По собственному опыту знаю, что основной трудностью в восприятии арминианской доктрины является недооценивание таких понятий как Общее Откровение и предварительная благодать. Именно посредством этих действий Божьих частично нейтрализуется влияние "первородного" греха на всех людей. Ниже я поделюсь своими соображениями на этот счет, хотя это тема весьма глубокая. Понятие «предварительная благодать» используется для описания всей деятельности Бога, направленной на
подготовку грешных людей к их обращению и принятию спасения (напр. Иов 41:3; Пс. 58:11; 78:8; 138:2-6). Этим она несколько отличается от «общей» благодати, которую признают и кальвинисты, но не относят ее к вопросу спасения. В полномочия «общей» благодати входит попечение о существовании самой вселенной и всех ее форм жизни (напр. Иов 36:25; Пс. 18:3-5), а также правовых и моральных устоев человеческого общества. В арминианской перспективе оба эти вида благодати сотрудничают друг с другом, так что их вполне можно отождествлять даже по названию. Поскольку Господь наш Иисус учил многим духовным вещам на примерах из земной жизни (напр. семя Слова Божьего падает на различную почву сердца человека), мы можем смело утверждать, что многие земные явления имеют духовные аналоги. Стало быть, Бог печется о земном существовании людей в тесной его связи с духовными вопросами. А коль мировой порядок был создан Богом с духовной целью, то он призван приводить к тому же и самих людей, хотя и частичным образом, из-за противодействия со стороны «первородного» греха.
В историческом плане периоду новозаветного спасения предшествовало два подготовительных периода: закона совести и закона Моисея. Каждый последующий из них содержал в себе сравнительно больше спасительной информации, обращенной к людям и состоящей в требовании покаяния и веры. Поскольку реакция конкретного человека в каждом из этих периодов зависела от степени доступности данной информации, эта реакция была различной – более или менее совершенной. Полнота Богооткровения явилась нам лишь в Иисусе Христе и Его священническом, пророческом и царском видах служения. Поскольку в элементарном своем виде даже закон совести предполагал необходимость получения прощения за грехи и обретения определенной силы для ведения моральной жизни, никто из людей не был лишен возможности спасения от его грехов, которая, конечно же, обеспечивалась лишь трудами Голгофской Жертвы (Рим. 5:18).
Библия определяет две области проявления Общего Откровения: внешнюю по отношению к человеческому существованию (Пс. 18:2; 94:10; 103:24, 30; 144:9, 15; Ис. 40:26; Деян. 13:17; Рим. 1:19-21; 1 Кор. 11:14; Евр. 2:6-8) и внутреннюю (Пс. 15:7; Еккл. 3:11; Ин. 1:9; Деян. 17:27; 23:1; 1 Ин. 3:20; Рим. 2:14-15; 8:16; 1 Кор. 10:29; 14:20; 2 Кор. 1:12; 5:11; 1 Тим. 1:5; 3:9; 2 Тим. 1:3; Евр. 13:18). Предварительная благодать ответственна за обеспечение правильного понимания всеми людьми истин Общего Откровения, а также осуществляет непринудительное внутреннее влечение этих людей к Богу (Пс. 18:2-7; 138:7-12; Еккл. 3:11; Мф. 5:46-47; 7:11; Ин. 1:9; 6:44-45; 16:8; Деян. 10:34-35; 14:17; 17:27-29; Рим. 1:19-21,32; 2:4, 9, 14-15, 27; 10:18; 2 Фес. 2:7).
Вместе они обеспечивают как возможность существования моральных и духовных (в рамках сказанного об этом в Рим. 1:19-20 и 2:14-15) ценностей людей, так и способность этих людей к самоопределению. Иными словами, человек с помощью Общего Откровения и предварительной благодати может не только существовать, но и действовать разумно, морально и духовно в доступных ему возможностях и пределах.
Таким образом, познанием воли Божьей, направленной ко всем без исключения людям, занято Общее Откровение, а внутреннее непринудительное воздействие (т.е. влияние, в отличие от принуждения) на них оказывает предварительная благодать. Основные признаки Общего Откровения, ответственного за богопознание, и связанной с ним предварительной благодати, ответственной за влияние на сознание людей: (1) ограниченность, (2) универсальность и (3) непринудительность.
Разумеется, Бог показывает людям Свою заботу о всем творении неспроста, а с определенной целью, хотя эта забота и выражена не всегда непосредственным образом. Библия утверждает о том, что Он делает это
для того, чтобы привести всех людей к покаянию (Иез. 18:23; Рим. 2:4; Деян. 17:30; 2 Пет. 3:9). И делает Он это
по той причине, что любит всех грешников, желая им спасения (Ин. 3:16; Рим. 10:12; 1 Тим. 2:4; Тит. 2:11). При этом Общее Откровение несет людям знания о духовной ответственности перед Творцом мира (Рим. 1:19-20) и моральной ответственности перед законом совести (Рим. 2:14-15), а предварительная благодать влияет на
слабые способности грешника каяться и верить таким образом, чтобы укрепить их и сделать непреклонными.
При этом ни Общее Откровение, ни предварительная благодать не посягает на авторитет Особого Откровения и оправдывающей благодати, а лишь только содействует им. Как выражался католический теолог Фома Аквинский, хотя человек и способен правильно воспринимать и реагировать на доступные ему знания о Боге, спасение зависит от более высоких истин, обретаемых через Особое Откровение. Если уточнить эту его мысль, то следует отметить, что грешник вполне адекватно воспринимает справедливость Божьих требований, представленных ему в ветхозаветный период, но испытывает определенные трудности в восприятии Божьей любви, явленной всем людям в Новом Завете. Преодолеть эти трудности и помогает предварительная благодать Бога, делая способным грешника правильно понять и ответить на безусловную любовь Божью, явленную всему человечеству во Христе Иисусе.
Желаю всем друзьям обильных Божьих благословений!
Изменено: Геннадий Гололоб, 15 октября 2011 - 07:04