Опубликовано 07 февраля 2012 - 08:43
Из интервью с Н. К. Величко (1999, ДХУ)
-Позиция пацифизма была общепринятой в баптистских церквах того времени, или это был вопрос личных убеждений?
Да, это было общепринятая линия, может быть она официально не выражалась в каких-то документах, но, во всяком случае, это была общепринятая точка зрения, что верующий не должен убивать и брать оружия.
-В вашем регионе верующие какой деноминации являлись большинством?
Больше православных.
-Какие отношения были между евангельскими верующими и православными?
Примерно такие отношения, как сейчас, повсеместные. Православные относятся с непониманием к баптистам, считая, что их вера, какая-то не их. И поскольку их образ отличается, они не пьют, не курят, не воруют, и т.д., поэтому, как и сейчас, так и тогда, особой разницы нет. Вражды такой особой не было, как обычно отношение между православными и баптистами. С их стороны была какая-то подозрительность, а баптисты, естественно, считают, что православные придерживаются не Евангелия, а человеческих установлений, и то оно и есть, как и сейчас.
-Создание Союза в 44-м году как-то отобразилось на поместных церквах?
Там в Белоруссии, естественно. Местные союзы были созданы еще до прихода Красной Армии, насколько я помню, это 43- 44 гг. Но когда пришла Красная Армия, возник пацифистский вопрос. И тогда союз ВСЕХБ занимал определенную патриотическую линию, и были специально по этому вопросу обращения, и эмиссары этого союза посещали места. Естественно, я тогда был малый и не знал всех этих деталей, но эта была разница подходов, потом проявилась, особенно сильно, по отношению вопроса регистрации. Когда власти потребовали, чтобы церкви зарегистрировались, и, так как этот вопрос сопровождался определенными требования, какие предлагались, регистрирующими органами, в то время некоторые общины, вернее пастора и, соответственно, общины отказывались от регистрации. В частности, я упомянул две церкви, ближайшие к нашему селу: церковь Завилевье, где был Сидор Сокович, она зарегистрировалась, а церковь в Толково, где другой Сокович был, она отказалась от регистрации. Соковичу из Толково дали большой срок тюремного заключения. Он был осужден и пробыл довольно много лет в лагерях и, в частности, он в одном из лагерей был вместе с братом Храповым пов, и многие другие, то он там был как бы духовным авторитетом, в лагере, и к нему обращались за советами. Такие процессы начали проходить.
-Назовите, пожалуйста, те причины, которые заставляли пасторов некоторых церквей отказываться от регистрации?
Причины в те, 40 годы, я непосредственно сам не мог воспринимать, я мог только потом слышать о этих причинах, поскольку законодательство, на основании которого происходила регистрация, было печально известное постановление ВЦИКСНК(?) от 8 апреля 29 года “О религиозных объединениях”. Это положение предусматривало запрет всякой миссионерской деятельности, работы с детьми, и т.д. И на основании этого закона церковь должна была вариться как-бы в собственном соку, но с другой стороны, она предусматривала вмешательство властей в каноническую деятельность церкви. И по этой причине братья, когда знакомились с законом, опасались регистрироваться, чтобы не сделать грех против Господа. И с этим связано, что часть братьев пошла в тюрьмы, отказываясь от такой регистрации. Те общины, которые зарегистрировались, так или иначе, их духовная жизнь проходила в таком замирающем стиле, поскольку запреты разные властей на посещение, или боязнь посещать богослужение со стороны жителей, православных, вело к тому, что постепенно церкви становились все более состоявшими из людей преклонного возраста, и, соответственно, исчезали, Я помню еще в те годы у нас, в Загельевской церкви, был прекрасный хор под руководством известного на настоящее время регента Бацука Сергея Андреевича, и была довольно большая группа молодежи, такие, среднего возраста хористов. Даже у нас, хотя мы считались принадлежащими к Загельевской церкви, но в тех селах на расстоянии 10 - 15 км, тоже был свой хор, но постепенно это все приходило в упадок.
-Этот процесс наблюдался уже в 40-е годы?
Да, 40-е, начало 50-х. Дело связано даже с экономической ситуацией. Это была очень бедная часть Белоруссии, и по этой причине многие стали уезжать в поисках более лучших мест. Некоторые уезжали на Украину, где можно было более зарабатывать, и постепенно часть людей выехала: часть на Украину, часть переехала в города, как Брест, и другие места. И постепенно сельские общины приходили в упадок.