Почему же мы тогда только однажды преподаем крещение? Думаю, что все же здесь речь идет не о метаноя.
Покаяние восстанавливает человека в его предыдущем положении перед Богом, от которого он когда-то ушел. Поэтому еще раз заключать завет не нужно. Где-то я об этом читал, но не помню в какой книге, к сожалению.
Вас не затруднит дать определение покаянию как метаноя? Может быть даже из какого словаря?
Ну вот, например:
ОСОЗНАНИЕ ГРЕХА. Это момент, когда человек вдруг понимает свою личную греховность и ясно видит свою вину перед Святым Богом, что происходит от действия Духа Святого, о Котором Христос сказал, что Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:8). Если обличение достигает сердца человека, то он, как Петр, готов припасть к ногам Иисуса и сказать: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Осознание греха смиряет человека, он перестает позировать, защищать себя, а как мытарь, стоя вдали, не смеет даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13), или, как апостол Павел, признает себя из всех грешником не «самым достойным спасения», не «немножечко грешным» и не «негрешнее остальных», а самым первым грешником (1 Тим. 1:15). Часто без осознания себя грешником человек вообще не понимает, зачем ему нужно спасение. Для гордых и сильных людей очень труден этот этап, но в то же время он один еще не делает человека спасенным. Есть люди, которые осознают себя погибшими грешниками, но ничего при этом не делают для исправления ситуации, говоря равнодушно: «Да все мы, грешные, в аду будем, куда уж нам?» или находятся в состоянии депрессии, угнетенные осознанием своей вины.
ПОКАЯНИЕ. Это уже реальное усилие воли человека, который желает изменить свое погибельное состояние, когда «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Греческое слово «метаноиа», переводимое на русский язык как «покаяние», значит «изменение мышления», «передумывание», «раскаяние». Покаяние происходит тогда, когда человек меняет отношение к своим грехам: со снисходительности и лелеяния - на ненависть и отвращение. Кающийся печалится, что огорчал Бога своими делами и мыслями. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). Без покаяния нет спасения, поэтому все Писание снова и снова призывает: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30).
ИСПОВЕДАНИЕ. Когда человек кается, он называет и перечисляет перед Богом все свои грехи. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Греческое слово «хомологео», соответствующее слову «исповедание», значит «признаться», «согласиться», «говорить то же, что и Бог». Известно, что исповеданиями очень злоупотребляли священники некоторых конфессий, и поэтому люди часто боятся исповедоваться и в евангельско-баптистской церкви, однако назвать грехи необходимо прежде всего перед Богом. Исповедание грехов важно и для самого грешника, чтобы он мог честно признаться, что то или иное действие были не просто «ошибкой» или «слабостью», а именно грехом, о котором он жалеет и за который раскаивается. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего», - говорил псалмопевец Давид (Пс. 31:5).
ВЕРА. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Естественно, для спасения и для того, чтобы стать христианином, человек должен верить, что Бог есть и может простить и спасти нас. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6), поэтому очень странными бывают такие слова покаяния: «Господи, если Ты есть...». Конечно же Бог есть, Само имя Его есть Сущий (Исх. 3:14), Иегова, Яхве, то есть существующий вечно и дающий всему жизнь. Однако христианская, спасительная вера - это не просто признание существования Бога, потому что и «бесы веруют и трепещут», а полное доверие Богу, как, например, ребенок доверяет родителям, что папа с мамой знают все лучше и на них можно полагаться. Новозаветному утверждению «верую» соответствует часто употребляемое в Ветхом Завете слово «уповаю», которое больше передает состояние доверия человеком своей судьбы и себя самого Богу. Если мы верим тому, что говорит Библия, мы уже на пути к спасению. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Вера также включает в себя наше доверие утверждению Библии, что именно Иисус Христос - Бог и единственный наш личный Спаситель, умерший за наши грехи и воскресший из мертвых. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).
ОБРАЩЕНИЕ. Это сознательное отворачивание от зла и поворот к Богу. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19). Греческое слово «эпистрефо» значит «повернуться», «перевернуться», «возвратиться» или «обратиться». В книге Откровение 1:12 это же слово обозначает реальное физическое поворачивание головы или всего тела: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников». Подобно этому человек усилием воли отворачивается от прежней греховной жизни, и поворачивается лицом к совсем другому порядку своих мыслей и желаний, чтобы начать добровольно исполнять волю Божью. «Ибо сами они сказывают о нас... как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1 Фес. 1:9). Поворот этот неизбежно влияет и на изменение форм выражения себя в мире и на само поведение человека. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
ПРОЩЕНИЕ. Оно -- всецело действие благодати Божьей, освобождающей человека от его грехов. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Прощение нельзя заработать, оно достается по вере во Христа даром, в ответ на нашу молитву покаяния и обращение. «Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18). Греческое слово «афиеми» значит «прощение», «отослать грехи», «отбросить», «отпустить». «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» -- пел Давид (Пс. 31:1--2). Прощение -- это величайшее счастье, возможное только через Христа, о Котором «все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
ОПРАВДАНИЕ. Господь Бог является Судьей этого мира, и благодаря жертве Иисуса Христа, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 4:25--5:1). Оправдание -- это своего рода юридический акт, выносимый Судьей-Богом грешнику, который признается невиновным, потому что справедливость восстановлена благодаря тому, что наказание наше понес Иисус Христос, не знающий греха, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25--26). Праведность Христа и Его совершенство засчитываются верующему. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
ВОЗРОЖДЕНИЕ или рождение свыше. Это творческое действие Бога, Который духовно обновляет верующего, как бы рождает его заново. «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Слово «анотен» значит «заново», «сверху». «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Бог «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Вечная жизнь даруется Богом людям через их духовное воскрешение. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, -- благодатью вы спасены, -- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4--6). «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В вечную жизнь возрожденный христианин вступает через Иисуса Христа и таким образом делается причастником жизни Самого Бога. Возрожденный должен «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Имея связь с Христом и живя в вере, человек имеет жизнь вечную, как сказано: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Духовной же смертью является отлучение и отпадение от Бога. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Без Христа нет нашей вечной жизни и нашего возрожденного состояния. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Не влезло всё...