иисуса Христа". Спасется лишь тот, кто отзовется на Божий призыв, кто проявит послушание и придет к месту спасения и прибежища. Тогда "от воды спаслись восемь душ". Бог распорядился построить ковчег для спасения от воды. Ковчег и вода являются здесь символами: ковчег - спасение, вода - смерть. Поэтому новозаветнее крещение "перекликается" с тем ветхозаветным событием. Тот, кто полностью отдастся Христу и примет крещение "во смерть Христову" (Рим. 6,3), тот спасется. Таким образом, текст из 1 Петра 3,18-20 приобретает следующий смысл: Новозаветнее крещение получает обоснованное отражение в событии спасения тех восьми душ от суда потопом.
4. Лжеучения: Известный учитель Библии Г. Хейкооп пишет о рассматриваемом нами тексте: "Вряд ли в Слове Божием найдется место, подобное этому стиху, которое бы так часто не вырывалось из контекста и которым бы так не злоупотребляли...В большинстве лжеучений из этого стиха сделали правило, будто бы Христос - в период между Своей смертью и воскресением, пока Его тело было погребено, - а может, и после Своего воскресения - будучи в человеческом духе, снизошел в преисподнюю и проповедовал там, по мнению некоторых (Дейтерн), засвидетельствовать погибшим о неминуемом предстоящем суде, а по мнению других - сообщить умершим верующим Весть о совершенном спасении. Но самым распространенным взглядом является тот, что Он заново проповедовал Евангелие неверующим, - причем, не только погибшим во время потопа - чтобы они могли спастись.
Если бы текст из 1 Петра 3,18-20 хотел указать нам на то, что в царстве мертвых еще проводится всеобщая проповедь, тогда там было бы написано: "И Христос проповедовал в темнице Евангелие духам, не слышавшим Слово Божьего при жизни", - или: "Христос проповедовал в темнице Евангелие духам, которые жили в Тире и Сидоне". В отличие от современников Ноя, среди последних не было проповедников. И богачу из Ев. от Луки 15,19-31, взывающему в царстве мертвых "отче Аврааме! умилосердись надо мною", ничего не сказано о том, что он еще услышит Благую Весть и будет иметь возможность принять решение и спастись. Напротив, его участь обоснована на том, каковы были его поступки при жизни на земле. Таким образом, причиной того, что особо упоминается поколение, жившее до потопа, является, опять же, основание, изложенное нами в пункте 3.
Подведем итог: Из обоих рассмотренных текстов (из Ефесянам 4,8-10 и 1 Петра 3,18-20) мы можем сделать следующее краткое заключение:
- В период между распятием на кресте и воскресением Христос также спустился в "преисподнюю" (Мат. 12,40; Рим. 10,7; Еф. 4,8-10). Библия ничего не говорит о какой-то Его деятельности там. Хотя в текстах из Кор. 15,55.57; Кол. 2,15 и Откр. 1,18 об этом и не говорится прямо, но из них можно было бы заключить, что там имело место всеобщее провозглашение победы Иисуса.
- Из скудных намеков, имеющихся в тексте, мы не можем сделать заключение о евангельской проповеди в царстве мертвых с целью спасения. Петр называет современников Ноя "непокорными". Это можно сказать только о людях, имевших некоторые познания о воле Божией. Бог долготерпелив. Им было дано необычно долгое время для обращения, но они ожесточились, а это усугубляет вину людей. У современников Ноя предупреждение Бога, как видимый символ, всегда было перед глазами: строительство ковчега. Они упорствовали долгое время (120 лет). Приговор Божий последовал только тогда, когда вследствие упорного нежелания покаяться исполнилась мера их грехов. Они упустили свой шанс.
- Мы присоединяемся к комментарию, помещенному в издании Библии Скоуфильда к 1 Петра 3,19: "Это означает, что Христос еще во времена Ветхого Завета посредством Святого Духа и через Ноя говорил с неспасенными людьми (1 Пет. 1,10-11), духи которых сейчас в темнице. Теория, будто Господь Иисус проповедовал неспасенным мертвым в царстве смерти после Своего распятия, предоставляя им еще одну возможность, нигде не подтверждается Писанием".
Если бы существовала возможность принятия решения по ту сторону смертной черты, то Библия явно не умолчала бы об этом важном факте. Библия, напротив, четко указывает на то, что мы только один раз проходим через эту жизнь, а затем следует суд: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9,27)."</i>
Книга помещена по адресу:
http://www.blagovest...books/00086.htm

подробнее
То то Вернер пишет похоже на ранне Христианское толкование этого текста. Ранние Христиане считали, что душа после смерти идет не напрямую на небо (как утверждали гностики), а идет в рай - на лоно Авраамово, где пребывает в блаженстве до судного дня, когда Христос придет и даст тело и возьмет верных на небеса.

Hetman Vadim Alexandrovich

Местный
подробнее
Влад, где гностики утверждали, что душа идет прямо на небо? Также, где, по-твоему, находится "лоно Авраамово", если туда отправляются души праведников и сегодня?

Иванов Владимир Леонидович

Местный
подробнее
Совершенно не согласен с трактовкой вышеприведенной книги.

Христос действительно был в преисподне о чем написано....

А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
(Еф.4:9,10)

При том проповедь не была призывной, а было объявлено освобождение сынам Божьим, не всем, только сынам, жившим до потопа, потому что их грехи были покрыты жертвой Христа...

.... проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
(Ис.61:1)...а те души которым Господь проповедал как раз и были в темнице...которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,(1Пет.3:19)

И почему автор решил что ковчег строился 120 лет?

подробнее
Неплохой анализ раннехристианского понимания этого вопроса есть у Давида Бюрсо. Я постараюсь выложить в ближайшее время.

Черепухин Александр Эдуардович

Пользователь
подробнее
"размышления мои побуждают меня отвечать", если позволите.
1Пет.3:21 "так и нас" + спасает нас ==> спасает их, речь о спасенных
"подобное сему образу крещение" ==> крещение их и нас чем-то похожи.
Это не о семье Ноя, спасшейся от воды.
Были те некогда непокорные (во время строительства), которые раскаялись, когда начался потоп, но, не имея уже возможности спастись физически, пережили смерть через погружение в воды потопа, чтобы затем принять спасение через воскресение Иисуса.
За 40 дней наводнения времени подумать было достаточно, если Господь не ожесточил сердца отступников. Другими местами Писания подтвердить не могу.

Иванов Владимир Леонидович

Местный
подробнее
Черепухин Александр согласен...

Зинченко Владимир Петрович

Местный
подробнее

"За 40 дней наводнения времени подумать было достаточно, если Господь не ожесточил сердца отступников.

Очень духовно логичная мысль. Она созвучна тем понятиям, что в период Великой скорби многие будут искать и найдут спасение перед лицом неизбежной катастрофы.
Правда, "Господь ожесточил" в данном контексте отдает кальвинизмом...