Что и обращенные из язычников тоже шли в синагогу? И чем они там занимались?
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
(Деян.13:14-16)
Давид Стерн - автор еврейского перевода НЗ и комментария к нему - пишет:
"Боящийся Бога". Многие ученые считают, что греческое выражение "фобуменос тон теон" - это специальный термин, использовавшийся для описания язычников, которые присоединились к иудаизму, но предпочли не проходить процедуру формального обращения в эту религию, включающую всебя обрезание и публичное омовение (крещение прзелита). Такой класс язычников, известный в иудаизме как "прозелиты ворот", был довольно широко распространен в то время. Они были привлечены благородством еврейского поклонения и истиной о едином Боге, открывшем Себя в Библии, но по различным причинам не стали евреями.
При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников,
- вот здесь уже чистые прозелиты (прим. мое) -
последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
В СЛЕДУЮЩУЮ СУББОТУ почти весь город собрался слушать слово Божие.
(Деян.13:42-44)
И как вы думаете, куда собрались прозелиты и чтущие Бога? Правильно, в синагогу. Пришли они только для того, чтобы послушать Павла? некоторые - да. Но для основной массы это было прежде всего место и время богопоклонения. Поэтому вопрос "чем они там занимались" звучит... ну как сказать, чтобы не обидеть... Ну, короче, вы сами понимаете...
"Слушали слово Божие" - вот чем они там занимались!
До своего обращения на пути в Дамаск Савл соблюдал субботу и ходил в синагогу для ПОКЛОНЕНИЯ. И баптичты хотят, чтобы я поверил, будто после своего обращения Савл-Павел тут же или постепенно перестал соблюдать субботу, и если и заглядывал в синагогу, то только для проповеди о Христе. Но спрашивается, с какой стати? Что изменилось после того, как он уверовал? Разве он стал считать не обязательной любую из 10-ти заповедей?
Выдержки из книги «Узкий путь» Чарльза Николса (баптист):
«Изначально приняв вину Адама, мы затем усугубили ее, осознанно и по своей воле нарушая Божьи законы. Нарушение Божьих законов — это бунт против Бога. ЧТОБЫ ПОЛНЕЕ ПОНЯТЬ БОЖЬИ ЗАКОНЫ, ЛУЧШЕ ВСЕГО ОБРАТИТЬСЯ К ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ в Исходе 20:1-17.
Закон Божий регулирует не только внешние действия, но и внутренние мысли. В Нагорной проповеди Иисус объяснил, что в глазах Бога гнев в сердце равнозначен убийству, а похотливые мысли прелюбодеянию. Что вы думаете об этих требованиях Божьих законов? К какому выводу приходите, сравнивая свою жизнь с Божьими законами? Что, по вашему мнению, Богу следует делать с нарушителями Его законов?
Иаков сказал: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). НАРУШЕНИЕ ТОЛЬКО ОДНОГО ИЗ БОЖЬИХ ЗАКОНОВ, В МЫСЛЯХ ИЛИ ДЕЛАХ, ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВИНОВНЫМ В НАРУШЕНИИ ВСЕХ БОЖЬИХ ЗАКОНОВ. Мы все виновны первородным грехом Адама. Мы виновны в эгоистическом превозношении себя над Богом. И мы еще больше усугубляем вину, ежедневно нарушая Божьи законы. Наши сердца полностью развращены грехом. Наш грех действительно чрезвычайно велик».
«ПОРТРЕТ ОБМАНУТОГО
НЕЧЕСТИВОГО ЧЕЛОВЕКА
НЕЧЕСТИВЫЙ ГРЕШНИК ОТКРОВЕННО НАРУШАЕТ СВЯТОЙ ЗАКОН БОЖИЙ, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ — КАК ПЕРВУЮ ИХ ЧАСТЬ (КАСАТЕЛЬНО ОТНОШЕНИЙ С БОГОМ), ТАК И ВТОРУЮ (КАСАТЕЛЬНО ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ). Его философия жизни — «ешь, пей, веселись, потому что завтра ты умрешь». О таком человеке неоднократно говорит Писание. Он творит то, что в глазах Бога является злом, но, несмотря на это, уверен в собственной праведности, целостности своего сердца и в том, что Бог приемлет его. Несмотря на его хорошее мнение о себе, он — из тех, кто «несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий» (Тит. 3:3). Этот человек обманут любовью к самому себе и становится рабом любви к собственным порокам».
«ПОРТРЕТ ОБМАНУТОГО «КУЛЬТУРНОГО»
ИЛИ «МОРАЛЬНОГО» ЧЕЛОВЕКА
Обманутый «культурный» или «моральный» человек — это тот, кто ВНЕШНЕ СОБЛЮДАЕТ ВТОРУЮ ЧАСТЬ БОЖЬИХ ЗАПОВЕДЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, НО ЗАБЫВАЕТ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ. Томас Хукер описывает этого человека так: «внешне он справедлив, умерен, целомудрен, прилежен в делах, не обидит даже соседской собаки, расплачивается с каждым сполна и живет сам по себе; он не пьяница, не прелюбодей, не скандалист; он любит жить мирно и спокойно среди своих ближних». Его можно сравнить с богатым юношей из Нового Завета, которому сказал Христос: «Соблюди заповеди», на что юноша ответил: «Все это сохранил я от юности моей» (Мтф. 19:17 и 20).
Жизнь такого «культурного» или «морального» грешника характеризуется, с его собственной точки зрения, хорошими намерениями и справедливым отношением к людям. В своих делах он старается поступать не хуже большинства известных ему людей. Он полагается только на себя. Изменения в нем тоже происходят из его собственных желаний; добро, которое он творит — от него самого. Он контролирует свои низкие побуждения и видит моральное совершенствование в подчинении природной совести. Он — человек, «сделавший сам себя». Он не понимает, что Слово Божье осуждает его: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5)… Такой «моральный» человек считает, что, выполняя свой долг по отношению к другому человеку, он таким образом освобождается от своих обязанностей по отношению к Богу… Он измеряет свою праведность своими собственными неверными стандартами, не опираясь на Слово Божие, и поэтому прощает себе многие грехи, которые он совершает пред Богом и людьми, говоря, что совершает их из благих намерений. Он не понимает, что его поступки вовсе не производят такого большого впечатления на Бога. Господь поклялся наказать людей, утверждающих, что они невинны: «Вот, я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила» (Иер. 2:35)... Этот человек также сильно ошибается относительно того, как Закон Божий проявляется в осуждении грешников… Но Бог судит не по внешности. Моральный человек, для того, чтобы правильно оценить себя, должен применить святой Божий Закон к скрытым мыслям человека. Христос ясно говорит нам, что злобные мысли — это такой же грех, как и злые действия. «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:28)… Моралист гордится тем, что выполняет свои обязанности по отношению к другим людям (хоть и несовершенно), но не выполняет свои обязанности по отношению к Богу. Бог требует, чтобы люди поклонялись Ему в духе и в истине: чтобы люди молились, читали Слово Его, слушали проповедь Слова и СОБЛЮДАЛИ ЕГО СУББОТЫ [выделено мной]».
«ПОРТРЕТ ОБМАНУТОГО
РЕЛИГИОЗНОГО ЧЕЛОВЕКА
ОБМАНУТЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ЭТО ТОТ, КТО ВНЕШНЕ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ЗАПОВЕДЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПОКЛОНЕНИЮ БОГУ, но чьи внутренние мотивы религиозного поклонения основаны на любви к самому себе, возвышении себя, а не на славе Божией. Он честно бывает на многолюдных молитвенных собраниях, слушает Слово Божье, принимает крещение и причастие. Он может много знать о Слове Божьем, как законник, который говорил с Христом (Лк. 10:25-29). Он может поститься, как царь Ахав (3 Цар. 21:27), как и лицемеры времен Исаии постились (Ис. 58:3). Он может уважать проповедников Слова Божьего, как Саул уважал Самуила, и даже приглашать их в свой собственный дом (Лк. 14:1), но все же, несмотря на внешнее исполнение религиозных обязанностей, он обманут относительно своего собственного сердца… Религиозный человек аккуратно посещает церковь, молится, читает Библию, но его повиновение заповедям Божьим неполное, частичное. Он выбирает то, чему он повинуется. «Послушание лицемера всегда ограничено и неполно. Оно либо ограничивается теми заповедями, которые удобны ему самому, не мешают его благополучию, безопасности, чести, выгоде, удовольствиям и т.д., или же это послушание ограничивается исполнением внешней стороны заповедей и никогда не касается внутренней, духовной сущности этих заповедей»…
«Так и все люди в своем естественном состоянии — мятежники, восстающие против Бога, и, хотя они могут делать многое из того, чего требует Закон Божий, но не ради Бога и не ради Закона».
Напомню еще раз, что эти слова принадлежат отнюдь не АСД, а баптистскому автору. Конечно, под субботой он почему-то понимают воскресенье, но это уже другая тема.
Именно таким было богословие христианского мира на протяжении веков, особенно в эпоху Реформации. И лишь новомодные веяния современных либеральных богословов содержат посягательства на Закон Божий вообще, и 4-ю заповедь в частности.