Опубликовано 16 мая 2005 - 05:53
Но когда диавол ввел в мир фабрикантов статуй, изображений и
всякого рода призраков: то сия язва рода человеческого получила тело и имя, заимствованное от идолов. Таким образом, можно считать источником
идолопоклонства всякое искусство, производящее идола, какого бы то рода ни
было. Нет нужды, выходит ли изображение из рук скульптора, гравера или
швеи, составлено ли оно из гипса, красок, камня, бронзы, серебра или тканей. И как, идолопоклонствовать можно даже и без идолов: то, когда изображение уже существует, о чем тут хлопотать, какого оно рода и формы, и из какого материала сделано? Следовательно, не надобно полагать, чтоб идолами
надлежало именовать единственно статуи, сделанные по образу человеческому. Чтобы быть вразумительнее, мы прибегнем к этимологии: (???) значит по-гречески
форма, образ; (???) есть уменьшительное, подобно как из формы составили мы
формулу (по латыни). А потому всякую форму или формулу, то есть, всякое
изображение большое или малое, надобно называть идолом. Стало быть, всякий
труд, всякая услуга в пользу идола, есть служение ему, есть идолопоклонство. Стало быть, и всякой фабрикант, делающий сего рода изображения, участвует во
грехе идолопоклонства, разве бы кто вздумал утверждать, что Израильтяне не были идолопоклонниками потому только, что сделали себе изображение тельца, а не человека.
7 Бог равно запрещает и делать идолов и покланяться им. Изображение или кумир делается для того, чтобы покланяться ему. Надлежит запрещать делать его потому собственно, что не дозволено воздавать ему богослужения. Вот почему для искоренения идолопоклонства в божественном писании сказано: не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20,4). Закон сей совершенно воспретил служителям Божиим производить подобные искусства. В самые древние времена мира седьмой от Адама Енох пророчествовал о сих искусствах, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие (Иуд. 1,14 и 15).Человек в заблуждении своем преклоняет колена перед всем, исключая Сотворившего все. Ремесленник, сделавший какой либо кумир или изображение, должен по-видимому ответствовать за всякое зло, причиняемое идолопоклонством. Пророк Исаия говорит: и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их (2,8). Царь Давид, объяснив, что все идолы суть творение рук человеческих, в заключение восклицает: подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них (Пс. 113,16). Что остается мне тут еще прибавить? Все священное Писание свидетельствует, что Бог решительно осудил и проклял не только покланяюшихся идолам, но и делателей их. V.
(Тертуллиан / Об_идолопоклонстве 1:7)
(кстати заметим, что Тертулиан ясно говорит, что идол тоесть любое изображение духовных реалий сделанное для почитания и поклонения явлется идолом не потому что ему кто то поклоняется, а только по самой причине его создания для поклонения. )
А следующий отрывок как нельзя лучше обьясняет взгляд Древней Церкви на толкования Ветхого Завета об изображениях в которых она последовательно придержилась ТОГО же ОТКРОВЕНИЯ и ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ об изображениях.
Причем тут же Тертулиан обьясняет и все возможные вопросы, типа почему Бог запретил изображения а Моисей сделал Змею. Тут же ответ причем тот же который дают и не желающие жить в идолопоклонстве христиане:
8 Вникнем, однако ж, еще несколько в различные предлоги, представляемые в оправдание свое сими художниками, которых по-настоящему не следовало бы принимать в недра церкви Божией. Обыкновенная их отговорка состоит в том, что иначе им жить нечем. Но что общего между Богом и тобою, когда ты хочешь жить по своей, а не по Его воле? Иные осмеливаются даже ссылаться на Апостольское предписание: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7,20). Толкуя таким образом св. Писание, вышло бы, что каждый может пребывать и во грехе, в котором призван. Мы все находились во грехе, и Христос снизошел к нам для того, чтоб избавить нас от него. Другие основываются на том, что Он Сам подал нам пример питаться от труда рук Своих. Мне кажется, что держась буквально сего правила, и плуты и воры достают себе хлеб своими руками. Также и делатели фальшивой монеты работают конечно не ногами. Гаеры и плясуны равным образом действуют не только руками, но и всем телом своим. Неужели же допускать в общение с Церковью всех вообще трудящихся руками без разбора, несмотря на то, что иные работы Богом запрещены? Но против меня могут еще некоторые возразить; зачем же Моисей в пустыне сотворил змею медную? Ответствую. Изображения или кумиры, делаемые с особою и таинственною целью, составляют исключение из правила, но не уничтожают его. Впрочем, если мы станем опираться на это действие, чтоб извлечь из него довод против закона: то не впадем ли в тоже заблуждение, в каком находятся Маркиониты, приписывая подобно сим еретикам непостоянство всемогущему Богу и отвергая его неизменяемость под тем предлогом, якобы Он то повелевает, то запрещает одно и тоже? Мы лучше предположим, что сия медная змея, висевшая между небом и землею, была символом распятия на кресте Господа вашего, долженствовавшего избавить вас от разного рода змей, то есть, злых демонов, тогда как и самая форма ее представляла демона, имевшего претерпеть смерть. Или пускай кто-либо поученее меня представит другое о сем прообразе истолкование, имея в виду, как Апостол утверждает, что все это (то есть, происшествия ветхого завета) происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних дней (1 Кор. 10,11). Во всяком случае истинно то, что Бог, воспретивший общим Своим законом делать изображения или кумиры, Сам повелел по особому обстоятельству сотворить как бы один из кумиров, то есть, медную змею. Итак если ты хочешь последовать закону, то вот он: не сотвори кумира. Если же намерен опираться на медяную змею и возражать Моисею: то подобно ему для сделания кумира вопреки закона подожди, чтобы сам Бог дал тебе особое на то повеление.
(Тертуллиан / Об_идолопоклонстве 1:8)
Кстати вот тут косвенно можно увидеть, что во времена Тертулиана даже и думать не могли о том, что бы художник христианин рисовал какие либо иконы для церкви
тоесть такого "благого искусства" просто еще не было.
Если искусства роскоши необходимы: то много есть других способов выполнять их, не нарушая закона и не делая идолов. Штукатур может класть и смазывать стены, чинить кровли, очищать водоемы, наводить карнизы и всячески украшать дома, исключая приготовления кумиров и призраков. Живописец, скульптор или ваятель, могут производить разные принадлежащие к их искусствам веши, не столько затруднительные, как делание изображений или идолов. Рисовальщик столько же легко может нарисовать капитель колонны, как и фигуру кумира; делающими из липового дерева бога Марса, без затруднения может сделать шкаф.