Я тут ища информацию о СВОБОДЕ ВОЛИ и пытаясь понять, как это относится к Богу, пришел вот к каким выводам.
Свобода воли человека - это свобода выбирать между заповедями Божими и злом.
А Воля Божия - это НОРМА. это как бы мерило, заповеди.
Поэтому говорить о свободе воли Божией мне видиться не коректным, потому что Ему не нужно ограничивать свою природу, своей волей потому что Его природа ВСЕГДА направлена в согласии с Его волей, и соответственно наоборот. Поэтому, по моему мнению, Воля Бога не ограничивает Его природу, и Он не делает зла не потому что удерживает Себя своей Волей.
И еще мысли такие.
Если допустить, что Бог в определенное время ограничивает проявления своей природы своей волей, как предпологает брат Гололоб, то получается ,что Его природа стремится к чему то, что не совсем хорошо, ибо Его воля выбирает лучшее. Получается, что Воля Божия иногда стремится к тому, к чему не стремится Его природа. А это мне видиться весьма не свойственным Богу.
Прошу не забывать, что все же свободу воли, стараемся понять в категории человеческого существа, но понять СВОБОДУ в БОГЕ - думаю, тоже, что понять вездесущность Бога.
Еще краткие высказывания А.Осипова:
Понимание свободы имеет несколько смыслов. Здесь отметим три.
Первый – метафизическое ее измерение, когда под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы –
свобода воли, выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом выбора прежде всего, между добром и злом. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Макарий Египетский говорит: “
А ты создан по образу и подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет ... так свободен и ты”
[81]. “
Поэтому природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для благодати Божией, и для сопротивной силы. Но она не может быть приневоливаема”[82]. Классический афоризм отцов Церкви: “
Бог не может спасти нас без нас", - прекрасно выражает христианское понимание смысла и значения этой свободы.
Второе измерение свободы – социальное. Оно означает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. В этой области более всего возникает трудных вопросов, поскольку в обществе в соприкосновение приходит множество лиц, обладающих свободой воли. В целом - это проблема
внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире.
И
третье измерение свободы -
свобода духовная. Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой. Великой свободы достигают святые, очистившиеся от страстей
[83]. Относительной духовной свободой обладает каждый “обычный” человек (ср. Ин. 8;34). И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф.12; 31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли ее. Христианство, таким образом, идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает возможность существования какой-то абсолютной свободы ("
по ту сторону добра и зла") в человеке
[84]. Прот. Сергий Булгаков писал:
“Свобода [человека]
относительна... Она стоит и падает, преодолевается и превосходится на путях тварной жизни к ее обожению. Свобода не есть самостоятельная мощь в себе, и она есть немощь в своем противоположении Божеству”
[85]. Св. Исаак Сирин говорит: “
Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы”
[86].